Махакала.
Махакала (на тибетском: ནག་པོ་ཆེན་པོ, Великий Чёрный - Гонпо ченпо, на монгольском - Махгал) - дхармапала, или - охранник и защитник учения Будды, хотя в некоторых школах тибетского буддизма его рассматривают как йидама (просветленный).
Чаще всего Махакала изображается тёмно-синего или чёрного цвета, он имеет угрожающий вид. Однако известны и другие проявления Махакалы (Белый Махакала, Бернакчен — Черный Плащ), насчитывают 75 основных форм этого божества. В большинстве своих проявлений Махакала изображается в гневной форме. На нём украшения из змей и костей, юбка из тигровой шкуры, его живот выдаётся вперёд.
Часто Махакалу изображают также в окружении разных диких животных и птиц. Эти атрибуты символизируют его решимость разрушать все преграды на пути к просветлению. Тантрические украшения Махакалы также включают гирлянду из человеческих голов и корону с пятью черепами, которые символизируют преображение пяти клеш в пять изначальных мудростей.
По одной из версий Махакала принял третичный путь ( Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе) и стал на защиту буддийского учения.
По другой версии, Махакала вошёл в состав буддийского пантеона Ваджраяны из ряда божеств тантрической индийской йоги как манифестация Шивы - Бхайрава.
Махакала в переводе с санскрита означает «Великое время», и первоначально в индуизме он был одной из двух ипостасей бога Шивы. Согласно индуистской космогонии, особой энергией, или формой Шивы, признаётся Время (Кала), которым, или в котором, создаётся вселенная, и которое, обратившись в грозное пламя, уничтожает её в ходе светопреставления.
Но когда «огонь Времени» (кала-агни) затухает, Время «пожирает само себя» и превращается в Махакалу — абсолютное «Время над Временем», Вечность.
Это совпадает с началом периода небытия вселенной (пралая). Концепция Махакалы возможно восходит к «Атхарваведе» (сер. I тысячелетия до н. э.).
В дальнейшем мифологизированная фигура Махакалы проникла в северный буддизм, превратившись в одно из гневных божеств-защитников. Махакала стал особенно популярен среди последователей тибетской школы Сакья Па, обретя там множество форм, однако получил распространение и среди других тибетских школ. Его положение в тибетском пантеоне упрочилось во время второго распространения буддизма в Тибете (последняя четверть X века), а его популярность постепенно продолжала расти потому, что его статус перерос уровень защитника, достигнув разряда просветлённого существа. Его популярности в Тибете способствовало и то, что Махакала, попав из индийской мифологии в племенную духовную атмосферу Тибета, был наделён особенной ролью владыки жилища.
В большинстве случаев Махакала изображается тёмно-синего или чёрного цвета (санскритское слово kāla обозначает и чёрный, и тёмно-синий цвет), он имеет угрожающий вид.
Однако известны и другие проявления Махакалы - цвета тела Махакалы отражают различные аспекты его активности, например:
Белая форма выражает умиротворение и иногда возрастание активности.
Золотая или желтая формы выражает только увеличение активности.
Красная форма выражает обворожительную активность и, наконец, "пронизывающая" защитная активность выражается в синей или черной форме.
Какая бы ни была форма, Махакала относится к просветлённым существам, он – немирской охранитель Учения.
Зачем просветлённому существу понадобилось проявляться в свирепых формах?
Имеется следующее объяснение. Во вселенной существует великое многообразие различных существ. Согласно тантрическим текстам среди них выделяют восемь классов могущественных существ.
Среди могущественных существ есть тип существ, именуемый "махакалами", способный создавать много неприятностей для людей. Чтобы сдерживать их вредоносную энергию Махакала проявляется в измерении этих существ, принимая их облик.
По представлениям буддистов Махакала способен быть воплощением целого ряда бодхисаттв:
Ваджрапани (2-рукая форма),
Манджушри (4-рукая форма),
Авалокитешвары (6-рукая форма).
Двурукий Махакала Бернагчен есть совершенная защитная эманация "Держателя алмаза". Он находится на службе у Кармапы и является главным защитником линии Кагью.
Мантра защитника "Черный плащ", составленная 8-м Кармапой Микье Дордже, является одной из главных в Линии Карма Кагью.
Практикуемая ежедневно мантра защищает от препятствий и способствует развитию бесстрашия.
Двурукий Махакала Бернагчен имеет черно-синюю кожу и изображается в Линии Карма Кагью танцующим на диске солнца на лотосовом троне.
Две человеческие фигуры, которые он топчет ногами означают что он преодолел все помехи и препятствия.
На нём украшения из змей и костей, юбка из тигровой шкуры, его живот выдаётся вперёд. Тантрические украшения Махакалы также включают гирлянду из человеческих голов и корону с пятью черепами.
Правая рука Махакалы Бернагчена поднята вверх и держит нож, острием обращенный от него.
В левой он держит у сердца чашу из черепа, наполненной кровью эго.
Голова его занимает третью часть всей длины и увечена пламяподобными волосами и короной и пяти черепов с ваджрами на концах.
Над его глазами и густыми бровями - вертикальный глаз мудрости. Его рычащий рот, обрамленный оранжевой огненной бородой, обнажает четыре клыка.
В руках Махакала держит атрибуты могучего защитника, такие как слоновья кожа, набедренная повязка из шкуры тигра, обрамление из змей и украшения из черепов и костей, он окружен пламенем мудрости.
В школе Сакья главным проявлением Махакалы и защитником школы считается Гонпо Гур, или Дордже Гур (тиб. mgon po gur – букв. "Защитник Купол", или тиб. rdo rje gur – "Ваджрный Купол").
У двурукого Махакалы (в этой форме известен "Защитник с плащём" – тиб. mgon po ber can) в руках чаша из черепа и дигуг, либо трезубец.
Четырёхрукий Махакала (тиб. mgon po phyag bzhi pa) держит в руках дигуг (санскр. kārtika, тиб. gri gug – изогнутый резак), капалу (санскр. kapāla – чаша из черепа), меч и ритуальный жезл (санскр. khaṭvāṅga).
У шестирукого Махакалы (санскр. Ṣaḍbhuja Mahākāla, тиб. mgon po phyag drug pa) в руках – дигуг, чётки, дамару (санскр. ḍamaru, тиб. da ma ru – двойной ритуальный барабанчик), чаша из черепа, меч и ритуальный жезл.
Шестнадцатирукий Махакала изображается с восемью лицами и четырьмя ногами. Он держит дигуг, ваджру, заднюю ногу слона, колокольчик, кнут, раковину, дамару, человеческую голову.
Помимо 75 основных форм Чёрного Защитника (тиб. mgon po nag po) существуют тысячи других его эманаций. Среди них есть и женские формы – Махакали. Имеются изображения Махакалы в форме яб-юм (тиб. mgon yab yum). Духовной супругой Махакалы считается Шридеви.
Махакала вошёл в состав буддийского пантеона Ваджраяны из ряда божеств тантрической индийской йоги. Его прототипом считают Бхайраву (санскр. Bhairava, букв. "Ужасающий" / одна из форм Шивы). Один из эпитетов Бхайравы – Махакала. Но если для одних Бхайрава-Махакала – это манифестация Шивы (Махакала – форма Шивы в аспекте разрушителя), то другие видят в Махакале проявление Авалокитешвары (санскр. Avalokiteśvara, тиб. spyan ras gzigs – Ченрезиг, Chenrezig, букв. "Видящий Бог" / прим: в тибетском буддизме Махакала – гневный аспект Авалокитешвары).
Известно, что Шиву также именовали Махакалой в значении "Великое Время". Шива изначально занимал обособленную позицию по отношению к богам арийского пантеона, а в образ Шивы вошли элементы доарийского происхождения.
В индуистском пантеоне Шива сохранил свой отшельнический характер йогина. Он рассматривался, как совершенный йогин, ведущий аскетический образ жизни. Местом его пребывания на Земле называлась гора Кайлас в Гималаях (kailāsa).
Там, как считалось, он пребывает в виде божественного подвижника, погружённого в глубокую медитацию.
Йогины считали Шиву своим богом-покровителем. В индуистской триаде Шива стал воплощать космогоническую функцию разрушения (это связывалось с циклом вселенной: создание-поддержание-разрушение). В шиваизме эта функция неразрывно связывалась с творением, и из этой идеи, вероятно, появился один из его эпитетов - "Великое Время".
В иконографии Шиву изображали как в мирном, так и в гневном аспекте. В гневном аспекте его "ужасающий" характер стала подчёркивать свита ужасающих могущественных существ. В Ладакхе именно Махакала является ведущей фигурой Танца Цам.
В шиваизме образ Шивы неразрывно связан с образом его супруги Деви, почитаемой под многими именами: Кали, Дурга, Чандика, Парвати, Ума, Гаури и др.
Проводя параллель между традициями, обратим также внимание, что в буддизме Ваджраяны богиня Шридеви (санскр. Śrīdevī, тиб. dpal ldan lha mo – Палдэн Лхамо) считается духовной супругой Махакалы.
Шактизм – почитание творческой энергии Шивы (санскр. śakti), воплощённой в образе Деви – стал наиболее значительным ответвлением в средневековом шиваизме. С давних времён йогины стремились к овладению божественной энергией шакти.
Некоторые из имен Махакалы:
Накпо Ченпо (тибетский) – Махакала,
Гонпо Чакжипа - Четырёхрукий Махакала,
Гонкар – Белый Махакала.
Само слово "гонпо" означает - защитник, покровитель.