Занскар: Как снимать Танец Цам? Практическое руководство по фотосъемке на буддийских праздниках.
Олег Иванов: У вас когда-нибудь было состояние, в котором наличие фотоаппарата в руках кажется невероятной обузой, но условия, в которых вы находитесь, как бы обязывают к нажиманию на кнопку - редкое событие в экзотическом месте - как же без "снимков на память"! Вот и я как-то оказался в таком положенении, правда "событие" я видел далеко не впервые - я имею в виду сакральный Танец Цам (Chaam Dance) в одном из монастырей Малого Тибета индийской провинции Ладакх.
Творят этот танец люди, монахи, и несёт это действо глубоко духовный, мистический смысл - танец символизирует разрушение злых сил и духов и драматизирует иллюзорность жизни, одновременно во время танца выполняются ритуальные приношения к божествам монастырей и защитникам веры (протекторам).
При всей своей религиозности по мнению многочисленных зрителей и самих исполнителей танец служит весьма практическим целям - чистке окружающего простанства от дурной энергетики и тёмных деструктивных сил, в существовании которых здесь никто не сомневается. Причём сам танец является завершающей стадией действа, начинающегося обычно глубокой ночью за закрытыми дверями, продолжающегося утренней (4-5 утра) пуджей, которая сменяется танцем. Люди, способные тонко чувствовать энергетические процессы в окружающем пространстве, говорят, что первая стадия действа является основной действующей составляющей, что очень мощно выражается в энергопотоках, доступных в ощущениях посвящённым, к числу которых принадлежит немалая часть местных жителей. Увы, считается, что если танец не удостоен присутствием Учителей - римпочее данной линии монастырей (Гелугпа, Кагъюпа и т.п.), а в идеале ещё и самого His Holiness Далай Ламы, он может превратиться в обычный красочный ритуал, напоминающий нам шоу.
Но давайте отложим шоу-вариант и вспомним о так мешавшем мне болтавшемся на шее фотоаппарате. Что снимать и зачем? Если Вы портретист, можно толкаться в толпе зрителей и выискивать интересные лица, но ваши этнографические творческие устремления явятся противоречием тому, что модели Ваши пришли не на шоу и не на фотосъёмку - для них творящееся на площадке призвано поддерживать их жизнь и жизнь их близких, к такому готовятся многие месяцы. Можно снимать кружащиеся в танце маски, как отдельные фигуры, так и хороводы - фантастическое и красочное зрелище - но тут Вы скорее всего увлечётесь шоу-составляющей танца. Можно стать документалистом-репортажником и попытаться выстроить на шкале времени все эпизоды танца для последующего анализа, подобного тому, что делается в книге "Tibetian Religious Dances" [2]. Но в пятый раз подряд, если Вы не настоящий исследователь темы, это может показаться скучноватым занятием.
Вот и я, скучая, размышлял о том, как бы расширить своё фотографическое пространство и задумался о людях и мистике. Внешний вид маски напоминает о шоу, но, с одной стороны, под ней скрывается живой человек, многие месяцы обучавшийся, прежде, чем ему было позволено выйти на площадку для совершения сакрального ритуала. А внутри маски заключена магическая сила её персонажа-божества, которому человек-исполнитель как-бы предоставляет своё предварительно очищенное в ретритах тело для действа на время танца. Так жизнь и магия сливаются в одном теле.
Вот мне и показалось интересным найти жизнь в тех глазах, что выглядывают из под шляп и масок танцоров, а магию поискать, надев серый фильтр на объектив и, увеличив тем самым выдержку, распластать в пространстве-времени тщательно продуманные за столетия па этого действа.
Надо сказать, оказалось это не так просто.
Сначала о жизни и людях. Во-первых, надо брать телевик или портретник с достаточно большим фокусным расстоянием (в моём случае это 70-200 и любимый 135-й фикс) и выцеливать лица моделей, которым до вас-фотографа никакого дела нет и которые перемещаются в достаточно быстрых и напряжённых движениях. Тут уж, чтобы поймать в фокусе ближний к фотографу глаз танцора при небольшой глубине резкости (а она мне здесь представляется просто необходимой), надо максимально сосредоточиться. Затем нужно подумать как обойтись с фоном. Когда снимаешь хоровод масок, лица зрителей, попавшие в зону РИП или нет, не кажутся слишком уж неуместными. Но когда работаешь с выражением лиц танцоров, посторонние персонажы совсем уж ни к чему. Поэтому можно попробовать разместить камеру максимально низко и, снимая танцоров с нижнего ракурса, обеспечить в качестве фона голубое или какое будет небо - тут начинаешь понимать, что выбор позиции для съёмки становится чрезвычайно важным подготовительным действом. Другой вариант, который особенно хорошо сработает в солнечный день, - фотографировать лица на фоне слабо освещённой толпы зрителей, которые при использовании малой глубины резкости и дополнительной экспокоррекции в минус размоются и уйдут в темноту.
Теперь о "мистике". Здесь мы возвращаемся к более общим планам, но сразу скажу, размытые в движении хороводы выглядят, как правило, неважно, и нам снова надо обращаться к индивидуальностям. Поэтому нужна подвижная модель и статичный фон, который, даже будучи в фокусе и зоне РИП, не размоется на выдержке, скажем в 1/10 секунды. Ясно, что при таких выдержках нам потребуется штатив и изрядное упорство в слежении за моделью при незакреплённой штативной головке. Как вариант, можно ловить танцоров в определённой зоне, предварительно выставив ручную фокусировку и прочно закрепив камеру.
Так как же снимать танец Цам?
Попробуйте всё-таки отложить фотоаппарат в сторону и побыть на этом празнике не гостем-чужеземцем, а полноценным участником.
Литература.
1. Navang Tsering Shakspo "A Cultural History of Ladakh" (pp.227-235)
2. Rene De Nebesky-Wojkowitz "Tibetian Religious Dances"
Использованы фотографии, снятые на фестивалях в монастырях Karsha (в долине Занскар) и Korzog (на озере Tso Moriri) в 2012 году во время фототуров в Тибет с Проектом ФотоТур.