Сикким: Шамбала высокогорных Гималаев.
Добро пожаловать в Сикким!
Тот Сикким, который очаровал душу и пленил сердце знаменитого путешественника, этнографа и художника Николая Рериха. Тот Сикким, который пришел к нам из глубины веков, ожившей легендой, прекрасный в своей первозданной красоте и особо нетронутой цивилизацией чистоте. Сикким, олицетворяющий собой волшебство и магию, не подвластные ни времени, ни пространству. Мифы, сказания, верования и легенды здесь на каждом шагу. Даже в самом происхождении названия этого второго по величине индийского штата не обошлось без легенды, причем не одной.
Вот с них, пожалуй, и начнем.
Сикким: Шамбала высокогорных Гималаев.
Все картины в этой статье принадлежат кисти Николая Рериха.
Одно из сказаний гласит, что древние народы, заселявшие территорию современного Сиккима, а это были в основном лепхасы и бутиа, по-разному называли местность, на которой проживали. Лепхасы называли свой край Нелианг или местом пещер, а еще они называли его Миел Лианг, что значит «земля скрытого рая или восхитительный регион». В свою очередь бутиасы называли его Беиул Демазонг или «спрятанная долина риса». Но нас более зачаровывает другая легенда, которая гласит, что в свое время Тенсунг Намгиал женился на трех женах. Каждая из жен принадлежала к одной из народностей, населявших в то время соседние с Сиккимом государства. Поэтому, одной из жен была девушка из Тибета, вторая – из Бутана, и третья – из Лимбу. Девушка, которая прибыла из Лимбу, была дочерью вождя лимбов Йо-йо-ханга, и привела с собой семерых подруг для того, чтобы они тоже смогли найти свое счастье в Сиккиме. И их мечта сбылась. Все семь девушек были выданы замуж в самые именитые и почитаемые семьи Сиккима. И именно эти лимбийские девы, что пришли в Сикким ради замужества и называли это счастливое для них место «Сукхим» или «Новый невестин дом», комфортный дом. Жена-непалка, никак не хотела или не могла найти общий язык с лимбийкой, и поэтому всячески старалась нагадить ей. Она же и внесла изменения в данное лимбийками название, и оно начало звучать как «Суккхим». Ну, а уже гораздо позже, британские колонизаторы стали произносить название страны на свой лад, которое так и дошло до наших дней – Сикким.
Не правда ли, сколько страсти, энергии и самой жизни заложено в этой маленькой легенде. И подобные легенды здесь на каждом шагу. Они витают в воздухе, ты вдыхаешь их вместе с экзотическими ароматами, насыщаешься ими, вбираешь их каждой своей клеточкой.
И не надо думать, что сиккимские легенды приходят только из времен седой старины, они рождаются даже в дне сегодняшнем. И если Вы побываете в Сиккиме, то обязательно услышите, например, легенду о полководце Ачи Бабе, которой от роду нет и сорока лет. Вы спросите как можно стать в Сиккиме легендарной личностью? Да очень просто. Всего на всего, надо сделать что-то неординарное, выдающееся и, желательно, благородное. И на следующее утро ты проснешься чуть ли не святым. Нам, выходцам из стран СНГ более понятно, когда за подобное вручают вымпела, грамоты или, в лучшем случае, медали, а в Сиккиме не мелочатся и за благородный поступок в твою честь возводят монастыри, в которых восхваляют и воспевают тебя до самой смерти и, естественно, после нее. Да, кстати, об Ачи Бабе. Когда-то, не так давно, во время очередных боевых действий и передислокации регулярных частей, 23-й артиллерийский полк под командованием Ачи Бабы совершал маневр из Tukla Den Dhukla, что в Восточном Сиккиме. И вот, во время проведения этого маршброска один из солдат, а звали его Харбхаджан Сингх где-то случайно вдруг или не вдруг (кто ж теперь разберет) затерялся. Полковник кидает на х… войну и бросает весь полк на поиски солдата. Первый день они его искали – ничего, второй день – ничего, вот и третий день уж клонился к закату – а результатов ноль. И тут слышит полковник, как его этот солдат зовет. И пошел наш благородный полководец на этот зов, взяв с собой всех солдат. И нашли они тело уже, к сожалению, неживого солдата. Все бы ничего, да вот только с тех пор стал являться Ачи Баба по ночам тем солдатам, которые служат на границе (а места там и сейчас довольно неспокойные). Совершит свой астральный обход, проверит как служба у солдатушек и с рассветом испаряется. И стали служивые его с тех пор почитать как англела-хранителя для всех военнослужащих. Прошло с тех пор не мало лет, а до сих пор, отправляясь домой в свой ежегодный отпуск в сентябре, Ачи Баба встречает на всем пути своих паломников, которые просят защиты, покровительства и благословения. Да, мы еще не сказали, что в свое время Ачи Баба также услышал глас, который сказал ему, где лучше всего возвести храм в его честь. Вот так и ходит с тех пор по земле Сиккимской живая легенда. Так что, попав в Сикким, Вы тоже вполне можете прикоснуться к здравствующей истории.
Ну, об истории несколько позже. А сейчас еще несколько слов об этом одном из самых красивых мест на земле, самом чистом в прямом и переносном смысле этого слова и самом нетронутом. Если раньше, в те далекие времена, о которых мы упоминали выше, очарование штата ограничивалось седыми туманами, вечными горами и многоликим разноцветьем бабочек, то сегодняшний Сикким вполне может похвастаться развитием инфраструктуры, затрагивающей культуру, туризм, науку.
И, все же, визитной карточкой Сиккима по-прежнему остается уникальная этнография и естественные пейзажи, составляющие целостную картину, непревзойденную по совершенности первозданной чистоты. Словно драгоценный камень, надежно укрытый древними, как мир Гималаями, оберегаемый ими от беспощадного вторжения цивилизации, Сикким долгое время обеспечивал свою жизнедеятельность исключительно натуральными природными ресурсами. Поэтому этот индийский штат и является на сегодняшний день сосредоточием многогранности биологического разнообразия, как животного, так и растительного мира. И не зря ее называют страной красной панды и снежных пиков, рододендронов, орхидей и гималайского кедра.
Эта небольшая по размерам страна, которая и занимает всего-то 7096 кв. км, также знакома всему прогрессивному человечеству как безграничное хранилище исторических достопримечательностей, духовного, культурного и религиозного предназначения. Вы вряд ли найдете второе такое место на земле, где за каждым поворотом, Вас ожидают столь захватывающие картины, к которым прикипаешь не только глазами, но и сердцем, и душой. Сикким сегодня – это не только один из самых красивых штатов Индии, но также один из самых стратегически важных, так как, с трех сторон он граничит с иностранными государствами: Непалом, Индией и Бутаном. Он как громадная лестница, ведущая с западной границы тибетского плато вниз к равнинам Западной Бенгалии. На Западе, Сикким связанный с Севера на Юг большими Гималайскими горами, которые включают третью по высоте вершину, Кангчендзонга и спускается к его южному хребту Сингалила. На Севере он связан горами Донгкеа, а также частично включает тибетское плато. На Востоке он граничит с горами Чола. Средняя крутизна гор около 45 градусов.
Сикким это территория, по которой протекает одна из самых красивых рек Индии Тиста. Эта река берет свое начало в озере Чо Ламо, которое находится на севере. И в дальнейшем подпитывается множеством потоков и рек. Самые значительные из которых – Толунг, Лачунг, Большой Рангит, и Рангпо. Также в своем русле река имеет около 180 постоянных озер, среди которых самые большие – Качоэдпалри, Гурудонгмар, Чо Ламо и Мен Мой Цо.
Но, не смотря, на обилие рек и озер, главенствующую роль как в устном народном творчестве, в тех же легендах, сказаниях, верованиях, а также в знаменитых пейзажах Сиккима принадлежит могущественной Кангчендзонга, больше известной в мире как Кайнченджанга. Она является третьим по высоте пиком в мире и имеет высоту 8586 м. Но для сиккимийцев это больше чем просто гора. Народности, населяющие Сикким, издревне поклонялись Канчензонга как божеству, и считали богом-опекуном и хранителем своей земли. По их повериям этот страж-божество очень мягкий и внимательный, ко всем живущим у его подножия. Он гарантирует мир и процветание для всей земли и людей, на ней живущих. Пять вершин Канчензонги – это пять сокровищниц, укрытых вечными снегами. Легенда об этих вершинах, рассказанная великим ламой Лхатсун Ченпо, звучит примерно так: «Вершина, что наиболее заметна, золотится восходящим солнцем – это сокровищница золота, вершина, которая остается серой и холодной, скрытой в тени – это серебро, а третья – это хранилище драгоценного камня, четвертая и пятая – это сокровищницы зерна и святых книг». Также предполагается, что каждой из пяти вершин покровительствует свое священное животное. Самой высокой – тигр, а остальным лев, слон, лошадь и мифическая птица Гаруда. Наравне с главным Страж-богом, не менее важны и другие вершины: Непальская Вершина, Вершина Тент, Пирамида, Джонсанг, Лонак, Пахунри и т.д. А также в почете здесь и ледники, такие как Зему, Чангсанг, Тиста, Чангме. Одними из самых важных проходов в горах являются проходы с восточной стороны Джелеб-ла, Назу-ла, Чо-ла, Занка-ла. На Севере – Донкива, Конграламу, и Наку. А также Кангланангма и Чиа Банджанг – на Западе.
Божественный статус горам придавали все народности, населяющие предгорье Кангчензонга, а это были и лепхасы, и бутиасы, и непальцы. В их религиозных вероисповеданиях бог горы изображался рыжим, вооруженным мечом и обязательно верхом на белоснежном льве. Один из самых популярных и величественных праздников в Сиккиме, является Панг Лапсол, который как раз и посвящается священной горе. Во время проведения представления существует традиция многократно выкрикивать имя божества, а также демонстрировать захватывающие танцевальные церемонии. Этим фестивалем сиккимцы демонстрируют свое поклонение и благодарность за отвагу и мужество своему главенствующему божеству Кангченгзонга. В танцах, при помощи роскошных костюмов и грациозных масок, актеры славят своего покровителя, а также его главнокомандующих Ябду и Бога Махакала. По своей сути, это больше похоже на боевые танцы, и исполнители не просто танцуют, скорее, сражаются, демонстрируя свою физическую силу, быстроту реакции и искусство фехтования.
От легенд и сказаний прошлого, давайте, опять вернемся в день сегодняшний. А сегодня Сикким предстает перед нами скромной автономией Гималайского предгорья, расположенным на северо-востоке Индии. Размерами своей территории этот штат занимает второе места среди других индийских штатов, а вот численность населения имеет наименьшую. Географической особенностью региона является то, что он полностью находится над уровнем моря, на высоте от 300 до 8585 м. И абсолютно не имеет к этому самому морю никаких выходов. В рельефе штата, как Вы уже и сами догадались, главенствующую роль на себя взяла одна из самых величественных горных цепей в мире – знаменитые Гималаи. И опять же вспомним священную для буддистов Кайнченджангу. Кроме нее, еще четыре пика преодолели отметку в восемь тысяч метров. Это вершина Южная или Канченджанга П, имеющая высоту 8491 м, вершина Средняя, с высотой в 8478 м и пик Западный или как его еще называет местное население Ялунг-Канг, имеет высоту 8505м. Всего ничего не дотягивает до них их пятая сестрица – гора Кангбачен. Она расположилась на западном отроге массива и достигает в высоту, всего-то каких-нибудь, 7902м. Но, не смотря на свою грандиозность, эти горы, все же, покорялись альпинистам. И первыми их покорителями были верхолазы из британской экспедиционной группы Джордж Бэнд и Джо Браун. Их восхождение было совершено 25 мая 1955 года.
Согласно местным поверьям именно эти горы служат местом жительства Будды. Но не менее интересна и другая легенда. В которой говорится, что Канченджанга имеет женское начало. И как любая женщина ревнива до безобразия, поэтому и не хочет покоряться особам прекрасной половины человечества, всячески препятствуя их восхождению. Не гнушается гора и самыми кардинальными методами, вплоть до наслания смерти тем, кто ослушается и взойдет на нее. Но смелости женщинам хватало во все времена. Поэтому находятся и среди хрупких созданий те, которые не бояться кинуть вызов строптивой вершине. Долгое время единственной женщиной, которой, все же, удалось в 1998 году благополучно и подняться и спуститься с вершины, была, опять таки, британская покорительница гор Джинетт Харрисон. Но, с прискорбием следует отметить, что она не прожила после этого и полутора лет. При восхождении на Дхаулагири она трагически погибает. Вот и не верь после этого в предсказания.
Но, не смотря, на всю свою коварность и непредсказуемость, Канченджанга остается одной из красивейшей, из всех существующих на планете Земля вершин. Именно она вдохновляла многие годы всемирно известного Н.Рериха на создание неповторимых полотен, прославивших и Гималаи, да и сам Сикким по всему миру. Почитая и поклоняясь вершине как божеству, охраняющему землю от различных напастей и воплощающему в себе центр мироздания, тысячи людей не устают каждое утро подниматься на Тигровое плато, находящееся в непосредственной близости и любоваться поистине захватывающим зрелищем. Ведь, что может быть великолепнее от созерцания того, как самые первые лучи солнца озаряют в розовым цветом вечные льды великой горы. «Страна небесных ступеней» – так говорил о Сиккиме Н.К.Рерих.
Глубокая удаленность, труднодоступность, неповторимость горного великолепия и несчетное число буддийских мест поклонения на протяжении долгого времени позволяли воспринимать этот индийский штат последней гималайской Шангри Ла. Но сегодня, чтобы попасть в Сикким, можно свободно воспользоваться очень современной, но, все же, не менее живописной дорогой, пролегающей в горах. На ее пути лежат надежные мосты, соединяющие берега бурных рек. Следуя по ней, вы будете то подниматься на перевалы, то спускаться в низины. Незыблемым вечнозеленым стражем вас будет приветствовать вдоль всей дороги стройный лес.
Только преодолевая эту широкую ленту, асфальтированную по последнему слову дорожных технологий, вы сможете понять сколь важна для живущих здесь эта дорога жизни. И, наверное, если постараетесь, сможете представить себе, сколько трудов ушло на ее строительство, да и сегодня уходит на содержание ее в надлежащем состоянии. Ведь годы не дают забыть о своем существовании и о собственной значимости. Поэтому тут так часты оползни и камнепады. Потоки воды, порой стремглав несущиеся из-под небес, не раз и не два вынуждали странников застывать в ожидании того, когда дорогу приведут в порядок. Возможно, горы, таким образом, хотят напомнить людям, о том, что надо иногда остановиться, задуматься, помолиться и восхититься дарами Создателя. Эта жизнеутверждающая дорога появилась здесь в результате претворения в жизнь проекта «Свастика». Ведь именно символ свастики в буддийской религиозной культуре знаменует превосходство жизненной силы. Реализация этого проекта позволила связать столицу Сиккима Гангток с окружающим миром, находящимся по ту сторону гор, и сделать более легким и беспрепятственным транспортное сообщение, не подвластное ни времени, ни погодным условиям. Для создания еще большей комфортности путешествующим по стране, подступающие к дороге горные склоны зафиксированы бетонными укреплениями. А обновленные переправы через реки настолько широки, что по ним автотранспорт свободно может проезжать в обоих направлениях.
Ну и, чтобы туристы совсем уж не заскучали в дороге, их вниманию представлены многочисленные баннеры, с различными правилами, предупреждениями и высказываниями мудрецов. Так, развлекая себя чтением изречений и очень нужной информации, вы доедите до пограничного пункта Рангпо. Здесь служащие пограничной полиции проверят наличие специальных разрешений в ваших паспортах и, скорее всего, откроют перед Вами въезд в загадочный и такой вожделенный Сикким. И уже в самом начале Вашего ознакомительного тура, Сикким предстанет пред Вами многочисленными гидротехническими сооружениями и электростанциями. И, хотя, совсем не за этим Вы ехали столь далеко, все же, встреча с сегодняшним днем этого самобытного и уникального индийского штата будет для Вас небезынтересной.
Современная интерпретация исторических фактов, связанных со становлением Сиккима гласит, что еще вплоть до 1975 года этот регион если и не был, но, во всяком случае, считался в некотором смысле независимой державой. При этом, соседней Индии позволялось осуществлять контроль в сфере иностранных сношений и вопросах дипломатии. Особенно это касалось проблемных вопросов, оборонительного характера. Но продолжительный тревожный период, повлекший за собой политический кризис и волну открытых неповиновений, захлестнувших собой столицу Сиккима – Гангток – стал основанием для того, чтобы Индия мирным путем присоединила территорию княжества. После чего, Сикким стал 22 штатом индийского содружества. В выигрыше остались оба государства. Индия обеспечила себе спокойствие на границе с Китаем, а Сикким в лице Индии приобрел щедрого спонсора, выделяющего огромные государственные средства на прокладывание дорог, реконструкцию коммуникаций, всеобщую электрификацию, водоснабжение и развитие промышленности в своем новом штате.
Пришло время по ближе познакомится и со столицей штата – Гангтоком. Кроме всего прочего, он является одним из крупнейших городов штата и поэтому в своем туристическом маршруте Вам его никак не обойти. Тем более, что посмотреть и посетить есть что. Расположение Гангтока очень живописно. Аккуратной грядой он соизволил угнездиться на западном откосе хребта, что огромным монолитом нависает над прекрасной долиной реки Ранипул. Смотровой площадкой здесь может стать любой из домов, расположенных в пределах города. И, если Вам представиться возможность взобраться на одну из них, Вы сможете без препятствий полюбоваться на открывающийся перед Вами ошеломляющий вид окружающих гор, в том числе и отсвечивающей в лучах солнца вершиной горы Кайнченджанги. Пребывая в этом городе, Вы утвердитесь в мысли, что Гангток не похож ни на один из городов, виденных Вами ранее. Этот уникальный город на протяжении тысячелетий обрел свой собственный неповторимый облик. И это при том, что Гангток стал столицей Сиккима сравнительно недавно, всего лишь в середине XIX столетия. А до того времени главными государственными городами были Яксума и Рабданцэ. И Вас, конечно же, привлекут к себе многочисленные и абсолютно разноплановые достопримечательности Гангтока.
Вы просто не сможете обойти своим вниманием Цук Ла Канг. Этот дворец королей одновременно является и главным буддистским храмом Сиккима. Но к посещению дворца, надо заранее основательно подготовиться. Потому что, он бывает доступен для посещений только раз в году. Это происходит одновременно с празднованием нового года во всем гималайском нагорье. И тысячи паломников не упускают подобной возможности посещения храма, чтобы стать свидетелями знаменитого по своей мистификации танца Черной Короны, что непременно, символизирует победу добра над силами зла. Если времени у Вас будет в достатке, тогда Вам обязательно нужно будет наведаться в Музей Института Тибетологии. Этот музейный комплекс основали в 1958 году. Его возвели в традиционном тибетском стиле. И о том, с чем там Вам предстоит познакомиться, Вы сможете узнать собственно из самого названия музея. Здесь основательно подходят ко всестороннему изучению языковых, религиозных и культурных традиций Тибета. Бесспорным достоянием научно-исследовательского института является великолепная библиотека и бесценный архив, в котором собраны самые древние книги, редчайшие рукописные издания, а также беспрецедентные предметы культа и тибетской живописи тангка. Если Вам по душе более древние достопримечательности, тогда к Вашим услугам посещение нескольких буддистских монастырей и знакомство с их историей. Если же предпочитаете любоваться дарами Природы, тогда замечательный парк редких орхидей для Вас. Здесь Вы сможете насладиться видом этих цветов в 450 вариантах.
Но, если все же, Вы приехали в Сикким для того, чтобы насладиться видом вершины Кайнченджанги во всей ее красе, тогда Вам придется отправляться на площадку Таши. Именно отсюда открывается с непревзойденный по великолепию вид на святую гору Сиккима. Богат этот регион и на захватывающие нерукотворные природные ландшафты. Его окрестности изобилуют горными озерами, парками, долинами, водопадами. Если Вы любитель длительных пешеходных переходов, то тут у Вас появится прекрасная возможность совершить грандиозное количество интересных ознакомительных прогулок. Вас, несомненно, покорит пронзительное по своей бездонной голубизне небо, кристальный по своей прозрачности и чистоте воздух и потрясающие до остановки дыхания горы. Вы сможете тут же вкусить экзотические плоды киви, манго, авокадо, бананы, сливы, персики, источающие невероятный аромат, срывая их непосредственно с деревьев, растущих прямо на склонах гор.
Ну, а чтобы Вы не забывали, что цивилизация здесь все же существует, то мы Вам напомним, что наиболее оптимально расположенный от столицы аэропорт находится всего в 124 километрах. А это всего на всего 2-3 часа езды на машине. Следует отметить, что цивилизация коснулась и административного деления этого индийского штата. Как и любой другой, уважающий себя регион Индии, Сикким разделен на четыре департамента. И у каждого есть своя столица. Так столицей северного района является город Манган. Главный город Южного района – Намчи, Восточный район, как и вся страна, подчиняется Гангтоку, а на Западе главенствует Гялшинг. Среди народов, населяющих Сикким, как и столетия назад, можно встретить лепчей и бхутиасов. Кстати, внешне они очень отличаются от индусов. А излюбленным их выражением является: ««Пусть положительная энергия всегда возобладает во мне над отрицательной!». То есть, изначально исповедуя буддизм, они повсеместно пропагандируют религию, несущую устранение страданий. Как просто и, в одночасье, мудро! Кроме лепчей и бхутиасов, Сикким населяет еще великое множество народов и народностей, поэтому здесь в особенном ходу огромное языковое разнообразие. Здесь свободно можно говорить на непальском, английском, лепча, лимбу, неварском, гурунгском, мангарском, хинди, Бхутиа с сиккимским наречием и Бхутиа с тибетским, и многих других наречиях, живущих в многонациональной Индии народов. Кстати, следует отметить равное отношение ко всем языкам, закрепленное на государственном уровне. Это связано в первую очередь с тем, чтобы сохранить многоликость местной культуры и традиций. Из верований, здесь наиболее почитаемы индуизм и ветвь буддизма ваджраяна.
Если Вы, все же, соберетесь, в этот нагорный штат Индии, то лучшим временем для этого будут периоды с марта по июнь и с сентября по декабрь. Температурный режим в целом по региону довольно лояльный. Зимой здесь не ниже 0 градусов, а в летние дни, столбик ртутного термометра не поднимается выше отметки в 28 градусов. Единственной климатической неприятностью, с которой Вы, по всей вероятности, встретитесь в Сиккиме, будут затяжные проливные дожди. Был даже такой случай, официально, кстати, зафиксированный, что продолжительность дождя составляла 11 дней. Опять же, напомним Вам о том, что для посещения именно этого штата Вам необходимо будет получить специальный разрешительный документ. Но даже с наличием подобного допуска, доступ в особо охраняемую восточную часть Сиккима, строго запрещен. Не забывайте, что Вы, все таки, будете находиться в приграничном районе, поэтому, думаем, с пониманием отнесетесь, ко всем требованиям местных властей.
Но, чтобы изначально упростить всю процедуру и с разрешениями, и с возможными посещениями тех мест, где именно Вам захочется побывать, Вам придется первоначально обратить свое внимание на агентства, обладающие правом организовывать проведение различных туров в этом строгом на правила районе. Также следует помнить, что, как правило, дозволительные документы, дающие право на въезд, ограничиваются во временном пребывании до пяти дней, а иногда бывает, что и меньше. Но, надеемся, что и за эти несколько дней, Вам предстоит насмотреться и набраться впечатлений о множестве интересных и чарующих вещей.
Хотя, срывать не будем, в сравнении с другими штатами Индийского королевства, индустрия туризма в Сиккиме находится в стадии зарождения. Но, может быть, кто-то как раз и бежит от благ цивилизации. Тогда искренне желаем Вам приятного путешествия по Сиккиму. Потому что, этот индийский регион, как никакой другой зачарует Вас самобытностью и неповторимостью культуры и натуральностью соприкосновения с естественной для человека средой обитания. Только здесь Вам удастся вобрать в себя всю непорочную первозданность застывшей картины совершенства и нетронутой чистоты. Во имя защиты окружающей среды, здесь все делается на государственном уровне. Законодательные акты, принимаемые административным правлением штата, безоговорочно направлены на защиту и сохранение такой хрупкой экосистемы этого гималайского государства. Вплоть до того, что здесь запрещается выпасать домашних животных в пределах лесных угодий. Также строжайше запрещено употребление не поддающихся биохимической переработке продукции. Кроме этого, существует запрет на табакокурение в общепосещаемых местах. Вот так и выходит, что Сикким, это не просто самый красивый уголок на Земле, но к тому же, самый чистоплотный и безопасный.
По сравнению с другими районами Индии, в Сиккиме, достаточно высокий уровень жизни. Не удивительным также остается тот факт, что местной денежной единицей здесь, как и во всей Индии, считается индийская рупия. Свою любовь и поклонение природе сиккимцы проявили и в выборе национальных символов. Так символом своего государства они выбрали Красную панду. Государственной птицей стал – кровавый фазан. А среди огромного разнообразия флоры, наиболее почитаем здесь рододендрон. И не случайно именно он. Потому что, разновидность этого дерева здесь насчитывает более тридцати шести видов. Среди цветов победительницей стала – благородная орхидея. Вот так, медленно, но уверенно мы и перешли к ознакомлению с историей Сиккима.
История Сиккима.
Неудивительно, что, как и все остальное, история этого самобытного штата, просто таки, переполнена легендами и былинными преданиями. И они не просто черпают свою силу из глубины веков, они являются животворящей поэзией и сказочным эпосом, не принадлежащем ни времени, ни пространству. Порой они несут в себе нереальный, мистический смысл. И иногда бывает очень трудно отделить вымысел от обычных жизненных ситуаций. Но, именно, благодаря подобному фантасмагорическому нагромождению и переплетению людских судеб, исторических фактов, вымыслов, суждений и т.д., в дне сегодняшнем мы получили возможность проникнуться уникальными образчиками архитектуры и культуры, религии и духовности. Мы можем ставить перед окружающей нас действительностью вопросы, и быть уверенными в том, что получим на них ответы, непосредственно здесь, в Сиккиме. Хотя в Сиккиме, априори, ничего не может быть обычным.
Но, как бы там ни было, неоспоримым остается тот факт, что исконными жителями этого края были племена лепхасов, спустившихся с холмов Ассама. Само название этих пришлых, но в последствии ставших местными жителей, можно перевести как пещерный народ или, в более расширенном литературном варианте, любимые дети Матери-земли. До сих пор в Сиккиме население лепхасов составляет около 18% от общего числа жителей этого штата. Естественно, что старинные обычаи поклонения природе, ее силе и плодородию были главенствующими среди лепхасов. Жизнь этого народа протекала в гармонии с природой, дающей им все необходимое – продукты питания, материалы для промыслов, лекарственные растения. Однако самоизоляция не могла длиться вечно, ведь вокруг жили другие народности.
Так, согласно народным повествованиям, отображающим или приукрашивающим исторические факты, в первой половине XV столетия в этой местности путешествовал принц династии Минак со своими пятью сыновьями. Высокородные путешественники, естественно, посещали разнообразные достопримечательности этого края. Решили осмотреть они и сооружение подземного монастыря Сакья и подоспели как раз к моменту, когда ламы-устроители пытались установить четыре гигантские колонны главного зала. Но у них ничего не получалось. И тогда один из сыновей Минакского принца совершил подвиг достойный летописи – в одиночку он поднял и установил колонны в надлежащее место. Изумленные ламы наградили его титулом Ки Бумса, что означает обладающий силой сотни людей. А еще, в награду за такое выдающееся действо, местный царь предложил ему руку своей дочери, но с условием, чтобы молодая семья осталась жить здесь. Принц согласился, и поселились они с женой в Пхаре, находящейся в долине Кумби. Эта местность позже стала центром образовавшегося в начале XVI столетия королевства Сикким. Легенда гласит, что Ки Бумса с женой много лет не имели детей. Доброжелатели посоветовали им испросить благословения у правителя лепхасов Теконг Тека, который имел пророческие способности. Ки Бумса отправился к Теконг Теку с богатыми дарами и коленопреклоненно поведал о причине своего визита. Правитель Теконг Тек успокоил семейство и предсказал, что будет у них трое детей, один из которых станет правителем Дензонга. Как ни странно, но пророчество скоро сбылось. У Ки Бумсы с женой родились трое сыновей. Из чувства глубокой благодарности возникла настоящая дружба между Теконг Теком и Ки Бумсой. Согласно древним обычаям они заключили братский договор, скрепив его кровной клятвой в Кабе Лонгсток. И по сей день это знаменательное событие, символизирующее вечную дружбу между лепха и бутиа отмечается в Сиккиме. Повествовательные истории гласят, что младший сын Ки Бумсы стал вождем местных племен. Его сын Гуру Таши переехал в Гангток. Именно эта линия правителей и дала миру Пунтсог Намгиала, который стал первым правителем Сиккима.
Воцарение Пунсонга Намгаила на престол сопровождалось яркими и запоминающимися природными явлениями, что свидетельствовало о чрезвычайной важности происходящего события. Предыстория коронации довольна примечательна. Некогда легендарный буддистский монах Гуру Римпоче сказал, что когда-нибудь Сикким станет буддистским краем. Это пророчество начало воплощаться в XVII веке. В то время Великий Лама Лхатсун Чемпо решил нести свет буддистского учения в Сикким. Поначалу он не смог отыскать пути средь горных вершин, пока видение Канчендзонги не указало ему путь. Но, войдя в новую страну, он нашел там двух других лам, Семпа Чемпо и Ригзинг Чемпо, которые пришли с Запада и с Юга. Встретившись возле Йоксама, они стали спорить о том, кому же быть главой Сиккима. Двое духовных учителей предлагали на эту роль себя, однако, третий лама напомнил о пророчестве Гуру Падамасамбхава, которое гласило, что правителем Сиккима станет человек, пришедший с Востока. И имя ему будет Пундсог. На розыски такового человека были посланы гонцы. И они отыскали его в окрестностях Гангтока. Таким образом, опрыск принца Пхутиа и правителей лепхас был коронован титулом Чогаил, или Великий Духовный Вождь. Это случилось в 1642 году. Кроме этого титула он получил одно из имен ламы Лхатсуна Чемпо (который и вспомнил о пророчестве) – Намгиал.
Первому королю Сиккима Путсогу Намгиалу удалось не только объединить страну под общими политическими знаменами, но и внедрить распространение буддизма, как правящей религии. В период царствования Намгиала было основано немало монастырей, ставших духовно-просветительскими центрами государства. Тогда же была создана концепция территориального устройства, предусматривающая разделение на 12 регионов (Дзонгов), во главе которых стояли дзонгпены – наместники из наиболее почитаемых семейств лепха и бутиа.
То был период наибольшего расцвета государственности. Территория древнего Сиккима, во много раз превышала нынешнюю. На Севере оно достигало Тангла возле Пари (Тибет), на Востоке Тагонгла возле Паро (Бутан), на Юге Титалия возле границ Бенгалии и Бихара, а на Западе Тамар Чортен (река Тамар Непал). В XVIII столетии Сикким утратил значительную часть территории, которая отошла сначала Бутану, а потом и Непалу. Случилось это по большей части из-за внутренних распрей и иностранных агрессий. Экспансия гуркхов, под началом Раджи Притивинараяна Шаха привела к потере всех земель Западного Сиккима. В результате приграничных конфликтов с Тибетом было утрачено немало территорий. В 1817 и в 1834-35 годах территории составляющие район Дарджилинга и Южное приграничье были приобретены Британской Восточной Индийской компанией. В 1880 году Британская колониальная администрация в Индии передала права на долину Кумби Тибето-китайским властям. Такие территориальные стычки в этом важном с геополитической точки зрения районе были не выгодны британцам, которые чувствовали себя полноправными хозяевами. В конце концов, Сикким утратил государственность и приобрел статус британского протектората. Номинально династия Намгиал правила Сиккимом около 332 лет. Монархическое правление, как и статус протектората, закончилось в 1975 году, когда Сикким на правах суверенного штата вошел в состав Индии.
Сейчас Сикким является наиболее этнографически и религиозно разноплановым конгломератом. Но благодаря господствующей миролюбивой религии и благожелательному сосуществованию различных народностей, штат совершенно лишен межклановой нетерпимости. Тут мирно и естественно уживаются представители буддизма, индуизма, а также древней религии Бон. Благоденствие и процветание этой изумительной местности способствует продуманная производственно-социальная политика правительства, направленная на сохранение экологического равновесия и всестороннее развитие туристической отрасли. Такое состояние делает этот индийский штат очень привлекательным для путешественников и паломников.
И, если мы уже заговорили о паломниках, значит, естественным будет переход к религии Сиккима.
Религия.
Из того, что мы знаем о религиях древних народов, которые в то время заселяли территорию современного Сиккима, мы с уверенностью можем сказать только о том, что они поклонялись естественным силам окружающего их мира. Божествами, перед которыми они преклонялись была Богиня-мать, Трехликий бог-скотовод, великое множество представителей животного и растительного мира. Особо почитаемым среди животных был Бык. Логичным было бы предположить, что они также обожествляли воду, воздух, землю, горы, природные явления. Одним словом, все с чем древние сталкивались в своей повседневной жизни и чему не могли дать пояснения, то на что они не могли повлиять и чего страшились. Все это наталкивает исследователей древнего мира на мысль о том, что сиккимцы, на заре своего зарождения изначально исповедовали религию Бон.
Особенностью этой, можно сказать, первобытной религии, было приписывание необъяснимым и неподвластным человеческому влиянию всевозможным явлениям высших мистических энергий. Исходя из суждений этой религии, духи были во всем и везде. Одни из них, скрывались в глубоких подземельях, другим покорялось небо. Духи вселялись в озера и скалы, в пещеры и ущелья. И каждый из духов имел свое предзнаменование. Например, сторонники религии Бон верили, что духи-джиги, являлись покровителями обитаемых территорий. Духи-цан, населяющие пещеры и скалы, походили на проказников-гномов. Дух подземного царства – сабдаг, вид имел мрачный и ужасный, он повсюду преследовал и карал тех, кто копал землю, нарушая тем самым его покой.
Духи делились на две противоборствующие касты. К враждебным по отношению к человеку относились демоны дре, к добродетельным и опекунам – лха. И, естественно, что между противоборствующими сторонами постоянно велась борьба. И главной задачей человека стало использование этого противостояния на пользу себе и своим близким. Но, какими бы духи не были по своей сути, человеку все равно необходимо было всех их одаривать и задабривать. И хорошим и плохим божествам приносились жертвы и выражалось почитание. И неважно, каким родом деятельности занимался человек. Если он кочевник, собирающийся преодолеть горный перевал, значит необходимо соорудить для проведения обряда ступу (своеобразное строение в виде конуса) из камней и, читая молитвы не менее трех раз обойти вокруг нее, прося помощи и защиты у соответствующих покровителей и оказывая тем самым необходимое поклонение и почитание божествам. При закладывании стойбища, опять же не обходилось без жертвоприношения. Для этого случая сходило какое-нибудь домашнее животное. И так изо дня в день, из года в год. Но среди огромного разнообразия духов, демонов и богов, среди последователей веры Бон, были наиболее почитаемые, могущественные и всемипризнанные. До наших дней дошли сказания о Белом Боге Неба, Черной Богине Земли, Красном Тигре и Неистовом Драконе.
Сторонники ярого феминизма могли бы в то время торжествовать, потому что в боннской религии божеств с женским началом было гораздо больше, чем с мужским. Для того времени такое распределение по половому признаку было вполне закономерным, так как, культ Богини-матери, в основу которого лег матриархат, был превыше всего.
Не менее интересным является образ Синего Бога Неба. В различных древних описаниях его еще можно встретить под названием Неизменное Небо. Его присутствие в мифологии объясняется представление бонцев о небесах, как о чем-то незыблемом. Синее небо символизировало постоянство и было той сокровенной обителью, куда каждый исповедующий религию Бон хотел бы попасть. Небо олицетворялось с материнским началом, лоном, родником и, одновременно, с окончательным пунктом бытия. Среди всего многообразия погребальных обрядов бонцев, наибольшее предпочтение отдавалось тому, что дошло до нас под названием «небесное» погребение. Согласно представлениям сторонников религии Бон в процессе подобного похоронного обряда человек возносился на небо, возвращаясь в лоно, породившее его.
Но наиболее признаваемым и почитаемым боннским божеством являлся Небесный Наставник. Уже значительно позже, он стал сопоставляться с верховным богом-йогином буддизма Махаяны – Самантабхадрой. Это сравнительно современное божество становиться особенно примечательным в пантеоне школы Ньигма. Очень тесная связь между двумя этими верованиями на сегодня не вызывает никакого сомнения. По своему структурному насыщению боннские мероприятия были особенно сложными. Кроме «произнесения заклинаний», в них, непременно, входили различные ритуальные действа, одним из основных которых был танец. И все это сопровождалось жертвоприношением. Присутствие на подобных представлениях, а также возможное участие специальных священнослужителей было обязательным.
Монахи, посвятившие свою жизнь служению религии Бон, вели максимально затворническое существование. И это, притом, что они совсем не обязаны были давать обета безбрачия. Местом своего обетования боннские священнослужители выбирали самые труднодоступные места. Это могла быть непролазная чащоба в джунглях или недоступное высокогорье. Их прическа представляла собой копну отросших спутанных волос. Проповедники религии Бон никогда не были объединены в единый религиозный союз. Любые объединения входили в противоречие с духом Бон. Своим предназначением бонские священнослужители видели в реализации всех насущных нужд людей, поэтому постоянно находились в среде мирян. И, кроме как, исполнением своих религиозных обязанностей, ничем особо не отличались от простых людей. Во время проведения ритуала, боннский священник облачался в высокий головной убор (митру) черного цвета, которая украшалась ярким птичьим опереньем. Это могли быть перья павлина или петуха. В особых случаях могла быть использована своеобразная диадема, состоящая из костей человеческих черепов, венцом которой была пара скрещенных «молний» (вишваваджра). В руках священника обязательно находился двойной барабан (даммар), каждая из составляющих которого стилизировалась под человеческий череп. Подобный музыкальный инструмент был основным символом могущества мага. А звук этого барабана вдохновлял и вызывал священный трепет. Священник религии Бон одновременно воплощал в себе несколько ипостасей: мага и шамана, некроманта и волшебника. Его прямой обязанностью было привлечение к простому смертному внимания божества-покровителя и оберегание людей от намерений злых духов. Также священнослужители занимались пророчествами и предсказаниями будущего, врачеванием телесных недугов. Они могли управлять силами природы, но особо они ценились за то, что могли сопровождать души умерших в безопасные места потустороннего мира. Характерной особенностью некоторых из священнослужителей было исключительно чтение нараспев магических заклинаний, другие же имели узкую специализацию в музыкальном и вокальном исполнении религиозных процессий. В то время магия имела влияние на всю человеческую жизнедеятельность. Не были исключением ни сельскохозяйственные заботы и мирские дела, такие, например, как свадьбы или рождения. Поэтому проповедники Бон были особо почитаемы.
Одним из важнейших атрибутов боннских наместников, признававшийся всеми как орудие, наделенное величайшей магической силой, был знак свастики. Этот термин используется также и в качестве титула основателя религии. Свастика с тибетского переводится как «эмблеме счастья». И ее происхождение покрыто таинственностью. Знак свастики по-другому еще называют греческим и она является символом движения небесных тел вокруг Большой Медведицы. Хотя некоторые находят верными утверждения, что свастика – это символ солнца. Подобное заключение исходит из того, что находят много фактических подтверждений этому в тех местностях, где был распространено культовое почитание солнца. Эмблему свастики очень часто можно рассмотреть на предметах старины, которые находят в долине Инда.
Исходя из древних индийских культурных традиций – можно предположить, что свастика обобщает рождение огня из скрещенных прутьев арат. Упоминая об этой древней солнечной эмблеме, хочется отметить одну особенность. Согласно верованиям Бон она делает круг вокруг своей оси справа налево, то есть, является левосторонней, и этим отличается от правостороннего знака свастики, характерного для буддизма. В буддизме этот знак оборачивается слева направо. Такая категоричная особенность уж была у боннской религии – творить многие вещи и события в обратном порядке: совершать обход ступ по левой стороне, крутить ритуальные барабаны в другую сторону и выкрикивать мантры наоборот.
Проводя перед Вами короткий экскурс в историю религии Бон, хочется упомянуть и о принесении жертв. Жертвоприношения всегда являлись неотъемлемой частью боннских магий. Жертвами обирались животные или птицы. Их лишали жизни в знак поклонения многочисленным богам и духам. Но бывали случаи принесения в жертву и людей. Хотя это и происходило в доисторическое время, все же как-то становиться несколько жутковато. Много позже людские жертвоприношения были заменены на фигурки из теста. Ритуал принесения жертвы обычно сопровождался суровым предупреждением для простых смертных и звучало оно примерно так: «Если вы осмелитесь нарушить заключенное соглашение, то будете разрублены и выброшены, как эти животные, приносимые в жертву! Поэтому будьте едиными в своих помыслах и преданы богам небесным и земным, чтобы они могли увидеть ваши чистые помыслы!»
Жертвоприношения в религии Бон обязательно сопровождались мистическими танцами и несколько театрализованными действами. Все это вкупе, почти без изменений, только с некоторыми дополнениями, позже перешло и в буддизм.
Как мы уже упоминали выше, но еще раз повторимся, уникальное хореографическое представление, Чам, происходило в исполнении соответственно обученных и освященных, на это ритуальное мероприятие, монахов. Специализируясь на перевоплощении в правящих богов и духов, они надевали красочные и фантастически впечатляющие маски, которые, непременно соответствовали тому или иному персонажу из многочисленных легенд и сказаний. Эта ошеломляющая мистерия мистики и фантазии, была лишь органичным фоном для главного ритуала – подношения торма. Но всегда целью Чама являлось изгнание злых духов и обеспечение всяческих благоденствий. Непосредственно в танце это олицетворялось как изгнание несчастий и возвещение о приходе счастья. Не забудем добавить, что мистерия – это лишь небольшая часть многочасового, а иногда и многодневного ритуала. Имеющая особую повсеместную популярность по всему гималайскому предгорью, где правящей религией есть буддизм, все же, не следует забывать, что эта мистерия является непосредственно наследием боннской религии.
А теперь о сравнительно современных религиях Сиккима, дошедших до наших дней. Сейчас мы проведем Вам краткий экскурс в индуизм и буддизм. Общим в обеих этих религиях является то, что их прародительницей есть Ведийская культура. Например, безапелляционным фактом остается, что истоком индуизма существует Вед. Именно Веды становятся первыми и главными священными книгами индуизма. Сегодняшнее вероисповедание индуизма имеет некоторые отличительные особенности перед античным индуизмом. Но, как бы там ни было, корень у них один. И древний индуизм, и индуизм современный – это разные витки развития одной первоисточной религии. Ранние сторонники индуисткой веры почитали не одного бога, а многих. Они поклонялись Богу Огня Агни, Грозному Богу Воды Варуну, Богу-помощнику и хранителю всего Митра, а также Богу Богов, Великому разрушителю – шестирукому Шиве. Предположительно его прообразом является древнеиндийский бог – покровитель животных. То, каким представлялся Шива, еще раз служило подтверждением несомненного влияния религиозной культуры местного населения на верования пришельцев-ариев. В одном ряду с божествами почитаемыми были и Веды, а также язык санскрит и брахманы, как обереги культуры и священных знаний. Брахманы почитались, как боги, живущие на земле.
Около VI в. до н.э. в Индии происходит зарождение абсолютно новой религии. Ей уготована судьба стать в один уровень с мировыми религиями. И название свое она получила в честь своего первого приверженца – Будды, что дословно переводится как «просвещенный». Особенностью вероисповедания буддизма является отсутствие богов и нигилистическое отношение ко всему, что существует. Единственным почитаемым святым является только Будда. Биографические данные Будды отождествляются с судьбой реального человека. Но густопереплетенную сказаниями и преданиями, по прошествии определенного времени, саму биографию уже почти невозможно отделить от вымыслов и литературных дополнений. С существенной долей уверенности можно утверждать только место рождения Будды. Это город Гаутама, что находится в Лумбини. Сегодня эта территория в подчинении Непала. Основополагающим фактом остается то, что буддизм по своей сущности не есть религия. Отличительной его особенностью от христианства или ислама является в первую очередь – практическое Учение. Эти Наставления не предполагают особых обязанностей или обязательств. Они лишь демонстрируют один из возможных вариантов постижения Жизни.
В самом начале зарождения и на протяжении многих лет, буддизм принципиально отказывался от возведения храмов и монастырей. Также в нем полностью отсутствовали проповедники и монахи. Но сегодняшний день буддистской религии насыщен монашескими орденами практически по всем направлениям. Первоначально этим вероисповеданием было провозглашено равноправие людей. И указывалось, что только от достойного поведения в социуме каждого живущего существа зависит его будущее. Буддизм довольно быстро занял главенствующую роль по всей Индии. Достоверным фактом является тот, что во П в. до н.э. сторонником этого вероисповедания стал император Ашок. Самыми ранними упоминаниями, что содержат обрывочные сообщения и жизнеописания основоположника буддизма и дальнейших перипетиях его Наследия, как раз и являются надписи-эдикты, выдолбленные на каменных плитах по указанию индийского царя Ашоки. Именно изучая эти записи, исследователи пришли к выводу, что существование Будды относится к 560-480 гг. до н.э. Но, уже на заре нашего времени, буддизм был потеснен с пьедестала Индии индуизмом. И получил свое дальнейшее распространение в более восточных регионах и на севере Индии. Как раз в штате Сикким. И опять же, подчеркнем индивидуальность индуизма. От всех известных и правящих религий мира он отличается тем, что не является объединяющей религией для различных культур. Сердцем и первоисточником индуизма была и остается Индия.
Ну, и раз мы уже затронули тему религий, пожалуй, ознакомимся и с монастырями Сиккима.
Монастыри Сиккима.
В нашем повествовании о святых местах Сиккима никак не обойтись без воспоминаний всемирноизвестного художника, путешественника и исследователя Гималайских гор и народов, населяющих его предгорья – Николая Константиновича Рериха. Цитируя его исследовательское наследие, можно с уверенностью утверждать, что значительная часть священных для Сиккима мест, неразрывно связуется с какими бы то ни было реликвиями и традициями, своими корнями уходящими в далекую древность. Здесь провел годы своей жизни Падма Самбхава (VIII – IX вв.), что вошел в религиозную и культурную историю Сиккима как прародитель школы красных шапок. Огромным значением является и то, что, по прошествии тысячи двести лет после смерти Будды, он вновь смог приблизить Наследие Благословенного к людям. Там Учитель осуществлял свои медитации, умостившись на скале. И существовало поверие, что, как только твердыня производила на свет новые трещины, это было знамением того, что жизненная реальность на близлежащей территории уклонялась от пути праведного. Также исторически доведено, что этими местами совершал паломничество по пути в Тибет, проповедник буддизма из Индии Аттиша (982 – 1054). В свое время он возглавлял учение Калачакры.
«Здесь Обитель Риши. Здесь звучала священная флейта Кришны. Здесь гремел голос Благословенного Гаутамы Будды. Здесь находятся истоки Вед. Здесь жили Пандавы. Отсюда Гесэр-хан. Отсюда Ариаварта. Здесь находится Шамбала», — можно найти запись в «Гималайском дневнике» художника Н.Рериха.
Общепризнанным религиозным центром Сиккима есть монастырь Пемаяндзе. До сих пор вблизи этого храма можно обнаружить остатки некогда существовавшего древнего дворца махараджи. Но, несомненно, большее почитание в духовной сфере принадлежит старинному монастырю Ташидинг. Он пролегает всего лишь в одном переходе от Пемаяндзе и есть неотъемлемой частью прихода главенствующего монастыря Пемайанцзе. Он нашел свой приют на пике горы Белый Камень, что возвышается над долиной, которую словно поясом охватывают течения двух рек. Подступиться к священному месту очень затруднительно. И, опять же не обойтись без легенд. Согласно одной из них, в некоторой из многочисленных пещер, неподалеку от храма, обитал Падма Самбхава. В восточном варианте сказания мы можем прочесть следующее: «некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант. И теперь в пещере стоит изображение Падма Самбхавы, а за ним каменная дверь. Знают, что Учитель скрыл за дверью священные тайны для будущего, но сроки им ещё не пришли».
Кроме этого древнейшими монастырями Сиккма считаются храмы: Дубди, Санга Челлинг, Далинг и Роблинг. Священная обитель Дубни основана на Священной горе, что находится у озера. Как раз на том месте, где жил Падма Самбхава и откуда он пришёл в древний монастырь Санга Челлинг. Там и сегодня сохраняется и почитается «камень, освящённый благословением основателя. Когда чиста жизнь монастыря, прочен и камень. Всякая грязь жизни заставляет камень трескаться».
В приграничном районе между Индией и Непалом находится гумский монастырь. Здесь сотворили грандиозное изображение Майтрейи, Грядущего Спасителя и Правителя человечества. Повелитель Майтрейя находится в позе сидящего человека, ноги его опущены до земли. Этим он подает знак всем живущим, что время его пришествия близко. И он в любую минуту готов сойти с трона. Монастырь основывался в конце XIX века монгольским учёным ламой. Этот священнослужитель появился здесь из далёкой Монголии. Своим визитом он оповещал о скором пришествии Владыки Майтрейи.
Но и как в любом другом уважающем себя индийском штате, в Сиккиме есть на что посмотреть и кроме монастырей. Хватает здесь и мирских достопримечательностей, которые также не мешало бы посетить во время пребывания в этом живописном регионе. Допустим, что Вы, к примеру, наведались в Сикким с целью насладиться неповторимой по красоте первозданной природой. Тогда Вам никак не обойти на своем маршруте озеро Аритар. Оно находится всего в каких-то трех часах пути от столицы. Приехав туда, Вы сможете сделать привал на несколько дней. Там Вам представится возможность провести время в умиротворяющей обстановке приватного курорта. К Вашим услугам будет самая настоящая хижина, как-будто, сошедшая со страниц исторического романа прошлого столетия. Здесь Вы сможете совершить головокружительное катание на традиционных плавсредствах, по совершенной по чистоте и прозрачности воде горных озер. Вы лицом к лицу соприкоснетесь с традиционной жизнедеятельностью сельского населения. И, если у Вас еще останется немного времени и желания, Вы станете посетителями близлежащих монастырей Лингсайя и Манкхима. А провести незабываемую, возможно даже, романтическую ночь в настоящем британском бунгало, производства давно ушедшего в забвение столетия (1895 год), разве может быть что-то более желанное. Это бунгало и все, что с ним связано, находится в паре-тройке километров от озера. Если Вы страстный фотограф, тогда к Вашим услугам местные водопады, с потрясающими видами. Их можно увидеть и услышать, проезжая по Национальному шоссе, направляясь в Северный Сикким. А, где-то, приблизительно, в 4-х км от Гангтока, в направлении к Ранке, вашему вниманию предстанет довольно впечатляющий по размерам парковый комплекс Ban Jhakri Falls. Он нашел себе место посреди очаровательной долины, которую просто заполонила зелень, произрастающих в ней растений. Весь комплекс охватывает больше двух гектаров площадей. Отличительной характеристикой этого природного явления есть присутствующая здесь особо высокая и ощущаемая всеми небывалая энергетика. Своим наличием именно в этом месте, она обязана огромному количеству памятников культурного и религиозного направления. Вас покорят тщательностью своего исполнения парковые тропки, по которым, непременно, захочется пройтись. Эти неспешные пешие прогулки позволят Вам приобщиться к непередаваемому словами великолепию, созданному как природой, так и руками человека. Для заядлых рыбаков, приятной неожиданностью может стать предложение половить форель.
Не менее забавным природным сокровищем, заслуживающим посещения, конечно же, будет комплекс, который составляют два горячих источника Боранг и Раланг. В этом месте Вы сможете обнаружить знаменитый бальнеологический курорт. Он довольно популярен как у самих сиккимцев, так и у заезжих путешественников.
Недалеко от храма Румтек уютно раскинулся не менее известный ботанический сад. Под его сводами нашли себе пристанище более полутысячи различных растений. Крайне познавательной для Вас также может стать и экскурсия на одно из отделений фабрики народных промыслов. Здесь Вы сможете не только посмотреть как производятся, но и приобрести натуральные тканные ковры из шерсти редких животных, с обязательным наличием национальных орнаментов, одеяла, шали и еще множество других подарков для себя и своих близких.
Дальше Ваше внимание мы хотим привлечь к Гималайскому зоологическому парку, расположенному в 8-ми километрах от главного города штата. Зоопарк занимает площадь в 205 гектаров. В отличие от существующей тесноты в наших, подобных заведениях, здесь животные имеют возможность обитать и в условиях, максимально приближенным к естественным и в просторных вольерах. «Ура, Сиккиму!», – единогласно воскликнут защитники природы, увидев подобное отношение к братьям нашим меньшим. И, в принципе, будут правы. Если же Вы будете двигаться в направлении Юксума, тогда, непременно, должны посетить двойные водопады. Это захватывающее дух зрелище двух непрерывно струящихся потоков воды, не оставит Вас равнодушным. И Вы еще долго будете вспоминать мощную по красоте и непередаваемую по своеобразности достопримечательность сиккимского края.
Не менее привлекательным для Вас может оказаться и водопад с романтически-сентиментальным названием «Семь сестер». Он отбежал несколько дальше от столицы, к которой мы, собственно, все и привязываем. Его можно будет отыскать в 32 км от Гангтока. Это нерукотворное совершенство природного ландшафта Вы сможете не только благоговейно созерцать, но и зафиксировать на фото, естественно, если у Вас подобное желание возникнет. Но, так как, возникает оно постоянно и не только у Вас, то в непосредственной близости от водопада разместилась очень комфортная смотровая площадка. С нее Вы сможете не только отснять с наилучших ракурсов подобное чудо и все, что к нему относится, но и провести несколько приятных минут отдыха в небольшом ресторанчике. Здесь же Вам предложат незабываемые по вкусу традиционные блюда сиккимской кухни.
Еще дальше от столицы располагается деревня Пастанга. Ехать до нее часа два, но она того стоит. Это горное селение угнездилось на высоте 1425 м и специализируется оно на ознакомлении всех желающих национальным бытом и традиционными занятиями местного населения. То есть, эта деревня соответствует более приемлемому для нас варианту музея под открытым небом. Где-то на таком же расстоянии, от все того же Гангтока, находится прекрасное высокогорное озеро Тсомго, что в переводе с местного наречия звучит как «источник воды». В озеро постоянно прибывает вода с ледников. Отличительной особенностью этого водоема есть то, что он изменяет свой облик, согласуясь со временем года. Зимой эта местность представляет собой заснеженную пустыню, весной, особенно в ее конце, берега озера расцвечены буйством красок, произрастающих на них растений. Озеро Тсомго почитается здесь, как священное. Ну, конечно, куда же без этого. И в дни, далекие от нашего сегодняшнего, буддистские священники по цвету и состоянию воды могли предсказывать будущее. Но, к сожалению, в одиночестве посещать озеро строго запрещено, особенно гражданам с иностранными паспортами. Так что, озером Вы сможете любоваться только в паре с кем-то, а, еще лучше, если Вас отправится туда трио или целый квартет.
Еще одно озеро, находящееся высоко в горах, совсем уж далеко убежало от столицы. Чтобы найти его, Вам надо будет преодолеть 190 км. Благо, что дороги там хорошие. Это природное водохранилище забралось на высоту более 5000 м. И вода в нем имеет очень характерный оттенок молока, причем, на протяжении всего года. И здесь есть своя легенда, объясняющая все. Без легенд, тоже, никак нельзя. Так вот, согласно, одному из сказаний, когда Верховный Гуру Падмасамбхава проходил мимо озера, возвращаясь из Тибета, местные жители обратились к нему с жалобой, что во время замерзания озера, у них исчезает источник водоснабжения. Великий Учитель, так гласит легенда, окунул руку в воду и с того времени часть озера никогда не покрывается льдом, даже в лютые морозы.
Ну и, однозначно, одной из самых ярких ландшафтных достопримечательностей региона, с которой стоит, обязательно, свести знакомство, является Ямтханг или Долина Цветов. Она также удалена от столицы на значительное расстояние (148 км). Но, зато посетив ее, Вам покажется, что побывали в раю. Кроме огромного многообразия естественно растущих полевых цветов, Вас поразят 24 вида рододендронов, которые здесь высажены. Эти деревья имеют период цветения с апреля по конец мая. Подобное, зрелище, выплываемое из розового тумана, невозможно описать словами, его надо только увидеть самому.
Одной из изюминок столичного транспортного сообщения, является канатная дорога. Кабины, которые могут вмещать до 24 пассажиров, в состоянии поднять всех охочих от рыночной площади до наивысшей точки города, затратив на это 7 минут. А, пребывая, непосредственно, внутри кабины перед Вами откроются потрясающие по своему виду обзоры, с высоты птичьего полета.
Но, еще больше чем природными чудесами, Сикким может поразить туриста и созданными руками и умениями человека. Вас, несомненно, покорят своим видом статуи из комплекса, расположенного на холмах Самдруптсэ и Солопонхок. На первом из них, название которого переводится как «исполняющий желание», размещен ошеломляющее скульптурное изображение Гуру Падмасамбхава. Сорокаметровая статуя полностью покрыта золотом. На втором холме возводится аналогичное по размерам и грандиозности скульптурное изображение бога Шивы. По замыслу создателей этого комплекса, обе эти непревзойденные по великолепию статуи будут обращены ликами друг к другу и образовавшаяся от этого единения аура любви, сострадания, мира и гармонии, многократно увеличенная, будет исходить от этого магического места. Уже сейчас комплекс выглядит потрясающе, а после завершения строительства, он станет крупнейшим буддистско-индуистским центром.
Прекрасным продолжением повествования о духовной культуре Сиккима и его достопримечательностях, думаем, станет эпистолярное путешествие в культуру и праздники этого индийского штата.
Сикким культурный и фестивальный.
Наиболее красочными и захватывающими действами в Сиккиме, конечно же, являются довольно известные и привлекающие внимание многочисленных туристов костюмированные танцы, исполняемые монахами на территории монастырей. Существует несколько типов подобных танцевальных представлений. Все они имеют различную направленность и ритмику. Хотя танцы довольно разнообразны, даже в зависимости от конкретного места исполнения, все они своим исполнением олицетворяют победу добра над злом. В основе монашеских танцевальных церемоний лежит глубокий сакральный смысл изгнания демонов или в более обширном смысле – человеческих пороков. Наиболее интересной и красочной является танцевальная церемония Чам. Мы не зря употребили выражение «танцевальная церемония», поскольку это костюмированное действо продолжается несколько часов, а порой и дней. Чам состоит из, можно сказать, отдельно набранных сюжетов, объединенных, тем не менее, единой концептуальной линией. Обычно Чам исполняется в период новогодних праздников и, согласно буддистским верованиям, способствует проводам старого года. Он призывает удачу и благосклонность для года грядущего. Церемония Чам проводится, как правило, во внутреннем дворе гомпы (тибетского монастыря) специально подготовленными и обученными монахами. Участники танца облачаются в довольно оригинальные традиционные костюмы из дорогих тканей, с не менее дорогой отделкой, и одевают устрашающие маски, символизирующие представление буддистов о демонических сущностях и человеческих пороках. Сопровождается вся эта хореографическая церемония звуками труб и тарелок, а также других музыкальных инструментов, которых нигде, кроме как в Сиккиме, и не увидишь. Ведущую роль в этом оркестре играет канглинг, инструмент похожий на трубу.
Вообще, Чам повествует языком жестов и аллегорических персонажей о торжестве духовности над безнравственностью и окончательной победе общеэстетических ценностей над темной сущностью низменных поползновений. Как мы уже упоминали, церемония Чам состоит из нескольких «актов», одним из которых обязательно является аллегорическое представление об уничтожении Ленг Дарма. Этот сюжет, как ни странно, имеет реальную историческую подоплеку. Суть ее такова. В IX столетии, тогдашний правитель Тибета Рал-Па-Че, был ярым приверженцем буддизма и видел в этом религиозном течении будущее для объединения страны. Он обеспечил перевод множества священных текстов на тибетский язык и способствовал всяческому обустройству монастырей. Именно он закрепил за монашескими обителями земельные наделы. Но не всем нравилась подобное абсолютное торжество нового религиозного течения. Брат короля Ленг Дарма, мало того, что не приветствовал королевскую заботу о буддистской религии, еще и завидовал власти своего брата. Он встал во главе заговора, который привел