Прогулки между культурами: от Эйфории к Самсаре.
Аксиомы экопсихологии: наиболее экологичные изменения личности - это те, которые происходят сами собой, как естественный процесс адаптации к окружающей культуре/ среде обитания. Человек обретает свою сущность через обретение культуры. Человек по своей природе - универсален. И поэтому разнообразная окружающая среда необходима как один из факторов для раскрытия своего потенциала. По сути: путешествия хороши уже тем, что дают возможность как бы протестировать себя в разных культурах, это такой процес поиска своих ценностей, возможности раскрыть свой потенциал через изменения внешних факторов. Безусловно, это только один из способов, не единственный, но - наиболее мощный, тут имхо.
Тибет, буддизм: в очередной раз на совершенно бытовом уровне столкнулась с тем, как меняет меня пребывание в культуре тибетского буддизма - тут личный опыт, не более того. В очередной раз - нет, не удивилась, тут правильнее слово - обалдела: изменения опять произошли тихо-незаметно-неосознанно и вылезли на поверхность там, где я меньше всего ожидала вообще каких-либо изменений. О пролонгированном воздействии пребывания в культуре тибетского буддизма я знаю давно, на своем опыте не раз, и не два с этим уже сталкивалась, а тем не менее каждое такое столкновение - при всей ожидаемости в очередной раз становится сюрпризом.
История: а история более, чем обыденная, просто захотелось посмотреть любимое кино - что-нибудь из старых фильмов, по которым уже соскучилась. Практически сразу вспомнилась "Эйфория" Ивана Вырыпаева, первый раз встретилась с этим фильмом в 2006 году - и там 6 лет назад, летом 2006 года картина эмоционально очень затронула - окунулась в нее с головой. Пересматривала в марте этого года - ну, в общем тоже эмоционально включилась.
Далее - эмоции и ощущения просто по факту их наличия: "Эйфорию" я досмотрела. Да - красивые картинки, да - динамика, да - замечательные актеры. А включения не получилось - чужое, эмоционально не трогает, не то, чтобы скучно, скорее - непонятно на что рефлексировала 6 лет назад, на что рефлексировала в марте.Отрицательных эмоций - нет, более того - эмоций нет. Очень нравится Ушаков - вот на него смотрела с удовольствием, сама ритмика движений красивая - ну, вот особенно в сцене, где он черных коз гоняет, Ушаков - совершенно дивный образ, про то - как убивали корову размышляла, какое-то все такое вялотекущее получилось, не включило.
И далее: в общем вроде бы и поздно ночью, и спать хотелось уже на последних кадрах "Эйфории", и вдруг - вот удивило именно это "вдруг" - неожиданностью и возникшей потребностью - тут действительно не как желание, а потребность возникла - пересмотреть фильм "Самсара". Не понимаю - откуда это выскочило: про фильм не думала, да - смотрела давно, да, понравился, умом - поняла его тогда вроде бы, особых эмоций не вызвал.
А ночью - ну, вот вроде бы и вставать рано, и дела всякие на утро - свеженькой надо быть, а желание - хочу-не могу на ровном месте, и сон ушел.
Отыскала фильм, скачала, включила.
И включилась сама.
Обалдеть как включилась: при том, что картина снята на таком как бы метафорически-упрощенном уровне - примитивизма там выше головы хватает, не совсем мое кино в общем-то - а сильно поучительным когда-то ощущался, вчера смотрела на одном дыхании.
Впервые дошли до меня слова Пемы: Таши, если бы твоя страсть к дхарме была бы так же сильна как любовь, которой ты любил меня - ты бы еще в мирской жизни смог стать Буддой. ______________________________________________________________________________________
А по сути оба фильма имеют весьма одинаковый сюжет: семейная жизнь - адюльтер - последующий выход из адюльтера.
И даже пожары в обоих фильмах пылают)))).
Только вот выход - в очень разные стороны.
Еще из впечатлений: все-таки несколько утомили в "Эйфории" непрерывные и предсказуемые убийства всего что шевелится, такое тотально-непрерывное разрушение. Не, я понимаю, что Вырыпаев - человечище добрый, отсюда и кино такое снимает - тут без иронии, но - предсказуемо: ощущение не людей, а запрограмированных по простейшей схеме биороботов: отказали в удовлетворении потребности - убей, разрушь, уничтожь. Очень просто.
Как-то так: мир, ограниченный жесткими рамками.
А в Самсаре - свобода, свобода. Хотя - ой, какая непростая и несладкая свобода там в конце получилась. Но - предполагающая многовариантность развития. Непредсказуемость. Возможность идти дальше.
И еще забавный момент: вчера Лосар был - тибетский новый год.
И вот этот незапланированный просмотр фильмов - вроде бы как оказался очередным приветом из Тибета: восприятие мира вон как изменилось: то, что вызывало эмоциональные реакции еще в марте - сейчас никак, никакое, несвобода, матрица. Скучная матрица.
Получается подарок на Лосар получила, хотя, возможно, это и совпадение).
С другой стороны - Эйнштейн вот говорил, что при помощи совпадений Бог сохраняет свою анонимность.
Но Эйнштейн тоже не простым человеком был, непонятно - как к его словам всерьез относится).
_____________________________________________________
И опять - из экопсихологии: Психика - есть форма бытия. Т.е. психика есть не свойство отдельного человека, позволяющее отражать, регулировать, взаимодействовать, а такая же форма природного бытия, как, например, гравитация.
Теория гравитации дает возможность определить, насколько один объект легче другого. А если мы имеем только один предмет или объект? Можем ли мы сказать, существует гравитация или нет? Не можем, потому что должно быть какое-то другое тело, по сравнению с которым, точнее в зазоре между ними, мы и определяем силу гравитации.
Возьмем психический субъект. Как мы можем сказать, есть у него психика или нет? Как она будет развиваться? Никак. Должен быть другой субъект, во взаимодействии с которым и формируется психика.
Вселенная, наша планета, человек, компьютерная мышка, трава, птицы — все они рождаются, развиваются, функционируют и умирают, переходя в иную форму. Психическое состояние тоже возникает, развивается и переходит в иное состояние - при взаимодействии с любой культурой в том числе.
В этом плане - путешествия очень полезны, потому как дают возможность менять свое психическое состояние при простом изменении внешних условий, среды.
Вопрос культуры, к которой принадлежишь - есть вопрос возмозможностей раскрытия своих потенциалов.
В этом смысле - очень важно попасть на свою культуру - взаимодействие с которой, формирует психику, позволяющую жить свободно - ну, как бы пафосно это не звучало, а не удовлетворять потребности.
Вопрос потенциалов или вопрос выживания - это уже про "Эйфорию" и "Самсару", это про очень различные состояния психики как формы бытия, состояния, которые формируются при соприкосновении с каждой из этих двух культур и пока находишься внутри культуры, во взаимодействии с культурой - воспринимаются как НОРМА жизни.
"Эйфория" - это фильм о НОРМАЛЬНЫХ обычных людях,
"Самсара" - это фильм также о НОРМАЛЬНЫХ, обычных людях.
Вопрос только в том, что в соприкосновении с этими нормами происходит с психикой субъекта.
Хотя, кажется мне, что все сложнее тут - просто пока не все додумалось со вчера, нужно время.
Ну, вот, например, раздумывается о том насколько полезно пытаться быть адаптированной к обеим нормам.