Занскар: Буддийская мистерия Карша Густор, Занскар, Танец Цам, 14 июля 2015 года, часть 3: Дзамбала и Гонкар.
Третий фильм первого дня буддийской мистерии Карша Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 14 июля 2015 года.
Дзамбала и Гонкар.
Комментировать это видео - достаточно бессмысленно: его надо смотреть.
Мы постарались дать наиболее полную съемку - все, что смогли смонтировать из отснятого - есть в этом фильме.
Но тут надо учитывать, что снимать на буддийских мистериях вообще достаточно сложно:
очень много людей, которые зачастую проходят перед камерой, очень много людей на площадке, невозможность свободно передвигаться, жаркое солнце.
Но в общем-то все это мелочи по сравнению с тем действительно ощущением счастья и энергии, которые дает Танец Цам).
Опять-таки для фотографов:
как уже писала в предыдущей статье по свету - две точки съемки - с самой площадки и сверху, по композиции могут быть самые различные вариации, а вот свет - особого разнообразия не дает.
Эта фотография снята Максимом с уровня площадки - свет более мягкий.
А вот эта серия фотографий уже сняты мной со второго этажа - соответственно и тени более жесткие.
И чем дальше - тем жестче будет любая тень.
И совсем немного первичной, очень общей информации о том, кто такие Дзамбала и Гонкар.
Дзамбала.
Дзамбла ((индийск. Кубера, Вайшравана, тиб. Дзамбала, Замбала Намсарай) – в тибетском буддизме Бог богатства и процветания.
Известен и под другими именами: Намсарай (Нам То Срай), он же Намсрэ в Бурятии и Монголии. Как Вайшравана и Кубера известен в Индии.
Дзамбла помогает людям мудро распределять ценности, материальный достаток, освобождая их, таким образом, от забот и страхов.
Он может принести процветание и удачу тем только тем, кто руководствуется нравственными принципами.
Тибетские Легенды о Дзамбале:
Лама Атиша как-то обнаружил умирающего от голода человека.
Пищи вокркг не нашлось совсем никакой, и тогда Атиша вырезал кусок своей плоти и предложил обессилевшему.
Человек отказался.
Атиша очень расстроился и сел рядом с ним, в этот момент перед ним из ослепительного белого света появился тысячерукий Авалокитешвара, он сказал что собирается проявить себя в форме бога богатства Дзамбалы чтобы облегчить участь живущих в нищете.
Но это только одна из легенд, есть неисчислимое множество и других.
Есть, например, еще вот такая легенда:
Согласно сутрам, когда Будда проповедовал Маха Праджня – Парамита Сутру, злобный Девадатта (двоюродный брат Будды) начал бросать в него камни.
Будду сразу же заслонили Дзамбалы, появившиеся перед ним.
Камни ударили белого и желтого Дзамбал по головам, а черного по животу.
С тех пор, принято поливать фигуры Дзамбалы водой:
делая водное подношение первым двум мы льем воду на головы, а черному - на живот.
Согласно буддийским верованиям Дзамбала не всегда был божеством.
В свое время он практиковал буддийские свои перерождения многие годы (тысячи лет), и Бог Брахма, видя его старания, сделал его бессмертным и назначил его на должность хранителя и распределителя сокровищ и богатств с целью устранения бедности и обеспечения финансовой стабильности во Вселенной.
То есть, Дзамбала выполняет функции "министра финансов" в божественном пантеоне.
Считается, что богатство, полученное от Дзамбалы неразделимо с духовным богатством.
Когда каждый человек обеспечен, он освобождается от волнений и страхов перед бедностью, в свою очередь может творить добрые дела с бескорыстным отношением.
Дзамбала помогает людям богатеть, мудро распределять богатство, помогая другим материально и освобождая их, таким образом, от забот и страхов.
Он может принести процветание и удачу тем, кто руководствуется нравственными принципами.
Дзамбала – это самый сильный символ богатства в тибетском буддизме.
Дзамбала имеет пять ипостасей - пять величайших Дзамбал:
1. Самый популярный в Тибете - Желтый Замбала, которого мы и видим на мистерии Карша Густор.
Желтый Кубера является эманацией Будды Ратнасамбхавы, его изображают, сидящем на лотосе, солнечном и лунном дисках, в левой руке мангуста, извергающая драгоценности.
Именно Желтый Дзамбала когда подарил тибетцам невероятные камни-защитники Дзи и Чонг.
Историю про тибетские камни можно почитать здесь:
Про наши Камни Дзи на фоне фотографий Ладакха.
Опять-таки, вспомним легенду про то, когда Будда Шакьямуни декламировал Великую Сутру Сердца Праджняпарамита, пришел один демон с намерением воспрепятствовать этому.
Тогда Желтый Дзамбала появился перед Буддой и стал на его защиту.
С тех пор Желтый Дзамбала стал охранителем света учения Будды и помощником всем, кто к нему обращается.
Повторение мантры Желтого Дзамбалы с полным сосредоточением увеличивает благополучие, мудрость, терпимость, бдительность и духовные достижения, дарует защиту от трудностей и всего негативного, помогает развить альтруистические мотивации.
Мантра Желтого Дзамбалы:
Om Zambala Zalendhraye Soha
ОМ ДЗАМБАЛА ДЗАЛЕНТАЕ СОХА.
2. Белый Дзамбала это проявление Ченрези (Авалокитешвары) Будды сострадания, его изображают восседающим на снежном льве в левой руке у него мангуста извергающая драгоценности.
Белый Дзамбала прекращает страдания, устраняет дурную карму и предотвращает катастрофы.
Мантра Белого Дзамбалы:
Om Padma Trotha Arya Zambhala Siddhaya Hum Phat.
ОМ ПАДМА ТРОТА АРЬЯ ДЗАМБАЛА СИДХАЯ ХУМ ПЭТ.
3. Красный Дзамбала является проявлением Ваджрасатвы, тибетское имя – Дзамбала Мапо.
Существует версия, что он произошел от индуистского бога Ганеша, может изображаться с головой слона, иногда изображается с двумя лицами и четырьмя руками.
Красный Замбала также держит мангусту.
Он имеет форму Яб – Юм, в союзе с супругой (Инь – Ян).
У данной формы Красного Замбалы две мантры:
Его мантра:
Om Dzambhala Dzalim Dzaya Nama Mumei E She E,
ОМ ДЗАМБАЛА ДЗАЛИН ДЗАЯ НАМА МУМЕЙ Е ШЕ Е.
Её мантра:
Om Dzachini Dzambhala Dzambhala Svaha,
ОМ ДЗАЧИНИ ДЗАМБАЛА ДЗАМБАЛА СОХА.
Полная мантра:
Om Dzambhala Dzalim Dzaya Nama Mumei E She E, Om Dzachini Dzambhala Dzambhala Svaha.
4. Зеленый Дзамбала проявляет эманацию Будды Акшобьи.
Обычно он имеет форму Яб – Юм (Инь – Ян), часто изображается синего цвета, в руке мангуста.
По легенде он дал обет в присутствии Будды Шакьямуни защищать тех, кто поет его мантру.
Мантра Зеленого Дзамбалы:
Om Zambala Zalendhraye Soha,
ОМ ДЗАМБАЛА ДЗАЛЕНТАЕ СОХА
5. Черный Дзамбала, он же - Черный Кубера.
Черного Замбалу часто называют главой пяти великих Дзамбал, он так же является манифестацией Будды Акшобьи, изображается в гневной форме.
Говорят что, Черный Дзамбала дает благосостояние даже вопреки кармической обусловленности, поэтому и стоит над всеми остальными.
Мантра Черного Дзамбалы:
ОМ ДЗАМБАЛА ДЗАЛЕНТАЕ СОХА .
Гонкар - Великий Белый Махакала.
Махакала в тибетском буддизме - охранник и защитник учения Будды - Дхармапала, хотя в некоторых школах тибетского буддизма его рассматривают как йидама.
Идам, также йидам (сокращение от тибетского yid-kyi-dam-tshig) - просветленное существо в буддизме Ваджраяны.
По мнению же исследователей, Махакала вошёл в состав буддийского пантеона Ваджраяны из ряда божествтантрической индийской йоги как манифестация Шивы - Бхайрава.
Махакала в переводе с санскрита означает «Великое время», и первоначально в индуизме он был одной из двух ипостасей бога Шивы.
Согласно индуистской космогонии, особой энергией, или формой Шивы, признаётся Время (Кала), которым, или в котором, создаётся вселенная, и которое, обратившись в грозное пламя, уничтожает её в ходе светопреставления.
Но когда «огонь Времени» (кала-агни) затухает, Время «пожирает само себя» и превращается в Махакалу — абсолютное «Время над Временем», Вечность.
Это совпадает с началом периода небытия вселенной (пралая). Концепция Махакалы возможно восходит к «Атхарваведе» (сер. I тысячелетия до н. э.).
В дальнейшем мифологизированная фигура Махакалы проникла в северный буддизм, превратившись в одно из гневных божеств-защитников.
Махакала стал особенно популярен среди последователей тибетского ордена Сакья, обретя там множество форм, однако получил распространение и среди других тибетских религиозных орденов.
Его положение в тибетском пантеоне упрочилось во время второго распространения буддизма в Тибете (последняя четверть X века), а его популярность постепенно продолжала расти потому, что его статус перерос уровень защитника, достигнув разряда просветлённого существа.
Его популярности в Тибете способствовало и то, что Махакала, попав из индийской мифологии в племенную духовную атмосферу Тибета, был наделён особенной ролью владыки жилища.
Именно поэтому он стал одним из самых широко почитаемых защитников в тибетском пантеоне.
Махакала имеет множество ипостасей и одна из них - Гонкар, великий Белый Махакала.
Белый Махакала - один из аспектов шестирукого Махакалы.
Белый Махакала считается подателем богатств, о чем свидетельствует чинтамани в его основной правой руке.
Его культ приобрел особую популярность благодаря Цзонхаве (Цонкапе), который разработал специальные ритуалы, ему посвященные.
Исполнение этих ритуалов дает не только материальные блага, но и силу, знания и духовность.
Гонкар считается покровителем Монголии.
По одной из версий Великий Гонкар стоит на Ганеше, индийском боге с телом слона, и щекочет его пальцами ног.
Ганеша от щекотки выплёвывает драгоценности.
По другой версии - Великий Гонкар стоит на двух слоноголовых демонах-вигхна, держит дигук, дамару, габалу, наполненную драгоценными камнями, в которой, кроме того, стоит сосуд с эликсиром бессмертия, жезл и бунчук с трезубцем.
Ладакхи и Занскари очень почитают Белого Махакалу, и относятся к нему с громадными уважением и осторожностью:
Гонкар всегда присутствует в качестве главной (или одной из главных фигур) в Храмах Защитников Дхармы в буддийских монастырях.
Зачастую лицо Белого Махакалы закрыто специальными ритуальными покрывалами:
считается, что тот, кто долго смотрит на Гонкара может сойти с ума.
И только в дни больших буддийских праздников покрывала убирают.
С Гонкаром связано много историй и легенд - вот одна из них, с которой нам посчастливилось соприкоснуться в буддийском монастыре Дискит Гонпа в Нубре:
Ключи Дискита. Нубра, Малый Тибет.
Как думаете - почему они выходят на Танец Цам вместе?
По описаниям в общем-то все очень логично и понятно.
Больше фотографий здесь: Мистерия Карча Густор, 14 июля 2015 года, Занскар.
Фотографии и видео: Илона Крыжановская и Максим Савченко.