Занскар: Буддийская мистерия Карша Густор, Занскар, Танец Цам, 14 июля 2015 года, часть 6: Танец Черных Шляп.
Шестой фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года: Танец мирян (Хадаки) и Танец Черных Шляп.
После Танца Шава был совсем коротенький перерыв, а потом началась вторая логическая часть мистерии.
Началась она с танца мирян с Хадаками и только уже затем начался Танец Черных Шляп (Шапок).
Смотрим.
Некоторые размышления - мне кажется, они здесь нужны.
Но опять-таки - напоминаю: я делюсь только своими знаниями, это первичная информация, но никак не истина в последней инстанции.
Танец Цам - это очень многоуровневое по восприятию действо, очень чисто, честное и главное - сакральное, пришедшее к нам сквозь многие века, и для того, чтобы понимать - что такое Танец Цам - надо, как минимум, быть тибетским ламой.
Остальное - все только попытки приблизится к ментальному пониманию.
Но любой Танец Цам можно ЧУВСТВОВАТЬ, именно поэтому все субкультуральные границы здесь сильно истончаются, если открыться.
Танец мирян с Хадаками.
Начнем с того, что такое Хадак.
Хадак - ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов, самый распространенный цвет - белый, но хадаки могут быть и разноцветными.
Хадак - символ сострадания, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, также символ открытости и гостеприимства.
В тибетской культуре хадак - универсальный дар: его преподносят по любому праздничному поводу - свадьба, похороны, рождение ребёнка, окончание университета, прибытие или отбытие гостей и прочее.
В Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома.
Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться.
Тибетцы обычно желают удачи словами "Таши Делек" (tashi delek), когда дарят хадак.
В Тибете хадак изготовляют из неокрашенной ткани - хлопчатобумажной или шёлка.
Но последние годы уже и у нас хадак может быть красного, оранжевого, белого, синего, жёлтого или зелёного цвета.
Особенно популярен синего цвета хадак, символизирующий небо или долголетие.
Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов.
Белый цвет в тибетском буддизме обладает особой сакральностью.
Это цвет святости, благополучия.
Синий хадак обозначает Вечное синее небо, его подносят Будде и божествам, символ гармонии, согласия и спокойствия. Синий цвет считается воплощением доброты, верности, бесконечности, расположения. Этот цвет также символ мужского начала.
Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды).
Красный хадак — символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. Символ домашнего очага. Зелёный хадак — символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зелёным цветом обозначают мать-землю. Символ роста и процветания.
Миряне на Танце Цам исполняют, дарят свой танец как Пожертвование,
Обратите внимание, что занскари, которого окутывали хадаками в конце танца подходит к Ринпоче Карша Гонпы.
Вероятно, этот Танец символизирует чистоту помыслов и намерений мирян на пути Дхармы и является данью огромного и безусловного доверия Учителю и Учению.
После Танца мирян начался Танец Черных Шляп или Танец Черных Шапок.
Танец Черных Шапок (Черных Шляп).
Более правильное название этого танца - Ша-наг.
Шанаки, исполняющие этот танец - не божества, а ламы, созерцающие танцы Божеств, иногда входят в свиту какого-либо божества.
Шанаки танцуют без масок, но взамен них облачаются в особые шапки, состоящие из черной овальной тульи с широкими полями.
Шапки эти увенчаны миниатюрным человеческим черепом, вырезанным. Над всей этой пирамидой, начинаясь от полей, возвышаются два дугообразных, сделанных из папье-маше рога, которые соединяются вставленным между ними изображением Чинтамани - драгоценности, исполняющей любые желания.
В руках у Черных Шапок:
- в правой Пхурба (Пурба).
Пурба -ритуальный буддийский кинжал или кол, имеющий форму рукоятки в виде трех ликов гневных божеств и трёхгранную форму клина, предназначенный для метафорического закалывания жертвы во время обрядов , а так же - для рассечения неведения и привязанностей.
В контексте тибетского буддизма, Пхур-Бу (от тибет. «колышек» или «гвоздь») — ритуальный кинжал, используют для изгнания злых духов. Во время тантрических ритуалов пхурба используется для заклинания и истребления демонов следующим образом: заклинатели наносят им колющие удары, повторяя основную мантру «хум», материальным воплощением которой является данный кинжал.
Пхурба символизирует разрушение всех концепций и привязанности к собственному «я», а также представлений об иллюзорности реального мира.
В некоторых специальных ритуалах тантрического Буддизма, пхурба используется в качестве оружия для подчинения сил, противоборствующих учению.
С помощью пхурбы практикующий йогин буквально пригвождает к земле их символические образы.
Также пхурба используется в тайных ритуалах уничтожения препятствий в духовной практики.
- в левой руке Капала.
Капала - дословный перевод с тибетского: череп, чаша.
Как по мне - шикарная метафора: можно чем-либо наполнять, а можно и выливать ненужное, но это так , к слову.
Итак, Капала -древнеиндийская чаша для подношений, сделанная из черепа, в качестве символа непривязанности.
Атрибут практик индуизма и буддизма Ваджраяны, а также исконной тибетской традиции Бон.
В тибетском буддизме - это тантрическая чаша, имеющая многогранное символическое значение, в то числе и символ мудрости.
Капалу держат в левой руке как женские, так и мужские будда-формы на уровне сердца, что символизирует важность, которой наделяются действия левой руки в материнских тантрах, акцентирующих развитие мудрости и реализацию ясного света.
Вместе с ритуальным ножом пурба капала символизирует союз мудрости и искусных средств или метода духовных практик.
Капала также служит непрестанным напоминанием о неизбежной смерти и непостоянстве, об эфемерности и непредсказуемости жизни.
Костюмы для Танца Цам шьют из парчи и шелка, используя яркие и дорогие ткани.
В монастыре Карша Гонпа костюмы Черных Шапок новые - пошиты недавно, но полностью повторяют старые костюмы шанаков.
Любопытный момент: говорят, что с давних времен костюмы шанаков были скроены по типу одеяний тибетской знати, которые монастыри в те далекие времена получали в качестве подношений от богатых соотечественников.
Ламы, исполняющие Танец Черных Шапок надевают костюмы поверх монашеских одежд.
Костюм состоит из одеяния с широкими, длинными рукавами и надеваемого поверх него красивого резного воротника.
Широкие рукава по форме напоминают колчан – подразумевается, что в рукавах возможно скрыть лук и стрелы, чтобы в любой момент, если это необходимо, поразить врагов Дхармы.
И вот тут - опять же к слову о широких рукавах костюма шанака - стоит рассказать одну из легенд, связанную со смысловой нагрузкой Танца Черных Шапок.
Танец Черных Шапок исполняется в мистерии в честь одного известного всем тибетским буддистам исторического события.
Это событие - подвиг монаха Палгьи Дордже, защитника веры, убийцы тибетского царя Лангдармы (841-901 гг.), который в годы своего правления поставил целью искоренить буддизм в Тибете.
Палгьи Дордже прибыл ко двору Лангдармы одетый в чёрные обширные одежды, позволивший именно в рукавах одеяния, скрыть лук и стрелу.
В таком облачении он, скорее, походил на злобного духа, нежели на служителя Дхармы.
Представ перед дворцом, он принялся исполнять неистовый ритуальный танец мага-колдуна.
Когда же царь, заинтересовавшись, приблизился к нему на расстояние выстрела, Палгьи Дордже тотчас же поразил его стрелой, вскочил в седло и помчался к реке.
Переплыв реку и смыв сажу с себя и коня, он вывернул плащ и шляпу белой изнанкой кверху и превратился в белого мага – преследователи уже не могли обнаружить на другой стороне реки черного колдуна.
Танец Черных Шапок исполняют ламы среднего уровня посвящений, так как ламам высокого посвящения доверяются роли главных божеств и ведущего исполнителя в танце Черных Шапок.
Обратите, пожалуйста, внимание - это есть в фильме:
Танец Черных Шапок во время буддийской мистерии Карша Густор начинает и ведет вот этот лама:
Предыдущие фотографии сняты с уровня площадки, а вот последующие - уже с крыши Карша Гонпы.
После Танца Черных Шапок был небольшой перерыв, а потом...
Продолжение следует.
Больше фотографий здесь: Мистерия Карча Густор, 14 июля 2015 года, Занскар.
Фотографии и видео: Илона Крыжановская и Максим Савченко.