Тибетский Буддизм: жизнь и путешествия в культуре Тибетского буддизма.
Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм. Альберт Эйнштейн.
На самом деле почему вдруг я за эти описания взялась?
А вот в июне 2024 года у нас собирается фототур Ладакх Озерный-1: Озера Ладакха + Танцы Цам в Хемисе и Сашикуле, который будет проходить по очень насыщенной программе и в рамках которого мы принимаем участие в двух буддийских мистериях - в Хемис Гуру Тсечу и в Сашикуль Густор, на озере Пангонг.
Мистерии очень разные, тур очень насыщенный, группа собирается со всех концов света и у меня нет уверенности, что для очень подробных рассказов будет достаточно времени.
Поэтому я решила написать коротенькую общую канву, чтобы участники фототура ориентировались в происходящем и понимали, что именно фотографируют.
Потому что просто яркие маски мистерий - ну, такое снимают все и имя им легион).
А вот осмысленных художественных фотографий - практически и нет.
И я всерьез уверена, что фотографировать в любой субкультуре возможно только тогда, когда понимаешь базовые ценности этой культуры, а не просто смотришь на красивое и яркое вокруг.
Коротенькая канва вполне ожидаемо переросла в три части.
Первая часть находится здесь:
Символическое значение танцев Цам буддийской мистерии Хемис Тсечу, Ладакх, 9 и 10 лунные дни.
Вот потихонечку подобралась к буддийской мистерии Хемис Гуру Цечу.
Почему потихонечку - впервые я посетила эту мистерию в 2011 году и была впечатлена в самые разные стороны:
- во-первых, это, наверное, самый шумный монастырский фестиваль в Ладакхе, Хемис Гонпа - очень большой монастырь и не просто большой, а еще и очень сильно раскрученный среди европейцев, что в свою очередь следствием имеет большое количество людей всех национальностей мира, а с другой - высокую коммерческую составляющую этого монастыря, например, в 2014 году входные билеты на мистерию с исполнением Танца Цам стоили 300 рупий.
Со временем, кстати, этот вопрос разрешился сам собой, монастырь Хемис сделал эту мистерию доступной для всех - и для местных, и для иностранцев.
- во-вторых, фотографировать там с непривычки было очень тяжело, давка невероятная, невероятное количество масок, невероятное количество лам и все все хотят увидеть. Местных тоже собирается невероятно много - в первый день даже на крыше мест нет в принципе...
- в третьих - огромное, информационное поле.
Информации и энергий столько, что в купе с человеческим фоном, это просто сносит, валит с ног, ну с непривычки.
При этом всего очень много и совершенно все не понятно - тоже с непривычки.
Именно поэтому пытаюсь, действительно - только поверхностно пытаюсь (!!!!) написать эту статью, чтобы как-то структурировать информацию по буддийской мистерии Хемис Гуру Тсечу.
Тело Манджушри, Лотосная речь, Ум Вишудхи, Качество нектара и Килая — это сверхмирские классы, тогда как Освобождающее колдовство материнских божеств, Проклятая жестокая мантра и Мирское поклонение — это мирские классы.
Читаем дальше....
Все наши туры, в не зависимости от их основной направленности, включают лекции, знакомящие с культурой тибетского буддизма.
Мы уверены, что понимание основ, базовых ценностей культуры Ладакха и тибетского буддизма в культуре Ладакха, значительно расширяет возможности наших гостей в восприятии того, что они видят вокруг себя, в чем живут, пусть и непродолжительное время, и в чем непосредственно участвуют.
И, хотя все мы - основной состав команды Проекта ФотоТур - являемся буддистами, мы никогда не говорим о буддизме как о религии, скорее как о философии восприятия мира, как о способе жизни в мире, как о возможностях взаимодействия с окружающей нас реальностью и людьми в ней.
Хотя, в буддизме реальность как таковая полностью отсутствует:
нет невозможных способов существования.
Итак в этой статье одна из моих отснятая на видео лекция для одной из наших групп про основы основ буддизма - Колесо Сансары.
И логичное продолжение предыдущей статьи про религиозные фестивали в Ладакхе - эта статья про буддийские мистерии в Занскаре.
Они очень другие, я бы сказала - кардинально другие, как, впрочем и сам буддизм в Занскаре.
Туризм, по счастью, добрался до этих мест в очень ограниченном варианте и именно здесь происходящие буддийские мистерии сохраняют некоторую безапелляционность действа, в том числе и даже на уровне окружающей природы - гремям громы, поднимаются ураганы, сияют радуги.
Королевство Занскар, оно такое).
Итак, о буддийских мистериях с исполнением Танца Цам в Занскаре....
Я осталась в Ладакхе из-за Танца Цам и Бордового Ущелья.
Так получилось, что мой первый приезд в Ладакх, и мой первый Танец Цам, на котором я присутствовала, совпал с первым Танцем Цам Его Святейшества Ринпоче Бакулы, на котором он сидел в кресле Учителя.
Учителю на тот момент было три года в этой 20-той реинкарнации.
Это была буддийская мистерия Сток Гуру Тсечу.
Запомнила я ее навсегда и была настолько потрясена почувствованным и увиденным, что практически моментально вернулась в Ладакх.
Возвращалась я путем наземным, через многие перевалы из Манали и Кейлонга, с большими приключениями и по размытым стихиями дорогам.
Одна из остановок наших произошла в Бордовом Ущелье:
в закатных лучах мы сидели в джипике и ждали когда военные расчистят дорогу, я смотрела вокруг, утыкаясь глазами в вертикальные бордовые стены и подумалось мне в тот момент: " я буду здесь жить".
Никаких особых поводов для столь оптимистичных мыслей у меня тогда не было, но получилось все именно так.
А теперь про буддийские мистерии с исполнением Танца Цам в Ладакхе.
В завершающий день фототура Тибет Озерный-1 2019 года мы, неожиданно для самих себя, попали на очень красивую Мандала Пуджу в буддийском монастыре Ламаюру Гонпа.
Мы сейчас в Ладакхе, интернет тут очень не-быстрый, заливать на ютуб пока возможности нет - поэтому залили сюда, на свой сайт.
Можно слушать, наслаждаться и скачивать).
Буддийский монастырь Басго Гонпа - невероятно красивое место, нереальное, завораживающее.
Сам монастырь - белые громадины гонп, зависшие посреди бордово-розовых горных массивов, фундаментом встраивающиеся в рыхлые горные породы.
И все это парит над одноименной деревней Басго.
Выглядит настолько нереально, что обычно все разбредаются по парку монастыря и бродят часами среди этой невероятной красоты.
Но в монастыре Басго, внутри, есть и не менее восхитительные древние росписи стен.
Подробнее...
Продолжение.
Второй день, часть 3: Джамсаран, Шава - Оба-Двое: Олень и Як, сыновья Хашин Хана, Белые Старцы.
После Жертвоприношения в этот день Танец Цам лился во Времени и Пространстве буквально как по маслу - скользил, летел, происходил, распространялся, заполняя-охватывая собой все.
Продолжение.
После утренней церемонии Жертвоприношения был небольшой перерыв, и начался собственно сам Танец Цам.
Вторая часть видео от 15 июля 2015 года включает в себя Махакала Танец, Танец Дзамбала и Гонкар и Танец Сенге Донгма и Макара.
Собственно все эти Танцы были и в первый день мистерии Карча Густор, но сегодня они происходят несколько по-другому.
Видео от Проекта ФотоТур: утренняя пуджа маленьких лам в монастыре Спитук (Петуб) Гонпа, Лех, Ладакх, 19 сентября 2014 года.
Так давно это было и быстро летит время, тогда мы очень много снимали видео, настолько много, что на остальное, как то - монтаж, сил и времени практически не оставалось).
Видимо, тогда было Время Съемки, теперь потихонечку наступает Время Осознания и мы потихонечку монтируем.
Смотрим?
Второй день буддийской мистерии Карча Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 15 июля 2015 года.
Часть 1: Жертвоприношение.
Жертвоприношение в тибетском буддизме - один из самых любопытных ритуалов:
в жертву приносят черного яка, черную лошадь, черного барана (козу) и черную собаку.
Надо ли говорить с каким нетерпением мы ждали этот день?)
Душа человека, увидевшего Танец Цам, просветляется.
В этой статье собраны все 9 фильмов-частей первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года.
При желании получить больше информации по какой-либо части - просто кликайте на ее название и на новой странице откроется подробное описание каждого фильма первого дня мистерии.
Или можно смотреть как один непрерывный фильм.
Девятый фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года: Завершающий Танец первого дня мистерии: Палдэн Лхамо, Чойжал и Шанаки.
Восьмой фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года: Танец Скелетов.
На самом деле не Скелеты, а Владыки Кладбищ или Цитипати.
У них очень много имен...
Самый динамичный и радостный Танец любой буддийской мистерии.
Седьмой фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года: прекраснейшая Палдэн Лхамо и великий Ямараджа Яб-Юм (Чойжал).
После перерыва на площадку монастыря Карши Гонпа вышли высшие просветленные представители тантрических миров тибетского буддизма.
Шестой фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года: Танец мирян (Хадаки) и Танец Черных Шляп.
Пятый фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года.
Шава - "Оба - Двое", Олень и Як, они действительно очень часто появляются в Танце Цам вместе, почему - расскажу позже.
Само название фильмика Шава+ означает, что после Танца Оленя и Яка будет небольшое продолжение.
Четвертый фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года.
Прекраснейшие Сенге Донгма и Макара.
Третий фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года.
Дзамбала и Гонкар.