Ладакх: Буддийская мистерия Yuru Kabgyat, монастырь Ламаюру, 16 - 17 июня 2012г.
Монастырь Ламаюру расположен в долине верхнего Инда, в 127 км на запад от Леха и основан Наропой в 11 веке.
Сейчас принадлежит к традиции Дрикунг Кагью, но долгое время был прибежищем для последователей религии Бон.
Попасть туда на фестиваль Yuru Kabgyat очень хотелось уже хотя бы потому, что сильно надеялась увидеть-ощутить-почувствовать отголоски боновских традиций.
В некотором смысле это и получилось.
Хотя, впрочем, в Тибете всегда получаешь то, чего хочешь на самом деле.
Не уверена только, что это полученное удается сразу понять правильно и уж тем более - принять.
Сначала про сам праздник: Yuru Kabgyat - это двухдневный буддийский фестиваль-мистерия, который ежегодно проходит в Ламаюру Гомпе. Праздник этот ждут, отмечается он с огромной помпой и энтузиазмом и собирает не только местных жителей, но и большое количество буддистов из-за рубежа.
По своей сути фестиваль Yuru Kabgyat представляет собой танцевальную драму, сопровождающуюся исполнением Танца Цам - Танца Масок, который является неотъемлемой частью большинства больших буддийских праздников традиции Махаяны. Кстати, традиция исполнения Танца Цам восходит своими корнями аж к 8 веку.
Основной смысл танцевальной драмы Yuru Kabgyat сводится к тому, чтобы успокоить, ублажить Божественных Сущностей. Еще одна задача фестиваля - это некоторая энергочистка, энергетическая профилактика пространства: Yuru Kabgyat также выполняется для того, чтобы отогнать злых духов и защитить людей от разрушающих стихийных бедствий, эпидемий, а также для обеспечения здоровья и духовной гигиены как самих монахов, так и местного населения.
Основные действующие персонажи Yuru Kabgyat являют собой образы Ямы или Бога Смерти, Падмасамбхавы, Махакалы и прочих охранников и защитников учения Будды. Эпогеем танцевальной драмы является совершение жертвоприношения, внешне выглядевшего как символическое. Не уверена, что это так на самом деле - энергетика там странная в это время, надрыв чувствуется сильно.
Драма Yuru Kabgyat состоит из непрерывного Танца Цам, во время которого Ламы в трансовом состоянии движутся по кругу, одетые в яркие одежды и красочные маски. Это круговое движение сопровождается звуками барабанных ударов, длинных труб и тарелок. Маски - старые, как правило, сделаны из папье-маше, и покрыты тонким слоем штукатурки и краски.
Это - внешняя сторона происходящего.
Про внутреннюю сторону фестиваля Yuru Kabgyat, ощущения: Тут все намного сложнее - насколько это вообще удалось почувствовать и тем более понять. По ощущениям основное действие происходило не во время Танца Цам, а до него - на утренних пуджах, не расчитанных на широкого зрителя. Пуджи проходили на первом этаже монастырского гестхауза и начинались ночью - часа в два ночи. Пуджи не сопровождались громким музыкальным сопровождением, но при этом - великолепно чувствовались по энерго. Проспать было невозможно - что-то поднимало и тревожно-настойчиво влекло вниз, к Ламам. Во время же Танца Цам - ээнергетика чувствовалась слабо, было ощущение больше ритуала, ритуального исполнения заученных фигур Танца Цам. Но при этом на площадке царило сильное нервное напряжение - тут сложно сказать что именно это было: то ли норма для Yuru Kabgyat, то ли ситуационный расклад именно этого года. Когда я вспоминаю свои ощущения от мистерий в монастырях традиции Гелуг - там много света, одухотворенность, буквально физически чувствуешь очищение и восторг, радость. Здесь были пустота и напряженность. Неуловимая напряженность, которая вроде бы ощутимо и не чувствовалась. Но, вот очень хорошо запомнился момент, когда в самом конце Yuru Kabgyat ламы - участники фестиваля, уже переодевшись, завернули Маски в красные куски материала-тряпицы и ручейком - с завернутыми Масками в руках, ручейком потекли с площадки, на которой исполнялся Танец Цам - в Гомпу, убрать Маски, спрятать-упаковать в специальные сундуки, до следующего года. И вот когда этот ручей утек с монастырского двора - появилось чувство завершенности происходяшего, отпустило, напряжение ушло, что-то изменилось, стало легче. Я снимала это на видео, и очень хорошо помню свое состояние-восприятие того момента - вроде бы все завкончилось, монахи ушли переодеваться, а мне все не уходилось - как держало что-то, хотелось логического конца, завершенности, точки. Я ждала. И вот когда этот ручей с Масками вытек - энергетика изменилась, завершение произошло, отпустило, закончилось. До сих пор помню это ощущение - как задышалось свободно, как упала-рухнула невидимая стена воды, что-то ушло, воздух стал легким.
Вообще, это моя первая попытка как-то вербализировать происходящее на Yuru Kabgyat. Думается, что - не последняя и со временем у меня получится понять свои ощущения от этой мистерии.
Про условия фотосъемки: тут буквально пару слов. Условия фотосъемки на Yuru Kabgyat в Ламаюру - ну, не самые потрясающие) - небольшой двор, с трех сторон закрытый постройками, очень пестрые фоны, неудобное освещение - солнце либо в зените и тогда освещено все, либо - имеем глубокие тени и отсутствие солнца. С погодой тоже не очень повезло - свинцовое небо радости не добавляло. Хуже всего при этих раскладах было с общими планами - за пестротой все сливалось, общие планы в основном сверху. Хотя, возможно, на следующем празднике Yuru Kabgyat найдутся выходы и из этой ситуации....
А пока - первая попытка поразбираться в отснятом на Yuru Kabgyat, 16-17 июня 2012г.
Ближайший наш фототур на буддийскую мистерию Yuru Kabgyat состоится теперь в июне 2013 года.
Ознакомиться с программой этого фототура можно здесь: Фототур «К истокам Тибета: религия Бон, арийские деревни, озеро Пангонг и Ладакх, 01.06.-14.06.2013г.»