Temple Шри Девы в Тиксей Гонпе. Палдэн Лхамо Тиксея.
Написано с глубоким почтением и бесконечной благодарностью к Великолепной Палден Лхамо.
В пространстве предо мной неистовый и черный вихрь, а в нем [Она] с дубиной [ваджрной] и с капалой (полной) крови и сестры рядом с ней; на (небольшом) муле восседая, Она обвита [змеями] и гирляндами свежерассеченных [человечьих] тел; пусть пребывает [здесь она] (всегда), пока сознанье длится.
Мантра Палден Лхамо, которую может читать любой человек, даже без посвящения:
ДЖО РАМО ДЖО РАМО ДЖО ДЖО РАМО ТУНДЖО КАЛА РАЧЕНМО РАМО АДЖА ДАЖА ТУНДЖО РУЛУ РУЛУ ХУН ДЖО ХУН!
Мы поговорим в этой статье о храме Палден Лхамо в буддийском монастыре Тиксей (Тикси) Гонпа, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.
Но перед тем, как мы поговорим о храме Палден Лхамо в буддийском монастыре Тиксей Гонпа, мы сначала немного познакомимся с самой Палден Лхамо, чтобы была понятна значимость этого малого храма для буддистов Ладакха, и для буддистов, приезжающих в этот маленький храм со всего мира.
Эта тханка ниже есть изображение Палден Лхамо, и этой тханке более трехсот лет, и находится она на территории Китая (что весьма прискорбно), и это единственное изображение в этой статье Палден Лхамо не из Ладакха, все остальные изображения Великой Дхармапалы есть фрески или тханки, которые находятся в различных буддийских гонпах Ладакха и Занскара.
А теперь про саму Великую Палден Лхамо.
Палден Лхамо — это гневное женское божество, которая также является главной защитницей Тибета и тибетского буддизма .
Она — единственная женщина-Дхармапала, которая входит в восемь основных Дхармапал (восемь ужаснейших) вместе с Каларупой, Махакалой, Вайшраварой, Бегсте, Хаягривой, Ямантакой, Джамсараном и Пехар.
Палден Лхамо (тиб. དཔལ་ལྡན་ལྷ་མོ, Вайли dpal ldan lha mo — Прославленная Богиня; на санскрите ее имя — Шри Дэви, на монгольском языке - Балдан Лхамо; Охин тэнгэр) является гневной формой богини Сарасвати.
В тибетской мифологии сближается с Кали.
У монгольских народов образ Палден Лхамо трактуется как образ всеобщей прародительницы.
Считается, что Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти.
Через видения Его Святейшества Далай Ламы I (Гендуна Друпа) Палден Лхамо пообещала Гендуну Друпу дословно:
«что она защитит линию реинкарнаций Далай Лам».
Она сдержала свое обещание и является личной Дхармапалой (защитником Дхармы) для всех 14 воплощений Его Святейшества Далай Ламы.
Ей поклоняются по всему Ладакху (бывший Западный Тибет), Тибету (находится под оккупацией Китая) и во многих крупных буддийских монастырях мира.
Говорят, что она очень быстрая и очень полезная, ее действия мгновенны.
Это, каноническое для Ладакха, изображение Палден Лхамо с фрагмента фрески буддийского монастыря Ликир Гонпа, принадлежащего школе Гелуг, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.
Давайте попробуем разобраться - как именно изображается Великая Палден Лхамо на фресках и тханках.
Палден Лхамо представляет гневную форму.
Ее святое лицо очерчено дикими оранжево-коричневыми или красноватыми волосами, над которыми парят девять павлиньих перьев.
Она обнажает свои свирепые зубы, которые грызут человеческий труп, в то время как она бросает устрашающий взгляд своими тремя налитыми кровью глазами.
Ее великолепное тело покрыто пеплом, жиром и кровью, и она окружена нимбом пламени, изображающим ее присутствие на кладбище.
Ее поднятая правая рука держит сандаловую дубинку, увенчанную ваджрой, оружием, используемым для наблюдения за связанными клятвой, гарантируя их преданность и целостность в поддержании Дхармы Будды.
Ее левая рука поднята на уровень груди, где она несет окровавленный череп ребенка, рожденного от кровосмесительного союза.
Она сидит на спине кьянга , необучаемого дикого мула, который признает только громкие и страшные вопли Палден Лхамо, напоминающие звук грома.
Кстати, о кьянгах.
Кьянги в большом количестве водятся в высокогорных долинах Ладакха, это гордые, маленькие мулы-лашадки с всегда поднятой головой на вытянутой шее и задорным нравом - вот так они выглядят в природе:
два дерущихся кьянга в долине Ханле
На пупке Великолепной Палден Лхамо находится небольшой солнечный диск, а над ее головой — полумесяц.
Обычно ее изображают украшенной черным шелковым шарфом, развевающимся вокруг нее и позади нее, вместе с человеческой кожей, которая используется как шаль.
Ее верхняя одежда сделана из черной ткани, а нижняя состоит из тигровой шкуры, удерживаемой поясом из переплетенных змей.
Ее шея украшена длинным ожерельем из свежеобезглавленных человеческих голов, короной из пяти черепов и другими пятью костяными украшениями многих божеств класса Херука, изображенными вокруг запястий и лодыжек богини.
Эти резные украшения из человеческих костей представляют необходимость освободиться от привязанностей к физическому существованию, и что шесть совершенств необходимы для достижения просветления.
Поводья мула Палден Лхамо сделаны из ядовитых змей.
Они обвивают ее седло из человеческой кожи.
Змеи, свисающие с ее скакуна, держат сумку, в которой находятся черно-белая пара игральных костей, используемых для определения кармической судьбы, а также магический клубок ниток, сделанный из скрученного оружия. Это показывает, что те, кто получает ее посвящение, открывают врата к силе прорицания.
Красная табличка, используемая для наложения заклинаний, привязана к ее скакуну или заткнута за ее пояс с мешком, полным болезней, которые Палден Лхамо собирает со всех тех, кто призывает ее, и выпускает их, когда совершается зло.
На задней четверти ее мула находится один глаз, который образовался из раны от стрелы бывшего мужа Палден Лхамо.
После ее безуспешных попыток изменить каннибальские практики ее народа, она выполнила свой обет убить своего сына и использовала его шкуру в качестве седла.
Безусловно, могут быть вариации в изображении Великолепной Палден Лхамо, мы описываем только общую традицию Ее изображения.
И еще одна фреска из буддийского монастыры Ликир Гонпа, из Дукханга (зала собраний):
Вот тут на фреске выше обращаем внимание на следующий элемент:
Ниже Палден Лхамо находятся две дакини-служанки с головами животных: Макаракурти (слева) и Симхавактра (справа).
Макаракурти, дакини с головой «макары» (или крокодила по другому) слева от Палден Лхамо, темно-зеленого (обычно, все-таки - темно-синего) цвета и одета в человеческую кожу.
Она держит поводья мула Палден Лхамо левой рукой и силки в правой.
Симхавактра, дакини мудрости с головой «снежного льва» справа от Палден Лхамо, красная и держит петлю или нож и капалу.
Симхавактра Дакини шагает по морю крови, которое олицетворяет сансару, бесконечный цикл рождения и смерти.
Симхавактра Дакини держит изогнутый нож для резки, который отсекает заблуждения, удерживающие живых существ в ловушке бесконечного цикла.
Она обнажена, за исключением содранной человеческой кожи на спине, символизирующей ее победу над ограничениями человеческого состояния, и восьмиричного колеса на ее животе, символизирующего учение Будды.
Вместе с дакини с головой крокодила Симхавактра Дакини сопровождает Пенден Лхамо в ее усилиях по освобождению живых существ.
Это вечные спутницы Великолепной Палден Лхамо.
Вообще свита Великолепной Палден Лхамо значительно больше:
в подробной тибетской иконографии ее сопровождают 12 богинь Тенма, ( синонимы: 12 защитниц Тенма, 12 сестёр Тенма, Тенма Чуньи, а также 12 матерей и сестёр Тенма).
Потому что считается, что они заботятся о людях как матери и сёстры.
В тибетских народных верованиях Тенма это имя божества земли, которое впоследствии могло "расколоться" на множество форм.
В буддийской иерархии 12 богинь Тенма не занимают ведущих позиций.
Традиционно их изображают в свите Палден Лхамо (также Шри Деви и Магзор Гьялмо).
Но о них мы поговорим позже и в другой статье.
Это изображение Великолепной Палден Лхамо есть фрагмент фрески из буддийского монастыря Лингшед Гонпа, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.
А теперь - про историю жизни Великолепной Палден Лхамо, и о том, как она стала одной из восьми Дхармапал:
Палден Лхамо, почитаемая в традиции Гелуг, также известна как Магзор Гьялмо или «Королева, отражающая армии».
Палден Лхамо, также известная как Шри Деви на санскрите, является защитницей Дхармы традиции Гелуг и считается эманацией Будды Сарасвати, богини знания, сочинения, музыки и поэзии.
У дхармапал есть одна особая функция — защищать учения Будды от разбавления или искажения, именно поэтому их называют защитниками Дхармы.
Согласно старому преданию, Палден Лхамо изначально была замужем за жестоким королем дудпо по имени Шиндже, королем Шри Ланки, который преследовал буддистов.
Когда она вышла замуж за короля-людоеда Шиндже, она поклялась сделать его благосклонным к буддизму, или она положит конец всей династии.
В течение многих лет она пыталась изменить злые пути короля, убивающего своих подданных, но он оставался таким же мерзким, как и был.
Королева поклялась, что если ей не удастся обратить короля в буддизм, она положит конец его династии.
Она много раз пыталась обратить его, но каждый раз терпела неудачу, и король даже воспитал их сына, чтобы тот убивал буддистов.
Исчерпав все способы изменить злые пути своего мужа, она поставила ультиматум, что убьет их сына.
Она была в ярости и, не имея выхода, убила своего сына, пока ее муж был на охоте, чтобы исполнить клятву, которую она дала, чтобы положить конец его династии, если у нее не останется другого выбора.
Однажды, когда король отсутствовал на охоте, она убила своего сына, выпила его кровь вместе с его черепом и съела его плоть.
Затем она уехала на кьянге с содранной кожей сына.
Затем Палден Лхамо уехала на кьянге, покрыв его круп содранной кожей сына.
Когда она уезжала, ее разъяренный муж пустил в нее отравленную стрелу, но она пронзила только кьянга, на котором она ехала.
Затем королева Палден Лхамо вынула отравленную стрелу и сказала:
"Пусть рана моего коня станет глазом, достаточно большим, чтобы следить за двадцатью четырьмя регионами, и пусть я сама буду той, кто искоренит род злобных королей Ланки!"
Таким образом, у кьянга Палден Лхамо есть третий глаз на левом крупе лошади.
После принятия обета она отправилась на север через Индию и Тибет , через Китай в Монголию и поселилась где-то в Сибири.
В конце концов она стала грозной защитницей Дхармы, которую мы знаем сегодня.
Ее свита могущественных помощников включает львиноголовую дакиню Симхамукху позади нее и макароголовую (водное чудовище) дакиню Макаравактру перед Палден Лхамо, держащую поводья мула.
Стоит воспринимать историю жизни Великолепной Палден Лхамо, учитывая, что мы все имеем многие реинкарнации, и семена зла, посеянные нами в одной из наших жизней, непременно взойдут в последующих жизнях.
Благодаря своему видению святая Палден Лхамо увидела, что ее сын вырастет злым королем.
Она оборвала его жизнь, чтобы помешать ему осквернить Дхарму и накопить больше негативной кармы.
Хотя в сегодняшнюю эпоху мы не сталкиваемся с такими радикальными и трудными выборами в следовании нашей практике Дхармы, многим все еще трудно отказаться от множества своих мирских привязанностей, чтобы улучшить и продвинуть свою духовную практику на благо других.
Что такое отказ от своего времени, комфорта, личных предпочтений, эго, упрямства, лени, денег… и многих других негативных качеств, которые отдаляют нас от Дхармы, по сравнению с убийством собственной плоти и крови? Хотя это кажется жестоким, все это символично.
Это всегда следует иметь в виду.
Благодарность за подробное разъяснение Его Святейшеству Цем Ринпоче.
А это изображение Великолепной Палден Лхамо из буддийского монастыря Дискит Гонпа, что находится в Ладакхе, в долине Нубра.
В буддийском контексте Великолепная Палден Лхамо также может быть формой Махакалы, то есть отдаленной формой Авалокитешвары.
Ее часто изображают среди свиты форм Махакалы.
Известно, что она принимает по крайней мере одиннадцать различных форм и поэтому известна как трансформирующий Бодхисаттва за ее способность принимать любую форму, чтобы помогать живым существам на пути просветления.
В дополнение к этому, ее часто окружают множество вспомогательных божеств и служителей.
Образ Палден Лхамо указывает на ее функцию как личного божества или йидама, который дается человеку его или ее гуру, и к которому следует обращаться на протяжении всей жизни.
Таким образом, Палден Лхамо будет направлять, защищать и фокусировать определенные энергии практикующего на его или ее пути к просветлению.
И вот тут очень хочется привести фрагмент Танца Цам буддийской мистерии Карша Густор (школа Гелуг, Занскар), где мы видим Маску Великолепной Палден Лхамо, исполняющей Танец Цам:
Почитать подробнее о буддийской мистерии Карша Густор можно на нашем сайте, здесь:
Занскар: Буддийская мистерия Карша Густор, Занскар, Танец Цам, 14 июля 2015 года, часть 7: Лхамо и Чойжал.
А мы переходим к разговору о Шри Деви Темпл в буддийском монастыре Тиксей Гонпа.
О самом буддийском монастыре Тиксе мы в этой статье рассказывать не будем, он описан в путеводителе по Ладакху на нашем сайте, здесь:
Буддийский монастырь Тикси, Тиксей Гомпа, долина Ладакх, Индия.
Буддийский монастырь Тиксей Гонпа относится к школе Гелуг Па, и, соответственно Шри Деви Темпл ожидаемо встретить именно здесь, поскольку как мы говорили вы Великолепная Палден Лхамо является защитницей Его Святейшества Далай Ламы во всех Его воплощениях, который тоже принадлежит к традиции Гелуг Па.
Для начала - как найти Шри Деви Темпл в Тиксей Гонпе, монастырь-то очень большой, по сути это город -монастырь.
Поднимаетесь к новому храму Будды Майтреи, и между этим храмом и основной гонпой, Дукхангом есть лестница, ведущая вверх - вот вам на нее:
И там на втором условно этаже смотрим-ищем вот такой вход с такой табличкой, переводится как "Зал Лхамо".
Вообще, надо сказать, что в буддийском монастыре Тиксей Гонпа очень много не туристических мест, куда туристы просто не доходят, хотя места эти не закрыты для посещения, а нижние гонпы монастыря Тиксей - весьма посещаемы.
Почему так - для меня загадка.
В общем - идем в темноту по древним крутым ступенькам вверх и фактически оказываемся на самом верхнем уровне, на крыше буддийского монастыря Тиксей Гонпа.
И ищем вот такой храм - Шри Деви Темпл.
Он небольшой и не очень приметный, и это единственный храм такого рода в долине Ладакх, посвященный Великолепной Палден Лхамо, где и она, и ее дакини воплощены в больших скульптурах.
Перед тем, как зайти - очень внимательно читаем табличку на синем фоне слева от двери.
Храм Шри Деви - очень мощный, но вот заходить рекомедуется далеко не всем.
Почему так?
В этом нет никакой эзотерики и объяснение этому очень подробно изложено на синей табличке перед входом.
Вот перевод на русский язык - читаем:
Внимание!
Следующим образом: женщинам не разрешено входить в храм Шри Деви.
Единственным исключением является королева Ладакха, поскольку это был их наследственный храм с древних времен.
Мы только следуем общепринятой практике.
В молитвенном доме (Чодкханг) каждого дома в Ладакхе ни одной другой женщине не разрешается входить в молитвенный дом, кроме женщины из королевской семьи.
Это было обычаем в Ладакхе с древних времен.
Поскольку семейное божество в каждом доме разное, женщина, которая верит в другое семейное божество (Кхимла), может быть раздражена, если она войдет в дом поклонения этого семейного божества (имеется в виду Палден Лхамо. По вышеупомянутым причинам женщинам не разрешается входить в этот храм.
Если вы женщина, мы просим вас уважать этот обычай и, пожалуйста, не заходите внутрь.
Всем запрещено подниматься на крышу храма Шри Деви.
Мы просим всех туристов не подниматься на крышу храма Шри Деви.
Пожалуйста, не прикасайтесь к куче сена, возведенной на крыше (Латоу).
Назначенный священник должен поддерживать святость этих храмов. Священник (лама Шри Деви Темпл) должен делать следующее:
- открывать дверь храма вовремя.
- предлагать воду вовремя (имеется в виду подношение водой).
- зажигать масляную лампу вовремя.
- приступать к ежедневному молитвенному ритуалу. Обязанность священника — неуклонно выполнять эти обряды.
Согласно древней традиции, священнику этих храмов не разрешается участвовать в ритуалах жителей деревни. Священник всегда предан служению этому храму Шри Деви и находится при нем.
Я бы очень рекомендовала соблюдать эти правила.
И я бы рекомендовала с большим почтением и осторожностью входить в Шри Дева Темпл, поскольку начинается то, что в тибетском буддизме называют тантрическими практиками, это может очень по разному повлиять на события Вашей жизни.
Я сама зашла в Шри Деви Темпл, поговорив с ламой храма, рассказав, что я практикующий буддист, принадлежу к школе Гелуг Па, имею посвящение Калачакра Тантры от Его Святейшества Далай Ламы и - главное:
многие году благоговею перед Великолепной Палден Лхамо, восторгаюсь Ей, и воспринимаю Ее как свою Защитницу, и ничего кроме восторга, трепета и благоговения Великолепная Палден Лхамо у меня не вызывает.
Это действительно так.
И во всех храмах Великолепной Палден Лхамо мы с мужем всегда заказываем пуджи для нас.
Заказывали и в этом храме.
Но это - наш путь, и мы следуем ему в некоторой степени осознанно.
Вот тут вот короткое отступление о пуджах в Храмах Защитников Дхармы, которые Вы можете заказать себе или своим близким.
В каждом таком храме лежит тетрадь и ручка, это можно увидеть на фотографии ниже.
В этой тетради верующие пишут свои имена, имена близких и кладут донейшен - лама читает пуджу на Ваши имена.
Размер донейшена произволен, в тибетском буддизме нет каких-то определенных "тарифов", пуджа - это всегда просьба о помощи.
Но надо понимать как именно работает "помощь" от Защитников:
Вы получите то, что является с точки зрения культуры тибетского буддизма самым правильным для Вас, для Вашего пути.
И это далеко не всегда комфортные события в Вашей жизни, но - правильные для Вас.
И вот тут имеет смысл очень хорошо подумать - насколько Вы этого хотите, особенно, если Вы не в культуре тибетского буддизма.
Ок, а мы возвращаемся к Шри Деви Темпл:
это небольшой полутемный зал, с закрытой стеклами ветриной в торце, гонпа очень старая и датируется 14 веком, как и все первые постройки буддийского монастыря тиксей Гонпа.
Лицо Великолепной Палден Лхамо закрыто тяжелым парчовым покрывалом, покрывало убирают только во время больших праздников в Тиксей гонпе.
Почему так?
Считается, что смотреть по долгу на лицо Палден Лхамо (и других Защитников Дхармы) может быть опасно как для обычных мирян, так и для лам высоких посвящений, поскольку энергия Палден Лхамо настолько велика, что человеческое тело не в состоянии выдержать ее.
Зато мы можем увидеть полноростовые фигуры дакинь Великолепной Палден Лхамо, вот дакини Макаракурти (тело темно-синего цвета, голова Макары), а перед Ней - задорный кьянг Великолоепной Палден Лхамо.
А вот и дакини Симхавактра - дакини с головой снежного Льва.
Макаравактра защищает последователей Будды от опасностей, возникающих в подземном мире, а Симхавактра защищает от опасностей верхнего мира, помогая распространить силу Великолепной Палден Лхамо на оба мира.
Скрытый смысл этих дакинь в способности Палден Лхамо очищать и преобразовывать как «верхний мир» сознательного, так и «подземный мир» бессознательного.
Симхавактра и Макаравактра, часто изображаемые в танцевальной манере, отражают динамичную и яркую природу божественной женской энергии в буддизме Махаяны.
Немного про дакини Симхавактра, у нее есть несколько имен: Сенгдонгма (тибетское), Симхамукха (санскрит); Дакини с лицом льва, Львиноголовая.
Великая свирепая дакини Сенгдонгма — впечатляющее женское медитационное божество.
В традициях Кагью, Сакья и Гелуг Сенгдонгма возникает из цикла тантр Чакрасамвара и считается одной из сопутствующих дакинь в мандале Ваджрайогини.
Практика Сенгдонгмы относится к классификации низшей тантры.
Форма Сенгдонгмы, распространенная в традиции Ньингма, уникальна.
В этой традиции она считается «тайной» формой Гуру Падмасамбхавы, согласно внутренним, внешним и тайным проявлениям его формы.
Во времена Будды Амитабхи, за много эонов до Будды Шакьямуни, жил демон по имени Гараб Вангчук, чьей дочерью была демоница с львиным лицом по имени Трамен Сенгдонгма.
Она преуспела в убийстве множества невинных существ, и ее разрушительный след стал широко распространенным.
Она угрожала искренним практикующим и подрывала учения Будды Амитабхи.
Именно тогда просветленные существа собрались, чтобы проявить идентично выглядящее существо, чтобы укротить демоницу.
Благодаря коллективным благословениям всех просветленных существ, существо мудрости появилось в форме дакини с львиным лицом, которая была уполномочена всеми Буддами подчинить демоницу.
Дакини, Сенгдонгма, была намного сильнее демоницы, и когда они сражались, демоница начала терять свою силу.
Более того, Сенгдонгма вошла в глубокое состояние концентрации, называемое Укрощение Мар, и таким образом эманировала бесчисленное множество дакини, которые продолжили ее работу по подчинению демонов.
Таким образом, Трамен Сенгдонгма был усмирён и дал клятву служить Дхарме, став защитником.
На предыдущей фотографии на стене виднеется тханка, изображающая Великолепную Палден Лхамо.
Вот фотография этой тханки настолько хорошо, насколько ее возможно было сфотографировать в темном помещении.
Очень рекомендую подняться к храму Шри Дева Темпл, и, если не заходить в него, то, посидеть рядом, здесь всегда очень тихо и спокойно, энергии очень чувствуются, прекрасный вид на долину Ладакха.
И отсюда прекрасно видны буддийские монастыри Стакна Гонпа и Матхо Гонпа.
Буддийский монастырь Стакна, Стакна Гомпа, Ладакх, Индия.
Буддийский монастырь Матхо, Матхо Гомпа, долина Ладакх, Индия.
ДЖО РАМО ДЖО РАМО ДЖО ДЖО РАМО ТУНДЖО КАЛА РАЧЕНМО РАМО АДЖА ДАЖА ТУНДЖО РУЛУ РУЛУ ХУН ДЖО ХУН!