Буддийская мистерия Карча Густор, день второй, 15 июля, 2015 года. Часть 1: Жертвоприношение.
Второй день буддийской мистерии Карча Густор, монастырь Карша Гонпа, Падум, Занскар, 15 июля 2015 года.
Часть 1: Жертвоприношение.
Жертвоприношение в тибетском буддизме - один из самых любопытных ритуалов:
в жертву приносят черного яка, черную лошадь, черного барана (козу) и черную собаку.
Надо ли говорить с каким нетерпением мы ждали этот день?)
С утра погода была очень жаркая, солнце палило, как только поднялось-выглянуло из-за вершин - мягких теней в тот день не было от слова "совсем".
Это означало, что ко второй половине дня - жди дождя, так в общем-то и получилось.
Буддийский монастырь Карча Гонпа в этот день - в резких тенях выглядел совсем по-другому:
Занскар всегда изумительно изменчив: тут сложно дважды снять одинаковые кадры - свет для фотографов тут просто потрясающий.
Ок, приезжаем в Карча Гонпу, со всей своей нелегкой техникой поднимаемся на верхнюю площадку монастыря, устанавливаемся.
Второй день мистерии Карша Густор очень сильно отличается от первого:
если в первый день - все достаточно неторопливо, можно спокойно пообщаться с ламами, поснимать портреты, и народу-зрителей не так, чтобы и много, то второй день - все с точностью наоборот:
ламы заняты подготовкой к ритуалу, народу - уйма: местные бабушки приходят со всей округи - в шикарнейшей национальной одежде с тяжело-каменными украшениями - я вот, честно, не понимаю как в этих украшениях они легко и непринужденно на высоту порядка 4000 понимаются, а ведь поднимаются и не на машинах, а сами-сами.
Я одевала полный праздничный национальный костюм занскари - очень тяжело, действительно тяжело, а они - ничего, привыкли, здоровьем и силой женщин-занскари можно только восхищаться.
Все балконы забиты зрителями, на крышах строений монастыря - все больше молодежь, а женщины и мужчины постарше - традиционно сидят на земле на площадке монастыря, где будет происходить-разворачиваться мистерия Карча Густор.
Туристов тоже почему-то привозят именно на второй день мистерий - это традиционно по всему Ладакху и Занскару:
с точки зрения зрелищности - да, логично,
а вот с точки зрения понимания происходящего на буддийских мистериях - бредовато и приводит к полному непониманию происходящего здесь и появлению на просторах инета многочисленных "мистических" историй, связанных с Танцами Цам, к реальности, не имеющих никакого отношения.
У меня есть некоторые соображения и на тему безопасности таких посещений:
любая буддийская мистерия - это очень простроенный по своему временному действу ритуал - это в первую очередь чистка Кармы.
И тут не важно - знаете ли Вы что-то о карме и тибетском буддизме или нет, но ритуал работает на энергоуровнях просто замечательно: ЧИСТИТ честно и мощно.
И лучше эту чистку проходить от начала до конца.
Местные - другое, они живут на этой земле, они, если даже в первый день и не подошли хотя бы минут на 10-30 в монастырь (а обычно подходят), то все одно - пуджу дома провели и к энергиям мистерии подключились.
Сколько я была на мистериях, а прошедщие 5 лет я стараюсь попадать на все мистерии Танца Цам в Ладакхе и Занскаре - сценарий всегда примерно один:
первый день - разрушение, второй - интеграция.
Тут под разрушением я понимаю разрушение ненужного, того, что мешает идти по Пути (а Путь есть у каждого из нас - верим мы в это или нет, Путь есть), другой вопрос, что мы к этому ненужному прикипели, держимся и для себя считаем исключительно полезным.
Иногда разрушение - болезненно, в любом случае - эмоции гуляют еще как.
Второй день - интеграция и энергии.
И, получается, что человек попавший на второй день буддийской мистерии интегрирует только то, что у него есть, усугубляя) - там и до эмоционального разноса совсем недалеко, энергии-то тоже даются и в каком объеме.
Как-то так.
Но это все - только мои личные размышления-наблюдения, не более того.
Ок, идем дальше - солнце продолжает палить, а над вершинами собираться тучи.
Вчерашние горы - сегодня совсем позировать не хотят:
Меня с видеокамерой ламы монастыря пристроили на второй этаж центральной Гонпы над площадкой, кроме меня в комнатке еще трое очень стареньких лам монастыря Карча - тишина, тень ипокой, идеальные условия для съемки - моя камера сверху.
Макс действительно мужественно снимает с площадки - среди толпы и на солнце, у Максима основная камера.
Один из стареньких лам перед началом сидит на крыше над комнатой и читает молитвы:
Площадка монастыря сегодня тоже очень изменилась - развешаны длинные тибетские флаги с молитвами, но это уже все смотрим на видео.
Итак, Карша Густор, второй день - начало мистерии Карша Густор и Жертвоприношение.
И некоторые размышления про жертвоприношения животных во время буддийских мистерий - мы их наблюдали и снимали в нескольких монастырях Ладакха и Занскара:
Нигде животных не убивали. Напротив к животным относились очень бережно - успокаивали, когда те нервничали, а после ритуального жертвоприношения отпускали из ворот монастыря на все четыре стороны.
Жертвоприношение всегда носит ритуальный характер, по сути - метафорично.
Но всегда этот ритуал проводится весьма серьезно - собирает большое количество народа, обязательно старейшие ламы и старые люди-миряне приходят и участвуют.
Животные всегда черного цвета - тут немного о значении черного цвета в буддизме:
Черный цвет - это цвет тьмы, цвет полночи.
Это цвет обугленных поленьев, обугленных головёшек, оставшихся от погребального костра, таким образом, чёрный символизирует смерть, уничтожение.
Но в контексте тантры чёрный представляет не просто физическую смерть, он также обозначает и духовную смерть, смерть эго, уничтожение неведения, смерть всего, что стоит на пути просветлённого опыта.
Смерть животных во время жетвоприношения - символична, и это символ готовности принять смерть, уничтожения всего, что стоит на Пути к просветлению, это готовность жертвовать.
Каждая мистерия имеет свои локальные смыслы, и я надеюсь летом подробно поговорить с ламами монастыря Карша и уже в подробностях описать ритуал жертвоприношения.
Продолжение следует...