От Илоны Крыжановской:
Александр Дымников дважды путешествовал с Проектом ФотоТур - осенью 2014 года по Ладакху, и летом 2016 года - Большой фототур в Занскар.
По итогам этих двух фототуров Александр подготовил фотовыставку "Свет Тибета".
Об этом подробно рассказано здесь:
Александр Дымников: Фотовыставка Свет Тибета.
Сейчас Александр собирается с нами в большой фототур в Долину Спити, лето 2017 года.
По итогам двух прошедших фототуров и в преддверии третьего мы попросили Александра ответить на наши вопросы.
1. Чем Ладакх и Занскар отличаются от других мест нашей планеты, и друг от друга?
Александр Дымников: Так случилось, что мое знакомство с Гималаями началось в Ладаке.
Однажды, в 1999 году, сразу после дефолта в России, мне в голову пришла дурная мысль – переехать Гималаи на велосипеде.
Мысль засела прочно, ведь за год до этого я видел в Манали, на севере Индии, дорогу, уходящую вверх.
И забыть не мог.
Куда-то эта дорога вела.
Оставалось найти идиотов, которые составят мне компанию.
Таковыми оказались мой друг, доктор физ.-мат. наук Миша Бабич с женой, и их приятель-физик.
Выяснилось, что дорога из Манали вела через пять гималайских перевалов в Лех, столицу Ладака, и мы туда доехали, вероятно, первыми из России.
Чем отличается Ладак от других мест на планете?
Тем, что именно после этой поездки случилась моя первая фотовыставка.
Зацепило.
Зацепили и Гималаи, и фотография.
Можете сами попробовать.
После этого я еще шесть раз был в Гималаях и Тибете, в трекингах и фототурах.
Приеду еще.
Если хочется увидеть высочайшие вершины, то нужно ехать в район Эвереста.
В Ладаке и Занскаре горы пониже, лишь отдельные вершины выше 6000 м.
Зато здесь есть условия для жизни, поэтому люди освоили эти долины более 2000 лет назад.
И с тех пор живут натуральным хозяйством, возможно, последние сотни лет почти без изменений.
Если в Ладаке есть аэропорт, шоссе, туристы и другие признаки цивилизации, то Занскар пока остается труднодоступным, лучше сохраняя в первозданном виде уклад жизни и буддийстскую культуру, взаимоотношения людей с природой и друг с другом.
2. Почему в Ладакхе и Занскаре так много эффективных фотографических дней?
Александр Дымников: Фототуры по Ладакху и Занскару с Проектом ФотоТур оказались удивительно результативны.
Удается привезти в 3 – 5 раз больше выставочных работ, чем из трекинговых маршрутов и других путешествий.
Фактически, из одной поездки получается выставка.
Почему?
Во-первых, много удивительного цвета, и шикарный свет. Можно снимать и цвет, и ЧБ.
Во-вторых, здесь хорошо снимать пейзаж. Горы лаконичны, волшебные высокогорные озера.
В-третьих, здесь очаровательные люди – и их хочется снимать. Доброжелательные, открытые и искренние, спокойные и самодостаточные, с чувством собственного достоинства. Поэтому хорошо получаются на фотографиях.
В-четвертых, интереснейшие жанровые сцены – с людьми и их жилищами, с буддийстскими гомпами и ступами.
В-пятых, уникальные мистерии Цам дают разнообразные возможности для фотосъемки.
В-шестых, а может, во-первых, организаторы Илона Крыжановская и Максим Савченко отлично знают места съемки и время лучшего освещения, грамотно организуют поездку и вовремя доставляют фотографов в эти точки. Можно много успеть за день.
В-седьмых, есть ли тут мистика, помогает ли Вам Шамбала или что еще – решайте сами .
3. Что есть творчество в фотографии?
Александр Дымников: Это сложный многоуровневый вопрос.
Для начала, кратко:
Во-первых, это получение кадров, которые отличаются от того, что снимают другие – особым фотографическим видением света, цвета, композиции, организации пространства, внутренней гармонии, смысла происходящего.
В том числе – получение кадров, которые позволят в дальнейшем при помощи обработки сформулировать авторское высказывание.
Во-вторых, это генерирование идей, на основе которых создаются проекты и серии.
Это могут быть визуальные идеи, определяющие форму высказывания автора, могут быть смысловые, наполняющие фотографии и проект содержанием.
И технически грамотная реализация этих идей.
4. Как можно создать идеальные условия для творчества в рамках фототура?
Александр Дымников:
Физические условия:
Уважительные взаимоотношения, которые могут сложиться в группе, будут способствовать работе.
Вкусное и достаточное питание, ночной отдых также важны.
Разумная интенсивность поездки – нет лишнего времени, но нет и жесткого переутомления. В случае разношерстной группы дать возможность отдохнуть одним, не снижая темпа для остальных.
Пешие прогулки, почти каждый день небольшие, раз в несколько дней длительные – на несколько часов. Прогулки позволяют физически восстановиться, а также за счет другого темпа восприятия увидеть новые кадры и сюжеты.
Все это было в фототуре по Занскару в 2016 году.
Ранние утренние съемки хотя и утомительны, но дают важный результат.
После отбора пейзажей оказывается, что более 80 % лучших кадров снято утром или вечером. Из них до половины – утром.
Творческие задачи:
Чтобы поездка была удачной для участников, они должны создать что-то новое.
Простой вариант – участники визуально реагируют на сцены, и них появляется новый материал благодаря новым местам и эффектному освещению.
Более результативный вариант – участники имеют цели в работе над своими сериями и проектами.
Предложить участникам самим осознать направления своего творчества и сформулировать цели съемки в поездке.
У меня на фототуре в Занскар было три цели в очередности – структуры, пейзажи, люди непостановочно.
На фототур по долине Спити 2017 года сейчас я бы так сформулировал пока без очередности:
в пейзаже – свет, особенно утром, люди непостановочно, структуры-новые возможности, боковым зрением – цвет, лучше с фактурой.
С молодыми авторами можно попробовать помочь им увидеть свою оригинальность – просмотреть их портфолио из 100 работ и больше, выделить то, что у них получается, и предложить развить в поездке 2-3 темы.
Обсудить актуальность проектного мышления в фотографии. Планирование проекта – содержание, форма, сроки (по времени или результату), опубликование.
Формулирование концепции в начале работы позволит повысить результативность, поскольку при съемке улучшается видение «своего» кадра.