Счастливые Мелочи: Транзиты восприятия. Ладакх.
Писать об энергопрактиках имеет смысл только в том случае, если сам через это проходишь, когда это становится собственным опытом, реальным и меняющем восприятие внешнего мира, сознание, тело, жизнь.
Вот примерно о таком изменении восприятия окружающей реальности и себя эта статья: транзиты восприятия вследствии взаимодействия с культурой Ладакха. Тут нет каких-либо конкретных упражнений по энергопрактикам, или советов, рекомендаций, только описание личного опыта энергоизменений по результатам жизни в Ладакхе.
Вечером разгребала сумку, засунулась рукой во внутренний боковой карман - у меня там телефон, сигареты, деньги - все вместе, чтобы всегда под рукой, удобно и пальцами нащупала-наткнулась на кучу крупных тяжелых монет.
Это-то откуда тут взялось? - моментально прикинула, что монет в сумке быть не может, не должно, либо - я чего-то не помню из сегодняшнего дня.
Ощупью навыковыривала эти кругляхи из общей кучи всего, вытащила, ага - полная горсть часовых циферблатов, часть - с часовыми механизмами, часть - просто циферблаты со стрелками, все - старые, вылинявшие, разных цветов, с разводами-потеками-ржавчинкой.
Не, ну это я прекрасно помню: сегодня у дядечки-часовщика накупила, может опять чего снимется: ракушки всякие в этом году я из Киева прихватила, пластилин тоже - в прошлом году мы пластилина здесь так и не нашли, а им очень удобно крепить в воде под нужными углами предметы.
Еще сегодня видели куст с желтыми розами - куст ничейный, на обочине растет, но если бы даже и чей - все одно можно было бы попросить несколько цветков, дали бы. Глядя на те розы, подумалось - как бы они замечательно сочетались с оранжевыми ножницами - яркие, цыпляче-желтые, некрупные. Но рвать не стала - непонятно еще когда соберусь чего-нибудь поснимать, а так еще и завянут без дела, жалко.
Про дядечку-часовщика: он на местном маркете свой столик ставит, прямо сразу у остановки маршрутки. В прошлом году я у него день за днем старые неработающие будильники скупала - как попадали в ту часть Леха, я смотрела - чего тут новенького у него на прилавке стоит? Он старые будильники - большие, нерабочие - как рекламу ставит. Чтобы никто не ошибся в плане - чем он занят. Никто и не ошибается: у его столика всегда кто-нибудь да есть.
Так и сегодня: подхожу - двое дядечек-ладакхи, таких исконных еще ладакхи - в некотором возрасте и в национальной одежде, часы ему на ремонт принесли: у одних все стекло в капельках воды, другие просто не ходят. Порассматривала витрину столика - ага, несколько старых часов мне вполне подходящие, подожду.
Стою, вежливо жду.
Дядечка-часовщик на меня оглянулся - чего мол?
Он по английски совсем не говорит, я ему пальчиком - на обломки часов показываю, вот это мне, мол, сильно надо.
Лезу под стекло в витрину, вытаскиваю часики, денюжку кладу, киваю головой с радостной улыбкой - вот именно это и искала.
Дядечка мне рукой на ступеньки показывает - мол, посиди-подожди.
Сажусь, жду, смотрю как он часики мужчинам чинит.
Приходит Макс, с бананами, жуем бананы - вкусные, шринагарские, ждем.
Дядечка заканчивает, лезет куда-то в подножия-закрома своего столика, вытаскивает кулек полный старыми часами - на, мол, посмотри, чего найдешь?
Я счастлива: именно это мне и нужно.
Роемся в кульке, выковыриваю из кучи старых часов циферблаты с часовыми механизмами или просто со стрелками, совсем без стеклышек и оправ - вот почему-то их захотелось, не цельные часы.
Раскладываю на ступеньках всю эту роскошь, в голове в это же Время думается, что можно было бы купить и новые часы, разобрать их на запчасти, потереть там чем-нибудь, пошкрябать, обветшать, а не хочется, старые часы, кем-то ношенные - это совсем другое, это как чье-то Время. Мысль эта не основная в голове, так фоновая, но забавными картинками, не словами думается - как образы людей мелькают, не особо различимые и немного смазанные в движениях. Но - занята, обломки часов выбираю.
Выбрала, возвращаю дядечке пакет, как-то спрашиваю - мол, денег сколько дать еще? Непонятно как спрашиваю - мимикой, жестами, на ван хангрет договорились - ну, язык тут и не особо нужен.
Даю купюру - вся сама благодарность, честно - очень хотелось такого.
Дядечка опять под стол лезет и еще один кулек вытаскивает - побольше, и тоже весь в обломках часов - старых-старых, счастье какое-то).
Я расцвела, но эмоционально сегодня больше выбирать не хочу, не могу просто - на сегодня завершилась с выбором, показываю рукой в будущее - мол, завтра прийду.
Дядечка-часовщик кивает, улыбается.
В Ладакхе много поводов для счастья.
Со Временем отношения продолжают быть.
Написала и остановилась - как споткнулась, не нахожу прилагательных, так, наверное и есть правильно на сейчас: продолжают быть.
Все происходит в Свое Время и слабо подается какой-либо логике.
Вот, например: Макс всю зиму в Керале готовился к Калачакре - читал Берзина, причем запоем читал, и ему нравилось, я это видела и завидовала ужасно.
У меня читать и готовиться не получалось.
В упор - не получалось.
И чего мы только по этому поводу ни делали - выделяли Время (я находила другие занятия), купили новый девайс - 2 штуки, с которых удобно читать (в итоге - я освоила кучу андроидных игрушек), наконец, я даже поболела кераловским вирусом - когда можно было уютно валяться и читать, так - нет же, просто спала днями всю болезнь.
Я завидовала, при этом понимала, что могу заняться тем же самым в любой момент, но не занималась - почему объяснить сложно, объективных причин не было ни одной, но я всегда находила себе какое-нибудь другое занятие.
А потом, видимо, настало Время: я летела из Киева в Лех - летела долго, больше суток и уже в киевском аэропорту я достала Нокию и стала в запой читать Берзина.
Кхм.
Для меня это было сильной неожиданностью: вот точно такого чтения я не планировала - улетала из Киева не-спавшая, все мысли были - как бы скорее в самолет и выспаться, наконец. Куда там: я читала и меня ничто не могло отвлечь: я не делала этого специально, не могу сказать, что мне вдруг захотелось или стало сверх-интересно, нет - я просто читала.
Не, наверное не совсем просто: уже в самолете в уютном кресле, я прочитывала очередной кусок, падала в какой-то сон-не-сон-непонятно-что, во время которого просматривала прочитанное - ну, вот сказать, что во сне - не совсем то слово, скорее в каких-то кинестетических ощущениях.
В итоге я проглотила все, что мне нужно оптом, а заодно поняла - почему Берзин так долго и тщательно готовился к сопровождению H.H. Далай Ламы на посвящения Калачакры: перевести-передать смысловые значения Калачакры на европейские и английский язык - бесконечно сложно, многих энергопонятий просто не существует в этих языках.
Благодаря чтению в усталости и периодическим провалам в сон или кинестетические визуализации) я, наконец, не просто запомнила, а ощутила-почувствовала-поняла фразу, которую мы кричали-разучивали в новогоднюю ночь в Керале, возвращаясь на тарахтящем рикше с Катхакали из Тривандрума в Ковалам:
Тантра включает вечно длящийся поток практики с использованием образов Будды для того, чтобы очистить наш вечно длящийся поток сознания от его преходящих пятен, с целью достичь на его основе вечно длящегося потока тел Будды.
Все стало предельно доступно и логично: Тантра действительно вечнодлящийся поток продолженности.
В Дели тогда я зависла на несколько часов: рейс, которым мне лететь в Лех, задерживали из-за непогоды - сил двигаться уже совсем не было, на тот момент я не спала далеко больше суток, сидела в качающемся пластиковом стульце-креслице возле выхода на посадку и чудное, чудное состояние, навеянное Посвящением в Калачакру, Берзина.
Вечнодлящийся поток продолженности - обалденная фраза).
В общем в Лех я вернулась, таки почитав Берзина.
Я редко знаю как сложится мой день здесь: планирование в Ладакхе - занятие странное.
Все происходит так, как происходит - без каких-либо глубоких выводов, просто события текут сами-собой, в своей последовательности.
Если начать упорствовать и настаивать на каких-то запланированных заранее событиях, то - да, они, наверное, могут и произойти, но вряд ли по факту своей свершившести окажутся нужными.
Ладакх учит держать нос по ветру, плыть по течению, встречать то, что попадается на пути.
Время от времени мне вспоминается фраза, которую когда-то в Убуде сказала Энн Энтус:
"Зачем ждать когда Судьба постучится в дверь?
Можно держать дверь открытой."
Похоже, что здесь все живут с открытыми дверьми).
Глубоко уверена, что в любой культуре есть свои прелести: но чтобы их видеть-чувствовать-воспринимать - надо попасть на СВОЮ культуру.
Своя культура - это та, с которой резонируешь на одинаковых волнах, совпадаешь по базовым культурным ценностям, другими словами - находишься в логически понятном и безопасном на всех уровнях восприятия пространстве.
А это означает, что совершенно не нужно тратить свою собственную энергию на всякие там защиты: просто не от кого и не от чего защищаться.
И тогда энергия начинает тратиться на другое: на творчество, на интересы всякие, на то, что в европейских культурах называют духовностью и саморазвитием).
И тогда освобождается куча внимания: начинаешь реагировать на всякие мелочи, видеть, замечать, чувствовать малейшие нюансы-переливы в отношениях с окружающим миром.
Для меня это примерно так здесь работает.
Я это не сразу поняла, ну казалось бы - вот Ковалам на берегу океана, двухэтажный дом с огромными комнатами, крыша с гамаками и кокосами, аюрведические клиники с массажами-маслицами, вкусная еда, а я там еле зиму переждала-пересидела, и в марте в холоднющий Ладакх упрыгала, ускакала и никакие океаны мне не в надобность были).
Добралась до сюда, и сразу почувствовала - другое состояние настает, совсем другое, просто по-иному себя чувствую: куча идей появилось на ровном месте, события сразу по-другому стали происходить, тело другим стало - легким, подвижным).
Я об этом почему пишу: меня это изумляет - насколько пребывание в своей культуре может менять и внутреннее состояние, и восприятие мира. Это просто Чудо, а на энергоплане все просто и понятно - нет необходимости тратить свою энергию на защиты и построение блоков, куча энергии высвобождается). Вот только для начала пришлось всерьез понять, принять, что в основе всего таки-да - лежит энерго-Вселенная). Это было непросто).
О мелочах, которые радуют - их много и они везде, хотя по сути - ничего существенного, а дает огромнейший ресурс:
- цветы в окошке маленькой кафешки перед подъемом на Тангланг Ла, мы в этом мае первыми европейцами были, кто на перевал по снегу поехал), кафешечка еще не работала, только-только ремонтировались-открывались к сезону, но чаем нас напоили. Вокруг все зимнее, местами и тут снег лежит, а в окошечках под самой крышей - пластмассовые букетики, представила как они тут зимой в тусклых лампочках вечерами отсвечивали.
- отблески вечерние в реке: вода розовой становится, а камни в цвет неба - голубеют, смотреть можно до бесконечности.
- или вот ездили в Хану-Екму в мае, это деревня такая арийская, одна из самых старых, там несколько погранпостов надо пересекать, проверки капитальные и прямо по территории погранчасти едешь. Погранчасть, кстати, называется Ice Mountain Eagles) - горжусь индийской армией)). Так вот едем по погранчасти по полигону, вижу вдали у домика две фигуры стоят, привалившись к стенке, но как-то не так стоят - у индийских военных выправки больше. Подъезжаем ближе - манекены, и такая совершенно местная деталька: вместо лица у правого манекена - портрет Шивы. Ладакхи в армии почти не служат, индуисты в основном.
Все это вроде бы ничего и не значит, а ресурс дает. После дня в горах приезжаю не уставшая, а полная энергий, спать не хочется, думается-фантазируется всякое, читается, идеи в голову приходят разные. А вот в Керале после 2-3 часов на океане просто с ног валилась спать. Сонам, кстати, тоже.
Ну, ладно, предположим, я родилась в горной стране - в Таджикистане, мне физиологически нормально среди гор жить с рождения. Но ведь есть и другой момент: кераловский дедушка-астролог, когда составлял мой гороскоп, обратил мое внимание на некоторую важную деталь, т.е. эту деталь он считает важной, поэтому о ней многократно и говорил: по ведическому гороскопу единственное правильное для меня место жизни - это высокие горы.
К чему я это все: получается, что СВОЯ культура у нас даже на уровне гороскопов закладывается? И хотим мы - не хотим, а в другом месте сложно будет приспособиться на уровне первоначальной данности организма? Тут сейчас много вопросов возникает и есть желание поэксперементировать - ну, например, в зимнее в этом полушарии время попробовать пожить в высоких горах другого полушария).
Чего-то я тут пока не понимаю про то, как свою культуру находят.
Про идеи: идеи тут действительно шикарные в голову приходят - спасибо Пространству оно не всегда дает их реализовывать сразу).
Ну вот, например в этом мае я просто загорелась освоить воздушное пространство Ладакха.
Осваивать я его собралась двумя способами: летающими фонариками и воздушными змеями. Первыми - потому как более доступны оказались на индийском амазоне - мы заказали летающие фонарики. Идея была весьма светлая: на фестивале Ламаюру в ночь огненной пуджи вместе с группой фототура запустить с крыши геста при Ламаюру Гонпа много-много таких огненных баллонов в ночное небо, разноцветных. Мы очень быстро заказали фонарики и я радовалась предстоящей картинке ровно до тех пор, пока не похвасталась Сонаму.
Сонам выслушал меня, и сказал, что в результате я подожгу всю деревню - если какой из фанариков прибьет ветром с перевала на соломенную крышу или поле, и да, безусловно, фестиваль с такой огненной пуджей всем запомнится надолго.
Немногословие Сонама однако моментально нарисовало в моей голове совершенно иную картинку огненной пуджи в Ламаюру: как вся деревня вместе с ламами и нами бегает и ловит те огненные баллоны. Мда.
Кстати, в тот же вечер после разговора с Сонамом с амазона к нам пришло письмо по поводу этих фонариков, что, мол, в Лех их не доставляют, а деньги вам уже отправили обратно на счет.) В общем, мою светлую идею со всех сторон подкорректировали).
Вторая идея-фикс этого лета в Ладакхе - воздушные змеи.
Тут шикарные ветра и змеи должны запускаться просто с любого места.
Но, в спешке улетая из Киева, я забыла прихватить с собой своих непальских воздушных змеев, а потом выяснилось, что в Лехе они не продаются - есть только бумага для змеев, а дальше вот, конструируйте сами.
Индийский амазон в плане змеев нас тоже ничем особо не порадовал - две хилиньких модельки, а хочется большого, коробчатого, объемного.
В итоге мы обратились с просьбой к нашей гостье-фотографу из июньского тура привезти нам из Москвы троих змеев, и сегодня оплатили их.
Теперь вот ожидаю - сложится ли, доедут ли они до нас? Одобрит ли Ладакх эту идею?
В крайнем случае еще можно попросить Богдана переслать мне несколько змеев из Катманду...
Вроде как эта идея совсем неопасная), а с крыши Спитук Гонпы - над взлетной зоной самолетов - мы змеев точно не будем запускать.
С фотографией тоже становится непонятно: у меня съемки с 2010 года по Ладакху не разобраны.
Когда я впервые добралась сюда, то думала, что приехала фотографировать здешние места.
Сейчас из осмысленной фотографии в основном остались портреты: мне очень нравится фотографировать ладакхи и потом дарить им отпечатанные снимки.
В Лехе хорошей печати нет пока, уговариваю Макса поставить мне струйный принтер и настроить свою печать дома.
Вся проблема в расходниках - откуда их сюда и в каком количестве доставлять, да в крайне сухом климате - головки будут сохнуть моментально, не начистишься).
Все остальное снимается больше по инерции: старые смыслы ушли после этой зимы в Керале, новые появляются пока только в огненных фонариках да воздушных змеях, тут в Ладакхе и без особых смыслов прекрасно живется.
Впервые отследила у себя это ощущение - про отсутствие смыслов - на мартовском фестивале Сток Гуру Тсечу: в перерыве между выходами Масок забралась в свечную комнату и смотрела на свечи: понимала, что очень впечатлительные свечи, головой мне картинка нравилась, а вот снимать не хотелось - хотелось просто спокойно и долго смотреть.
Потом все-таки подняла камеру).
Это Ладакх в марте: тут в холодное время красиво снимать - воздух чистый, звенящий и солнышко по большей части мягкое.
Любимые Белые Ступы Шея, тоже мартовские, вечером, уже практически без света, а вот рисунок снега на горах и ступ понравился. У меня масса снимков с этими ступами при прекрасном свете, но - неразобранных пока. Может быть, и дойдут руки до них).
Просто закат - с крыши нашего дома).
Фестиваль Мато Награнд, тоже март 2014, во время большого перерыва между выходами масок: ламы, ведущие церемонию ушли пить чай, а я пристроилась к столику - снимок слева, снимок справа, чудные цвета.
С этим старым ламой я впервые встретилась опять-таки на фестивале Мато Награнд в марте 2011 года, у меня есть его фотографии того времени: мы сидели рядом, в первом ряду, на земле. Мне так тепло-приятно было увидеть его в этом году: мы опять сидели рядом, опять на земле, в самом центре площадки, возле трона Учителя Мато Гонпы. Не знаю, не уверена - узнал ли он меня? Вряд ли). Но, когда мне понадобилось пристроить рюкзак с фототехникой и подвигаться по площадке с видеокамерой, лама меня понял без слов и подтянул рюкзак к себе - тут не украдут, а вот случайно притоптать могут. Потом мы делились водой, чаем, печеньками, о чем-то разговаривали).
Тогда, в 2011 году я снимала только для себя и ни разу не думала, что могу отпечатать фотографии и приехать с ними к старому ламе.
Теперь я знаю - где его найти и после июньского фототура мы непременно завернем к нему в Мато Гонпу).
Все фотографии кликабельны до больших размеров.