2

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Главная Статьи Керала: Информация, фотографии и статьи по итогам наших туров по Керале, Южная Индия. Катхакали. Часть 1: Грим Катхакали. Тируванантапурам, Керала, 31 декабря 2013 года.
Календарь фототуров и туров
1100 $

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1287 $

Невероятная Индия

5.03 — 16.03.2025 (12 дней/11 ночей)
1100 $

Май в Ладакхе

1.05 — 10.05.2025 (10 дней)
1200 USD
1742 USD
1450 $

Долина Спити

2.08 — 15.08.2025 (14 дней)
1414 $
1000 $

Тибет Озерный-2

17.08 — 26.08.2025 (10 дней)
1000 $

С возрастом я понял, что на самом деле слова «прийти в себя» означают «прийти к другим», потому что именно эти другие с рождения объясняют тебе, какие усилия ты должен проделать над собой, чтобы принять угодную им форму.

Виктор Пелевин

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Катхакали. Часть 1: Грим Катхакали. Тируванантапурам, Керала, 31 декабря 2013 года.

03.01.2014
Автор — Илона Крыжановская

Самый южный индийский штат Керала известен красочным и впечатляющим танцевальным представлением Катхакали. Это традиционный народный театр, вобравший в себя пантомиму, танец, вокальное и инструментальное сопровождение, а так же элементы цирковой акробатики. В основе представления лежит индийский эпос, повествование поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».
Катхакали - необычайное зрелище, но это не только зрелище, Катхакали - очень целостный по восприятию процесс, мир, другая реальность, которая захватывает, поглощает в себя, открывает новые грани реальности этой жизни.
Статья посвящена попытке понять Катхакали не только на уровне эмоционального восприятия (что очень доступно), но и структурировать увиденное, проживаемое на информационном уровне.

 

Катхакали. Часть 1: Грим Катхакали. Тируванантапурам, Керала, 31 декабря 2013 года.

Как выяснилось позже - это была совершенно замечательная идея в новогодний вечер отправится на представление Катхакали. 
Катхакали был настоящий от школы Катхакали "Керала мандалам" и проходил в небольшом зале напротив Храма Шри Вишну Падманабхасвами.
Начало перфоманса Катхакали к семи часам вечера, но мы приехали раньше - снимать грим.

Небольшой зал, простенькая сцена под навесом, потолочные вентиляторы, пластиковые стулья - чисто и просто, по стенам - росписи, три часа дня и в зале занято несколько мест - зрители заранее потихонечку стягиваются сюда.
Тихо. Сразу иду за сцену - там то, за чем ехала сюда до представления: грим исполнителей Катхакали.
Для меня до сих пор самые вкусные конфеты были именно здесь - наблюдать за гримом Катхакали, сегодня вечером все изменится.
Но я пока об этом даже не подозреваю.

Итак, в небольшом вытянутом закутке за сценой на полу на циновках происходило Чудо: гримировался Катхакали.
За этим действом бесконечно любопытно наблюдать, но для фотосъемки условия - традиционно - очень некомфортные по свету: задние планы - пестрые, многопредметные, все разложено аккуратно, но этого всего - очень много.
Актеры гримируются сидя и лежа в одном из концов засценного закутка, свет падает из-под крыши навеса и сбоку. 
Исполнители с маленькими зеркалами подстраиваются по свету, немногочисленные фотографы (а трое нас всего было) - соответственно пытаются подстроиться под гримирующихся исполнителей. Посредине закутка - свешивается лампочка, ее включат потом - когда начнет темнеть, пока для грима хватает и этого освещения. Для грима - хватает, для фотосъемки - не очень, поднимаем iso, пытаемся мыть пестрый фон, я хожу прикручиваю свисающие по стенам веревочки - стараюсь максимально вежливо никому не мешать, незаметно - вроде как и неудобно веревочки подкручивать, а фоново очень будут отвлекать на фотографиях.

Катхакали - традиционное представление народного театра Южной Индии, вобравшее в себя танец, вокальную и инструментальную музыку, элементы цирковой акробатики, неповторимую и невообразимую пантомиму.
Однозначно очень сложно определить одним словом - что такое Катхакали, слишком уж много элементов оно в себя включает:
- Тантристские и аграрные ритуалы с масками демонов,
- средневековый храмовый танец религиозных мистерий,
- йогические асаны,
- кераловскую аюрведу, 
- традиционное боевое искусство Южной Индии - Каларипаятту,
- а в основу грима Катхакали легло в том числе искусство татуировки лиц малабарских племен.

Исторически Катхакали пришел на землю благодаря Радже Коттараккара, военачальнику из штата Коттараккара. Предание гласит, что однажды Раджа обратиться к знати Калькутты с просьбой предоставить Коттараккару группу Кришнаттам (исполняющую невероятную религиозный танец-драму Кришнаттам, прославляющий жизнь Кришны), но получил отказ. Из-за враждебности внутренней политики, его ходатайство было отклонено, причем отказ сопровождался оскорблением, утверждением, что такое изысканное искусство как Кришнаттам не может быть ни понято, ни изучено в ином государстве. Оскорбленный Раджа решил создать такое же восьмидневное представление, но основанное на истории жизни Рамы, и добился содействия некоторых нейтральных божеств, явивших ему в сновидениях новую форму танца-драмы: Катхакали. Поскольку Катхакали исполнялся не на санскрите, как Кришнаттам, а на языке малаялам, вскоре он намного обогнал Кришнаттам по популярности. В Раманаттаме изначально использовались мимика и жестикуляция. С течением времени, развиваясь и обогащаясь, этот Раманаттам дополнялся новыми элементами: маски были заменены сложнейшим комбинированным гримом; актер, который вначале просто декламировал текст, доверился в интерпретации драматической истории методу жестов и мимики, для аккомпанемента приглашали музыкантов - два певца под аккомпанемент оркестра стали излагать различные эпизоды драмы, появились определенные условности для характеров персонажей. Сюжеты вскоре стали включать рассказы из "Махабхараты" и Пуран. Эта форма танцевальной драмы росла, развивалась и получила название Катхакали - на малаяльском языке буквально — представление рассказа.

Грим Катхакали - медитативен по определению: исполнители ролей приходят гримироваться задолго-заранее до начала спектакля: грим - по сути своей - длительный процесс перерождения человека в героя Катхакали.
Это отдельная часть перфоманса, этакое медленное перетекание исполнителей из мира людей в тонкие миры Катхакали.
Кстати, по энерго это замечательно чувствуется на всех планах, и даже, если присутствуешь на гриме с самого начала и видишь заходящих в зал исполнителей, в обычной одежде, с мобилками, пьющими чай, болтающими и улыюбающимися, все одно - к концу грима - связь с теми, кто зашел сюда человеком - теряется, не получается их загримированных воспринимать как людей.

Грим начинается с аюрведического массажа лица актера растительным маслом: так лучше держится краска, менее раздражает кожу во время представления (хотя все составляющие грима - натуральные), легче снимается после представления, а главное - позволяет исполнителю расслабиться, сделать первый шаг от внешнего мира в Катхакали.
Обстановка в гримерной действительно медитативна: очень тихо, все движения - плавные и сосредоточенные, как уход в себя и дальше себя, и даже ради очень красивого кадра - делать резких движений - просто не хочется. 
Когда с актером работает гример со стороны может показаться, что исполнитель просто отдыхает, но это не так: в действительности, актеру необходимо абсолютно расслабится, настроиться на будущую роль, почувствовать себя персонажем, стать им - и грим это по сути - глубокая медитация, из которой актера в конце своей работы выводит гример.

Все составляющие грима Катхакали - натуральные: измельченные в красящий порошок минералы, растительный и древесный сок, кокосовое масло - основа для смешивания пигментов, паста белого цвета из рисовой муки. 
Сначала на лицо актера точными движениями-штрихами наносятся основные контуры характера, сущности будущего персонажа и это чаще всего актер делает сам.
Вслед за тем актер ложится и гример накладывает клейкую белую пасту из рисовой муки, перемешанной с лимонным соком - по контуру лица, что зрительно сильно изменяет форму лица, делает его овальным, широким - уже нечеловеческим, почти маской.
Раствор пасты закрепляется тонкими полосочками рисовой бумаги и уже сверху приклеивается бумажная борода – чатти.
Чатти замечательно отражает, отбликовывет свет на лицо актера - если учесть, что первоначально Катхакали исполняли в деревнях всю ночь при луне на темной сцене при одной-единственной лампе, то свет луны прекрасно отражался от чатти и освещал лицо актера, а лицо в Катхакали танцует, складывает танец.

Заинтересовал Катхакали бесконечно - еще в прошлом году, и сейчас, после этого перфомаса - брожу по сети, читаю, собираю информацию.

По этому поводу (с) Эуженио Барба: "Лицо - эмоциональное зеркало актера Катхакали. Движениями шеи, глаз, зрачков, ресниц, бровей, губ, зубов, носа, ушей, подбородка, щек и языка актер выражает и передает разнообразные психологические процессы. Если его охватывает страх, он поднимает поочередно одну за другой брови, широко раскрывает глаза, быстро двигая зрачками из стороны в сторону, раздувает ноздри, его щеки дрожат, а голова постоянно вращается. А вот как изображает актер вспышку гнева: его брови дрожат, веки подняты, взгляд становится твердым и проницательным, ноздри подергиваются, так же как и губы, челюсть стискивается и задерживает его дыхание, провоцируя этим изменение черт его лица.
Эти строгие мимические композиции выражают не только такие состояния как любовь или ненависть, но также психологические реакции или действия, характеризующие персонаж, как, например, любопытство, гордость, страх смерти или благородство.
Не следует полагать, что актер Катхакали выражает эмоциональные состояния своего персонажа сугубо механически. Выразительность, и даже более, правдивость каждой реакции его лица не будет убедительной, если актер не использует свое воображение и свои психические и интеллектуальные возможности. Правило, которому старые учителя Катхакали обучают своих воспитанников, гласит: когда двигаются руки, должны действовать и глаза; когда двигаются глаза, должен действовать интеллект, и действие, воспроизводимое руками, должно рождать определенное чувство, которое отражалось бы на лице актера.
Из этого правила можем заключить, что лицо является эмоциональным зеркалом, чьи реакции обуславливаются не действиями другого актера на сцене, а историей, описываемой руками самого же актера. Было бы правильно сказать, что существует некая двойная структура в работе актера, поскольку он должен более или менее симультанно использовать физико-психологические средства и различные техники, чтобы представить два дополняющих друг друга аспекта одной истории: чисто "повествовательный" - руки, которые сообщают о том, что только что произошло в определенном эпизоде, и аспект эмоциональный - лицо, отражающее субъективные реакции персонажа на драматическую ситуацию, в которой он оказался."

Позже, уже на представлении все это прекрасно чувствовалось - как и почему - не понимаю: но вот актер вроде бы просто стоял и почти не двигался, ну слегка менялось выражение лица - а эмоции захватывали, передавались в полной мере - и с такой силой, с такой определенностью.
В какой-то момент мне тогда подумалось: ну вот субъективно я к Керале отношусь, все мне тут нравится, включаюсь моментально, и даже незнакомый-непонятный Катхакали - понятен по определению с первого взгляда контакт выстраивается. Разное еще размышлялось на эту тему, но об этом - потом.

Наблюдение за тем - как подводятся глаза - медленно, тщательно - включает на всех уровнях: ощущение как формируется взгляд в этот мир не человека, а персонажа, сущности.
После завершения макияжа, исполнитель кладет в нижнее веко маленькое черное зернышко паслена, чтобы белки глаз стали красными: вот тут с человеческим взглядом можно попрощаться вообще, а с другой стороны - от таких глаз - просто не оторваться.

По стенам на веревочках в буквально академическом порядке развешаны украшения для персонажей.
Персонажей много, и когда нанесение грима на лицо заканчивается - одевание происходит достаточно быстро: все должно быть в строгом порядке и под рукой.

В театре Катхакали роли исполняют только мужчины: для того, чтобы стать актером, они учатся не менее 10 лет и часто - с раннего детства. В школы их берут с 10 - 12 лет, где они обучаются творчески использовать возможности тела и разума. Каждый день им делают кераловский аюрведический массаж с применением специальных масел, расслабляющих мускулатуру и суставы, чтобы сделать их более эластичными. Этот массаж довольно болезненный, делают его с помощью ступней, разминают каждый суставчик, мускул и нерв. Ни одна часть тела не остается без внимания, таким образом, ученики начинают чувствовать каждую частичку своего тела. После этого они принимают расслабляющую ванну.
Тренировкам поддается не только тело, но и мимика лица. Пантомиму преподают учителя без слов, они, как бы общаются с учениками, посредством мимики лица. Особо важны тренировки глаз, на эти тренировки тратят немало усилий и времени. Ученики сидят на полу, скрестив ноги, начинают выполнять, кажется, довольно простые упражнения. Они рисуют зрачками восьмерки, квадраты, водят ими в разные стороны, до тех пор, пока уследить за передвижением станет просто невозможно. Это своеобразная медитация с помощью глаз, ведь занимает немалых усилий и сосредоточенности. При всем этом, двигаться запрещено, необходимо полностью расслабить тело и разум во время тренировки.
На этом тренировки не заканчиваются, далее будущие актеры учатся совладать со своей мимикой. Тренируют движения бровей, подбородка, щек, рта и головы, как по отдельности, так и в композиции. Они должны уметь совладать с каждым мускулом лица, для того, чтобы передать всю глубину образа на сцене.
Сам танец Катхакали исполняется, в положении полусидя, это неимоверная нагрузка на ноги. Но при этом танец должен быть выполнен в непринужденной и легкой форме - актер буквально парит на сцене. Кроме того, необходимо выучить большое количество фигур и движений, понимая значение и настроение каждого. Стоит заметить, что, даже изучив все основы мастерства, каждый актер будет трактовать и исполнять Катхакали по-своему.

Условно персонажи историй Катхакали делятся на три категории: саттвик, раджасик и тамасик.
Саттвик – утонченные, благородные, щедрые и доблестные. Актер должен обладать аристократической внешностью. На его лицо наносится зеленый грим - пачха.
Раджасик – сохраняют некоторые положительные черты – например, великодушие, преданность. Зеленый тон их грима, каттхи, остается, - но лоб и щеки перечеркнуты красными линиями, что говорит о негативных качествах. Они способны разгневаться, и поэтому обнажают клыки. Но, хотя по сюжету он является антигероем, часто именно такая роль проверяет степень одаренности актера, потому раджасик порой – любимец публики.
Тамасик называют «тхади» - бородатые. Они бесконечно злобные, без умолку сквернословят. Чаванду тхади – герои с красными бородами – сродни демонам. Актер должен быть мощного телосложения и высокого роста. Это сильная, надменная, приземленная личность, способная властвовать и подавлять окружающих.
Карутта тхади – чернобородые – это самые низменные персонажи. Они самые глупые, необузданные в злобе и невежестве. Их лица целиком выкрашены в черный, с небольшими вкраплениями других цветов. И еще есть кари – еще более черные, демонические персонажи.
Кроме них есть второстепенные персонажи минакку. Как правило, они представляют женщин и мудрецов. Их грим имеет оранжевую основу. Актеры этих ролей должны иметь хрупкое телосложение и сдержанные манеры.

Бесконечно много впечатлений от Катхакали): самое главное - включило, хочется разобраться - не только чувствовать, но и понимать).

Я хочу найти
Найти
язык:
русский