Занскар: Буддийская мистерия Карша Густор, Занскар, Танец Цам, 14 июля 2015 года, часть 8: Танец Скелетов.
Восьмой фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года: Танец Скелетов.
На самом деле не Скелеты, а Владыки Кладбищ или Цитипати.
У них очень много имен...
Самый динамичный и радостный Танец любой буддийской мистерии.
Итак, этот Танец снимать всегда трудно - настолько динамично, хаотично и непредсказуемо Владыки Кладбищ передвигаются по площадке.
Любят этот Танец все: тибетцы всегда ждут его и принимают с радостью и восторгом.
Танец Владык Кладбищ - это всегда некоторая эмоциональная разрядка в общей напряженности мистерии, это радостные эмоции, это всегда смех, и какое-то тотальное расслабление на всех уровнях.
А вот с видеосъемкой - действительно тяжело: либо приходится брать общий план, либо с переменным успехом метаться камерой по площадке за Владыками кладбищ - а камера-то не успевает, ох, не успевает).
Смотрим и улыбаемся).
Фотографий в этой части у нас совсем немного: тут настолько были сосредоточены на видеокамерах - ловили Владык Кладбищ, что на фотографию особо-то и времени не хватило.
А теперь - информация: начнем с того, откуда вообще эти персонажи получили имя "Владыки Кладбищ", "Хозяева Кладбищ".
Одно из их имен Ситипати ( Цитипати, Читипати) происходит от санскритских слов Citi — погребальный костёр и Pati — владелец.
В тибетской мифологии Citipati были некогда мифическими аскетами, йогинами - мужчиной и женщиной, жившими на кладбище - во время одной из своих практик они ушли в глубокую медитацию и покинули свои тела, но пока отсутствовали, дикие животные съели их бренные оболочки, оставив только лишь обглоданные скелеты.
По другой легенде их тела съели голодные разбойники - отрезая ломоть за ломтем мясо с их тел.
Но, как бы там не было, вернувшись, аскеты обнаружили, что их тел уже нет и дали обет защищать практикующих йогинов от грабителей и животных.
И, конечно, в особенности тех, кто сидит, живет на кладбище.
На тханках они изображаются в виде двух танцующих скелетов - Охранителей кладбищ.
Я приведу несколько совершенно прекрасных древних тханок с изображениями Владык Кладбищ.
Правый скелет держит в поднятой правой руке булаву с черепом, у второго в правой руке пламя или факел.
В левых руках они держат по габале с амритой.
Правые ноги у них поджаты. Под ногами поверженные враги, лежащие на солнечном диске и лотосе.
Вокруг фигур протуберанец из языков пламени. На заднем фоне горы и облака.
Считается, что Читипати являются проявлениями Махакалы.
В память об йогинах-Чичипати ламы исполняют танец Цам, который включает так называемые, танцы скелетов, среди которых можно выделить три основных класса.
1. К первому классу относятся «защитники четырех кладбищ».
Эти скелеты принадлежат к божествам высокого ранга и потому украшены короной с тремя или пятью миниатюрными черепами.
К их маске, которая является увеличенной копией человеческого черепа, крепится пара вееров радужных цветов.
Эти веера тибетцы называют «украшения защитников кладбищ».
Монголы же называют их «бабочками» и так же именуют танцоров, исполняющих этот вид танца.
Они одеты в белые обтягивающие костюмы с прорисованным на них скелетом и набедренные повязки из шкуры тигра.
Таких Охранителей Кладбищ мы видели на мистерии Мато Тсечу в буддийском монастыре Мато (школа Сакья) в Ладакхе.
2. Второй вид Танца Скелетов: ламы так же носят маску с изображением черепа, но без радужных украшений.
Костюм Скелетонов состоит из обтягивающих белых брюк с желтыми, красными и зелеными заплатками и свободной белой рубашки.
Несмотря на свой зловещий облик, Скелеты относятся к мирным божествам, приносящим счастье и богатство - тибетцы искренне любят Охранителей Кладбищ.
Именно эти Скелетоны и танцуют на мистерии Карша Густор.
3. Третий вид Скелетов: они также одеты в белые одежды, имитирующие человеческий скелет и танцуют в маске-черепе, но при этом держат в руках белую палку длиной в полтора метра с нанесенной на нее красной спиралью.
Назначение этих палок – отгонять ими от приготовленного из теста «сора-торма» как реальных ворон, так и ворону-маску, которая в ходе всей церемонии совершает неоднократные попытки похитить «сор».
В Ладакхе и Занскаре я такого не встречала, это больше характерно для монгольского Танца Цам.
Основная же обязанность Скелетонов, Владык Кладбищ - это терзать куклу (лингу), сделанную из теста, которая символизирует зло - врагов Дхармы, врагов Учения Будды..
Ритуальная пляска Читипати символизировала смерть человека в прежнем качестве и возрождение его в новом преображенном облике.
Либо, согласно другим источникам, Бланка кладбищ олицетворяет представление о промежуточном состоянии между смертью и новым рождением - Бардо Смерти:
от прежнего, умершего тела человек уже избавился, и новым пока еще не обзавелся.
Возможно, выход Владыки кладбищ обозначал появление в мире смерти, которая появилась среди древних бессмертных персонажей Танца Цам.
Танец Скелетов - это всегда огромная экспрессия, сильная эмоциональная разрядка.
Например, на мистерии Сток Гуру Тсечу в монастыре Сток, школа Гелуг, Ладакх - Скелетоны вылетали на площадку, посыпая людей пеплом - ох, как фотографы прятали свои камеры).
Вместе с пеплом в зрителей летели и конфеты, а вот теперь интересный момент - пепел по канонам должен быть пеплом умерших и кремированных людей, хотя, думается мне, что тогда в Стоке использовали обычный древесный пепел.
Но сам факт.
Владык Кладбищ любят за то, что они убирают страх смерти, помогают относится к самому факту смерти с иронией - как к очередной новой реинкарнации.
Тут вспомнилась одна из моих любимых тибетских пословиц:
Никогда не знаешь, что случится завтра - новое утро или новая жизнь.
В Ладакхе, Занскаре и Сиккиме, как правило, в мистериях с Танцем Цам танцуют две пары скелетов.
И еще имена, которыми называют Владык Кладбищ в разных культурах-языках:
Тибет: Дур-бдаг.
Непал: Руй-ранг - дословно переводится как Хозяин Костей.
Бурятский и монгольский: Хохимой или Хохимай - (с могольского языка буквально переводится как череп, скелет) — персонаж мифологии ваджраяны, имеющий облик человеч. скелета. X. олицетворяет промежут. состояние человека между смертью и новым перерождением: от прежнего, умершего тела он уже избавился, новым еще не обзавелся (см. Бардо, «Тибетская книга мертвых»).
Владыки Кладбищ всегда очень вежливо хулиганят и резвятся на площадке - на видео это есть:
но любое их действие вызывает взрыв смеха и улыбки сопровождают весь их Танец.
Считается, что если Владыка Кладбищ как-то покантактировал с человеком во время Танца: снял шляпу, осыпал пеплом, потолкался и другое - это Благословение, так что все тибетцы тянутся к ним и никогда не закрываются.
Любят Владык Кладбищ, ну вот действительно народной любовью).
Больше фотографий здесь: Мистерия Карча Густор, 14 июля 2015 года, Занскар.
Фотографии и видео: Илона Крыжановская и Максим Савченко.