2

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Календарь фототуров и туров
1100 $

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1287 $

Невероятная Индия

5.03 — 16.03.2025 (12 дней/11 ночей)
1100 $

Май в Ладакхе

1.05 — 10.05.2025 (10 дней)
1200 USD
1742 USD
1450 $

Долина Спити

2.08 — 15.08.2025 (14 дней)
1414 $
1000 $

Тибет Озерный-2

17.08 — 26.08.2025 (10 дней)
1000 $

Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.

Albert Einstein

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Катхакали: божественные танцы древнеиндийских эпосов Кералы.

05.06.2012
Автор — Илона Крыжановская

На берегу Аравийского моря, в живописном и плодородном крае Керала, южном штате Индии, еще в XVII веке зародился удивительный вид искусства – яркое и красочное театральное представление, страстный, искренний и глубокий танец Катхакали. В этом танце переплелись человеческое тепло и поэтическое искусство, а также юмористические и драматические сюжеты из жизни людей.

Катхакали: божественные танцы древнеиндийских эпосов Кералы.

С момента своего возникновения Катхакали практически не изменился, а своим появлением он обязан многим народным фольклорным традициям, древним видам рукопашного боя и разнообразным формам театрализованных представлений. Самое непосредственное влияние на формирование и развитие Катхакали оказали Кудийаттам, Чакиар Котху, Кришнаттам и Раманаттам.

Чакиар Котху – это древний вид театрального искусства, в котором были представлены сцены из древних пуран  и эпических поэм. Возможность исполнять Чакиар Котху имели только представители касты чакиаров, а присутствовать на их строго канонизированных представлениях разрешалось лишь избранным и элитным представителям высших слоев общества. Чакиар Котху исполнялся по аккомпанемент больших медных барабанов намиджаву и цимбал.  Выступали чакиары только на территории храмов Малабара. Эта привилегия передавалась в касте по наследству.

Кудийатама представляла собой первую форму такого театрального направления как драма. Представления Кудийатамы могли длиться несколько дней, а актеры в течение этого времени разыгрывали один сюжет.

Еще один вид древнего драматического искусства – Мукха Абхинайя. Эти представления проводились ночью. Мукха Абхинайя был популярен среди керальских правителей, которые всегда ему покровительствовали.

Боевые искусства в Керале развивала и совершенствовала воинская каста найяров. Во время тренировок они стремились получить как можно больше энергии и достичь физического совершенства. Молодые найяры изучали боевые приемы самообороны, тренировались с орудием, а тех, кто уже достиг вершин мастерства, старшие воины посвящали в тайны массажа и упражнений по восстановлению энергии. Искусство рукопашного боя без сомнения оказало значительное влияние на формирование традиций танца Катхакали.

Не меньшую роль для Катхакали сыграл и обряд Кришнаттам, который исполнялся на санскрите в течение восьми ночей. Считается, что сюжет Кришнаттама был написан под влиянием знаменитого произведения о Кришне «Гиты-Говинды», написанного вайшнавским поэтом Джаядевой. Создателем Кришнаттама был заморин Каликута, который посвятил этот обряд  Кришне.

Спустя некоторое время после появления Кришнаттама был создан и Раманаттам. Его придумал военачальник Раджа Коттараккара. В отличие от Кришнаттама языком Раманаттама был малаялам, что сделало этот рассказ о Раме очень популярным. В представлениях Раманаттама артисты широко использовали мимику и жестикуляцию, применяли сложный грим, персонажи приобретали все больше определенных условностей. Сюжет Раманаттама со временем дополнился рассказами из Пуран и «Махабхарабты». Представление происходило под музыкальный аккомпанемент.  Со временем эта танцевальная драма, получившая такое быстрое развитие, стала называться Катхакали, рассказ-пьеса.

Танцоры Катхакали настолько искусно владеют мимикой и языком жестов, что во время представления зритель совсем не испытывает недостатка в устной речи. Эта особенность Катхакали является сутью стиля этого танца. При помощи жестикуляции танцоры ведут длинные разговоры, которые могут прерываться танцевальными движениями. Исполнители способны изобразить мысли своих героев, и они будут хорошо понятны зрителям.

Представление включает также в себя и исполнение песен музыкантами, которые тут же параллельно трактуются актером и получают довольно-таки широкую интерпретацию. Это интереснейшее зрелище, которое полностью захватывает зрителей.

Чтобы овладеть искусством так легко и свободно передавать суть сюжета с помощью мимики и жестов, танцоры Катхакали проходят длительную и изнурительную подготовку. Эта школа танца учит их максимально реализовывать возможности своего тела и разума, дает им все необходимые навыки для работы на сцене.

К овладению мастерством танца Катхакали мальчики приступают уже в десять лет, проводя целые дни в гурукуле (школе танца). Ежедневно, на протяжении десяти лет, будущим танцорам опытные и профессиональные массажисты делают специальный массаж, прорабатывая каждый мышцу, каждый сустав и нерв. Этот массаж выполняется ногами, с использованием специальных масел. В результате мышцы ученика расслабляются, становятся эластичными, и в дальнейшем танцор сможет с легкостью управлять каждой частью своего тела вне зависимости от остальных.

Танцоры Катхакали превосходно чувствуют свое тело. Основная поза в танце – это сидячая поза с широко разведенными в стороны коленями. Спина при этом выгнута и распределяет вес тела так, что танцор, удерживая вес тяжелого головного убора, способен свободно передвигаться по сцене, находиться без движения, прыгать и садиться на пол. Колени исполнителя во время представления соединяются редко, только тогда, когда исполнитель стоит прямо, слушая другого героя, как предусмотрено сценарием.

Подготовка танцоров подразумевает не только тяжелую работу над телом, но и систематические тренировки мышц лица, а также глаз. Такие упражнения требуют много времени и большой сосредоточенности. Сидя на полу, скрестив ноги, танцор широко раскрывает глаза и двигает зрачками горизонтально, вертикально, по кругу, а также описывает ими восьмерки. Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, и уследить за этими движениями становится очень трудно.   Во время того, как работают только мышцы глаз, все остальные части тела находятся в покое, поэтому во время тренировки танцор пребывает в состоянии, близкому к медитации.

Также тщательно тренируются брови и подбородок, щеки и рот, голова и шея, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. От того, насколько хорошо танцор владеет мышцами своего лица, зависит изящество его мимики во время представления.

Еще один не менее важный способ передачи мыслей актера – это жестикуляция. В Катхакали используется очень сложный язык жестов, основанный на книге «Хаста Лакшана Деепика». В ней представлены 24 важнейшие хасты, являющиеся основой для огромного количества всевозможных комбинаций. Хастами называют визуальные изображения стихов, исполняемых под музыку. С помощью мимики и жестикуляции танцорам удается превращать стихи в яркие зримые образы.  Однако настоящие корифеи танца, используя все свое мастерство и воображение, применяют все меньшее количество регламентированных хаст и фигур.

Кажется, что нет чего-то такого, что не смог бы изобразить танцор Катхакали в своем танце. Огонь и лес, женщина и пчела, гора и распустившийся лотос… Количество передаваемых в танце образов – бесконечно. Применяя хасты, танцоры могут даже изобразить такие понятия, как "такой же", "как", "ровный", "но", "когда" и многие другие, что редко можно встретить в обычном танце. В большей степени это характерно для повествовательных эпизодов представления.

Именно такая полная изобразительная форма танца и отличает Катхакали от других видов искусства. Здесь «театр» - это и один исполнитель, способный воплотить и всю гамму чувств повествования, и все театральное действо в целом. Танцор Катхакали должен не только передать характер своего героя, но и воссоздать всю окружающую его обстановку, природу, людей, которые находятся рядом с ним, изобразить любые душевные переживания своего героя и привести зрителя в восторг от увиденного.

Примечательно, что единственный реквизит, который допускается на сцене – это табуретка, которая может быть использована актером во время представления. Иногда она служит троном, а когда-то представляет собой и дерево, на которое сможет залезть герой, если того потребует сюжет. Еще один атрибут, который применяется во время представления – это ширма, Тхерассила. Она необходима для того, чтобы скрыть нового персонажа перед его появлением на сцене.  Прежде чем предстать перед зрителями, новый персонаж создает у публики напряженное ожидание, исполняя за ширмой танцы и предваряя свое появление различными возгласами. Пока танцор находится за Тхерассилой,  зрители видят только его головной убор и ноги. После того, как ширму убирают, танцор гармонично вписывается в общий ход повествования.

На сцене, на передней ее части, всегда стоит большой светильник, который красиво заливает площадку естественным желтым светом, который танцует на ветру вместе с актерами. Светильник освещает относительно небольшой участок сцены, на котором и происходят основные события представления. А если танцор захочет продемонстрировать свою мимику и тем самым передать переживания героя, то он сядет поближе к лампе. Ее мерцающее пламя игрой света и тени «высветит» малейшие движения мышц на лице актера и поможет зрителю как можно лучше понять переживания героя.

Особое внимание в танце привлекают к себе необычные костюмы и грим танцоров. Их называют одним общим термином «Ахарья абхинайя», и они очень точно передают характер героев и суть сюжета. Ведь Катхакали повествует о сверхчеловеках, богах, демонах со сверхъестественными силами. История грима Катхакали, как и сам танец, уходит своими корнями к Кудийаттаме и Кришнаттаме. Со временем грим и костюмы были настолько усовершенствованы, что сегодня танцоры Катхакали на сцене представляют собой восхитительное красочное зрелище. Костюм танцора – это огромная юбка и рубашка, массивный головной убор и множество украшений – браслетов, лент, колокольчиков. Наблюдая, как легко и энергично танцоры в таких одеяниях движутся по сцене, остается только восхищаться их мастерством и ловкостью.

Костюмы и грим актеров зависят от их амплуа. Каждому амплуа (всего их в Катхакали три – саттвик, раждасик и тамасик) свойственны определенные расцветки.

Для грима благородного и героического саттвика используется пачха, ярко-зеленая основа. Белая чутти черко очерчивает лицо и подчеркивает яркий и сложный грим – розовую краску на губах, черные линии в области глаз и знак наман на лбу. Саттвики обладают изящной и аристократической внешностью, к ним относятся Бхима и Индра. Для изображения Кришны танцору тоже наносят пахчу, но от остальных героев он отличается своим головным убором – он не такой большой и украшен павлиньими перьями. От других саттвиков гримом отличаются Шива и Брахма. Их основа для грима бледно-оранжевого цвета, пажуппа. В остальном их костюмы, грим и головные уборы схожи с другими персонажами саттвик.

Раджасик представляет собой антигероя. Обычно это Равана, Кичаки, Дурьодхана. Их грим тоже имеет зеленую основу, которая символизирует так же присутствие у героев и положительных качеств, таких как великодушие, благородство и преданность. Но ярко-красные линии на лбу, носу и щеках отличают раджасиков от саттвиков. Такой грим называется каттхи. На лбу и кончике носа этих героев можно увидеть белые шарики из мякоти растений, чуттиппо Эти шарики отличают также и очень злых и подлых героев.  Герои раджасик высокомерны, хвастливы и агрессивны. И только в присутствии своей возлюбленной, которая обычно появляется лишь в мечтах, дерзкий раджасик становится тихим, спокойным и сентиментальным. Зачастую за свой непокорный нрав и нежные чувства этот герой становится любимцем публики и украшением всего представления. А для танцора исполнение этой роли становится настоящей проверкой его драматического таланта.

А вот настоящими злодеями в Катхакали являются персонажи тамасик. Еще их называют «тхади», что переводится как «бородатые». Самые распространенные тамасики это Бакасура и Душасана. Основной цвет их грима – черный, а характерные красные знаки очерчиваются белой линией. Эти герои легкоузнаваемые. У них огромные усы, черные губы на красном фоне, и большие чуттиппо на носу и лбу. Роль тхади исполняют высокие и сильные мужчины, способные удержать массивный и тяжелый головной убор.

Тхади разделяются на краснобородых (чаванду тхади) и чернобородых (карутта тхади). Чернобородые олицетворяют собой самые низменные людские качества. На их черных лицах совсем мало красного и белого, а чуттиппо на носу представляет собой не шарик, а большой распустившийся цветок. Карутта тхади часто выступают в роли охотника.

Отдельные персонажи Катхакали – это короли-обезьяны Бали и Сугривы. Но особое место в сердцах зрителей принадлежит Хануману, божественной обезьяне из «Рамаяны», и его грим и костюм совсем не похожи ни на чьи другие. Белые борода и меховая кофта, красно-черный грим с белым узором и куполообразный головной убор. Это один из самых любимых героев Катакхали, и эта роль достается только самому опытному исполнителю.

Черные персонажи кари носят черный грим и черные костюмы. Как правило, эти герои – демонессы. Одна из них – злобная Пурпанакхи. Кроме черных цветов ее уродство подчеркивают две огромные накладные груди.

Кроме основных героев в Катакхали также присутствуют и второстепенные персонажи, такие как минакку. Грим и костюмы этих танцоров незатейливы и реалистичны, потому что они олицетворяют женщин и мудрецов. Блестящая желто-оранжевая основа грима близка к естественному цвету лица, а их манера поведения на сцене вполне сдержанная. Волосы мудрецов собраны в пучок, обязательным элементом образа является борода, а костюмы для этих героев выполнены из изящных тканей.

Женские роли также исполняются мужчинами. Персонажей минакку исполняют обладатели хрупких фигур, которые очень контрастно смотрятся на фоне главных героев, разодетых в пышные одеяния. Изображая женщин, минакку специально преувеличивают, демонстрируя женскую походку и манеру держаться.

Для того, чтобы белки глаз не выделялись на общем фоне яркого грима, танцоры Катхакали перед выступлением закладывают себе в глаза по маленькому семечку. Оно впитывает в себя лишнюю влагу, придавая глазу красноватый оттенок.

Нередко случается так, что танцоры посвящают всю свою жизнь не только Катхакали как искусству, но и какому-то одному определенному персонажу.  Исполняя одну и ту же роль, танцор отождествляется только с ней и получает индивидуальную известность среди зрителей.

Танцорам Катхакали аккомпанируют четыре музыканта. Двое из них играют на барабанах маддалам, мридангам, ченда и эдакка. Примечательно, что эдакка вступает только тогда, когда на сцене появляется женский персонаж, так как имеет более мягкое звучание. Два других музыканта играют на особых музыкальных инструментах, задающих особый ритм представлению. Один из них бьет в массивный металлический гонг ченгала, а второй играет на двух тяжелых тарелках илатталам.

Пение в Катхакали называется «сопатнам», и по стилю исполнения оно приближено к классической музыке Карнатака.

Катхакали – это необыкновенный театр, в котором задействованы и тело, и разум, и сердце его актеров. Пожалуй, нет таких вещей, которые не смог бы изобразить танцор. Он околдовывает зрителя своим танцем, своей мимикой и жестикуляцией, и зритель с головой погружается в происходящее на сцене, переживает за судьбу геров Катханали, радуется и огорчается вместе с ними.

И вот, когда солнце садится за горизонт, и волшебную Кералу окутывает темнота, причудливые барабанные ритмы приглашают зрителей на новое представление. Их ждет увлекательное путешествие в мир  богов и демонов, которое обязательно закончится победоносным сражением.   Оглушительный шум барабанов, дикая пляска ярких костюмов, свист мечей… И только лучи утреннего солнца смогут вернуть к реальности зрителей, зачарованных необыкновенным и удивительным танцем Катхакали. 

 

 

Я хочу найти
Найти
язык:
русский