2

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Календарь фототуров и туров
1100 $

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1157 $

Голубые Горы

20.02 — 5.03.2025 (14 дней)
1287 $

Невероятная Индия

5.03 — 16.03.2025 (12 дней/11 ночей)
1100 $

Май в Ладакхе

1.05 — 10.05.2025 (10 дней)
1200 USD
1742 USD
1450 $

Долина Спити

2.08 — 15.08.2025 (14 дней)
1414 $
1000 $

Тибет Озерный-2

17.08 — 26.08.2025 (10 дней)
1000 $

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

Фридрих Ницше

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Сакральные Автопортреты: Как снимать Танец Цам?

14.10.2012
Автор — Илона Крыжановская

Статья написана на основе практического опыта фотосъемки на фестивалях в буддийских монастырях долины Ладакх (Малый Тибет) 2010 - 2012 гг.
Часть фотографий, опубликованных в статье, отснята на фестивале Zanskar Karsha Gustor в Занскаре, а часть - на фестивале Korzok Gustor в Цоморири, лето 2012 года.
Примерно в тоже время появились некоторые размышления о том что и как снимать во время буддийских мистерий, сопровождаемых исполнением сакрального ритуала Танца Цам...

Сакральные Автопортреты: Как снимать Танец Цам?

 О ключевых моментах и приемах фотосъемки во время буддийского сакрального ритуала Танца Цам:

1. Во-первых Вам должно действительно повезти - даеко не всегда и не во всех гомпах Танец Цам проходит именно как сакральный ритуал. Как ритуал - да, но вот как сакральный - не всегда. Танец Цам как просто ритуал - это тоже очень ярко, красочно, необычно, но вот какой-то составляющей все равно не хватает, чего-то почти неуловимого - того, что в итоге выматывает до нельзя, дарит усталостью, ломотой в суставах, порождает странные сны, чистит, беспокоит, портит настроение, лечит Душу. Вероятно лучше всего об этом сказал Lama Lobsang Yountan из Дискит-Гомпы: "Кога я танцевал Махакалу - я был Махакалой, меня самого в тот момент не было, был Махакала, и все окружающие воспринимали меня Махакалой, потом вернулся я." Вероятно, именно это состояние лам, исполняющих Танец Цам делает его сакральным, позволяет им самим и присутствующим соприкоснуться с мирами Защитников Дхармы. Итак, для начала - необходимо везение.

2. Во-вторых Вам надо суметь совладать с собой и включиться в Танец Цам. "Совладать с собой" - тут имею в виду в первую очередь эмоции. Эмоции берутся вроде бы ниоткуда и совершенно левые к Танцу Цам, например: вдруг начинают вспоминаться неприятности на территориально далекой от Тибета работе, актуализируются давнишние несправедливости и обиды в отношениях - запускается непрерывный внутренний диалог - все о старом-прошлом, по кругу, по кругу. Сомнения тут же на подхвате стоят: все что вчера вроде бы и ясным было - начинает мерцать, переливаться страхами-недоговоренностями, мерещится обманами. А далее и событийный ряд включается: вдруг на ровном месте спотыкаешься и разбиваешь коленку, паста в ручке шариковой последней кончается, телефон мобильный в ручей падает, электричество выключают - не подзарядить подсевшие акумуляторы, в суп вместо соли сахар опрокидывается, да мало ли еще чего - шнурки на сандалях развязываются. Где уж тут до Танца Цам - сидишь и мелко думаешь о своих обидах-неприятостях, не включенный, не совладавший, не о том задумчивый. Всему этому есть вполне естественное объяснение: Танец Цам является заключением, эпогеем сакрального ритуала очищения, гармонизации пространства, т.е. 6 дней до Танца Цам в гомпах идут круглосуточные сакральные пуджи, которые всю окружающую реальность взбаломучивают до самых крупинок мелких и гармонизируют, чистят-вычищают. Но как любая большая уборка не обходится без временного бардака и хаоса, так и пространство во время Танца Цам - ох, какое неуютное бывает. Это потом оно вычистится, уравновесится, сбалансируется, а вот во Время - ну, уборка идет, мусор летит-выметается-утилизируется-сжигается - в общем все лишнее-ненужное поднимается и как пыль витает-клубится в воздухе и Душе. Наверное, относится спокойно к этой Душевной Пыли, Душевному Мусору - непросто, это таки не полы подметать, но можно попробовать не смотря ни на что - сосредоточиться на том, что происходит в Танце Цам, включиться, отмахнуться от обид-ударов-поломок, рассредоточится немножечко и начать снимать. Хотя и просто наблюдать - тоже ничем не хуже. И тогда - все пройдет, отойдет на второй план, станет несущественным, и не только сейчас, а в целом по жизни. Но это не всегда с первого Танца Цам получается. И даже не со второго). Тут уж как повезет.

3. В третьих. Предположим, что Вам повезло - Вы попали на настоящий Танец Цам и Вам удалось рассредоточиться, утонуть-утопиться в происходящем. Другими словами, Вы оказались в транссовом состоянии на площадке тибетской гомпы в очень маленьком и Слава Будде - не сильно посещаемом пока Тибете. А вот дальше вопрос "Что и как снимать во время Танца Цам?" - пропадет, испарится сам-собой. Потому как, находясь в контакте-соприкосновении с танцующими Защитниками Дхармы, Вы интуитивно отреагируете-найдете самое важное для себя, то в чем больше всего нуждаетесь в существующее время, то что естественно требует Душа - вопросы станут несущественными, ситуации - разрешимыми, а если совсем сильно повезет - еще и смыслы жизни как-то сами-собой образуются. И тогда Ваш фотоаппарат начнет соучаствовать в происходящем как внешнее проявление Вашей собственной Души, здесь технические приемы, ракурсы - незначимы-незначимы - все приходит само, если видишь-чувствуешь-ощущаешь главное - не Лам, танцующих в древних масках, а самого себя, растворенного в Танце Цам. Те, кто был там и видел эти действа, наверняка помнят - насколько красивы лица тибетцев, наблюдающих за Танцем Цам. (Хотя, надо отдать должное, родившиеся на Тибете - изначально красивы, тут людям не просто повезло - рождение здесь еще заслужить надо, прежними жизнями заслужить). Это все потому что они там внутри, в Танце. И, вроде бы внешне - спокойно они сидят, а все одно - танцуют, танцуют вместе с Ламами, каждый - свой Танец Цам - кто с Кем резонирует, кто в Ком видит себя. Это не всегда сразу получается - иногда тренироваться надо, а иногда - приходит моментально, по наитию и вдруг понимаешь - кто ты ЕСТЬ на самом деле - опять-таки - как повезет, многое действительно от везения зависит. Главное - увидеть, почувствовать, срезонировать, поймать свою волну, остальное - приложится. Потому как во время Танца Цам - мы все равно снимаем только самих себя, свои Сакральные Автопортреты.

Фотографировали: Илона Крыжановская и Олег Иванов -  каждый себя). 

Я хочу найти
Найти
язык:
русский