Ладакх - где это? что это?
Сколько лет работаем здесь в Ладакхе, сколько статей написано и выложено на нашем сайте, сколько фотографий и фильмов отснято...
А все равно каждый сезон самый повторяемый вопрос от наших будущих туристов: "А что это такое Ладакх? Где это?"
И, когда рассказываем, что находится Ладакх на Севере Индии, то в ответ часто слышим разочарованное:
" Ааааа. мы-то думали, что это Тибет"...
Но Ладакх и есть самый настоящий и живой Тибет, единственный оставшийся живым Тибетом на нащей планете, потому что государство Тибет было полностью аннексировано и уничтожено Китаем, а Ладакх - это бывший Западный Тибет, который смог сохранить автономию по следующей причине:
Ладакх был присоединён дограми к княжеству Джамму и Кашмир в 1846 году.
А в 1947 году, штат Джамму и Кашмир был в свою очередь присоединён к республике Индия.
Так Ладакх, Западный Тибет оказался в составе государства Индия, что позволило ему полностью сохранить культуру живого тибетского буддизма, и таких мест на планете больше нет.
Ладакх – одно из красивейших мест в мире, расположенное на высоте 3600 метров над уровнем моря и выше.
Разлегшийся на западной оконечности Гималаев, Ладакх имеет четыре основных горных хребта — Великие Гималаи, Занскар, Ладакх и хребет Каракорум.
Ладакх — с 5 августа 2019 года является отдельной союзной территорией Индии, отличающейся своей культурой и топографией.
Это регион, который был открыт для туристов всего несколько десятков лет назад.
С тех пор иностранные туристы, особенно большое количество молодых посетителей, приезжают в Ладакх, чтобы увидеть его нетронутую красоту.
Чистый, сухой воздух, великолепные пейзажи и теплое гостеприимство людей делают тур в Ладакх по-настоящему эмоционально незабываемым.
Ладакх по-прежнему можно назвать оазисом тибетской буддийской культуры, хотя его социальные и религиозные структуры меняются под давлением современности.
Ладакх также является последним прибежищем буддизма в его тибетской форме, и он до сих пор практикуется здесь в своей самой чистой форме.
После строгого ограничения свободы религиозного выражения и практики китайцами в Тибете, где монастыри они были разбиты и рассеяны, многие буддийские ламы бежали не только в Индию, но и в Ладакх, который предложил им новые дома в нескольких своих гонпах.
В Ладакхе до сих пор представлены четыре великие религиозные школы тибетского буддизма, которые предлагают свои учения в гармоничном сосуществовании друг с другом:
1. «Нереформированная» школа Ньингмапа, Красные Шапки, основанная в 8 веке. н.э. великим учителем Падмасамбхавой.
2. «Полуреформированный» Орден Красных Шапок в монастырях Ламаюру, Пхиянг, Ванла, Хемис, Бардан и Сани.
3. Школа Сакьяпа (монастырь Матхо).
4. Орден Желтой Шапки ГелугПа (монастыри Спитук, Ликир, Рангдун и др.), возникшие как «Школа благородных» в результате Реформации, проведенной Цонкапой в XIV веке.
Вместе с КаргьюПа это самый важный и наиболее распространенный орден.
Его духовным главой является Его Святейшество Далай-Лама.
ИСТОРИЯ ЛАДАКХА:
Историю поселения Ладакха можно проследить до V века до нашей эры.
Погребальные находки и рельефные скульптуры на скалах свидетельствуют о раннем присутствии индоарийских племен в этом регионе: Дардс, Бельцы и другие.
Вместе с мигрантами тибето-монгольского происхождения они составляют смешанное население, говорящее на сино-тибетском диалекте.
Этот район был данником Тибетской империи, основанной в 7 веке н. э.
В 930 году н. э. в Ладакхе была основана тибетская династия Ярклун, которая правила со многими взлетами и падениями до 1740 года.
В 15 веке, после того как монархия была разделена на две строки: королю Лачену Бхагану удалось воссоединиться.
Затем в Лехе была основана королевская резиденция.
Новая династия дала себе имя «Намгьял» («Великий Виктер»), и фактически под их правлением Ладакх пережил период культурного расцвета.
Однако страна неоднократно становилась жертвой тибетской и кашмирской алчности и была вынуждена защищаться от некоторых нападений монголов.
В конце 17 века исламский Кашмир оказывал военную помощь против Тибета и получал в качестве уплаты дань.
В 1846 году королевство окончательно утратило свою независимость; оно было оккупировано и аннексировано кашмирским махараджей из династии Догра.
Король и знать были лишены власти, а резиденция королевской семьи была перенесена в Сток.
В 1947 году, когда индийско-британское государство разделилось на мусульманский Пакистан и Индийский союз, махараджа преимущественно исламского Кашмира не был уверен, к какому из двух государств ему следует присоединиться.
Он обратился к Индии за помощью в борьбе с вторжением пакистанских войск, которым удалось отразить попытку вторжения Пакистана, но которые с тех пор заявили о своем полном контроле над Кашмиром, как это делает Пакистан.
Таким образом, последующие конфликты были заранее запрограммированы.
Конфликтующие стороны постоянно уклонялись от требования проведения референдума.
Линия перемирия (линия контроля) была проведена при посредничестве Организации Объединенных Наций; с тех пор вооруженные силы обеих стран стоят лицом друг к другу через линию.
Ладакх также стал жертвой нестабильной политической ситуации в регионе из-за постоянно повторяющихся боевых действий и пограничных конфликтов с Китаем.
Пакистан отказался от части оккупированного им Ладакхского региона Балтистана Китаю.
Более того, Китай аннексировал Аксай-чин, северо-восточную часть Ладакха, граничащую с Тибетом, после военных столкновений с Индией, в результате чего старое королевство Ладакх сегодня разделен на четыре части.
При этом Ладакх потерял почти 38 000 км земли.
МОНАСТЫРИ ЛАДАКХА:
Первоначально буддийские монастыри Ладакха (здесь их называют гонпами) располагались вдали от людей и шума, как и пещеры подвижников и отшельников, из которых они розже и развивались.
Мандала обычно использовалась как основа монастырской архитектуры.
Лишь в 16 веке, когда ордены Красной и Желтой Шапки были втянуты в политический конфликт между Ладакхом и Тибетом, монастыри начали строиться как крепости в стратегически важных местах и возвышались над долинами.
Лишь несколько монастырей остались неизменными с самого начала.
Буддийские монастыри, визуально и культурно доминирующие в Ладакхе в удивительной степени, как нигде больше на земле, кажется, выражают то, как здесь воспринимается природа в религиозной форме.
Они стоят на открытых местах:
на крутых склонах, части самого горного хребта, точках кристаллизации, где встречаются камень, свет и спокойствие.
Гонпы сохраняют в своем нутре самые разнообразные сокровища:
сокровище мудрости, выражающееся в практике медитации и правильного мировоззрения, сокровище точного знания и владения обычаями на благо человека, и все через усиление добра и изгнание зла.
Перевоплощениями (Ринпоче) святых восхищаются в лице настоятелей монастырей.
Меньшие монастыри часто состоят только из одной комнаты, в более крупных, напротив, многие здания группируются вокруг центрального двора, в котором проводятся церемонии и представлены буддийские мистерии с исполнением Танца Цам. Зрители сидят на галерее, построенной вокруг двора.
Духанг, или зал собраний гонпы, представляет собой важное здание, в котором три части разделены восемью или шестнадцатью деревянными колоннами, а на внутренних стенах которого нарисованы сцены из жизни Будды, святых и настоятелей.
Здесь проходят ритуальные молитвы и церемонии буддийских лам, а также здесь находится алтарь Защитников Дхармы.
Перед сиденьями монахов стоят небольшие лаковые столики для ритуальных предметов тибетского буддизма:
алмазного скипетра и колокольчика, ручных барабанов, чашек для традиционного чая с маслом и миски для еды.
Лхаканг является центром монастыря и представляет собой наиболее богато украшенную территорию с красиво расписанными внутренними комнатами, выражающими почтение Буддам, Бодхисаттвам и божествам-защитникам.
Первоначально последние были вредоносными духами и демонами древних народных верований, которые, согласно традиции, были впоследствии покорены святыми и включены в качестве хранителей буддизма Ваджраяны.
Со временем могло быть построено несколько Лхакангов, что стало свидетелем изменений в религиозной направленности и интерпретации учений.
Сами ламы буддийских монастырей Ладакха по большей части селятся ниже монастыря в жилищах, большей частью построенных из самана, принадлежащих им и передаваемых по наследству из поколения в поколение внутри их семей.
Сегодня в некоторых из этих жилищ есть стеклянные окна и электричество, и их размер, оборудование и обстановка отражают социальный статус семьи.
Они часто прикрепляются, как соты, к крутым скалам, и добраться до них можно только по крутой каменной лестнице.
До недавнего времени около четверти мужского населения Ладакха жило в монастырях.
В настоящее время тенденция снижается.
Монашество чрезвычайно связано со структурой общества в целом.
В большинстве случаев младшего сына семьи еще ребенком отдают в монастырь и воспитывают там.
Семья продолжает обеспечивать его материальные потребности. О
н живет вместе с учителем, которому оказывает небольшие услуги и который отвечает за его религиозную и личную заботу.
Буддийский лама занимает свое место в иерархии в соответствии со своим уровнем образования и подготовки, с соответствующими задачами и обязанностями.
Лама считается полностью предназначенным для служения только после того, как примет полные 225 обетов.
Такие ламы вообще больше не участвуют в мирской деятельности, а посвящают себя исключительно религии.
Сокровище образования проявляется в библиотеках и в стремлении открыть мудрость и знания молодым людям, и, наконец, сокровища искусства делают все это стремление видимым как объекты для глаз.
Обученные ламы и другие художники, просветленные посредством медитации и черпая запас религиозной веры и опыта, создали удивительные картины и скульптуры, украшающие стены молитвенных комнат и храмов.
И ум, и дух могут погрузиться в созерцание этих мандал и изображений жизни бодхисаттв и святых:
они зафиксированы в религиозной памяти, совершенно точны по своей концепции, стилю и структуре.
Божества медитации во всех своих аспектах служат помощниками на внутреннем пути.
Великолепные цвета и богатство рисунка фресок, тангок и статуй контрастируют с удивительной простотой архитектуры монастырей и окружающим их пустынным горным ландшафтом.
РАЗВИТИЕ БУДДИЗМА В ЛАДАКХЕ.
Во время и после правления императора Ашоки в III веке до нашей эры в Индии буддизм распространялся с большим энтузиазмом и через Кашмир был занесен в Ладакх, Тибет и Китай.
Древние отчеты описывают Кашмир как центр распространения буддизма.
По китайским источникам, в то время здесь проживало 5000 монахов.
В последующие столетия буддизм часто распространялся.
В 78 г. н. э. 500 кашмирских архатов были отправлены в Тибет.
Такие ученые, как Самбхота, выросшие в Кашмире, переводили религиозные тексты, а также ввели и адаптировали кашмирский алфавит к тибетскому языку, который до сих пор был чисто разговорным языком.
Фа-Хиен, китаец, совершивший паломничество в Индию, в 399 году н.э. написал, что в это время в Ладакхе процветал буддизм.
В начале VII века нашей эры первый король Ладакха сделал буддизм государственной религией.
В 9 веке король Лангдарма или Тибет, последователь религии Бон, репрессировал буддизм, оскорблял монахов и разрушил их монастыри.
Лишь в X веке буддизм смог быть восстановлен в Тибете и реинтродукция тибетского буддизма произошла из Ладакха.
Великим ученым той эпохи был Ринчен Зангпо, который перевел многие санскритские тексты на тибетский язык и, как полагают, основал в общей сложности 108 монастырей и храмов.
Он привез художников и мастеров из Кашмира, чтобы украсить их.
Он оказал глубокое и продолжительное влияние на стиль тибетского религиозного искусства.
Сочетание великолепных природных пейзажей и интереса к уникальному историко-художественному опыту привлекло в Ладакх растущий поток туристов с тех пор, как ему разрешили открыть границы в 1974 году.
В то же время жители Ладакха получили возможность открыть для себя « западного» мира вовне и тем самым к конфликту с нормами его образа жизни.
Умеренная модернизация сначала достигла городов Лех и Каргил, но постепенно распространяется и на более отдаленные долины.
«Усилия по развитию» со стороны родины Индии приносят электроэнергию, радио, телевидение и западную одежду.
Государственные школы с индийскими учителями и университеты заменяют базовое образование, принося с собой стремление к уникальности, но, к сожалению, и неуверенность в отношении собственной, традиционной культуры Ладакха.
Эта традиционная культура вовлечена в процесс перемен; уже начинают проявляться первые грядущие фундаментальные изменения в обществе и традиционной системе.
Тесная связь с сельским населением начинает ослабевать, количество монахов и священников сокращается, поскольку другие возможности карьерного роста в государственном управлении или в сфере туризма теперь доступны тем, кто в прошлом выбрал бы монашескую жизнь.
С другой стороны, западные путешественники, интересующиеся буддизмом, часто приезжают остановиться в монастырях.
Ламы и настоятели гонп также путешествуют во внешний мир на более длительные периоды времени, чтобы давать учения в новых буддийских центрах за границей.
Таким образом, Ладакх вновь становится отправной точкой распространения буддизма.
Туризм, вызванный интересом к художественным сокровищам тибетского буддизма, также генерирует крайне необходимые средства для их сохранения.
Но это также бремя для монастырей, и его первоначальные последствия имеют решающее значение.
Воровство ритуальных и художественных предметов, которые затем продаются туристам, далеко не является чем-то необычным.
Кроме того, драгоценные фрески страдают от влажности, возникающей из-за большого количества посетителей, и их хорошее состояние, соответственно, находится под угрозой.
Сохранение и реставрация крайне необходимы для полной защиты этих самобытных памятников искусства Ваджраяны на их первоначальных местах вместе со всеми содержащимися там сокровищами.
КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЛАДАКХА.
В ответ на экстремальные и сложные условия окружающей среды и жизни жители Ладакха развили самобытную и хорошо адаптированную культуру, опирающуюся на гибкую экономику, основанную на сельском хозяйстве и выпасе скота, а также расширенном бартере товаров и услуг.
Считалось, что техническая и социальная проблема выживания может быть решена посредством искусственного орошения, социально закрепленных общественных услуг и правил взаимопомощи.
Поскольку короткий летний период требует участия каждого во время посева и сбора урожая, дети, а также ламы и нанари из монастырей помогают всем.
Основным продуктом питания является ячмень, за которым следует пшеница и цампа (горный ячмень) и здесь урожай могут принести только быстрорастущие сорта.
В более глубоких долинах процветают абрикосы и яблоки, а также овощи.
Некоторые деревенские семьи переезжают на пастбища выше в горы со своими домашними животными, овцами, козами, яками и дзо (помесь яков и домашнего скота) и производят там важное масло и другие молочные продукты.
Материал для отопления зимой добывают путем сбора навоза и сухой веретенообразной древесины из хлева.
Производство шерсти имеет важное значение для внутренних швейных нужд и для экспорта.
До недавнего времени перевозка местных продуктов была возможна только пешком или с помощью вьючных животных.
Отважные ладакхцы совершают поездки продолжительностью в несколько дней или недель, чтобы попасть на рынок или на монастырский праздник.
Чтобы попасть из одной долины в другую, им часто приходится подниматься на перевалы высотой до 5000 м, а пересечение ущелий и ручьев возможно лишь с большим трудом.
Несмотря на эти географические трудности, Ладакх всегда был переплетен системой «жизненно важных артерий»:
здесь проходили семь важнейших торговых и караванных путей, представляющих собой кратчайший путь из Индии в Среднюю Азию, а также из Ближнего Востока в Китай и Тибет.
Караваны могли зимовать в столице Лехе, где возник важный рынок и торговый центр.
Здесь была преодолена изоляция Ладакха от остального мира, а культурные контакты стали возможны благодаря экономическому обмену.
Чай, соль, дерево, металл, шелк и драгоценности можно было получить в обмен на излишки отечественной продукции.
Религиозные учителя тоже приезжали по этим дорогам и привозили.
Приехали беженцы и принесли с собой культуру центрального тибетского буддизма.
Одной из главных серьезных потерь, которые пришлось понести Ладакху, стало закрытие древнего и жизненно важного торгового пути в Центральную Азию и Китай и, как следствие, прекращение свободного коммерческого сообщения.
Кроме того, в результате Ладакх стал еще более зависимым от Индии экономически.
Индия, в свою очередь, признала стратегическое значение Ладакха, построила многочисленные военные базы и укрепила свои позиции, тратит большие средства на строительство дорог и мостов, энергоснабжение, ирригацию и многие другие проекты развития и пытается ближе привязать отдаленный район к себе.
Стремление к автономии до сих пор подавлялось, однако Ладакх сделал первый шаг к большей независимости от штата Джамму и Кашмир, когда в 1995 году получил статус Горного совета, а 5 августа 2019 года стал незавиисимой союзной территорией.
Характер населения изменился за последние десятилетия: тибетцы манипулировали им из-за присутствия индийских солдат, беженцев и экономически мотивированной иммиграции из Кашмира.
Последние вместе с туристами приводят к многократному увеличению числа жителей Леха в летние месяцы.
Столь же желательным, как и открытие страны в 1974 году, было для иностранных контактов и туризма.
Это принесло населению Ладакхи дополнительное культурное и социальное давление, а также угрозу безопасности.
Напряженность между «западным» образом жизни, приносящим новую профессию и денежную экономику, с одной стороны, и традиционной бартерной экономикой и религиозно укорененным образом жизни — с другой, очевидна.
Новые возможности трудоустройства и обучения истощают деревни молодых людей и мужчин и это, в свою очередь, подрывает традиционные, проверенные и испытанные структуры общественной жизни.
Например, сегодня в страну приходится ввозить иностранную рабочую силу для сельскохозяйственных работ, это, в свою очередь, съедает большую часть прибыли.
Ислам пришел в Ладакх из Кашмира и укоренился только в западном Ладакхе, главным образом в районе Каргила.
В самой столице около трети жителей — мусульмане, и браки между ладакхскими женщинами и мужчинами-мусульманами были обычным явлением.
Но тенденция к фундаментализму оставила свои следы - в Ладакхе сейчас меньше взаимной религиозной терпимости.
Имея буддийское большинство, Ладакх обвиняет правительство Сринагара в неадекватном уважении его культурной независимости и целостности и чувствует себя угнетенным и экономически эксплуатируемым со стороны кашмирских мусульман.
По иронии судьбы, большинством магазинов в Лехе, предлагающими буддийские сувениры, управляют торговцы-мусульмане из Кашмира.
Они зарабатывают на жизнь продажей репродукций сокровищ буддийского искусства, изготовленных в Сринагаре мусульманскими мастерами.
Для ладакхов немыслимо пить воду во время долгой суровой зимы, но в то же время для них возникает необходимость употреблять какую-то жидкость, чтобы устранить неблагоприятные последствия обезвоживания, поэтому они пьют гур-гур или соленый чай в огромных количествах и во все сезоны.
Чай – национальный напиток ладакхцев, который широко употребляют как мужчины, так и женщины.
Пятнадцать чашек чая — вполне нормальное явление на таких мероприятиях, как свадьбы, церемонии рождения и другие общественные мероприятия в день:
от тридцати до пятидесяти чашек чая под танцы и смех.
Ладакхи часто выпивает четверть-полстакана, наливайте его; и накройте чашку крышкой, чтобы чай оставался горячим, чтобы защитить его от пыли и т. д.
Чашка всегда наполняется снова, если только не будет настоящего перерыва в питье.
Аппарат, в котором сбивают чай, называется Гур-гур и представляет собой цилиндрическую деревянную маслобойку с мешалкой.
Возможно, чай обязан своим названием звуку, который издает маслобойка во время смешивания его главного ингредиента, то есть чайного напитка, соленого молока и масла.
Отдельного упоминания заслуживает способ приготовления чая.
Несколько чайных листьев со щепоткой бикарбоната соды кладут в воду, ставят кастрюлю на огонь и энергично кипятят, периодически добавляя воду, пока не образуется густой напиток красного цвета.
Настой процеживают через сито и хранят в другой кастрюле, чтобы позже использовать его для приготовления чая.
Ладакхцы чувствуют себя не в духе и жалуются на головную боль, если не выпивают утром желаемое количество чая.
Ему или ей полагается три длительных приема чая в день, но перед тем, как выйти на работу, выпейте дюжину или более чашек чая.
Врачи не рекомендуют такое огромное потребление соленого чая людям, страдающим от высокого кровяного давления, но большинство жителей Ладакха считают чай лучшим средством против обезвоживания.
Не обращая внимания на советы врачей, они пьют свой обычный чай во все дни.
На общественных собраниях мужчин и женщин голубого происхождения нужно официально приглашать на чай или чанг, местное ячменное пиво, прислуживающий мальчик или девочка, отдавая честь или трижды ударяя по Тунг-таку, браслетам из раковин, затем даме или джентльмен обязан сделать глоток напитка, такое огромное потребление чая неизменно приводит к обильному мочеиспусканию в холодные месяцы, поскольку лишнее количество жидкости не выходит из тела в виде пота.