Буддийский монастырь Ликир, Ликар Гомпа, Ладакх, долина Инд, Индия.
Название: Монастырь Ликир, Ликир Гомпа, также: Лукхьи Гомпа, Вайли: klu 'khyil dgon pa, тибетский: ཀླུ་འཁྱིལ་དགོན་པ.
Местонахождение: Штат Джамму и Кашмир, долина реки Инд, округ Лех, Северная Индия.
Месторасположение: Монастырь Ликир расположен в долине реки Инд на невысоком холме в долине около Инда и деревне в 52 км западнее Леха.
Основатели: Дуванг Чосдже и Лхачен Гьялпо.
Основан: 1065 год.
Традиция: Гелуг.
Линия: Нгари Ринпоче.
Число монахов: 120.
Архитектура: Тибетская архитектура.
Праздники: Yuru Kabgyat, Танец Цам.
Монастырь Ликир, Ликир Гомпа, Лукхьи Гомпа.
Когда-то через город Тингмосганг проходил оживленный торговый путь на Ликир и Лех.
Сегодня здесь, в тихом безлюдном месте, на невысоком холме стоит известный монастырь школы Гелуг, Ликир Гомпа, и издалека видна расположенная рядом с ним огромная статуя Будды.
Вот так буддийский монастырь Ликир появляется из-за поворота летним теплым июльским утром в Ладакхе.
Ликир Гонпа уютно расположилась на высоте 3700 м, примерно в 52 километрах (32 мили) к западу от Леха, столицы Ладакха.
Монастырь Ликир живописно парит на небольшом холме в долине над деревней Ликир, недалеко от реки Инд, примерно в 9,5 км (5,9 миль) к северу от фереральной трассы Шринигар - Лех.
Кстати, тибетское название монастыря "Клу-кхил" дословно означает "духи воды", Ликир Гонпа посвящает свое имя Нагам (водяным духам), которые когда-то жили там.
Но вот с самой трассы буддийский монастырь Ликир не виден, просто по правую руку от трассы уходит гравийно-асфальтовая дорога, а перед ее началом стоят традиционные буддийские ворота-арка с тремя ступами. И, только, проехав около 2-х километров и повернув в очередной раз, вы увидите невероятно красивый и совершенно неожиданный огромный монастырский комплекс Ликир.
Но, вот так красиво, как на двух предыдущих фотографиях буддийский монастырь Ликир Гонпа виден практически только с одного места дороги, от древних белых чортенов.
А вот уже ближе, когда дорога поднимается в гору почти вровень с Ликир Гонпой, монастырь становится менее впечатлительным с виду, зато видна общая грандиозность постройки, растянувшейся вдоль холма.
Кстати, вот это желтое здание справа - это тоже строения монастыря, только уже совсем современные - сейчас там располагается ретритный центр и школа маленьких лам.
Перед входом в монастырь - огромная площадка для парковки машин, зачастую совсем пустая - туристы тут появляются достаточно редко.
мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда наша туристическая группа - единственные посетители монастыря Ликир.
Это удивительно с одной стороны, и очень хорошо - с другой стороны - без туристов, и индийских туристов в том числе, монастырь Ликир - тихое спокойное светлое место.
Можно медленно и неторопливо разглядывать росписи стен монастыря, стоять перед древними тибетскими книгами, просто слушать тишину Ликир Гонпы.
Магазинов с сувенирами, ресторанов тут нет от слова "совсем", только 2 маленькие кафешечки, в одной из которых варят по-настоящему хороший кофе.
Ок, двигаемся ко входу в монастырь, мы входим в Ликир Гонпу и двигаемся внутри нее против часовой стрелки, традиционно - слева направо.
Вход - это узкий проход между стен гонпы с крутыми каменными ступенями.
Поднимаемся чуть выше и в боковой нише справа - древние буддийские барабанчики, в два ряда, всегда любим их покрутить.
Вообще в буддийском монастыре Ликир Гонпа сохранилось множество по-настоящему старых молитвенных барабанов, они тут повсюду - и в стенах гонпы, и во внутреннем дворике монастыря.
Буддийский монастырь Ликир Гонпа был возведен в 1065 году по приказу пятого ладакхского царя Лхачена Гьялпо, а его основателем стал лама Дуванг Чосдже.
Изначально Ликир Гомпа принадлежал Кадампе, школе тибетского буддизма, но в 15 веке учеником великого Цонкапы, ламой Лабангом Чосри, он был обращен в гомпу школы Гелуг.
В 17 веке монастырь пережил пожар, но был восстановлен по приказу царя Чебанга Намгьял.
Сегодня здесь проживают около 120 монахов. В гомпе также действует школа маленьких лам, в которой проходят обучение почти 30 учеников.
Кстати, Central Institute of Buddhist Studies преподаёт в школе маленьких лам на трёх языках, хинди, санскрит и английский - это к вопросу о том какое образование можно получить в монастырях Ладакха.
Ликир Гонпа - это резиденция Нгари Ринпоче, нынешнего воплощения младшего брата Далай-ламы.
Хотя он не проживает здесь постоянно, он посещает более важные пуджи, а проживает Нгари Ринпоче в основном в буддийском монастыре Карша Гонпа в Занскаре.
Но к истории монастыря Ликир мы еще вернемся, а пока поговорим о самом монастыре.
Начнем с самого очевидного - буддийский монастырь Ликир славится статуей Будды Шакьямуни, покрытой золотом, высотой семь с половиной метров.
Статую видно практически с любой точки - уже начиная с дороги, вы, наверное, заметили на тех фотографиях, что выше.
И, когда въезжаешь на смотровую площадку - то сразу попадаешь под взгляд Будды:
В буддийском монастыре Ликир Гомпа есть два зала собраний, которые называются «дукханг».
Более древний из них расположен по правую сторону от главного дворика, по сути именно в него мы и попадаем, как только поднимаемся по крутой лестнице в монастырь Ликир.
На входе, на торцовой стене веранды здесь изображено Колесо Жизни или Колесо Сансары в руках у Ямы, фрески лордов-защитников четырех направлений света и редкое дерево юпитера.
Старое, традиционное Колесо Жизни - очень нравится как здесь написан Мир Адов - в традиционном тибетском стиле, просто и доходчиво,
Датировка - 10-11 век.
Уже тогда всем все понятно в принципе было).
Кстати, тут с оговоркой: 10-11 век +многочисленные реставрации.
Вот еще один снимок Колеса Сансары Ликир Гонпы, немного с другого ракурса:
Такая мелочь - ключи от любой гонпы Ладакха всегда выглядят очень живописно, не составляет в этом плане исключения и Ликир Гонпа:
В самом зале гонпы находятся 6 рядов сидений лам и трон настоятеля монастыря, традиционно рядом с троном настоятеля располагается еще более высокий трон, на котором располагается портрет Его Святейшества Далай Ламы XIV, а в моменты посещения Ликир Гонпы Его Святейшеством - этот трон служит ему.
Тут вот такая интересная история - когда входишь в гонпу, то первое, что бросается в глаза - это ряды желтых ждунов.
ну вот правда - очень на ждунов похоже и оторопь вызывает).
На самом деле - это теплые накидки-одеяла, а желтый цвет потому, что Ликир Гонпа относится к школе тибетского буддизма Гелуг Па, желтошапочники.
Здание гонпы очень старое, сложено из огроиных каменных плит и в 4 часа утра - даже летом, а именно в это время начинается утренняя пуджа, в здании действительно холодно.
После большой пуджи, которая может длится до 2-3 часов, ламы монастыря вот так красиво свои накидки укладывают.
Действительно 6 рядов вот с такими желтыми накидками-одеялками производят сильное впечатление.
Кстати, нигде кроме Ликир Гонпы, такое не встречали.
И еще одна панорама старого друкханга Ликир Гонпы:
Барабаны, тибетские барабаны с протертостями в том месте, по которому бьют во время пуджи.
В этом зале буддийского монастыря Ликир Гонпа находятся статуи Бодхисаттв, Амитабха (будды различающего разума и йогической силы познания).
Также в дукханге имеются три больших статуи Шакьямуни (семь с половиной метра), Матрейи и Цонкапы, основателя школы «желтошапочных».
Здесь же, в стекляных шкафах, хранятся древние издания тибетских канонов, ганджура и данджура.
Монастырю принадлежит большое количество старинных рукописей, костюмов, коллекций тханок, в том числе с изображением 21-го проявления богини Тары, супруги Авалокитешвары.
Поэтому монастырь представляет собой большой интерес для ценителей старины и для тех, кто интересуется историей буддизма - тут историю буддизма можно изучать просто соприкасаясь с древними артефактами.
В Дукханге стоят стеклянные шкафы с ганджуром и данджуром и висят свёрнутые тханки Шакьямуни и божеств-защитников Ликира.
В монастыре хранятся старые рукописи, большие коллекции тханок, старые костюмы и горшки.
Тут действительно можно находиться не часами, а днями и вот все окружающее пространство Ликир Гонпы буквально затягивает в себя.
Немного фотографий древних тханок монастыря Ликир Гонпа.
Тханка Амитабха Будды или Амита Будда (переводится как «безграничный свет») — один из Будд махаяны, символизирует западное направление, где находится чистая страна сукхавати.Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия (Дхарму) в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей.
Ямантака Тханка, очень старенькая, древняя и не всегда ее открывают, чаще закрыта.
Росписи стен (фрески) старого друкханга буддийского монастыря Ликир Гонпа.
Фрески старого друкханга Ликир Гонпы - это отдельная тема, фрески - прекрасны, расписан каждый кусочек стены здания.
Давайте частично их посмотрим, хотя у нас сфотографировано практически все, но в этой маленькой статье это все не выложить.
От входа в гонпу поворачиваем налево - все так же двигаемся против часовой стрелки и ...
Любимое мое место в Ликир Гонпе, внутри у меня называется "Все свои". (с) Илона Крыжановская:
Великолепнейшая Палден Лхамо со своей свитой дакинь + сопряженные части фрески - тоже захватила росписи, чтобы полностью показать дакинь.
По свету - тут все сложно и разноголосо - не одна я люблю это место в гонпе, и лампочки электрические вокруг него в изобилии, причем еще и разной яркости.
О том, что в монастырях на лампочки абажурчики не вешают, рассказывать, я думаю, не надо.
А размера этот кадр огромного, пошаговая панорама с Nikon 810.
И, если обойти всю гонпу, то на стене справа от выхода - еще одно изображение великолепнейшей Палден Лхамо:
Буддийский монастырь Ликир Гонпа и потрясающие фрески, росписи стен - Ямантака со своей супругой, невероятная фреска.
Фотографировать их несколько проблематично:
темное помещение, лампочки дают блики, вспышка - даже мягкая, в лайтбоксе - невозможно, потому что вспышки разрушают старые изображения.
В итоге снималось это в темноте со штатива в виде панорамы из трех кадров на Nikon 810 и оригинал просто огромного размера.
И - да, специально сохранили цвета в той тональности, какими они видятся в гонпе.
И на соседней стене парное изображение Великого Ямантаки в форме Яб-Юм с духовной супругой Ваджраветали. Фрагмент фрески.
Великий Учитель Дже Цонкапа, Великий Учитель, основатель школы Желтых Шляп тибетского буддизма.
Тут вот самое время немного поговорить об истории буддийского монастыря Ликир Гонпа:
Буддийский монастырь Ликир упоминается в хрониках Ладакхи как воздвигнутый королем Лхаченом Гьялпо (Lha-chen-rgyal-po) (ок. 1050–1080 гг. н. э.).
Предположительно, он первоначально принадлежал к раннему ордену Кадампа тибетского буддизма.
Когда Отто Франке (китаист и востоковед) посетил монастырь Ликир в 1909 году, ему показали длинную надпись, написанную черными чернилами на стене, в которой излагалась история монастыря.
Франке скопировал эту надпись и интерпретирует перевод следующим образом:
«Царь Лха-чен-ргьял-по основал монастырь в 11 веке.
В 15 веке лама Лха-дбанг-чос-рдже (известный ученик Цонкапы) обратил лам в реформированные доктрины Гелуг- па, и, таким образом, заново основал монастырь как учреждение Гелуг-па.
Затем утверждается, что через семь поколений после Лха-чен-ргьял-по возник король Лха-чен-днгос-груб (ок. 1290–1320) , и что он ввел обычай посылать всех послушников в Лхасу.
Это утверждение встречается точно в тех же словах, что и у rGyal-rabs» .
Восемнадцатью поколениями позже правил король бДе-легс-рнам-ргьял, но его имя было стерто из надписи, потому что он принял ислам после битвы при Басго в 1646-1647 годах.
Сама надпись датируется правлением короля Тсе-дбанг-рнам-ргьяла II (Цеванг намгьял II, ок. 1760-1780), который восстановил монастырь после пожара.
Под монастырем находился большой чортен с фресками внутри, изображающими Цонкапу и других лам его времени.
«Над дверью нарисована очень странная фигура, очень похожая на одно из обычных изображений Сронг-бцан-сгам-по ( Сонгцан Гампо).
Ламы сказали мне, что это изображение ламы времен Сронг-бцан-сгам-по.
Фигура носит трехконечную шляпу белого цвета и держит под мышками две леопардовые шкуры.
Ченгьял-по построил монастырь.
Так же стены старого друкханга Ликир Гонпы украшают фрески с изображением жизнеописания Будды Шакьямуни.
И хочется показать самую любимую скульптура старого дукханга - Будда Матрейя - Будда Будущего:
О старом дукханге, как и о самом буддийском монастыре Ликир гонпа можно рассказывать до бесконечности, но у нас - ознакомительная статья, и поэтому мы продолжаем двигаться дальше и выходим во внутренний двор монастыря Ликир.
Тут очень уютно, как-то по домашнему уютно, окна с теплыми занавесочками, цветы в окнах.
Кстати, обратите внимание - вся гонпа до сего дня сохраняет элементы классической тибетской архитектуры, вот, например, на этой фотографии можно прекрасно поразглядывать крышу монастыря:
крыша сложена из веток ивы - мы видим круглые срезы деревьев, а выше еще с десяток лет назад была просто утрамбована земля.
Это уже сейчас крыши домов и монастырей заливают битумом.
Новому дукхангу всего 200 лет.
Но он также полностью выдержан и построен в стиле тибетской классической архитектуры:
стены буддийских монастырей строились из прессованной земли, грязевых блоков или камней.
Все это возможно благодаря тому, что в Ладакхе нивальный климат - очень сухой и холодный зимой, и такой же сухой и с перепаддами температур дня и ночи - летом.
Дождей тут немного или практически не бывает.
Влага, падающая с небес, испаряется или впитывается землей практически моментально.
Внутри зданий монастырей сооружалась система деревянных колонн и балок.
Пол строился из прессованной земли с небольшим добавление дерева.
Бужжийские монастыри состоят из жилищ монахов, библиотеки рукописей, мастерских, буддистской школы и нескольких храмов.
Перед главным храмом устроена мощёная площадь, где происходят религиозные мистерии.
Большая часть буддийских гонп Ладакха построена в трёх уровнях.
Это связано с буддийской нумерологией, где цифра 3 имеет сакральный смысл и указывает на буддийскую триаду: Учитель — Будда, Учение — Дхарма и религиозное общество — Сангха.
Поднимаемся по крутой лестнице и опять - повсюду росписи стен, на веранде у окна вот такая фреска, изображающая трансформацию на Пути к Просветлению:
Дверь нового дукханга, ну - относительно нового, все же больше 200 лет.
На двери традиционный Снежный Лев из меди - охранник, протектор.
Кстати, видите, сразу на стене гонпы виднеется фреска с изображением Дзамбалы - мы поговорим о ней чуточку позже.
Дзамбла (Замбала) – в тибетском буддизме Бог богатства и процветания, магик мен, волшебник, маг.
Написан в традиционном тибетском стиле с черной крысой в левой руке.
Известен и под другими именами: Намсарай (Нам То Срай), он же Намсрэ в Бурятии и Монголии.
Согласно тибетской легенде Лама Атиша как-то обнаружил умирающего от голода человека.
Не обнаружив вокруг пищи, он вырезал кусок своей плоти и предложил ему. Человек отказался. А
тиша очень расстроился и сел рядом с ним, в этот момент перед ним из ослепительного белого света появился тысячерукий Авалокитешвара, он сказал что собирается проявить себя в форме бога богатства Дзамбалы чтобы облегчить участь живущих в нищете.
Кстати, именно благодаря Дзамбале у тибетцев появились камни Дзи и Чонг.
Новому дукхангу всего 200 лет. Его достопримечательностью является тысячерукий и одиннадцатиголовый Авалокитешвара. По обе стороны от него расположены книжные шкафы с томами тибетских рукописей сумбум, в которых описана жизнь и учение великого учителя Цонкапы.
Скульптура одинадцатиголового Авалокитешвары - Кундуна - Будды Сострадания:
С левой стороны от статуи изображены 16 архатов (первых учеников Будды Шакьямуни) во главе с легендарным основателем буддизма Принцем Гаутамой.
Справа от Будды Шакьямуни изображен Его Святейшество Ринпоче Бакула.
Это его первая реинкарнация, когда он стал учеником Великого Будды Шакьямуни.
Сейчас H.H. Ринпоче Бакула XX (двадцатая реинкарнация) является главным учителем Ладакха и Монголии школы тибетского буддизма Гелуг, и сам обучается в Мунгоде, в университетах Малого Тибета (Карнатака) и часто навещает Ладакх.
Его Святейшество Ринпоче Бакула имеет резиденции в Ладакхе в буддийских монастырях Спитук Гонпа и Шанкар Гонпа.
На фреске H.H. Ринпоче Бакула изображается всегда с лаской в руках - он всегда славился своей любовью к животным.
Из нового дукханга очень крутая лестница ведёт во двор и после мы попадаем в Зинчун, где находится комната Верховного Ламы буддийского монастыря Ликир Гонпа.
Здесь хранятся ценнейшие древние тханки, изображения лам, и 21 проявление Белой Тары, супруги Авалокитешвары, здесь великое множество тханок, аналогов которым нет, наверное, уже нигде.
Кстати, тханки в основном завешены, скрыты от света, поскольку яркий жесткий солнечный свет Ладакха разрушает старые краски, и только в особые дни некоторые из тханок открывают для посетителей.
В 1983 году буддийский монастырь Ликир был в очередной раз отреставрирован и обновлен.
На его территории был построен Гонгханг (Храм Божественных Хранителей), стены которого украшены божествами.
Чтобы попасть в Гонгханг, где хранятся изображения защищающих божеств, надо спустится по лестнице вне двора комнаты Верховного Ламы - это как бы некоторая внешняя галлерея, огибающая монастырь и ведущая к подножию огромной фигуры Будды Шакьямуни.
Гонгханг создан в 1983 когда монастырь претерпел обновление и был завершён через год.
Стены Гонгханга украшены божествами, также и стеклянный фасад в комнате пред Гонгхангом.
В 2006 году в Гонгханге была построена деревянная 3D мандала Ваджрабхайрава.
Ваджрабхайрава (санскр. Vajrabhairava; тиб. rdo rje 'jigs byed, или просто 'jigs byed – Бхайрава, букв. "Ужасающий"), также известный как Ямантака (санскр. Yamāntaka; тиб. gshin rje gshed, букв. "Сокрушающий Владыку Смерти", "Уничтожающий Правителя Смерти", "Уничтожающий Яму") – выступает как гневное проявление бодхисаттвы Манджушри.
Ямантака также является йидамом и дхармапалой в буддизме Ваджраяны.
Ваджрабхайрава-тантра, написанная в VIII веке, включает в себя и философское учение, и медитативную практику.
О Ваджрабхайраве говорится, что он поднимается в лишённую самости трансцендентную реальность, где сила его ипостасей существует вне облика, и может поднять медитирующего к мудрости через преобразование гнева.
И чуть крупнее табличка, чтобы было можно рассмотреть:
Также хочется обратить внимание еще на один интересный момент - купола белых буддийских ступ в Ликир Гонпе расписаны, и эти росписи аналогичны тем, что мы видим в древнем буддийском монастыре Алчи Гонпа.
Это к вопросу о возрасте Ликир Гонпы.
И, да, безусловно, росписи куполов буддийских чортенов неоднократно реставрировались.
Каждый год в буддийском монастыре Ликир Гонпа проводят Досмочей, ассамблею жертвенных обетов с исполнением Танца Цам, по сути - это единственная огненная пуджа, которая сохранилась до сих пор на территории Ладакха, Занскара и Долины Спити.
Мистерия происходит в 27-29 день 12 месяца тибетского года.
Это начало февраля, самое холодное время в Ладакхе.
И напоследок - несколько слов про деревню Ликир.
Деревня совсем небольшая, по переписи 2011 года численность населения деревни - чуть больше 1000 человек, причем мужчин несколько больше, чем женщин, днтей при этом в деревне Ликир было всего 105 человек (возраст до 6 лет).
Более 60% населения деревни - опять же по переписи - грамотные люди.
Хотя, если честно - в Ладакхе грамотность очень высокая, потрясающе высокая:
и если старики деревни не говорят на английском языке (один из критериев грамотности при опросе, то надо понимать, что они очень хорошо знакомы с древними тибетскими текстами и практикуют всю жизнь учение тибетского буддизма.
А вообще, деревня Ликир - очень мягкая, закрытая от посторонних взглядом, уютная.
Кстати, и почвы тут очень плодородные, насыщенные водой - духи воды по-прежднему оберегают деревню.