Буддийский монастырь Хемис Гонпа, Химис Гонпа, Ладакх, Северная Индия.
Название: буддийский монастырь Хемис, Хемис Гомпа, Химис Гонпа, или монастырь Хемис, тибетский: བྱ་ཆུབ་བསམ་གླིང, вайли: bya chub bsam gling.
Местонахождение: штат Джамму и Кашмир, Ладакх, округ Лех, северная Индия.
Месторасположение: Буддийский монастырь Хемис Гонпа расположен в 45 км от Леха вверх по течению реки Инд, по левому борту Инда, в 5 км от моста через реку Инд.
Основан: X - XI век.
Основатель: Хемис Гонпа основан первым воплощением Стагсанга Распы Навангом Гьятсо.
Здесь же жил Наропа, ученик Тилопы и учитель Марпы был связан с этим монастырём. Перевод жития Наропы был найден в этом монастыре.
Дата реставрации: в 1672 заново отстроен и реставрирован ладакхским царём Сэнге Намгьял.
Количество монахов: порядка 150 человек.
Традиция: Друкпа Кагью.
Наропа (или Наро) встречает «синего» (nila: тёмно-синий или чёрный) Тилопу (или Тило).
Тилопа — величайший тантрический мастер — даёт Наропе 12 «великих» и 12 «малых» задач для проявления пустоты и иллюзорности всех вещей.
Наропа назван «настоятелем Наланды» , университета-монастыря в сегодняшнем Бихаре, Индия, который процветал до вторжения мусульман.
Возможно, войны в Северной Индии, побудили Наропу отправиться в Ладакх.
Тилопа и Наропа встретились в Хемисе и отправились в ныне исчезнувшие царство Магхада, называемое Отантра, его сейчас отождествляют с Одантапури(Бихар).
Таким образом, Наропа создал школу Кагью, а Хемис стал местом зарождения этой школы.
Архитектура: Тибетская архитектура.
Праздники: В июне в монастыре проводят праздник в честь Падмасамбхавы. Танец Цам. Танцы Масок.
Настоятель: Настоящий настоятель Хемиса Его Святейшество Гьялванг Друкпа XII, духовный лидер Друкпа Кагью.
Буддийский монастырь Хемис Гонпа, Химис Гонпа, Ладакх.
Буддийский монастырь Хемис Гонпа является самым большим и самым богатым монастырем в Ладакхе.
Монастырь Хемис практически занимает верховья целого ущелья в верхнем течение реки Инд - он раскинулся по всему склону, и закрыт от пронзительных ладакхских ветров бортами ущелья.
Над буддийским монастырем Хемис Гонпа в 2014 году была установлена золотая статуя Будды Майтрея, га вершину горы ведет не широкая тропинка, и оттуда открывается прекрасный вид на окрестности:
Он был основан в 1630 году первым воплощением Стагсанга Распы Навангом Гьятсо.
Также есть версии, что в 17 веке монастырь только получил тот вид, который он имеет сегодня, а построен он был еще в 11м веке, хоть и перенес с того времени большое количество перепланировок.
Поэтому Хемис Гомпа считается также одним из самых древних монастырей в Ладакхе.
Кроме того, существует мнение, что Хемис Гомпу в 13 веке основал Лама Сьялва Готсанг-па. Вокруг пещеры, которую он использовал для медитаций, им был построен небольшой храм.
Этот храм сохранился до сегодняшнего дня.
Это Готсанг Гомпа, который расположен в горах выше Хемиса и находится сегодня в его подчинении.
Готсанг Гомпа известен среди монахов своими кельями для длительных духовных практик.
Классический ретрит здесь обычно длится около 40 месяцев (3 года, 3 месяца, 3 недели, 3 дня).
У школы Другпа Кагью, к которой относится Хемис Гомпа, есть еще один ретритный центр – это Каспанг Гомпа, который находится на другой стороне Инда.
Здесь живут всего несколько монахов. Каспанг Гомпа является закрытой территорией, для его посещения нужно получить разрешение в монастыре Хемис.
Кстати, вот настолько пустым главный майдан буддийской гонпы Хемис бывает достаточно редко: эти фотографии делались ранним утром в монастыре.
С Хемисом связана легенда об Иисусе Христе, который, как оказалось, бывал в Гималаях. Во время путешествия по Ладакху в 1890 году русский исследователь Николай Александрович Нотович получил серьезные травмы ног и попал в Хемис, где ему оказали помощь местные целители. Здесь Нотович оставался около двух месяцев и за это время успел изучить всю библиотеку монастыря. Там же ему встретились сочинения об Иссе на тибетском языке. Эти сочинения представляли собой отдельные рассказы, и вместе с одним из лам Нотович сумел выстроить их в хронологическом порядке. Один из древних манускриптов, который был найден в библиотеке, рассказывал о том, как Христос побывал в Синде, Банарасе, Непале, Кашмире, Раджгире и Персии. Лама, который помогал Нотовичу разобраться с преданиями об Иссе, поведал, что эти записи были сделаны на языке пали в середине 1 века со слов свидетелей, которые видели Иисуса. Индийские купцы, поддерживавшие торговые связи с Иерусалимом, также рассказывали о событиях, связанных с жизнью Иссы.
Палийские свитки были привезены в Тибет из Непала около 200 года. Недалеко от Лхасы, в монастыре на горе Марбур, эти записи были переведены на тибетский язык, и в Хемисе в течение долгих столетий хранились копии этих переводов.
Когда Нотович вернулся домой, в Париж, им была опубликована книга «Жизнь святого Иссы, Лучшего из Сынов Человеческих». А в 1894 году в Нью-Йорке эта книга вышла в свет под названием «Неизвестная жизнь Иисуса».
О буддийском монастыре Хемис:
когда мы приезжаем сюда с группами, то не хватает и полного дня - как и всякий ладакхский монастырь, Хемис Гонпа является по сути городом-монастырем и бродить по нему можно до бесконечности.
Тут есть что рассматривать, и хочется дать немного фотографий своих заветных мест.
Например, вот этот древний деревянный Снежный Лев у входа в одну из гонп Хемиса - возле него всегда так хорошо сидится и загадываются какие-то желания, строятся планы.
Или огромный молитвенный барабан, с маленьким колокольчиком наверху - каждый раз, когда барабан проходит круг - колокольчик звенит.
А вот эти росписи на камне являются повествованием жизни буддийских Учителей Наропы, Тилопы и Марпы.
Они вполне себе современные, созданы реставраторами монастыря Хемис по древним оригиналам и украшают собой одну из стен главной площади Хемис Гонпы.
Да, с буддийским монастырем Хемис также связано имя Наропы, одного из основателей линии Кагью, ученика Тилопы и учителя Марпы. Здесь был найден перевод жития Наропы, и в 1916 году его перевел немецкий тибетолог и археолог Альберт Грюндевель.
В этих писаниях рассказывается о том, как Наропа встретил Тилопу, великого тантрического мастера, и получил от него 12 «великих» и 12 «малых» задач для выявления иллюзорности этого мира.
В сегодняшнем Бихаре существовал университет-монастырь Наланды. До наступления мусульман это был крупнейший и процветающий образовательный центр в Индии. Наропа был объявлен настоятелем Наланды, но в связи с войнами, которые происходили в Северной Индии, он вынужден был покинуть университет и отправился в Ладакх. В Хемисе Наропа встретился со своим учителем Тилопой, и уже вместе они продолжили свой путь в царство Магхада, Отантра. Сегодня эти места связывают с сегодняшним буддистским монастырем Одантапури, также крупным образовательным центром в Бихаре. Таким образом, школа Кагью, основателем которой стал Наропа, взяла свое начало именно в Хемисе.
Сегодня настоятелем Хемиса является духовный лидер школы Друкпа Кагью, Его Святейшество Гьялванг Друкпа XII.
Вот эта фотография Его Святейшества знакома всему Ладакху, ее часто можно видеть не только в гонпах Ладакха, но и в машинах наших водителей, в домах в молитвенных комнатах, на маленьких брелочках, которыми украшают национальные головные уборы:
Всемирную известность Хемис получил благодаря большой коллекции древних реликтов, которая хранится в его стенах, тут можно говорить о многом:
- музей, созданный при буддийском монастыре Хемис Гонпа,
- невероятные росписи стен монастыря,
Лорд Калачакра со своей духовной супругой Вишвамата.
Лорд Ямантака в форме яб-юм, со своей шакти – духовной супругой Ваджраветали.
В традиции тибетской тантры женское – это аспект мудрости, а мужское – аспект метода.
Символически это передаётся изображением божества и его супруги.
- Огромная, во всю стену фреска Ваджрапани:
- Будда Матрея в Гонпе Будды Будущего Хемис Гонпы,
- обширнейшая библиотека с древними буддийскими книгами,
- Гонпа Тары,
- совершенно невероятная ламповая комната - где возле огней лам можно стоять до бесконечности.
И много-много всего другого.
Но все это лучше увидеть, в коротенькой статье-обзоре об этом толком и не расскажешь.
Также буддийский монастырь Хемис Гонпа знаменит и благодаря буддийской мистерии Хемис Тсечу, посвященной Гуру Падмасамбхаве (Гуру Ринпоче).
Днем рождения Падмасамбхавы считается 10-й день пятого месяца в году обезьяны.
Поэтому раз в двенадцать лет в Хемисе празднуют рождение Великого Учителя. Ряд духовных ритуалов, которые обязательно соблюдаются служителями монастыря в этот день, дают хорошее здоровье и укрепляют силу духа.
Только в эти дни служители монастыря разворачивают самую большую тханку в мире, которая хранится в этом монастыре.
Это священная тханка с изображением Гуру Падмасамбхавы, украшенная жемчугом.
Сама же мистерия Хемис Тсечу проходит в Хемис Гонпе ежегодно - в конце июня или начале июля - тут надо смотреть даты на каждый год по тибетскому календарю и является по сути столпотворением - столько народа - и местные ладакхи, и иностранцы собираются на этот праздник.
Празднование происходит во дворе перед главным входом в монастырь. Он представляет собой широкое прямоугольное пространство со священным возвышением и алтарем для подношений (есть фотография выше), среди которых обязательно присутствуют святая вода, сырой рис, сливочное масло, торма из теста, и ароматические палочки. На празднике никогда не обходится без музыкантов, которые играют традиционную музыку, а кульминацией праздника становится мистическая феерия танцев в масках - Танец Цам, Чам Данс. Исполняя эти танцы, монахи изображают просветленных существ. Большое количество паломников и туристов со всех концов света приезжают сюда для того, чтобы увидеть это зрелищное действо своими глазами. Эта тантрическая церемония Цам является одним из самых важных религиозных служений монахов монастыря Хемис во время празднования дня рождения Падмасамбхавы.
Про буддийскую мистерию Хемис Цечу у нас написаны отдельные статьи, почитать можно здесь:
Буддийская мистерия Хемис Цечу, Ладакх. Часть 1.
Буддийская мистерия Хемис Цечу, Ладакх. Часть 2.