2

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Календарь фототуров и туров
1100 $

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1157 $

Голубые Горы

20.02 — 5.03.2025 (14 дней)
1287 $

Невероятная Индия

5.03 — 16.03.2025 (12 дней/11 ночей)
1100 $

Май в Ладакхе

1.05 — 10.05.2025 (10 дней)
1200 USD
1742 USD
1450 $

Долина Спити

2.08 — 15.08.2025 (14 дней)
1414 $
1000 $

Тибет Озерный-2

17.08 — 26.08.2025 (10 дней)
1000 $

Вторая половина найдется тогда, когда наполнится первая. Не ищите себе полупустых половинок. Когда явится полная половина, сработает магнит души.

Карл Маркс

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Буддийская мистерия Хемис Цечу, Ладакх. Часть 2.

07.03.2024
Автор — Илона Крыжановская

На самом деле почему вдруг я за эти описания взялась?
А вот в июне 2024 года у нас собирается фототур Ладакх Озерный-1: Озера Ладакха + Танцы Цам в Хемисе и Сашикуле, который будет проходить по очень насыщенной программе и в рамках которого мы принимаем участие в двух буддийских мистериях - в Хемис Гуру Тсечу и в Сашикуль Густор, на озере Пангонг.
Мистерии очень разные, тур очень насыщенный, группа собирается со всех концов света и у меня нет уверенности, что для очень подробных рассказов будет достаточно времени.
Поэтому я решила написать коротенькую общую канву, чтобы участники фототура ориентировались в происходящем и понимали, что именно фотографируют.
Потому что просто яркие маски мистерий - ну, такое снимают все и имя им легион).
А вот осмысленных художественных фотографий - практически и нет.
И я всерьез уверена, что фотографировать в любой субкультуре возможно только тогда, когда понимаешь базовые ценности этой культуры, а не просто смотришь на красивое и яркое вокруг.
Коротенькая канва вполне ожидаемо переросла в три части.
Первая часть находится здесь:
Символическое значение танцев Цам буддийской мистерии Хемис Тсечу, Ладакх, 9 и 10 лунные дни.

А мы - приступим ко второй части...

Буддийская мистерия Хемис Цечу, Ладакх. Часть 2.

Итак, мы остановились на том, что все ушли на обед, обеденный перерыв, который длится ориентировочно около часа-полутора.
И начинает разворачиваться вторая часть мистерии 10-го лунного дня Хемис Тсечу.

1. Танец Цам Двенадцать Чжин Кён. Танец защитников Дхармы.
После умилостивления Гуру Падмасамбхавы происходит вторая по важности часть буддийской мистерии Хемис Цечу:
На первый танец после обеда приходят Чинг Кьонг, также известные как «Дхармапалы», которые, по сути, являются защитниками истины. 
Они защищают учение Будды, известное как «Дхарма», заботятся главным образом о защите Дхармы Будды и изгнании зла, чтобы Дхарма сохраняла свою непоколебимую силу перед лицом разрушительных сил и препятствий, встречающихся на ее пути.
Двенадцать Дхармапал, которым специально поручена задача защищать учение Будды, теперь появляются в своих разноцветных масках и с соответствующим оружием в руках. 
Они танцуют в экстазе, защищая учение Будды.
Главные фигуры этого Танца Цам - пара Чинг Кён, «Яб и Юм» (мужчина и женщина) с львиными мордами. 
За ними следуют восемь сверхъестественных духов и пара обезьян, которые работают агентами.

Танец Цам Двенадцать Чжин Кён. Танец защитников Дхармы. Хемис Цечу, Ладакх.

Кстати, каждый Танец Цам буддийской мистерии Хемис Тсечу начинается вот с таких звуков коротких труб-гонгов, и уже вслед за ними на площадку выходят действующие персонажи:



2. Ритуал Серкьем.
Главный учитель монастыря Хемис, известный как Ачарья или Лобпон, совершает обряд возлияния или подношения напитка, называемый Серкьем. 
Не надев никакой маски, он носит монашеское одеяние линии Друкпа Кагью тибетского буддизма, держа в руках колокол и метеоритную железную молнию.

Ритуал Серкьем, Хемис Тсечу, Ладакх.

Ритуал серкьем делается подношения защитникам или йидамам.
Для этого используется специальный сосуд из двух частей, нижней — в виде тарелки и верхней — в виде чашечки на высокой ножке.
Когда сосуд не используется, он стоит на алтаре таким образом, чтобы верхняя чашечка лежала поперек нижней тарелки.
Когда сосуд используется, верхняя чашечка ставится на тарелку и в нее наливается напиток.
Во время практики подношения защитникам или гневным йидамам (Ваджрайогини, Ваджракилайе) в верхнюю чашечку наливается крепкий чай или алкоголь, причем, наливается «с верхом», так чтобы жидкость переливалась в нижнюю тарелку.
Затем в верхнюю чашечку добавляются зерна риса или другая еду.
Подношение сопровождается благословляющей мантрой РАМ ЯМ КАМ ОМ А ХУМ. 

3. Танец Цам Четыре Гома (Хранители ворот по сторонам света).
Четверо хранителей Врат выходят на сцену, работая на благо живых существ, следующим образом:
Первый, белого цвета, охраняет восточные врата мандалы и держит крюк, ловящий злых духов, действующих против блага мира. 
Второй, желтого цвета, охраняет южные ворота и несет веревку, которая связывает всех злых духов вместе. 
Третий Гома красного цвета стоит у западных ворот мандалы и держит железную цепь, связывающую всех злых духов вместе. 
Наконец, четвертый привратник зеленого цвета охраняет северные ворота и звонит в колокол, который сводит злых существ с ума, так что они не могут сбежать.

Танец Цам Четыре Гома (Хранители ворот по сторонам света), Хмис Тсечу, Ладакх.

4. Танец Цам Турдага: Четыре лорда кладбищ.
Очень быстро из гонпы появляются четверо танцоров в белых масках, изображающих скелетонов с впалыми щеками, разинутыми ртами и торчащими клыкастыми зубами.
Вся площадка взрывается аплодисментами - этих герояв Танца Цам тут любят беспредельно.
При своем появлении на площадке, они горстями кидают в зрителей цампу, благославляя.
В прежние времена кидали пепел, а иногда и пепел, остающийся после сожжения усопших, напоминая что завтра может начаться не новый день, а новая жизнь.

Это - владыки кладбищ и могильников, носящие маски, изображающие человеческие черепа, и одежду, изображающую скелет, выполняют функцию вызова и заманивания злых сил, которые действуют против благополучия живых существ и Дхармы Будды. 
Они хозяева кладбища. 
Их задача — обнаружить зло и доставить этих злых и демонических сущностей к высшим божествам, которые обладают силой их уничтожить. 
Их тела покрыты красной тканью, на которой белыми прожилками изображены черепа и ребра.
Своим ликующим танцем они празднуют победу добра над злом.
Победа добра и добродетели над злом, как видно из предыдущих представлений, представляет собой мощный ритуал, который продолжается на протяжении всего фестиваля Хемис Цечу.

Танец Цам Турдага: Четыре лорда кладбищ, Хемис Цечу, Ладакх.

5. Танец Цам Пять Чемчог Херука.
По ступенькам спускается еще одна процессия танцоров. Это четыре Херуки , или гневные формы Будды. 
Эти формы танца Будды кладут конец злу. 

Танец Цам Пять Чемчог Херука, Хемис Цечу, Ладакх.

Они преобразуют отрицательные черты психики в чистый нектар просветления.
Есть зло, которое невозможно приручить и вывести на путь мирными средствами. 
Таким образом, появляется свирепая форма Гуру Падмасамбхавы, Чемчог Херука. 
Чемчог Херука уничтожает непреклонные злые силы жестокими и гневными средствами. 
Четыре Херуки красного цвета, а пятый - темно-коричневого, первый несет меч и бандху, следующие три - пурбу и бандху, а последний - колоду болезней и деревянную палку.
Пять гневных Гуру — это Будда Тод Тренг Цал (Будда), Падма Тод Тренг Цал (Лотос), Ваджра Тод Тренг Цал (Алмаз), Карма Тод Тренг Цал (Действие) и Ратна Тод Тренг Цал (Драгоценность).

Танец Цам Пять Чемчог Херука, Хемис Цечу, Ладакх.

6. Танец Цам Пять Цог Лен (Пять Дакини), положившего конец злу.
Входят пять божеств-танцоров в гротескных масках красного, белого, желтого, зеленого и коричневого цветов. 

Танец Цам Пять Цог Лен (Пять Дакини), Хемис Тсечу, Ладакх.

Один из них, ведущий, носит большую маску дьявола со свернутым языком и бивнями. 

Танец Цам Пять Цог Лен (Пять Дакини), Хемис Тсечу, Ладакх.

Входят монахи и протягивают окропляемое приношение, остальное кладут к открытому чучелу из теста. 

Танец Цам Пять Цог Лен (Пять Дакини), Хемис Тсечу, Ладакх.

Лидер в маске демона подходит к чучелу и разрезает его на две части. 
Сумма всего зла, демонов и дьяволов была уничтожена, их физические останки теперь превращены в нектар мудрости, и Цог Лен теперь предлагает этот нектар Дхармапалам, божествам-защитникам. 
Пять Цог Лен находятся в гневной форме: первый — красного цвета, второй — белого, третий — желтого, четвертый — снова красного и пятый — зеленого, все они несут пурбу и бандху.
Входят монахи и протягивают окропляемое приношение, остальное кладут к открытому чучелу из теста. 

Танец Цам Пять Цог Лен (Пять Дакини), Хемис Тсечу, Ладакх.

Лидер в маске демона подходит к чучелу и разрезает его на две части. 
Это означает окончательную смерть злого духа. 
Ламы монастыря удаляют остатки фигуры.

7. Танец Цам Десять великих джинов (герои и героини).
В заключительном эпизоде ​​мистерии Хемис Тсечу под барабанный бой появляются в масках пять героев, (саки), принадлежащих земле, и пятеро с небес (намкинг), демонстрируя свое торжество при уничтожении врага. 
Простые жители Ладакха называют их героями неба и земли. 
В заключительном акте тханка гуру откатывается под резонанс музыки.
Десять Великих Гингов бьют в маленькие барабаны и одновременно танцуют, чтобы отогнать энергии, которые могут нанести вред живым существам или Дхарме Будды. 
Они находятся в гневной форме, носят воинское знамя на голове и шкуру тигра на нижней части тела, а их маски желтого, коричневого, зеленого, синего и красного цвета. 
Это последний танец десятого лунного дня Хемис Цечу.

Танец Цам Десять великих джинов, Хемис Тсечу, Ладакх.

После предыдущего танца, около четырех часов дня, огромная священная тханка (свиток живописи), которую с утра разворачивали с крыши, с большой любовью складывается под резонирующую музыку ритуальных инструментов, на которых играют музыкальные монахи.
Второй день Хемис Цечу подходит к драматическому концу.

Буддийская мистерия Хемис Тсечу, Ладакх.

На этом заканчивается второй день буддийской мистерии Хемис Тсечу, происходит это обычно от 15.00 до 17.00 по времени.
___________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Третий день буддийской мистерии Хемис Тсечу, 11 лунный день 5-го лунного месяца.
Самый посещаемый день буддийской мистерии Хемис Цечу прошел вчера и сегодня людей в гонпе будет значительно меньше.
И сегодня можно приехать пораньше - часам к 8-ми и понаблюдать начало мистерии:
Юные буддийские мальчики дуют в раковины с крыш, а местные жители приходят и занимают свои любимые позиции на площадке.

Буддийская мистерия Хемис Тсечу, Ладакх.
Первый акт мистерии состоит в подготовке главного алтаря и сиденья для воплощенного ламы гонпы. 
Семь чашек, полных воды, зерна и тармы с маслом, остаются на месте. 

Буддийская мистерия Хемис Тсечу, Ладакх.
Церемония начинается с развертывания тханки из шелковых лоскутов великого ламы Ргьялсраса Мипхама Ринпоче, великого учителя и гуру, основавшего этот монастырь. 
Тханку разворачивают под музыку лам в желтых одеждах и красных шапках, которые стоят в ряд перед небольшим алтарем.
Итак, на обозрение выставляют святую и драгоценную Тханку, сделанную из отборного китайского шелка, великого святого Гьялсраса Мипхама Цеванга Ринпоче, который носит бороду и носит медитациюонную шапку школы ДрукПа Кагью. 
Раскрытие этой тханки происходит под громкую музыку ритуальных инструментов, на которых играют ламы монастыря. 
После этого священные танцы начинаются около десяти утра.

1. Танец Черных Шляп, Танец Цамчот.
Первый Танец Цам третьего дня Хемис Цечу традиционно начинается с устанавливая ограничения: Тринадцать танцоров в черной шляпе.
Этот вступительный танец аналогичен тому, который исполнялся накануне, и по тем же причинам:

Танец Черных Шляп, Танец Цамчот, Хемис Тсечу, Ладакх.

избавить это место от всех злых энергий и создать священную границу на территории монастыря, создав тем самым чистую и благоприятную обстановку для последующих церемоний. 
Разница лишь в том, что одежда, головные уборы, музыка и другие детали здесь еще более гневные, чем в предыдущий день.
Тринадцать танцоров выходят на арену выступления. 
Их возглавляют ламы, играющие на инструментах, и два хатука, исполняющие роль полицейских-шутов. 

Танец Черных Шляп, Танец Цамчот, Хемис Тсечу, Ладакх.
Танцоры несут сушеные веточки цампы - горного ячменя. 
И, выходя, разбрасывают повсюду эти веточки.
Затем входит молодой лама с чашей для благовоний и окуривает место выступления. 

Танец Черных Шляп, Танец Цамчот, Хемис Тсечу, Ладакх.

После танца площадка монастыря и все окружающее пространство очищается. 
Фокус поклонения смещается внутрь молитвенного зала, чтобы поклоняться защитникам Дхармы, защищающим землю Ладакха.

2. Поклонение Гьялпо Пехару, защитнице буддийского монастыря Хемис Гонпы.
Эта церемония проходит в главном храме монастыря Хемис Гонпа, где собираются все ламы и принимают участие в обширном ритуале поклонения Гьялпо Пехару, защитнику Хемиса.
Богатая и уникальная тханка Гьялпо Пехара украшается внутри храма только в этот день.
Красивые знамена, решетки, драгоценные камни и украшения из богатой парчи украшают храм.

Поклонение Гьялпо Пехару, защитнице буддийского монастыря Хемис Гонпы, Хемис Цечу, Ладакх.

Вот эта драгоценная тханка, сфотографированная в крупном формате:

Поклонение Гьялпо Пехару, защитнице буддийского монастыря Хемис Гонпы, Хемис Цечу, Ладакх.

Ламы Хемис Гонпы собираются в зале и «воссоздают» алтарь Ргьялпо Пехар, защитника буддийского монастыря Хемис. 
Тело Ргяпло украшено тканями, шелковыми тканями, флагами, вымпелами, орнаментами и различным оружием. 
Также выставляются на общий обзор древние тханки Авалокитешвары, Тары, мудрецов и Гуру Падмасамбхавы. 
Сооружают длинный деревянный алтарь с тонкой резьбой и в ряд ставят различные подношения. 
Чашка из человеческого черепа (капала), содержащая чанг, напиток, приготовленный из ферментированного ячменя, ставится в центре вместе с чашками, полными воды и горящими масляными лампами.

С правой стороны алтаря на полу рядами сидят ламы, разворачивающие буддийские книги, а напротив них установлен приподнятый алтарь, где молодой воплощенный лама становится свидетелем церемонии. 
Ргьялпо Пехар — тибетская форма богини Кали, божества-защитницы монастыря. 
Это поклонение совершается исключительно ради защиты монастыря, людей, земли, животных и экологии местности. 
Поклонение продолжается один час, пока Ргьялпо Пехар не будет умилостивлена и насыщена.

Кстати, вот тут бы начать отдельный разговор о матриархате в тибетском буддизме, поскольку у всех гонп  Ладакха главные защитницы монастырей - женские сущности.Но об этом - в отдельной статье и позже.

3. Танец Цам Одиннадцати Ачарьев.

Танец Цам Одиннадцати Ачарьев, Хемис Тсечу, Ладакх.

Вот так они выходят из зала главной гонпы буддийского монастыря Хемис:

Одиннадцать Ачарьев, свита Гьялпо, держащие ваджру и зеркало, входят в центральный двор.
Ача́рья — титул религиозного наставника в буддизме.

В буддизме ачарья — один из двух наставников нового монаха, наряду с упадхьяей.
В махаянских традициях этот почётный титул прилагался к известным учёным и был несколько более общим, чем схожий эпитет пандита.
В тибетском буддизме титул ачарья присваивается в качестве учёной степени в процессе прохождения будущим монахом традиционного философского образования.
Это - учитель, имеющий право давать тантрические посвящения, именуется ваджрачарьей. 
Наверное, это один из самых ярких танцев цам третьего дня мистерии Хемис Цечу.

4. Танец Цам Манинг (Защитник Махакала в образе Манинга).
Желтая Грива держит бандху и колокольчик, Белая Грива держит стрелу с шарфом и бандхой, а Красная Грива держит мешок болезней и бандху. 
Вместе с ними выходят четыре отряда свиты Гьялпо и вместе исполняют священный танец.

Танец Цам Манинг (Защитник Махакала в образе Манинга), Хемис Тсечу, Ладакх.

5. Танец Цам Сир Кием.
Два Ачарья (главных учителя) буддийских монастырей традиции Друкпа Кагью Хемис и Чемрей вместе с двумя Мастерами танцев этих двух монастырей совершают подношение божественного напитка, одетые в черные шляпы и держащие в руках мощную молнию из метеоритного железа, созданную известным мастером Сопой Пале, вместе с колокольчиком в другой руке.

Танец Цам Сир Кием, Хемис Тсечу, Ладакх.

6. Танец Цам Маха Дончена (Маэ Дончан): Божество в маске бизона/буйвола.
Руководит этим представлением Маэ, божество мудрости, наделенное лицом буйвола. 
С помощью четырех стражников и четырех смотрителей ворот Маэ уничтожает чучело, изображающее тех, кто совершил десять самых разрушительных преступлений. 
Лицо Маэ коричневое, он держит меч и бандху. 
Четыре стража ворот и четыре хранителя ворот белого, желтого, красного и зеленого цветов.

Танец Цам Маха Дончена (Маэ Дончан): Божество в маске бизона/буйвола, Хемис Тсечу, Ладакх.

Маха Донгчен в маске с лицом бизона и его свита приходят и танцуют группой, окружая флагшток. 
Два монаха пишут треугольник-мандалу синим цветом с белым и красным контуром. 
Входит другой лама с чучелом из теста, скрытым вуалью. 
Чучело помещается в центр мандалы, на которой написана мантра. 
Фигура в маске бизона выходит из зала.

Танец Цам Маха Дончена (Маэ Дончан): Божество в маске бизона/буйвола, Хемис Тсечу, Ладакх.

Кстати, первая тантрическая часть Танца Цам Маха Донгчен зпроходит под покровом Хемис Гонпы и именно там в закрытом пространстве гонпы:

Это бесконечно любопытно наблюдать - кстати, вот тут видно как свита Маэ Дончана ожидает, когда он расчистит дорогу и пойдут за ним.

Маха Донгчен танцует со своей труппой с символами смерти и разрушения. 
Вместе с ним выходят на площадку монастыря и уже четверо знакомых нам Скелетонов - Лордов-хранителей кладбищ и исполняют Танец Цам Турдага:

Маха Дончена раздирают на части линку-жертву и разбрасывает куски своей свите.
Линка символизирует человеческое эго), но об этом мы поговорим в другой статье.

Танец Цам Маха Дончена (Маэ Дончан): Божество в маске бизона/буйвола, Хемис Тсечу, Ладакх.

А пока возвращаемся к Танцу Цам.
Это эпогей буддийской мистерии Хемис Тсечу.

Танец Цам Маха Дончена (Маэ Дончан): Божество в маске бизона/буйвола, Хемис Тсечу, Ладакх.

Каждый из группы Великих Ужасных по очереди танцует вокруг мандалы. 


Появляются четыре фигуры с колокольчиком и дордже в сопровождении двух лам:
один несет сосуд, другой - четыре священные чаши. 
Эти ламы приносят подношения чанга и ячменных зерен четырем демоническим божествам. 
Пока играет музыка, опустошаются чашки и поютсямантры, ламы звонят в колокольчики и раскачивают дордже. 
Церемония наполнения и опорожнения чаш совершается четыре раза.

7. Танец Цам Хашанг и Хатрук.
Заключительный эпизод танцевальной мистерии Хемис Цечу отображает взаимодействие учителя и ученика. 
Как только Маха Донгчен убивает эго, представленное изображением, все акты почтения приходят к завершению. 
Теперь остается традицией напоминать аудитории о «вечном» качестве послания, поддерживаемого и сохраняемого благодаря почтительной линии передачи учитель-ученик.

Танец Цам Хашанг и Хатрук, Хемис Тсечу, Ладакх.
В этом заключительном акте Хашанг, китайский монах, широко известный как Улыбающийся Будда, олицетворяет счастливое завершение фестиваля, поскольку он всегда улыбается и выражает внутреннее спокойствие. 
Когда он входит в главный двор, вместе с пятью хатруками, его учениками, они готовят для него сиденье и приносят барабан и кимвал. 
Хашанг раздает хатрукам сладкие абрикосы, а затем некоторое время учит их. 
Затем хатрук исполняют игривый детский танец, в котором они разрезают, прядут и плетут шерсть. 

Танец Цам Хашанг и Хатрук, Хемис Тсечу, Ладакх.

Когда танец окончен, они возвращаются.
Это был единственный эпизод мистерии Хемис Тсечу, в котором участвовали молодые мальчики из монастыря, и им явно нравилось участвовать, подшучивая над толпой. 
Это был идеальный способ завершить двухдневный фестиваль.

В это же время драгоценная трехэтажная Тханка великого святого Гьялсраса Мипхама Цеванга Ринпоче теперь осторожно откатывается назад, снимается и на этом буддийская мистерия  Хемис Цечу подходит к концу.

Буддийская мистерия Хемис Тсечу, Ладакх.

На этом буддийская мистерия Хемис Цечу завершается.

Но есть еще одна часть этой мистерии - Закулисье, о ней мы поговорим в третьей части.

МИРА И ЗДОРОВЬЯ НАМ ВСЕМ!

Я хочу найти
Найти
язык:
русский