Керала. Катхакали. Грим. Перерождение.
На цементном полу и тростниковых подстилках, в маленькой тесной гримерной комнатке тривандрумского театра происходило Чудо: гримировался Катхакали.
Катхакали или Катакали (в переводе с малаялам "представление рассказа"), традиционное драматическое искусство Кералы. Истоки Катхакали — народная драма и танцы, которые исполнялись керальскими крестьянами. По-настоящему Катхакали происходит на открытом месте в лунную ночь и длилось до рассвета. Катхакали исполняется мужчинами, которых готовят в специальных школах. Обучение начинается с 11-летнего возраста и продолжается 5-6 лет. В состав труппы артистов Катхакали обычно входят несколько танцоров, оркестр из четырёх человек и два-три исполнителя речитатива, излагающие изображаемый сюжет. Основная роль в Катхакали отводится пантомиме и языку жестов.... Кстати, в том представлении, на котором мы присутствовали - одной из исполнительниц была женщина. Но она тоже гримировалась под мужчину, исполняющего женскую роль.
Впечатлений и информации сейчас по Катхакали - запредельно много.
Информацию - просто пока нет времени впитать - по Катхакали трактаты написаны.
По впечатлениям - начну с того, что из гримерной в это свое первое настоящее представление Катхакали - я так и не вышла.
Потому что там действительно происходило Чудо: люди перерождались в Героев.
История одного Перерождения.
Про техническую сторону грима: все краски, которые используются для изготовления и нанесения грима - делаются из натуральных ингредиентов и прямо здесь в гримерной: измельченные на плоских ступках-тарелочках минералы разбавлялись соком растений - это будет ярко-зеленый цвет, специи - остальные цвета. Для париков берется измочаленная и крашенная растительными соками кора, пигменты смешиваются на кокосовом масле. Особенно впечатляют красные глаза: уже под конец грима актер кладет под веко маленькое семя, водит зрачками из стороны в сторону и белки глаз становятся красными. Держится эта краснота еще сутки - потом проходит, на зрение - никак не влияет. Это я единственную в той группе женщину потихонечку распросила, к мужчинам просто стеснялась обращаться - настолько они были погружены в себя.
Тут надо сказать, что мы были на настоящем Катхакали - том, который проводят для самих-себя, не туристическом. Все участники представления - не профессиональные актеры, т.е. у них у всех есть какие-то занятия по жизни, и Катхакали они танцуют не за деньги, а для Бога, это как Служение, это очень для себя, это - вот действительно что-то очень важное в их жизни. У меня есть подруга в Коваламе - итальянка Джована, она - пожилая женщина, в молодом-прошлом - танцовщица и вот уже много лет живет здесь в Керале, потому что теперь танцует Катхакали. Находясь здесь в гримерной, я впервые поняла ту включенность Джованы, с которой она рассказывала мне о своем Учителе Катхакали, показывала его фотографии, говорила о танце. Я поняла почему Джована ездит в очень далекие деревни, где в полнолуние под открытом небом происходит Катхакали. Кажется, я присоеденюсь к ней в этом году в ее поездках.
Катхакали шел непрерывно: первый состав без перерыва заменился вторым и актеры, вначале вышедшие на сцену, вернулись в гримерную. Обратное перевоплощение происходило практически моментально: грим, который наносился в течение нескольких часов снимается за 5-10 минут - опять-таки соком растений и листьями растений - соскребается с лица. Герои превращались в людей: в этом месте я не выдержала, перестала стесняться и познакомилась с исполнителем Джаянтан - его Kannan зовут.
Вот его грим и выход из грима:
1. Тут с Канноном работает гример - Каннан спит, или находится в очень глубокой медитации. Я сидела совсем напротив него во время этого грима, практически рядом - там места совсем мало в той комнатке. Дыхание очень спокойное, гример накладывает грим сам находясь в трансовом состоянии - никто и никуда не торопится. Даже просто наблюдать за этим процессом - удовольствие и погружение в что-то такое, где мысли просто останавливаются.
2. Каннан рассматривает работу гримера, дальше начнется самостоятельный грим.
3. Самостоятельный грим: по-моему в это время он никого вокруг себя просто не видел - я опять-таки находилась совсем рядом, впритык - взгляд у него был расфокусированный, мягкая фиксация на существе, которое смотрело на него из зеркала.
4. Грим нанесен, костюм одет. Как одевается сам костюм - про это отдельная песня, потом-позже. Каннан готовится одевать головной убор.
5. Молитва-медитация перед одеванием головного убора - физически ощущается это состояние молитвы, когда стоишь рядом.
6. Одевание головного убора. Я пока не знаю - как он правильно называется.
7. Головной убор одет. Вот тут вот самый обалденный момент: смотрела на него и чувствовала - что вот вроде бы все, уже все готово, а вот чего-то не хватает, он еще человек - да, в медитации, в трансе, но только актер, готовый исполнить свою роль.
Каннан закрыл глаза и ушел в молитву.
8. Когда глаза снова открылись - это был уже Джаянтан. Ничего человеческого там не осталось. Это было Чудом. Изменилось все - взгляд, мимика, ощущения от него просто в момент стали совершенно другими.
Перед выходом на сцену все Герои подходят к огню, в углу гримерной стоял свечник с горящими маслянными лампами, умываются огнем, просят благословения у огня и только потом выходят из гримерной - сразу без задержек на сцену.
9. А это Каннан уже после выступления, когда мы с ним и познакомились.