Занскар: Буддийская мистерия Карша Густор, Занскар, Танец Цам, 14 июля 2015 года, часть 5: Шава+.
Пятый фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года.
Шава - "Оба - Двое", Олень и Як, они действительно очень часто появляются в Танце Цам вместе, почему - расскажу позже.
Само название фильмика Шава+ означает, что после Танца Оленя и Яка будет небольшое продолжение.
Смотрим.
Обратите внимание на следующее:
1. То, что вызывает у меня громадное восхищение: Вы видели как резво и ритмично сбегают Олень и Як вниз по ступенькам?
Ступени те огромные - т.е. по ним и идти-то непросто, осторожничать надо.
Вообще на всех Танцах Цам, танец Оленя и Яка (или Оленей и Яков) - самый динамичный, но со ступеньками и в тяжелых масках - это действительно круто.
2. Как и все предыдущие персонажи, Олень и Як отправляются к Хашин Хану и некоторое время танцуют перед ним.
3. Я уже писала, что в каждом буддийском монастыре Танец Цам происходит по своему сценарию.
Так вот, на мистерии Карша Густор я впервые видела, чтобы Оленю и Яку подносили чашу с водой и лепестками роз: как элемент Танца Олень и Як направляются к чаще с лепестками роз и как фигура танца пьют из нее.
4. И, еще интересный момент: на рогах Яка есть хадак, а вот у Оленя - нету. Почему так - еще не знаю ответа на этот вопрос.
Кто они Олень и Як и почему их называют Шава, что переводится как "Оба-Двое"?
Потому что Олень (тиб. yi-dwag) и Як (корова, буйвол, изюбр, но в Тибете - именно Як) является старшими спутниками Чойджала (Бог Смерти, Яма, Ямараджа, Номун-хан, Эрлик) которого мы увидим в следующем Танце.
Это всегда очень динамичный танец, потому что исполняющие его ламы своими движениями подражают бегущим животным, имитируют пластику движений животных.
Олень и Як являются очень древними персонажами, пришедшими в ламаистские тантрические обряды из до-будийский мистерий религии Бон (Бон-па), повсеместно распространенной в Тибете до восьмого века нашей эры.
Что тут интересного в этом Танце в мистерии Карша Густор: обычно Олень и Як исполняют Танец-Борьбу друг с другом:
выразительная пантомима - маски как оживают, пляска с прыжками друг на друга, угрожающие движения, наклонив головы они трясут рогами друг на друга, готовые бросится в бой.
А здесь - все тихо и мирно:
И даже из одной чаши испили.
Надо сказать, что Танец Оленя и Яка зрители всегда принимают с огромным восторгом.
Маски Оленя и Яка - новые, современные, но сделаны по мотивам древних масок.
Старые маски хранятся в Карша Гонпе и выставляются на обозрение в специальной комнате во время мистерии, но не танцуют, берегут ихю
Мы в 2015 году познакомились с художником, который делает маски для монастырей Занскара, но это - отдельная история и я расскажу ее позже.
Вот эту фотографию всерьез воспринимать не надо: столько Оленей и Яков, естественно, во время Танца на мистерии Карша Густор не было:
это снималась динамическая панорама во время Танца Оленя и Яка - танцующих фигур всего двое, но сняты они в динамике Танца, в последовательном движении.
Не уверена, что так стоит фотографировать, просто эксперимент.
И самая концовка:
когда Олень и Як покинули площадку выбежали два сына Хашин Хана, их танцуют маленькие ламы буддийского монастыря Карша Гонпа.
Кстати, тут есть и еще один интересный момент - сыновья Хашин Хана были в очень древних масках - вот на этой фотографии видно:
И во время всей мистерии сыновья Хашин Хана передвигаются по площадке и палочками показывают - куда идти нельзя, или какую черту нельзя пересекать.
Порядок наводят.
Больше фотографий здесь: Мистерия Карча Густор, 14 июля 2015 года, Занскар.
Фотографии и видео: Илона Крыжановская и Максим Савченко.