293

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Главная Путеводитель по Индии Национальный Столичный Округ Дели, The National Capital Territory of Delhi.

О туркомпании «Проект Фототур»

Занимаемся мы тем, что, начиная с 2004 года, организовываем и проводим фототуры  и туры различной направленности (путешествия, йога, аюрведа) по ЮВА, Индии, Непалу, Средней Азии, Тибету, Гималаям, Эфиопии, Марокко.
Список стран постоянно обновляется).
На нашем сайте Вы найдете подробную информацию о наших ближайших турах, о том, что необходимо для того, чтобы поехать в путешествие, как подготовиться к туру, а также массу полезной и просто интересной информации по странам, в которых мы работаем. 
Проект ФотоТур - туристическая компания, работающая на русском и английском языках. Подробнее...

Календарь фототуров и туров
1100 $

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1287 $

Невероятная Индия

5.03 — 16.03.2025 (12 дней/11 ночей)
1100 $

Май в Ладакхе

1.05 — 10.05.2025 (10 дней)
1200 USD
1742 USD
1450 $

Долина Спити

2.08 — 15.08.2025 (14 дней)
1414 $
1000 $

Тибет Озерный-2

17.08 — 26.08.2025 (10 дней)
1000 $

Пытаясь сравнить себя с кем-либо, вы попадаете в психологическое рабство.

Роберт Энтони

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Национальный Столичный Округ Дели, The National Capital Territory of Delhi.

Национальный Столичный Округ Дели.

Официальное название округа: Национальный Столичный Округ Дели (the National Capital Territory of Delhi).

Столицей является Нью-Дели (New Delhi).

Площадь округа: 1 тыс. 483 км2.

Официальные языки: панджаби, урду, хинди и английский. Также в Дели множество приезжих из различных уголков громадной страны, которые могут говорить практически на любом языке Индийского Союза.

Наиболее благоприятное время для посещения Дели: Середина осени и середина весны. Лето, которое длится в период апрель-июнь, как правило, очень жаркое, в это время температура может достигать +43 градусов. Июль- сентябрь - период муссонных дождей. С октября по ноябрь - время для туристических путешествий, потому как в этот период преобладают наиболее благоприятные погодные условия для посещения Дели. С декабря по январь в Дели господствует индийская зима, в этот период температура может снижаться до значения +7 градусов. Конец февраля - начало апреля - также является периодом, которому характерна наиболее комфортная погода для посещения города.

 

Карта Национального Столичного Округа Дели.

Карта Национального Столичного Округа Дели.

Много информации Национальном Столичном Округе Дели.

 

Местонахождение Национальной Столичной Территории Дели - центр Северной Индии, расположенный между штатами Уттар-Прадеш и Харьяна. С южной и северо-восточной стороны эта территория окружена холмами, простирающимися до реки Ямуна (Джамна) и горной системы гряды Аравалли. В Столичную Территорию входят пятьдесят девять городов, а также около трех сотен посёлков и деревень, объединённых в девять районов, разбитых на двадцать семь деревенских округов.

Дели основан еще до нашей эры и расположился на берегу реки Ямуна, на месте пересечения стратегически важных азиатских военных и торговых путей. За время своего существования Дели являлся столицей многих могущественных империй, а также небольших султанатов, был свидетелем расцвета, неугасимой славы и упадка правящих династий. Не менее семи раз армиями захватчиков, вторгающихся в город, он был разрушен до основания, а затем, подобно мифической птице Феникс, возрождался из руин и пепла. Согласно разным источникам, было построено от 7 до 19 древних городов на землях, относящихся сегодня к Национальной Столичной Территории Дели.

Дели сегодня - это фантастический город контрастов, где удивительным образом сплетено грандиозное историческое прошлое и яркое, динамичное настоящее. Дели подобно величественному монументу, который открывает тайны многочисленных исчезнувших империй, которые властвовали на этой территории. И вместе с тем, обитель молодого Индийского Союза, что весьма стремительно летит в светлое будущее. В этом городе, присутствует отличное сочетание непревзойденных монументов древности, традиционного уклада и темпа жизни местного населения с экстравагантными, ультрамодными проявлениями современной культуры. А сады и парки, которые просто таки утопают в изобилии цветов и зелени резко контрастируют с тусклыми промышленными зонами огромного мегаполиса.  

История Дели таит в себе огромное количество невероятных легенд, загадочных мифов и неоспоримых фактов. Особенно это относится к ранней истории Дели, где подчас тяжело определить, где действительно реальные события, происходившие в прошлом, а где вымысел. По известным причинам, не имеется по-настоящему достоверных вещественных источников информации, свидетельствующих о событиях столь глубокой старины, которым можно было бы бесспорно доверять. Лишь только начиная с одиннадцатого-двенадцатого веков начинается история города, которая подтверждена документально. Это время приходится на период завоевания мусульманами Индии.

Сами жители Индии истинно веруют, что ещё в период событий, которые описаны в древнеиндийском эпосе "Махабхарата", появились легендарные братья Пандавы, во главе которых стоял старший брат - Раджа Юдхиштхира. В  "Махабхарате" говорится о том, что до основания города Дели на этой территории располагался густой лес, который населяли только злые духи, что обитали в развалинах и старинных сооружениях густо покрытых обильной растительностью. Пандавы, обрели эти земли от своего дяди Дхритараштры, и выгнали оттуда бывших жителей, таким образом, очистили лес, и воздвигли восхитительный город, назвали его в честь бога Индры. И вот, уже после победы Пандавов в войне на поле Курукшетра, Юдхиштхира заметил мху в своей еде. Раджа посчитал это предвестием, пророчащим конец его династии, и решил переместить собственный двор назад в Хастинапур (приблизительно сто км. на северо-восток от города Дели). Индрапрастху через некоторое время переименовали на Индрапат, а после и совсем забросили.

По мнению некоторых современных исследователей древних индуистских писаний, по некоторым свидетельствам, которые имеются в них, есть смысл предполагать, что прославленный город Индрапрастха размещался между крепостью Фироз-шах Котла и усыпальницей Хумаюна. По сведеньям полученных благодаря раскопкам на месте Пурана Килы, поселение людей тут и правда находилось весьма в древние времена, примерно начиная с трёхсотого года до нашей эры, это была эпоха Империи Маурьев.

Про Дели эпохи "Махабхараты"  не известно практически ничего, но есть информация о стратегической значимости этого города на пути из столицы Маурьев Паталипутры, нынешней Патны, в Таксилу, которая в наше время находится в Пакистане. Но по каким-то причинам ни один из этих городов не был упомянут в летописях, что сопровождали Александра Македонского во время похода на восток. В этих летописях были детально описаны земли, которые посетил этот  великий полководец в IV веке до нашей эры. И лишь учёный древней Греции Клавдий Птолемей, посетивший Индию во II веке нашей эры, очертил на карте территорию, имевшую обозначение "Даидала", координаты которой практически всецело совпадают с нынешним местонахождением города Дели.

Откуда пришло название  Дели, точно не знает никто. Существует несколько легенд по этому поводу.  В первой легенде, это приблизительно  между 800 -   400 годами до нашей  эры (разные учёные предполагают  до пяти вариантов даты за этот период), говорится, что примерно в десяти километрах от руин столицы Пандавов, около нынешнего района Мехраули, раджой  Дхилу (Дехлу) был заложен новый город.   Раджа нарек его Дхилликой,  в честь себя.  По версии некоторых исследователей, с течением  времени  название менялось, сначала Дхилли, а потом  Дехли или Дели.

Вторая легенда  связывает происхождение названия с известной Железной Колонной, установленной  томарским раджей Анангпалом Вторым.  Есть также  другая точка зрения, это приписывают и радже Виграхи, но он менее популярен среди историков. Колонна была неустойчива, на хинди и пракрите произносится  как "дхили". Именно отсюда и пошло название города.

Третья версия  не очень популярна, согласно ей город получил название походит от "дализ" - урду либо "дехали" - хинди, это  значит "порог" или "предел". Это может символизировать местонахождение Дели, у входа на  Индо-Гангскую равнину.   

В эпоху, когда  процветала Империя Гупта, в период между четвертым и шестым веками до нашей эры, область Индрапрастхи и Дхиллики, так же как все прилегающие районы, вошла в состав этой империи.

Шестой и начало седьмого  века город Дхиллика является владением династии раджей Пушпабхути.  Дхиллика -  важный торговый город и индуистский религиозный центр.   Тем не менее, столицей он не был.

Самые значимые этапы  развития Дели происходили в 8-9 веках. В этот период раджпутские раджи, входящие в клан Томар закрепили свою политическую позицию, и создали на Ямуне столицу своего новейшего царства - Лалкот в районе руин Индрапрастхи.  Большая часть  историков полагают, что он был, воздвигнут раджой  Анангпалом  Первыйм примерно в 736 году. Томары сначала располагались на холмах Аравалли, там, где в настоящее время находятся Президентские сады, а потом передвинулись в район, где размещён  искусственный водоём Сурадж Кунд там, где до нашего времени сохранены остатки некоторых величавых памятников. Известная Железная Колонна, была  установлена в городе Раджой Анангпалом  Первым.  Для того, чтобы отражать начавшиеся набеги мусульманских захватчиков, около 1066 г., по приказу раджи Анангпала Второго, был  сооружён  Лалкотский форт. От этой крепости до наших дней  осталась только часть стены.

Раджпутские властители выстроили множество индуистских храмов, которых украшали  резные колонны, скульптуры и фризы,  изображающие древние мифические  сцены.   На южной стороне  нынешнего Дели сохранены фрагменты огромного по площади архитектурного комплекса, в который входят  30 храмов, украшенные галереями,  состоящие из 480 колонн.  Здесь есть почти уцелевшее  искусственно созданное озеро Сурадж Кунд, название которого можно перевести как "Пруд Солнца". Люди совершали здесь  ритуальные омовения и поклонялись богу Солнца - Сурии.

Лалкот в середине 12 века входил в состав владения бенгальского повелителя Баллала Сене, женой  которого была  принцесса Рамдеви из династии Чалукья.  Принцесса Камаладеви - их дочь была  замужем за правителем Аджмером Сомешваром из центрального Раджастана и у них родился  сын, ставший позже  знаменитым императором Древней Индии, его имя   Притхвираджа Третий Чаухан.

В 1180 году раджпутскому радже Притхвирадже  достался город  Дхиллика  в наследство уже тогда достаточно известный своими восхитительными храмами, водоёмами, и прочими возведениями.   Чауханы   многие века правили Раджпутаной из Аджмера, который на то время был их столицей. Притхвираджа Третий был  самый известный представитель из этой знаменитой династии.  Вторая крепостная стена, которую он построил, дала возможность расширить  границы Лалкота.  Стена имеет  несколько крепких ворот и надёжные бастионы, она с трех сторон окружает крепость Томаров.  Город был переименован в Радж-Питхору.  Он являлся  процветающим и хорошо укреплённым поселением, с индуистскими храмами, которые после  разрушили  завоеватели.

Но Чауханы не смогли  удержать  увеличивающий  напор мусульман и всего уже через двенадцать  лет после возведения Радж-Питхоры (1192 г.) произошли изменения в судьбе Дели и в историческом повороте Северной Индии. Раздробленным индуистским княжествам не удалось одолеть мусульманских завоевателей, и они были захвачены тюрками-афганцами, которых  возглавлял  султан Мухаммад  Гхори. Главное  сражение состоялось под Тараори. Когда жена Притхвираджи Третьего провожала  его на битву, она сказала, что им испита чаша славы и удовольствий, и что погибнуть геройски, это означает стать бессмертным. После того как окончилась битва она вместе со всеми придворными совершила самосожжение, этот  ритуал называется сати. Так вместе с огнём канула в лету и мощная Империя Чауханов, провозглашавшая индуизм. В Дели было положено начало эре мусульманского господства.

Кутб-уд-Дин Айбак занял делийский престол в 1193 году, он считается основателем так названой "Династии Рабов" – в прошлом раб, который возвысился до поста военачальника и приемника султана Мухаммада Гхори. За его правление город, который находился тогда в границах крепости Радж-Питхора, очень быстро начал расти. В Дели стали перебираться авантюристы, торговцы, искатели приключений и воины из Ближнего Востока, Средней Азии и с других многолюдных краёв великого мусульманского мира.

В 1206 году Дели провозгласили столицей Делийского Султаната – это первое в истории Индии государство, которым управляли мусульмане. Сразу же после этих событий Кутб-уд-Дином была начата комплексная постройка Кутб с Кутб-Минар, который имел самый высокий (близко 73 метров) минарет в стране, и мечеть Кувват-аль-Ислам – самой старой мечетью, которая сохранилась до наших дней в Индии. Было принято решение об использовании прекрасных колонн от разрушенных султаном храмов индусов Радж-Питхоры для строительства мечети Кувват-аль-Ислам. Таким интересным образом Айбак заверял приход на индийскую землю магометан, потому как "Кувват-аль-Ислам" переводится с фарси как "Могущество Ислама". Илтутмыш, зять и преемник Кутб-уд-Дина, в1220 году завершил строительство комплекса.

В 1211 году с восшествием на трон Илтутмыша архитектура Дели начала значительно расцветать. С этих времен весь вид города стал значительно меняться. В Султанате официальной религией провозгласили ислам, мусульманские правители активно принялись возводить дворцы, мавзолеи и мечети, которые окрашивали в традиционные мусульманские декоративные элементы. Понемногу становилось все меньше зданий с обычными для индуизма рисунками людей и богов, исчезали постепенно из силуэта города красивые башенки шикхары индуистских храмов. На их месте стали возводить круглые купола мечетей, на верхушке которых полумесяц гордо возносился к небу.

9 султанов из "Династии Рабов", сменяли друг друга, и хорошо заботились о защите стен этой крепости. Когда в 1286 году Кейкубад взошел на трон, он сразу переместил свой двор в новый дворец, который именно для этого и был построен на берегу Ямуны, вокруг которого начала расти ещё одна легендарная столица - Килокхери, или Килугхари, как ещё её называют. Короткое правление Кейкубада было отмечено нескончаемыми дворцовыми интригами. Вообще удивительно, думают историки, что Кейкубад принялся создавать новую столицу. За свидетельствами иностранных послов, дворец султана различался необыкновенной красотой, а на берегу речки Ямуна был построен изумительный сад. Очень скоро Кейкубада убил влиятельный придворный Джалал-уд-Дин Хилджи, который в 1290 году начал новую династию.

Войны делийского Султаната в 1292 году, которыми командовал Джалал-уд-Дина, отбили атаки пришедших в Северную Индию 110 тысяч монгольских всадников. Через 4 года султана  убил его племянник Алауддин.

За весь период Делийского Султаната Алауддин стал самой яркой фигурой. Ярый защитник норм ислама очень часто разбивал у городских ворот большое количество конфискованных чанов со спиртным, которое Коран запрещал, от разбитых чанов с вином вокруг стены было столько луж, как после сильнейшего ливня. Всем, кто потреблял, хранил или продавал алкоголь, за приказом султана отрубали голову и выставляли ее напоказ там же, у городских врат. 2 раза из черепов людей сооружались большие горы в наставление пьяницам, Алауддиновым врагам и прочим "непокорным и нечистым".

Создатель Хауз-Кхаса - самого большого водоёма, "Дворца Тысячи Колонн", и Алаи Дарваза (ворота, которые стоят около мечети Кувват-аль-Ислам на земле Кутб-Минара), кроме этого Алауддин также начал постройку башни Алаи-Минар, которую хотели построить в вдвое выше уже существующей тогда Кутб-Минар. Но амбициозным мыслям султана было не суждено сбыться.

Алауддин Хилджи в 1303 году выстроил в 5-ти км на север от Кутб-Минара новейшей крепости Сири, ее стены в ширину достигали 5 метров, а для тех времен это было очень трудно осуществить. Сейчас внутри стоявшего когда-то здесь города расположена деревушка Шахпур-Джат, которая стала частью столицы Дели. Среди руин, которые расположены полукругом высоких стен форта и остатков мечетей, усыпальниц, городских ворот и бастионов весело играют местные ребята.

За все свое правление, аж до смерти в 1316 году, Алауддин отбивал монгольские многочисленные нападения на Северную Индию, не многие могли сделать подобное. Существует легенда, что известный "Дворец Тысячи Колонн" рядом с Сири был выстроен султаном на фундаменте из 8 тысяч скелетов и черепов убитых им монгольских воинов.

Гияз-уд-Дин Туглак – Пенжабатский Губернатор в 1320 году захватил Дели. 3 года спустя он выстроил новый, более защищенный в военном плане город Туглакабад, который находился где-то в 12 километрах от Кутб-Минара. По одному из преданий, главный дворец султана построили из позолоченных кирпичей, которые на солнце настолько сильно сверкали, что больше 5 минут на него невозможно было смотреть. В нынешнее время эта пустая крепость служит местом жительства для делийских обезьян.

Против Гияз-уд-Дина в 1325 году организовали заговор. Наследник - Мухаммад-бин-Туглак выстроил новейший каменный павильон, и когда в него въехал султан верхом на слоне, здание "по непонятным причинам" обрушилось. Новым правителем великой империи стал Мухаммад, империи, которая охватила не только территорию Северной Индии, но и часть Южной Индии. Современники, довольно скептически относились к начинаниям и идеям нового султана: во многих летописях Мухаммад вспоминается с нелестным именем «дурак». Упоминается также история о том, как в один день он решил свою столицу перенести в город Даулатабад, который находился в 1135 километрах от Дели. Многие делиты не захотели уезжать в новую столицу, и тогда султан выставил всем жителям жестокий приказ покинуть город в течение 3 дней. Вскоре, когда столица опустела, был совершен поиск спрятавшихся людей в ней, неповиновавшихся приказу. Солдаты нашли только двух – слепого и калеку. Калеку тут же повесили, а бедного слепого решили привязать к лошади и тащить волоком до самой новой столицы. Но всего через 2 года султан осознал, что лишь находясь в Дели можно хорошо управлять страной, и отдал новый приказ - подняться всем с мест и вернуться в Дели.

Мухаммад является также строителем ещё 2 делийских древних городов, которые не сохранились до наших дней - Джаханпанаха и Адилабада, возведены которые были в 1326-1327 годах между фортом Сирии и Радж-Питхорой для защиты от монгольского войска. Умер Мухаммад-бин-Туглак в 1351 году, оставив правление своему племяннику Фироз-шаха.

Севши на трон, уже через некоторое время, султан Фироз-шах основывает на берегу Ямуны в 1354 году свою новую столицу - Фироз-шах Котла или Фирозабад. Чтобы получить строительный материал многие строения Джаханпанаха и Сири были разобраны. Археологи и историки утверждают, что данный город простирался больше чем на 10 километров вдоль ямунских берегов - аж до Хауз-Кхаса. На данной территории, не включая многочисленные дворцы, защищены которые по периметру крупными стенами, в высоту достигавшими 20 метров, было 8 мечетей, охотничья резиденция  и 3 караван-сарая. Европейцы, которые посещали Дели в XVII веке, писали, что мечеть Джами Масджид, тогда была увенчана 4-мя куполами, которые поддерживались 260 тонкими изящными резными колоннами. Позже, в 1398 году в этой мечети, молился Тамерлан, который захватил Дели. Он также приказал построить такую же мечеть у себя в Самарканде. Также знаменитым сооружением Фироз-шах Котла были его подземные широкие ходы, которые не сохранились до сегодняшних дней. Один из этих ходов вёл к реке Ямуна, другой - к охотничьей султанской даче в холмах Камла Неру Ридж, а последний, самый большой, - к крепости Радж-Питхора.

С того времени от Фирозабада до нас дошли лишь круглая башня, стены дворца султана, уничтоженная мечеть Джами Масджид и монолитная Колонна Ашоки, которая славилась своим золотым куполом, который был похищен джатами и маратхами. Фироз-шах обнаружил её в районе Амбалы, и поразился красотой колонны, что отдал приказ перевезти её в собственный дворец. Ничего не осталось от внешней стены крепости, но сохранившиеся обожжённые солнцем руины и сейчас выглядят очень впечатляюще, подтверждая собственными очертаниями, что давно здесь было расположено величественное дворцово-крепостное сооружение.

Когда правила династия Туглаков Дели расширялся, и всё больше увеличивалось его положение как культурного, экономического и политического центра региона. Много жителей города приняли ислам и стали чтить законы шариата. За время всего периода Султаната Дели был одним из главных центров проповедования и изучения суфизма.

В 1388 году скончался Фироз-шах Туглак, это послужило для провинциальных приемников сигналом для старта борьбы с центральной властью. В течение 10 последующих лет на троне поменялось 5 султанов. Очередной период нестабильности переживал Делийский Султанат.

Зимой 1398 года, через всю Северную Индию, Тимур (Тамерлан) подошёл к городу. По причине того, что мусульманские правители Дели были очень мягкими к населению Индии, Тамерлан начал бой с оборонявшей столицу туглакской армией. Боясь бунта в своих караванах, Тамерлан велел казнить 100 тысяч пленников, которых захватил во время прохода к столице. В разбитом походном лагере на берегу Хауз-Кхаса, Тимур принял делегацию просящих о пощаде делитов, и пообещал помиловать их. Но так как истинной целью похода Тамерлана было самое обычное обогащение, то его войска тут же начали мародёрствовать и грабить, что вызвало сильное сопротивление горожан. Рассерженный завоеватель отдал приказ полностью разрушить непокорный город. Сокрушительный удар пришелся на Дели - войны Тимура буквально совершали охоту на его население, и мучительно и жестоко убивали их, складывая пирамиды из отрубленных голов. Около недели монгольские орды грабили город. В уходящих обозах Тамерлана было несчетное количество золота, в то время как каждый воин его могущественной армии привез из Индии, не меньше 20 рабов. Дели был разграблен и разрушен. Автор одной из хроник, Кадыр Бадауни, написал: "Уцелевшие жители погибали или от голода, или же от отравления трупным ядом. За 2 месяца даже птицы опасались пролетать над Дели".

Тамерлан и его войско ушло, но это не спасло город. Тогдашний правитель Дели Насир-уд-Дин Махмуд Шах Туглак не вытащил страну из обрушившейся беды. Султан почил в 1413 году. На его место знать выбрала Даулата Хан Лоди, но его сверг Хизр Хан, который объявил о возникновении новой династии в 1414 году. Династии Сайидов. Их правление длилось около тридцати лет, но никакими выдающимися событиями это правление не было отмечено.

Сын Хизр Хана Мубарак Шах взошел на трон в 1421 году. По утверждению исторических источников он был основателем Мубаракабада, но нет фактов, которые бы подтверждали данное утверждение. Местонахождение данного поселения так и не было выявлено.

В 1461 году губернатор из Афганистана Бахлол Лоди занял Дели, явившись основателем еще одной династии султанов. Его сын Сикандар взошел на трон в 1489 году и обосновался в Агре. А позднее объявил ее новой столицей.

Почти через два десятка лет один из потомков Тамерлана, ранее правивший в Кабуле и Ферганской Долине, опять начал наступление на Индию. В 1526 году его войска нанесли сокрушительное поражение в Первой Панипатской битве армии султана из династии Лоди, после чего Захиреддин Бабур занял обе столицы, Дели и Агру. Именно в этом бою закончилось правление пяти династий, которое длилось практически три века. Все имущество и владения Делийских правителей оказались у Бабура, который, в свою очередь, стал основателем славной династии Великих Моголов.

После смерти Бабура в 1530 его место занял сын Хумаюн, который получил в наследство большую, но очень нестабильную и шаткую страну. Новый правитель никак не мог решить, где же будет его столица, и выбрал Дели. Новый правитель получил хорошее образование, но по характеру Хумаюн был слабым и ленивым человеком, увлекавшимся наркотическими веществами. А это оказывало заметное влияние на его стиль правления, подрывая его энергию и жизненные силы. Но, не смотря на все препятствия, в период с 1533 по 1538 он построил свой город под названием Дин Панах на месте старого Индрапрастхи, а Дели на определенное время опять стал столицей, первым городом. Именно в этот период возвели Пурану Килу, являющуюся цитаделью Дин Панаха. Она обнесена стенами высотой около двадцати метров. В настоящее время это место является одной из известнейших достопримечательностей Дели.

Мирная жизнь закончилась в 1536 году, когда правитель из Афганистана Бихара Шах Сури захотел расширить свои территории и восстал против Хумаюна. Спасаясь, Хумаюн скрылся в Персии, где провел некоторое время, прежде чем получил возможность вернуться в Дели. Уже через четыре года большая территория Северной Индии была в руках афганца Бихара Шер Шаха. Это был реформатор, расширивший территорию своего государства до Бенгалии. Он возвел город Шергарх вокруг Дин Панаха на месте руин строений Хумаюна. С целью строительства камни специально завозились из Сири и Фирозабада.

Общая площадь Шергарха достигала почти двадцать километров. Двое ворот (на дороге Дели-Матхура под названием Кабульские и ворота напротив входа в Пурана Килу), которые сохранились до нашего времени, стояли, по предположениям ученых, на границе города. В 1541 году Шер Шах начал строительство в городе мечети и дворца под названием Шер Мандал. Но он не довел начатое до конца из-за своей смерти в 1545 году. Отвоевав свою страну, Хумаюн достроил город своего врага.

Через год после смерти Шер Шаха его сын Салим (или Ислам) Шах Сури воздвиг собственную крепость, форт Салимгарх, на реке Ямуна на территории бывшего острова.

Еще через несколько лет Хэму Викрамадитьян разгромил армию афганцев и войско Великих Моголов в обеих столицах, Дели и Агре. Хумаюн вернул себе власть в 1555 году. Но это длилось не долго. Он случайно оступился и упал с библиотечной лестницы, что привело к его смерти. Его сын Акбар стал наследником трона. Войско Акбара победило Хэму во Второй Пинапатской битве и вернуло себе владения и власть в регионе.

Правление Акбара длилось около пятидесяти лет. Он проявил себя как умный султан, покровительствовавший искусствам и являвшимся сторонником равенства всех религий. Именно он объединил практически всю Индии в границах одного государства. Его города были пристанищем для людей искусства, художников, музыкантов, архитекторов и поэтов. Он делал все для их творчества, не обращая внимания на вероисповедание и происхождение. Он опять стал строить индуистские храмы.

Но Акбар холодно относился к Дели, где на него однажды 1564 году было совершено покушение. Он тогда проезжал через город. В 1571 году он завершил строительство города Фатехпур-Сикри, который находится возле Агры. Именно он и стал новой столицей. Но правитель не учел того, что на новом месте не было питьевой воды, ни одного источника, город покинули все жители, опустел и прекрасный императорский дворец, а столицей Великих Моголов стал Лахор.

Правление Акбара и начало правления его сына Джахангира (1605 – 1627) еще больше отбросили Дели назад, сделав его второстепенным провинциальным городом. Он утратил свое политическое и экономическое положение. Но строительство в городе не остановилось. К началу 1572 года закончилось строительство мавзолея Хумаюна из розового камня, окруженного парком.

В 1627 году правителем стал внук Акбара Шах Джахан. Он был страстным поклонником архитектуры и строительства. Он очень любил свою жену Мумтаз, и для нее построил мавзолей Тадж – Махал, который сейчас является одним из Семи Чудес Света. Джахан опять столицей сделал Дели, а рядом с Фирозабадом начал строить новый город, названный в его честь Шахджаханабад.

Перенос столицы правитель объяснил просто: жарой Агры. Интересно, что именно по причине жары в свое время султан Сикандер Лоди перенес столицу из Дели в Агру. Но истинной причиной, скорее всего, были вопросы стратегического плана.

Новый город был построен за девять лет. Это случилось в 1648 году. Ворота города получили название по названиям городов, в которые вели выходящие из них дороги. Всего было тринадцать ворот. До нашего времени сохранились только пять. Новый город воплощал в себе все новейшие архитектурные тенденции того времени. Именно здесь расположены такие достопримечательности, как «Красный Форт», мечеть Фатехпур Масджид, Джама Масджид, Сонехри Масджид. В мечети Джама Масджид хранится глава из Корана, которая была написана под диктовку самого пророка Мохаммеда, часть его сандалии, его волос и отпечаток ноги. Здесь же располагаются базарные площади. До сегодняшнего времени город находится в очень хорошем состоянии. Его второе название «Азиатский Рим». Еще его прозвали Олд Дели или Старый Дели.

Первые пять Великих Моголов Бабур, Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах Джахан оставили значительный след в истории и культуре индийского государства и являлись покровителями наук и искусств.

Но уже правление Аурангзеба, сына Шах Джахана, стало несколькими десятилетиями страшной религиозной нетерпимости. Этот человек избавился от родного отца, заточив его в Агрском форте, убил и обезглавил родного брата принца Дара, тело которого со следами пыток несколько дней перевозили на слоне по улицам города для демонстрации. В 1675 году он приказал казнить сикхского гуру Тегх Бахадура за отказ принять мусульманство. Срез дерева, под которым состоялась казнь, стоит в священной для сикхов гурудваре Сис Гандж.

Правление Аурангзеба тоже привнесло кое-что в архитектурный облик города, но все его постройки являются показателем заката могольской архитектуры. Одним из его строений является Моти Масджид в «Красном Форте».

В 1707 году, когда правитель умер, начались междоусобные распри между наследниками. Последовала череда страшных убийств и переворотов. В 1739 году войско Персии под предводительством правителя Надир Шаха разбивает армию могольского правителя Мухаммада Шаха. И иранский шах Надир Шах направляет войска на Дели. После длительной осады город пал. Персы были просто восхищены и ошеломлены его богатством. Позднее, делясь впечатлениями, воины иранского шаха рассказывали, что стены дворцов украшали драгоценные камни, такие как изумруды, алмазы, рубины, а крыши были усеяны золотыми монетами, поэтому сияли на несколько километров. Ошеломленные завоеватели начали безжалостную резню местных жителей и грабеж. В этой кровавой бойне погибли многие тысячи мирных жителей. Основные богатства города, известный Павлиний трон, на котором восседали императоры из династии Великих Моголов, бриллиант Кох-и-Нур и другие сокровища были вывезены в Персию. Также были взяты в плен самые лучшие архитекторы, ювелиры и резчики по камню, чтобы создать в Персии не менее прекрасный город. Дели остался в руинах, покрытых телами убитых.

Прошло время, Дели отстроили заново, менялись правители, но империя Великих Моголов себя изживала. Участились нападения маратхов и джатов. В казне совсем не было денег. Потомки великого Бабура продавали вещи. Город нищал.

В 1752 году Моголы признали верховенство Империи Маратхов, потеряв свою независимость.

В 1761 году маратхи проиграли Третью Панипатскую битву. Дели захватили войска Ахмеда Шаха Абдали. Но это был не конец. Когда войска Ахмеда Шаха ушли, на город, который и так был сильно ослаблен, продолжали совершать грабительские набеги сикхи, рохиллы, джаты.

Империя Великих Моголов практически пала. В 1754 году представитель этой династии Шах Алам Второй, у которого уже практически не осталось земельных владений, уступил британскому давлению и подписал Аллахабадских договор, который предусматривал передачу большого количества индийских территорий во власть Ост-Индской компании в Великобритании. Но и афганцы не могли никак успокоиться. Рохиллы под предводительством вождя.

Гулям Кадыра оккупировали Дели в 1788 году. Они ослепили Шаха Алама. А через два дня умерло двадцать два потомка могольских императоров. Стены дворца подвергались надругательствам, из них выковыривали драгоценные камни. В гонке за богатством захватчики ничем не брезговали и ничего не щадили. Пострадала и мечеть Джама Масджид: ее золоченый купол был снят грабителями. Поисками могольского императора занялись армии джатов и маратхов. Гулям Кадыр начал отступление, но это не остановило его преследователей. Он был захвачен, испытал страшные пытки. Его изувеченное тело было выброшено на всеобщее обозрение в качестве урока всем желающим захватить Дели.

Окончательно силы маратхов были разгромлены только войсками Британской Ост-Индской компании, которых попросил об этом слепой император Шах Аллам. В 1803 году английские войска вступили в Дели. Именно с этих пор они закрепились здесь. Это событие ознаменовало начало двухвекового правления представителей Британской империи в Индии.

Девятнадцатый век славный город Дели встретил не в лучшем своем виде. Многочисленные воины, которые шли сплошной чередой, вытянули последние соки из города и его жителей. Практически все ремесленные и торговые работы прекратились. У людей не было работы, доходов, возможности жить нормально. Жители прозябали в жутких условиях нищеты и бедности. Формальными правителями страты по-прежнему были потомки Великих Моголов. Но они были лишь слабыми тенями славных предков, потому что не хотели брать на себя всю полноту ответственности за судьбу своей страны и вытеснять колонизаторов. В подобном состоянии государство провело почти полвека. За это время накал народного возмущения против захватчиков настолько обострился, что все закончилось Первой войной за Независимость в 1857 году, которая называется в учебниках истории восстанием сипаев.

Начало народного протеста возникло в Меруте 10 мая 1857 года. Волнения докатились до Дели, город вспыхнул, как порох, и волна покатилась дальше на близкие территории и поселения. До самого начала осени не успокаивались возмущения, которые сопровождались вооруженными стычками. И только после добровольной сдачи в плен англичанам императора Бахадура Шаха Зафара все закончилось на этот раз. Полковник британской армии Хадсон отдал приказ уничтожить всех потомков Великих Моголов и наследников престола. Сдавшийся в плен правитель был отправлен в пожизненную ссылку в Рангун, который находился на задворках Британской Империи в то время.

Восстание не принесло никаких результатов, кроме отрицательных. Свободу страна не обрела. А колонизаторы стали еще жестче. Британия только и искала повод, чтобы присоединить территории Индии к своим. Восстание Сипае как раз и стало таким поводом. Постепенно уменьшая власть Ост-Индской компании, Британия присоединила Дели и всю Индию к границам Империи. Дели стал относиться к Провинции Пенджаб. Вот таким образом и осуществился захват индийских земель. Администрация империи расположилась в Калькутте, а Дели утратил в очередной раз свой статус и положение. Но город остался культурной столицей региона, здесь творили великие поэты, ученые и писатели.

В 1877 году первого января жителям Дели торжественно было объявлено, что королева Британской Империи становится отныне и индийской императрицей. И только в начале двадцатого века, а точнее в 1911 году, резиденция британского вице-губернатора была официально перенесена обратно в Дели из Калькутты. Причиной такого решения в очередной раз была объявлена погода и климат, которые в Дели оказались просто замечательными, а так же прекрасное расположение города. Но настоящей причиной подобного решения стало огромное желание британцев покинуть Калькутту, которая стала официальным центром освободительного движения индийцев.

И в этом же году было принято судьбоносное для старого Дели решение о строительстве новой столицы для резиденции Британской Империи, которая соответствовала бы ее славе и величию. Проводились настоящие изыскания для подбора правильного места. И было принято решение начинать строительство недалеко от Шахджаханабада. В конце года строительство началось. Британцы затеяли такую грандиозную стройку, которой, наверное, сами от себя не ожидали. Подобных по размаху проектов не было не то что в Индии, в самой Великобритании. Большое количество замечательных исторических построек, в том числе и деревенька Индрапрашт и другие поселения были уничтожены в процессе строительства новой столицы.

Новый город должен был во всей широте показать могущество Британской империи. Все работы велись в строгом соответствии с заранее разработанным планом. Известные британские архитекторы Эдвин Ландширал Лачинс (или Лутьен) и Герберт Бейкер выбрали новым центром города район Райзина Хилл. Это место было спроектировано Эдвином Лаченсом и получило название Нью-Дели. В проекте уже были заложены и просчитаны функции политического и управленческого центра города для всей Южной Азии.

Архитектурный облик города соответствовал его величайшему предназначению. При строительстве учитывались достижения и традиции местных мастеров и самые последние тенденции, и инженерные разработки западных ученых. Из этого уникального сочетания вырос дворец Раштрапати Бхаван, сооружение Национального Архива, Дом Парламента, Коннаут Плейс и большое количество других не менее значимых зданий.

Город должен был стать центром, из которого Британия планировала управлять всем азиатским регионом, всеми своими колониями. К 1926 году придуманное название Нью-Дели уже прочно прижилось, а в феврале 1931 года строительство века уже было завершено. Город получил официальный статус столицы Британской Индии. Но у истории свои законы и шутки. Британии суждено было попользоваться своим грандиозным городом только чуть больше десяти лет.

После завершения второй мировой войны Индия, наконец, завершила и свою борьбу за независимость. В 1947 году в августе над «Красным Фортом» был вывешен национальный индийский флаг. Борец за свободу Джавахарлал Неру провозгласил Индию независимой страной. Нью – Дели предстояло стать столицей новой страны или Индийского Союза. Дели прошел долгий и тернистый путь до того момента, как снова стал столицей славного государства, став свидетелем долгой и упорной борьбы за справедливость и независимость.

Британская Империя разделилась. Большое количество беженцев вернулись на родину. В основном это были сикхи и индусы из Синдха в Пакистане и Западного Пенджаба. Многие мусульмане совершили обратное действие и выехали из города. Многие беженцы обеспечивались жильем в прилегавших к городу районах. Жители таких городов как Тамил Наду, Бихара, Раджастан и Уттар-Прадеш ехали в столицы на заработки, потому что их города переживали не лучшие времена. И снова Дели поднялся и добился великого статуса. Этот город разросся до невероятных размеров, как в ширину, так и в высоту. На данный момент Дели по площади превосходит всех своих предшественников сразу. Миграционные процессы в городе не останавливаются, и по сей день. Это обеспечивает быстрый прирост основного населения, не смотря на то, что рождаемость, как и везде, падает.

Далее судьба Дели сделала его Союзной Территорией, а в 1991 году Дели и прилегающие территории получил статус Национального Столичного Округа Дели.

Продолжение здесь:
Национальный Столичный Округ Дели. Часть 2.

Я хочу найти
Найти
язык:
русский