Буддийский монастырь Шанкар Гомпа, Санкал Гомпа, Монастырь Шанкар, Лех, Ладакх.
Название: Шанкар Гомпа, Санкал Гомпа, Санкар Гомпа или монастырь Шанкар, Вайли: bsam dkar sgal ldan skyob gling, фонетика: sam kar gel den kyop ling,
тибетский: བསམ་དཀར་སྒལ་ལྡན་སྐྱོབ་གླིང.
Местонахождение: Лех, Ладакх, штат Джамму и Кашмир, Северная Индия.
Месторасположение: Монастырь Санкал, Шанкар Гомпа расположен в 3-х км и в 30 минутах ходьбы от центра Леха, Ладакх, северная Индия. Подчиняется Спитук Гомпа и резеденции настоятеля Спитука, Его Святейшеству Кушок Бакуле, который считается верховным ламой Ладакха.
Традиция: Гелуг.
Число монахов: 20, но не все живут в Шанкар Гомпе постоянно.
Архитектура: Тибетская архитектура.
Шанкар Гомпа, Санкал Гомпа или монастырь Шанкар, Лех, Ладакх.
Буддийский монастырь Шанкар Гонпа с виду совершенно неприметный, находится на окраине Леха и является невероятным сокровищем, кладницей чудес по сути своей.
Шанкар Гонпа считается относительно современным монастырем по меркам буддийских храмов Ладакха, его строительство датируется примерно началом XX века, ее возраст чуть более 100 лет.
Но построена она на месте небольшого полуразрушенного буддийского храма, который был построен около 500 лет назад.
Буддийский монастырь Шанкар Гонпа был построен как филиал более старого монастыря Спитук Гонпа в самом Лехе, чтобы создать дополнительное место для практики и медитации лам школы Гелуг Па.
Шанкар Гонпа обрела особое значение благодаря Его Святейшеству Бакуле Ринпоче, который использовал его как свою резиденцию в Лехе и духовный центр, где проводил Учения.
Несмотря на сравнительно небольшой возраст, Шанкар Гонпа является важным духовным центром Леха и сохраняет традиции тибетского буддизма.
Но начнем с внешнего вида, Шанкар Гонпа действительно совершенно неприметна с виду - такое вот небольшое здание в конце удаленной от центра Леха улицы, тихое и спокойное место, затерялось среди старых домов местных жителей:
Шанкар Гонпа находится всего в 3 км к северу от центра Леха.
Самостоятельно, если Вы в Лехе впервые, найти Шанкар Гонпу будет не просто, и, если Вы решите отправиться из центра Леха пешком, то путь займет у вас от 40 минут до 1 часа в зависимости от Вашей акклиматизации, идти-то прийдется все время в гору, небольшое превышение, но в Лехе оно прекрасно чувствуется.
Итак, от центра Леха: Начните движение от центрального рынка Леха (Leh Main Bazaar) в сторону Шанкар Роуд, идите в северном направлении по этой дороге, ведущей в сторону Шанкар Гонпы.
Дорога периодически обозначена указателями - этот указатель уже практически возле самой Шанкар Гонпы:
Помните, что местные жители, даже не владея английским языком, всегда с удовольствием помогут Вам, достаточно просто сказать "Шанкар Гонпа" и Вам махнут рукой - в какую сторону идти.
Но, перед тем как мы перейдем к описанию Шанкар Гонпы, давайте немного поговорим о том, что буддийский монастырь Шанкар (Шанкар Гонпа) известен тем, что служил и служит по сей день одной из основных официальных резиденций Его Святейшества Бакулы Ринпоче в Ладакхе, видного духовного лидера и политика из Ладакха.
Его святейшество Бакула Ринпоче был и остается важной фигурой в истории региона, известной своей деятельностью в продвижении буддизма, образования и социальных реформ.
Его связь с монастырем Шанкар делает это место особенно значимым для буддистов и местных жителей.
И вот тут интересный момент - мы не уточняем какой именно Ринпоче Бакула.
Дело в том, что Шанкар Гонпа являлась резиденцией XIX-той реинкарнации Ринпоче Бакулы и сейчас является резиденцией XX-той реинкарнации Ринпоче Бакулы.
Резиденция находится прямо напротив входа в буддийский монастырь Шанкар Гонпу, вход - массивные ворота, у которых всегда припаркованы автомобили гонпы:
На стенах весят массивные таблички, указывающие на это место:
Его Святейшество Бакула Ринпоче XIX (1917–2003) был 19-й реинкарнацией архата Бакулы, одного из 16 архатов, прямых учеников Будды Шакьямуни.
И в одной из гонп буддийского монастыря Шамкар Вы увидите огромную фреску, на которй изображен Будда Шакьямуни и 16 архатов, и среди них - с лаской в руках, Его Святейшество Ринпоче Бакула:
Ринпоче Бакула активно способствовал возрождению буддизма в Ладакхе и других регионах Индии.
Помимо духовной роли, HH Бакула Ринпоче был членом парламента Индии, а также послом Индии в Монголии, где способствовал возрождению буддийской традиции после десятилетий подавления.
И в Монголии также есть буддийский монастырь Спитук Гонпа, который является монгольской резиденцией Его Святейшества Ринпоче Бакулы в Улан Баторе, фотографию этой гонпы можно увидеть в Шамкар Гонпе:
Хотя монастырь Шанкар Гонпа небольшой, онявляется важным центром буддизма в Ладакхе, благодаря проживанию здесь Его Святейшества Бакулы Ринпоче.
Здесь он принимал и принимает гостей, проводил и проводит учения и служил, и служит, как духовный наставник, Учитель.
После смерти Его Святейшества Бакула Ринпоче XIX в 2003 году монастырь Шанкар стал местом памяти и почитания его наследия.
На втором этаже гонпы находится огромный зал-мемориал с развешенными по стенам фотографиями из жизни Его Святейшества Бакула Ринпоче XIX и Его Святейшества Бакула Ринпоче XX:
Над входом в этот зал висят три изображения - вот эти, на которых слева направо изображены Ринпоче Бакула XIX, тханка с архатом Бакулоц и фотография трехлетнего Ринпоче Бакулы XX:
Так вот, последняя фотография с портретом Ринпоче Бакулы XX снята и распечатана в Киеве руководителем Проекта ФотоТур и замечательным фотографом Илоной Крыжановской, которая с 2010 года, когда юный Ринпоче появился в Лехе, общается и дружит с Его Святейшеством Ринпоче Бакулой XX, и, пока он жил в Лехе до своего отъезда на обучение в Карнатаку, была также Его личным фотографом.
На стене рядом с входом Вы увидите краткую аннотацию этой фотоэкспозиции, посвященную жизни Кго Святейшества Рипоче бакулы XIX:
Вот перевод на русский язык:
(19 мая 1917 г. - 4 ноября 2003 г.)
слова подходят для того, чтобы передать величие этого невероятного буддийского монаха из Ладакха. Родившийся в благоприятный день Вайсакх Пурнима в королевской семье Ладакха, Кушок Бакула Ринпоче был главным ламой Ладакха.
Он был членом Учредительного собрания и министром в Джамму и Кашмир, депутат Лок Сабха) и посол Индии в Монголи Ринпоче получил «Падма Бхушан» от президента Индии и несколько национальных и международных наград. Он также получил «Полярную звезду» от президента Монголии.
Он был связан со многими национальными и международными организациями, работающими ради мира во всем мире, сохранения окружающей среды и межконфессионального диалога.
Его вклад в возрождение буддизма во многих странах, включая Монголию, Россию, Китай и т. д., говорит о его великой личности.
В этом зале на втором этаже Шамкар Гонпы - бродить и бродить среди многих уникальных фотографий, пожалуйста, не пробегайте мимо - остановитесь и порассматривайте это фотографии.
Приведем несколько из них.
Невероятно сильная фотография Его Святейшества Ринпоче Бакулы XIX в последние годы Его земной жизни.
К сожалению, кто автор этой фотографии - не понятно, ни на одной фотографии в этом зале авторы не указаны, оно и правильно - не значимо.
Или вот - фотография Его Святейшества Ринпоче Бакулы с Его Святейшеством Панчен Ламой:
Также есть фотографии предыдущих реинкарнаций Ринпоче Бакулы, например вот эта, 1914 года:
А теперь давайте поговорим о самом буддийском монастыре Шанкар Гонпа.
С улицы можно попасть во двор гомпы, через калиточку, которая возле самого здания гонпы.
Перед нами открывается чистый и аккуратный, ухоженный двор Шанкар Гонпы.
Очень много зелени, деревья ухожены, посажены цветы - в гонпе живут в основном пожилые ламы, и они с удовольствием заботятся о гонпе.
Справа из калитки - вход в буддийский монастырь Шанкар Гонпа, тут есть невысокая лестница из несколько ступенек, ведущих к двойным дверям, которые открываются в Дукханг или главный зал собраний.
Оставляем обувь на ступеньках, и босяком (а лучше - в теплых носочках, полы в гонпе каменные, холодные, заходим в гонпу.
Входное крыльцо (крытая веранда перед входом в здание гонпы) украшено картинами Хранителей Четырех Направлений по обе стороны от входной двери.
На левой стене веранды находится фреска "Колесо Жизни", которое держит Яма, божество, определяющее будущую судьбу человека после смерти.
Вот это Колесо Жизни или Колесо Сансары:
На стене справа изображен Старик Долгой Жизни.
В Дукханге (главный зал гонпы, зал собраний, место, где проходят пуджи), напротив входа находится трон, зарезервированный для главного ламы Шамкар Гонпы - Его Святейшества Ринпоче Бакулы, на троне всегда стоит Его портрет.
Кстати, на этой фотографии видны фрагменты фресок с Хранителями Четырех Направлений Света:
Слева от трона находятся красочные скульптуры из масла, сделанные путем смешивания жирного ячьего масла и ячменной муки, их называют здесь пуджа или торма, и искусством создания этих подношений владеют ламы монастыря, которые и создают их к большим праздникам.
Тронное место в Шанкар Гонпе выглядит и ощущается действительно как очень уютное, теплое, домашнее, тут везде царит невыразимый душевный комфорт:
Еще левее находится стеклянный шкаф со скульптурой Ямадхаки (Ямантаки), которая обычно завешена и открывается только в дни праздников, идама и дхармапала, гневная форма бодхисаттвы Манджушри.
Вообще, в Шанкар Гонпе вы увидите много изображений и скульптур Ямантаки, например, вот такую великолепную фреску, на которой справа свеху также изображена Прекраснейшая Палден Ламо а под ней - 2 из 4-х дакинь Ее свиты:
Далее - большая статуя Будды Шакьямуни.
Справа от трона находится изображение Авалокитешвары с 1000 руками и одиннадцатью головами.
На боковых стенах Дукханга появились новые изображения различных Будд, а по обеим сторонам входного зала появились изображения различных Хранителей Дхармы.
Но все это лучше ходить и рассматривать.
По обе стороны от тронного сиденья находятся двери, ведущие в небольшую часовню, зал позади Дукханга.
В этой комнате находится центральное изображение Цонкапы, основателя школы тибетского буддизма ГелугПа, и его двух главных учеников.
Ниже учеников находятся изображения Будды Шакьямуни по обе стороны от Цонкапы.
Слева находится скульптура Авалокитешвары с 1000 рук и одиннадцатью головами (девять голов Бодхисаттвы, одна голова, гневная на страдания в мире, и голова Будды наверху).
Справа находится витрина с многочисленными тибетскими бронзовыми и фарфоровыми изделиями религиозной направленности.
Тут есть совершенно уникальные артефакты.
Например, вот такой Снежный Лев, китайский фарфор, 16-17 век, он небольшой - всего порядка 20 см в высоту, но насколько хорош и изящен.
Вывезен из Тибета, когда во время геноцида культуры тибетского буддизма, старейшие ламы перебирались в Ладакх.
В этом небольшом зале можно провести очень большое время, катастрофически большое, поскольку вот таких "мелочей" тут запредельно много.
Вообще, если Вам интересна культура тибетского буддизма, то рекомендуем зарезервировать на Шанкар Гонпу целый день.
Во многих путеводителях пишут, что для посетителей монастырь открыт только с 7 до 10 и с 17 до 19.
Такие ограничения были введены потому, что здесь постоянно находится только несколько монахов (всего их в монастыре 20).
Но, если Вы прийдете к утренней пудже и лама увидит Ваш интерес, то гонпу оставят открытой для Вас.
По всей гонпе сейчас установлены камеры видеонаблюдения, и ламы будут просто приглядывать за Вами с пульта, но не будут торопить Вас.
Пожалуйста, не забывайте оставлять донейшены в монастырях Ладакха, входные билеты тут стоят сущие копейки, порядка 30-50 рупий, и зимы в Ладакхе холодные и долгие, лишняя копеечка монастырю не помешает.
У правой стены в этой же комнатке-часовне в деревянных шкафах-хранилищах, за стеклами находятся прекраснейший Белый Страж и мандала Амчи (Будды Медицины).
Белый Махакала – мощное божество богатства и процветания.
Он является гневной формой божества сострадания, Авалокитешвары.
В данной форме он демонстрирует сострадательную активность, преодолевающую препятствия и привлекающую позитивные воздействия.
Его тело белого цвета, и он стоит.
У него шесть рук, каждая из которых держит разные объекты.
У него три глаза. Махакала украшен драгоценностями и носит красивую юбку, сделанную из множества шарфов с украшениями, свисающими с этой юбки.
Его основная правая рука держит перед грудью исполняющую желания драгоценность, установленную на ручке с драгоценным наконечником.
И, перед Белым Махакалой, все те же пуджи из ячьего масла - традиционное подношение Защитникам Дхармы в тибетском буддизме.
А мы проходим налево, вглубь гонпы, здесь еще два зала, тоже очень любопытные, атмосферные и уютные.
В первом Вы увидите скульптуру Будда Майтреи - Будды Будущего.
Согласно буддийской мифологии, Майтрея пребывает в небесной обители Тушита в ожидании времени своего появления в мире людей.
Считается, что он должен спуститься на землю, чтобы возродить Учение Будды Шакьямуни, когда оно будет полностью забыто.
Внутренние залы также хранят в себе много буддийских реликвий, а стены расписаны фресками, фрески замечательные, например, на одной из них изображен Будда Шакьямуни с 16 архатами, своими первыми учениками и Защитниками Дхармы.
Вот фрагмент такой этой фрески:
С собой лучше иметь электрический фонарик, залы гонпы освещены плохо, если вообще освещены - в Лехе не всегда есть электричество, и от резервного питания будет гореть одна небольшая лампочка.
Скорее всего этот зал будет выглядеть как-то так - полусумрак и мягкий свет из окон - это архаты:
боровые ткани и бордовый интерьер в полутьме и в слабом освещении света из окон, какой же уют они создают здесь:
Поднимаемся на второй этаж Шанкар Гонпы.
Тут находится зал фотоэкспозиции, о котором мы рассказывали выше, и вглубине зала с правой стороны дверь ведет еще в один зал, небольшой храм, посвященный Великолепной Дуккар.
Многочисленные браслеты и другие украшения были оставлены в качестве подношений женщинами-почитателями у ног этого Защитника Дхармы.
Просто перечислим:
в Шанкар Гонпе есть великолепная библиотека, очень много старых тханок, в том числе и тханки 16 архатов, есть отдельный зал Будды Майтреи, и есть небольшой, с удивительной энергетикой храм Тары, 21 воплощение:
Я искренне не понимаю как удалось это все совместить в одном месте, и из-за этого, в том числе, говорю, что Шамкар Гонпа - истинная кладница, сокровищница культуры тибетского буддизма.
Самый большой сюрприз ждет на первом этаже, во внутреннем дворике, веранде гонпы, при выходе из Другханга направо находится храм Ямантаки и здесь живет, пребывает, есть - тут сложно подобрать правильное слово 3D-мандала Ямантаки, созданная более 50 лет назад:
Каждая фигурка внутри - произведение искусства в культуре тибетского буддизма, и не просто произведение - здесь можно очень близко познакомиться с Защитниками Дхармы, они все визуализированы:
Это настоящая, очень полная и объемная, живая инструкция к медитации, это визуализированное Учение.
В целом Храм Ямантаки выглядит так:
И, конечно, изображение Ямантаки в форме яб-юм, со своей шакти – духовной супругой Ваджраветали.
В традиции Тантры женское – это аспект мудрости, а мужское – аспект метода.
Символически это передаётся изображением божества и его супруги.
Однако Ямантака в любой своей форме представляет собой единство мужского и женского аспектов.
В иконографии Ямантаку изображают с шестнадцатью ногами, с тридцать четырьмя руками, с девятью головами.
Херуку изображают обнажённым, он – тёмно-синего цвета.
Однако в садханах также встречаются манифестации Ямантаки других цветов, в мандале они окружают центрального тёмно-синего Ваджрабхайраву и имеют по три лица и по шесть рук.
Центральная нижняя голова Ямантаки – голова буйвола.
Правые его руки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджру, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки – череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, колокол, руку, саван и другие символические атрибуты.
Под его ногами справа – человек, бык, слон (иногда вместо слона изображают яка), осёл, верблюд, собака, овца и лиса (это набор жертвенных животных в религии бон, за исключением верблюда и лисы).
Под ногами слева – коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь. По иконографическому канону внизу тханки изображается кладбище.
Над восемью из девяти голов Ваджрабхайравы изображается голова Манджушри, чьим проявлением считается Ямантака.