2

Работаем 24х7:

8 968 007 74 47 (Россия)

WhatsApp, Вацап:
+ 91 95 96 796 372 (Индия) 

email: contact@phototour.pro

skype: il-il-il

 

Мы в Лехе, Ладакх.
Интернет есть не всегда.

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Календарь фототуров и туров
1790 Евро

Фототур в Марокко

4.04 — 17.04.2020 (14 дней)
672 USD

Земля Шамбалы

4.06 — 13.06.2020 (10 дней)
998 USD

Истоки Тибета

15.06 — 26.06.2020 (12 дней)
788 USD

Тибет Озерный-1

30.06 — 9.07.2020 (10 дней)
1098 USD
1674 USD
1352 USD

Женский Тур по Ладакху

19.07 — 1.08.2020 (14 дней)
685 USD

Рекламник по Тибету

27.07 — 5.08.2020 (10 дней)
1268 USD

Тибет Озерный-2

2.08 — 15.08.2020 (14 дней)
1278 USD

Долина Спити

16.08 — 29.08.2020 (14 дней)
694 USD

Тибет Озерный Рекламный

1.09 — 10.09.2020 (10 дней)
924 USD

Легенды Тибета: Занскар

19.09 — 30.09.2020 (12 дней)
1134 USD

Невероятные Гималаи-1

1.11 — 10.11.2020 (10 дней)
1000 USD

Невероятные Гималаи-2

11.11 — 20.11.2020 (10 дней)

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.

Льюис Кэрролл
Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Танец ЦАМ. Часть 1: Участники или Фотографы?

07.04.2011
Автор — Илона Крыжановская, Наталия Вовк

Кем мы там были - сторонними наблюдателями, гостями, участниками или фотографами - это для меня до сих пор большой вопрос.
Начиналось все очень спокойно - с любопытства, с наблюдения за окружающими, само действо - да, очень впечатлило. Но уже первый фестиваль в Монастыре Сток закончился тем, что одна из участниц фототура просто плакала - слезы текли и текли из глаз, я не могла понять - что происходит. Повода для слез не могло быть в принципе. На мой вопрос - что случилось? девушка ответила: Все нормально, просто очень много эмоций.
Сама я в тот момент соображала с трудом - переполненная изнутри происходящим, вот тут скажу банальную фразу - я была потрясена. По-другому это состояние описать сложно. Да и на самом деле я до сих пор не понимаю - что произошло со мной, пока я одновременно наблюдала, пыталась снимать и - незаметно для себя и совершенно неконтролируемо - участвовала в Танце Цам. Участвовала на неосознанном уровне - просто потому, что не участвовать в этом было невозможно, это захватывало как волна, как энергетичское состояние всей окружающей реальности.

Танец ЦАМ. Часть 1: Участники или Фотографы?

Уже сейчас, в Киеве пытаюсь потихонечку разбираться с тем - что вообще такое Танец Цам: читаю, смотрю свои фотографии и как-то пытаюсь собрать информацию воедино. Пока получается с трудом. 
Первое и самое главное впечатление: ничего более настоящего и честного по воплощению - я давно не видела.
Во время двух фестивалей, на которые мы попали в марте 2011 года, меня раздирало два желания: первое - снимать, второе - смотреть. Просто смотреть, просто слцшать, просто чувствовать. Фотоаппарат и видеокамера - были явно лишними, мешали. Вот действительно. Второе - очень хотелось передать на фотографии всю мощь и динамику танца Цам, энергетику происходящего. Не знаю, не уверена - возможно ли это в принципе). И очень надеюсь, что у меня будет еще возможность сделать это.

Но - начнем с начала: Танец Цам.
«Нет такого места, где бы не присутствовал Будда. А раз так, священные танцы с подношениями Будде, наполненные верой и благими намерениями, имеют двойную цель. Люди, наблюдающие за танцами, могут получить пользу через приятные ощущения радости, а сами участники танцев совершают подношения всем Буддам, Бодхисаттвам и другим просветленным существам». Достопочтенный Нгаванг Чонджор из монастыря Намгьял.

Изучаете ли Вы религию или увлекаетесь философией, смыслом Вашей жизни считаете познание окружающего мира или мироздания нутрии себя. Проявляете ли Вы любознательность к этнографии вообще или культуре древних народов в частности, восхищаетесь ли созерцанием красоты первозданной природы. А может Вас, больше всего, привлекают экстремальные виды спорта и активный отдых. В общем, чем бы Вы ни занимались по жизни, какому бы хобби не отдавали предпочтение в свободное время, и какого бы уровня самосознания Вы не достигли, у Вас рано или поздно возникнет желание посетить Тибет, величаемый еще «Крышей Мира». 

Ну, а если, Вы, ко всему прочему, отдаете предпочтение наиболее аутентичным традициям, которые так редко можно встретить в более цивилизованном мире, тогда Вам никак не обойти своим вниманием Ладакх, что находится на крайнем Севере Тибетского нагорья, надежно спрятанный от внешнего мира за перевалами Великого Гималайского Хребта. Это таинственное место расположено между хребтом Куньлунь (север) и Гималаями (юг). Если дословно перевести значение его названия, то «ла» означает перевал, а «дакх» – страна. И нет ничего удивительного в том, что Ладакх еще называют «страной нескольких перевалов». По своему географическому расположению Ладакх – это часть штата Джамму и Кашмир в Индии, с собственной столицей – городом Лех, что находится на высоте 3505 метров над уровнем моря. Именно через него проходила часть Великого Шелкового пути из Индии и Непала в Китай, Тибет и Среднюю Азию. За схожесть географических, климатических условий и культурных традиций Ладакх также называют «маленьким Тибетом», в котором буддизм, а особенно сохранившиеся и дошедшие до наших дней наиболее аутентичные традиции буддизма Ваджраяны, создали условия для развития архитектуры, живописи, системы монастырского образования и административного управления.

Ладакх издревле служил местом уединения буддийским ламам и йогинам. Считается, что именно в Ладакхе находится духовный центр мира – Шамбала. До 70-х годов ХХ века он был закрыт для посещения туристами. Но за последнее десятилетие вездесущая туристическая индустрия, которая заметно увеличила благосостояние местных жителей, начала оказывать свое влияние на состояние и практику исконных традиций. Но все же, именно здесь, среди жизненных реалий можно наблюдать тесное переплетение и мирное сосуществование и древнейшей религии и самобытной культуры, прекрасной природы в условиях сурового климата, и быт населения на уровне ведения натурального хозяйства, истории и философии мироздания, позволяющих проникнуть и осознать смысл жизни.

 
Весенний Лех. Кадрик из панораммки города.

Но и кроме всего этого Ладакх сможет Вас удивить. Едва ступив на его священную землю, Вы ощутите Вселенское Добро и Умиротворение, испокон веков царящее здесь, которое будет окружать Вас повсеместно. Оно будет лучиться и от совершенно чужих и незнакомых Вам людей, и от равнодушных, застывших во времени зданий и сооружений. Вы будете улавливать Спокойствие, исходящее из камней, воды и воздуха. Вы погрузитесь в него полностью, оно войдет в каждую клетку Вашего естества и сознания. Вы будете дышать и насыщаться им каждую минуту Вашего пребывания на этой загадочной земле. Ваше подсознание впитает его даже без Вашего на то согласия. Вы почувствуете как сама вечная душа окружающих Вас огромных гор проникает в Вас. И оставит неизгладимые отпечатки в эмоциональной сущности.
Так, проникая сознанием в окружающее пространство, соединяясь с ним, Вы сконцентрируете в себе его силу, запечатлеете его в своей памяти. Именно эти высокие моменты отпечатываются в памяти духа, переходя в неразрушаемые жизненные накопления. Такой опыт обогащает дух, и именно эти моменты питают и развивают его. И совершенно незаметно, мягко и ненавязчиво, все это изменит Вас в уравновешенность, спокойствие. Вы вернетесь домой, к своим повседневным делам обновленными, просветленными и очищенными. И это не просто высокий слог. Это реальность, с которой сталкиваются все, кто когда-либо посещал Ладакх.

И, опять же, быть в Ладакхе и не посмотреть мистерию Цам ("Tsam"), танец лам в масках, это все равно, что и не побывать здесь. Потому, что эта удивительно прекрасная и загадочная местность и ее народ так и останутся для Вас до конца не открытыми и не понятыми. Ведь таинственный и сакральный танец Цам – это органичный симбиоз всего того, о чем мы говорили выше. Кроме всего прочего это еще и важный элемент популярных преставлений о буддизме Ваджраяны в регионах его распространения, а это не только Тибет и Непал. Это еще и Монголия, Тува, Бурятия и др. Безусловно, своей красочностью и уникальностью "Мистерия Цам" способна привлечь и тех, кто исповедует буддизм или детально интересуется этой религией, и тех, для кого это будет всего лишь первое соприкосновение с таинством обрядовых и ритуальных танцев лам.
Ведь Мистерия Цам интересна именно ритуальными танцами – ламы надевают на себя красочные, устрашающие маски. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда докшитов – персонажей докшитского Цама –  "защитников закона" – хранителей веры. Один их внешний вид должен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска «лиц» у них зловещая: красная, синяя, зеленая, выражение хищное, свирепое, кровожадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внешний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению. У ацзаров маски строгие, сдержанные, у Хашин-хана, его детей добрые и даже «улыбчивые». Красивые, эффектные маски животных - оленя, льва, тигра, буйвола, птицы Гаруди.


Тантрические маски монастыря Спитук, Лех.

Изначально, в классическом варианте, маски изготавливались из дерева и были очень тяжеловесными. Поэтому прежде чем надеть их, монахи обматывали мягкой материей голову, шею и плечи. Изготовление классических деревянных масок приравнивается к высокому искусству. Имена искусных резчиков, увековеченные в религиозных канонах, передаются из уст в уста. Но из-за их непрактичности, на смену им пришли маски в более облегченном варианте – из папье-маше.
Маски, изображающие высших тантрических божеств, наделены тремя глазами. Маска божества, относящегося к «гневному» клану, украшена короной с определенным числом миниатюрных человеческих черепов: пять – у высших дхармапал, три – у божеств рангом пониже и один – у местных защитников. Волосы традиционно изготавливались из хвостов черного яка. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы в масках, смотрят не через глаза, а через ноздри и рот. В связи с этим, маска слегка наклонена назад, что производит странный эффект – как будто все персонажи, танцуя, пристально вглядываются в небо.

Перед использованием маска должна быть освящена. Лама читает соответствующие молитвы, бросая зерна освященного риса. Маски, особенно те, что передаются из поколения в поколение, считаются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами. Сохранившиеся до наших дней костюмы, атрибуты, украшения и особенно маски, создававшиеся для религиозной церемонии – представления Цам, являются, как правило, шедеврами декоративно-прикладного искусства древнего Тибета.

Также монахи наряжаются в специальные одежды. Костюмы для «Цама», как правило, шьют из парчи и шелка. Некоторые из них скроены по типу одеяний тибетской знати, которые (наряды) монастыри в древние времена получали в качестве подношений. Как и тибетские оракулы, исполнители «Цама» надевают костюмы поверх монашеских одежд. Костюм высшего тантрического божества обычно состоит из «балахона» с широкими, длинными рукавами и надеваемого поверх него красивого резного воротника. Широкие рукава по форме напоминают колчан – подразумевается, что все божества-защитники скрывают в них лук и стрелы, чтобы в любой момент, если это необходимо, иметь возможность поразить врагов учения. Для некоторых танцев обязательно нагрудное украшение из деревянных, но чаще костяных бусин, или даже целый тантрический костюм, который называют «шесть костяных украшений». Иногда нагрудные украшения заменяются так называемым «зеркалом» – металлическим медальоном с изображенным в центре семенным слогом данного божества. Разным тантрическим божествам соответствуют разные виды оружия и ритуальные объекты: треугольные флаги, чаши, мечи, жезлы и т.д. 

После облачения, монахи показывают танец-пантомиму, повествующий о присутствии божеств на земле. Здесь также следует отметить, что и цвет и художественное оформление костюмов и декораций, используются в течение этой церемонии как ключи к индивидуальности изображенных характеров. Длинные, шитые золотом танки с изображением Будды и Тар вывешиваются перед зрителями, закрывая горизонт и создавая ощущение Их присутствия. Музыкальным сопровождением для танцующих служат звуки барабанов, труб и медных тарелок, специальных буддийских инструментов.
Танец Цам – это один из существенных религиозных ритуалов, отражающих суть буддизма, преподаваемую через правильные апостольские изображения и сущность. Это своеобразное театральное искусство, исполненное квалифицированными танцорами, имеющими внешнее проявление и характеры различных апостолов и дьяволов, животных или реальных людей.
Первоначально Цам проводился как религиозное действо внутри монастыря: на монастырском дворе или в храме, где видеть его могли лишь посвящённые. Его сложное магическое и мистическое содержание было доступно только для тех, кто имел специальное духовное посвящение, и тщательно охранялось от мирян. С течением времени, действо Цама было перенесено на площадь перед монастырём, и грозная мистерия, сделалась средством для сбора пожертвований, переродилась в яркое, нарядное и редкое по впечатляющей эмоциональной силе театральное зрелище.
При этом не следует забывать, что сама по себе мистерия – это тайная религиозная церемония. А "цам" по-монгольски (или "чам" по-тибетски), что значит "танец" или точнее «танец богов». Но Цам, это не просто танец, это целостный многочасовой комплекс танцев-пантомим монахов и лам в специальных ритуальных масках, изображающих различных божеств, духов и героев. Во-первых, мистерия Цам разыгрывается во время праздников или важных событий, культурных фестивалей или в специальные ритуальные дни. Религиозная мистерия, ставшая храмовым ритуалом во многих крупных буддийских монастырях, преследует несколько целей. Прежде всего, это способ усмирения и нейтрализации злых духов, которые мешают вере. Страшные маски, как уже упоминалось, предназначаются как раз для того, чтобы отпугнуть врагов веры. Кроме этого, танец призван очистить сознание и душу. Практически каждая маска у высших дхармапал, а точнее, черепа в ее венце, олицетворяют какой-нибудь из пяти пороков – зависть, жадность, гнев, гордыню, корысть. Однако праведный гнев приветствуется, потому что таким гневом можно очиститься. Во время танца докшитов (суровых, «гневных» хранителей веры), происходит уничтожение духовного негатива. Во-вторых, мистерия Цам проводится, когда человек готовился к состоянию «бардо», то есть умирал. Или, согласно буддизму, переходил в другое состояние, именуемое «бардо», когда душа человека должна за короткое время найти себе место, новое обиталище. В-третьих, Цам – это средство, ведущее к просветлению.
Не следует забывать и о главной задаче мистерии Цам – распространение блага для местности, где она проводится. Ответственность и сложность задач, решаемых в процессе ритуального действия, делает недопустимыми какие-либо неточности или сбои.
Как правило, в мистерии Калачакры принимают участие только подготовленные монахи. Наиболее известный и распространенный танец этой мистерии – покорение Гуру Падмасамбхавой (Гуру Ринпоче) вредоносных демонов, и взятие с них обязательств защищать буддизм и его практиков, во время строительства монастыря Самье в Лхасе царем Трисонг Дэценом в 8 в. в Тибете. 


В различных монастырях сюжет и главные герои исполнения мистерии Цам могут варьироваться в зависимости от принадлежности к разным школам буддизма Ваджраяны, главного защитника и почитаемого охранителя монастыря, а также сложившейся традицией исполнения Цам в этой местности. Исполнение мистерии Цам привлекает максимальное количество зрителей всех возрастов из самых отдаленных мест и выполняет двойную функцию: ритуального сакрального действа и красивого яркого театрального зрелища, чей сюжет хорошо известен и понятен всем присутствующим. Сейчас во время больших праздников и монастырских фестивалей происходит соревнование танцоров Цам из различных мест, что считается приносящим благо всей местности, где живут участники.
Этот магический танец можно наблюдать по-разному и в разное время года. Это можно сделать в теплое время года, считающимся пиковым для туризма в Ладакхе, на столичной площади Леха, перед главной городской гомпой (специальным помещением для буддийских ритуалов). Тут, на всеобщем фестивале, отмечаемом 1 сентября, вот уже несколько лет в течение недели, мистерия Цам разыгрывается несколько раз представителями разных монастырей.

Вы можете оказаться одним из зрителей в многочисленной разношерстной толпе праздношатающихся туристов, обалдевших от впечатлений и воспринимающих все происходящее перед ними только как хорошо отрепетированную театрализованную постановку, представляемую исключительно в угоду им. Но, если Вы действительно хотите погрузиться в атмосферу священного действия, ощутить на себе силу транса, вызванного танцующими монахами, воочию наблюдать ритуальные жертвоприношения и непостижимыми для осознания простого обывателя возможности оракулов, тогда Вам надо, непременно, самому или с группой единомышленников подняться на N-нную высоту над уровнем моря, и посетить один из многочисленных буддийских монастырей во время праздника.

И желательно это сделать в зимний период года, который длится в Ладакхе почти 9 месяцев. Ведь именно на самое снежное и неприветливое для туристов время приходится большинство буддийских праздников.

Среди них Цагасар – праздник Нового года, котрый длится 16 дней. К нему подготавливают гороскопы, люди дарят друг другу различные амулеты. Зула – восхождение Цзонхавы на небо. В этот день тысячи светильников зажигаются в память о великом учителе. Третий праздник посвящен учению Калачакры. Весак – день рождения, Просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни, совпадающий с началом весны, поэтому алтари утопают в цветах. В этот день монахи разыгрывают сцены из жизни Учителя, великие ламы наставляют верующих в Учении.

И еще один, пожалуй, самый зрелищный праздник посвящен Майтрейе (Майдари-хурал). Тысячи буддистов приезжают в монастыри, чтобы принять участие в процессии, изображающий приход Майтрейи. Из специального храма, имеющегося в каждом монастыре, выносят золотую статую бодхисаттвы, помещают на колесницу, и монахи везут её вокруг монастыря. Верующие стремятся прикоснуться к колеснице и коню Майтрейи в надежде, что это принесёт счастье. Под оглушительные звуки труб и барабанов кружились в танце духи, один за другим выходят со свитой дхармапалы – в буддийской мифологии боги-защитники учения и их последователей. В основной список входит 8 богов Ваджрабхайрава, Хаягрива, Бэгце, Яма, Махакала, Шри-деви, Вайшравана, Брахма. Но иногда к их числу причисляют и многих других местных божеств и духовных подвижников таких как Падмасамбхава, который с помощью магии и чар обратил в буддизм языческих богов Тибета.

И как раз в феврале-марте в Ладакхе происходят великие религиозные мистерии: сакральные ритуалы, магические танцы лам, священный ритуальный танец Цам. И хоть добраться туда из-за снежных заносов бывает крайне затруднительным, разве что только по воздуху, все же, игра стоит свеч. А дорога, как известно, покоряется идущим. И те немногочисленные европейцы, которым все же посчастливилось побывать в это время и в самом Ладакхе, и на зимних мистериях, остаются с яркими и незабываемыми ощущениями на всю жизнь.

Поэтому тем, кто ищет новых эмоций и ощущений, одна дорога – в тибетские горы. Что и сделала наша Ладакхская команда фототура в Тибет, март 2011 года. Мы посетили два монастыря и стали участниками двух грандиозных мистерий. Нам посчастливилось дважды смотреть танец Цам и дважды его снимать. 14 марта на празднике Сток Гуру Тсечу в Монастыре Сток, и 18 марта на празднике Мато Награнг в монастыре Мато. Да-да, это не ошибка и не оговорка. Мы действительно были непосредственными участника Цама, а не равнодушными сторонними наблюдателями происходящего. Кроме нас, смелых и решительных, из чужеземных гостей праздника была небольшая группа туристов из Германии. Но только нам, по особому разрешению (а вернее – в обход всех разрешений и запретов), было дозволено  сидеть в самом круге среди местных жителей, коренных ладакхцев и снимать, снимать, снимать…


фото: Андрей Баранчиков

Хотя, честно говоря, быть одновременно и участником и фотографировать, каждый раз вылавливая удачный кадр, как обыкновенный обозреватель, было очень трудно. Ведь энергия, излучаемая монахами-танцорами и их энергетика, проецируемая на зрителей, просто зашкаливала все разумные и неразумные пределы. И не поддаться ее влиянию было невозможно и немыслимо.

Состояние транса, не подпитанное никакими стимуляторами – ни наркотиками, ни энергетиками, ни благовониями или курениями, ни даже травяными чаями, охватывает Вас помимо Вашей воли и, погружаясь в него, Вы отправляетесь за грань своего сознания, оставляя на поверхности все суетное и мирское. А, погружаясь, Вы  берете с собой только познание и просветление, царящие вокруг Вас, которые Вы до этого не принимали и попросту отвергали из-за полнейшего скепсиса или простого непонимания.

Да и как Вам было до этого принять что-то светлое и доброе извне, когда Ваши Душа и Тело переполнены Болью. Ведь в нашей повседневной жизни мы привыкли загонять все свои обиды, злость, неприятие чего-либо и даже собственные хвори вглубь себя. Мы прячем их так глубоко и от самих себя и от окружающих, что перестаем их ощущать. И порой забываем о них или занимаемся самообманом и убеждаем себя, что они покинули нас. Но всепоглощающая и изнуряющая Боль никуда не девается. Она живет в нас и накапливается. И только побывав в таком месте как Ладакх и став участником поистине уникального и энергоемкого ритуального танца Цам, где все так очевидно и неподдельно, искренне и первозданно, как и все, что окружает Вас, Вы ощутите, как эта Боль покидает Вас. И происходит и прозрение, и очищение одновременно. И не столь важно, что у Вас больше болело – Душа или Тело, Вы почувствуете как исцеляетесь.

Ваша Боль может покидать Вас слезами или отрицательной энергетикой. Инородными телами, накопленными в Вас за годы жизни или новообразованными кусками плоти. Она может покидать Вас негативной информацией, которую Вы вбирали в себя до этого – но все это малозначительно. Самое главное, это то, что Ваше исцеление несомненно произойдет. И, хотя это и не все эмоции и ощущения, которые пережила наша фото-группа во время Мистерии Цам, а лишь малая толика из них, да, впрочем, всего передать и невозможно, это надо пережить и ощутить только самому, мы все же перейдем к повествованию о виденном нами танце Цам. Но с чего же начать? Ведь сам танец охватывает так много и из буддизма и из добуддийской эпохи, когда в Тибете главенствовала религия Бон.

Но это уже тема для следующей статьи....

Кстати, вот календарь Праздников в Ладакских Монастырях на ближайшие годы, во время которых будут исполняться Танцы с Масками:

Календарь буддийских фестивалей в Ладакхе на 2014-2020гг. Туры в Ладакх.
 

Я хочу найти
Найти