Ладакх 2014: размышления по итогам прошедшего сезона.
Завершился сезон 2014 года в Ладакхе завершился.
Мы провели в этом сезоне в Ладакхе 14 туров, каждый из которых проходил по индивидуально подготовленной программе и не повторял наши туры прошлых лет.
Некоторые размышления по итогам прошедшего лета в Ладакхе.
Прошлый сезон в Ладакхе, сезон 2013, было очень легко охарактеризовать словами: светло, радостно-счастливо и очень много надежд-планов на будущее - вот, примерно, с таким настроением мы улетали в прошлом году из Леха. Наверное, тот сезон 2013 года так и останется в памяти самым беззаботно-счастливым временем в Ладакхе.
Тут все сезоны в Ладакхе - очень разные, каждый проходит под своим знаком.
Когда я задумываюсь о сезоне 2014 года - под каким знаком прошло лето 2014? - мне сложно сформулировать свой ответ словами, тут именно та ситуация, когда количество прожитого этим летом перерастает в другое качество восприятия окружающего мира.
Ок, перерастает, но еще не переросло - для таких переходов требуется время.
Восприятие мира изменилось, но - пока еще не осознается - чего именно и куда поменялось, мысли-ощущения пока несуразные, в некотором смысле - взаимоисключающие друг-друга.
Вот, например, вспоминаю этот сезон в Ладакхе и первое, что приходит на ум - это мысль: сколько же всего я не успела - макро осенних цветов не снимала, портреты не все, которые хотелось - тут выползает длиннющий список тех, кого так и не сфотографировала этим летом, на озерах - не все отсняла, на Пангонг так осенью и не выбралась, и в Дха Ханну - тоже, и - список вьется лентой, очень бесконечной такой лентой.
Потом смотрю на диски с отснятым в этот сезон материалом - только у меня больше 5 терабайт, причем насколько больше - не знаю, в конце сентября писали на любое свободное место, дисков уже совсем не хватало, как и времени разбирать отснятое: это реальный завал - я не понимаю с какого конца за все эти фотографии браться, хочется системно их разбирать, но их так много, а еще и видео с весенних и летних Танцев Цам.
Для начала - надергала из разных папочек всякого, кусочки состояний, историй, занятий, отношений.
Мы в этом году у себя на террасе поставили что-то типа мини-студии: белый, черный и бордовый фоны купили на индийском амазоне, отражатели всякие - там же, свет с собой привези, дополнили это все ладакхскими шалями для задников - они широкие, более приятные визуально, старое кресло забрали из сада оно все чудесно-облезлое, в какой бы студии о таком не мечтали), в общем - почти замечательно получилось с этой идеей. Давно хотелось что-то такое сделать и спокойно фотографировать: свет у нас очень яркий, пронзительный - как не старайся, а даже в полутени люди прищуриваются, а тут можно спокойные расслабленные лица снимать, под неторопливую беседу).
Экспериментировали для начала, естественно, на себе самих.
Перестала пить кофе, перешла на черный чай - вот никогда его особо и не любила, а сейчас - вкуснее вкусного обычный черный чай. Вот такие изменения - на самых простых бытовых уровнях, и есть - самые необычные, они же - лучший показатель того, перемены - нешуточные: от устоявшихся годами привычек так просто не отказываются, это физиология, если бы кто мне год назад рассказал о том, что мне кофе невкусным станет - ну, скептически бы хмыкнула, а вот ведб - стало невкусным, не тянет.
По поводу "год назад" - говорила на днях со старой приятельницей, и та же фраза прозвучала: если бы год назад кто-то бы рассказал нам - что именно будет происходить в наших странах уже через несколько месяцев - мы бы в лучшем случае покрутили пальцем у виска - сумасшествие какое-то. Ан нет.
На нашей ладакхской кухне висит вот такая огромная картина с котом в шляпе, картина уже пережила пару ремонтов-побелок на кухне и все-одно возвращается на свое место - в этом есть некоторая обнадеживающая стабильность, прочность ладакхского дома: я действительно чувствую себя здесь свободной и счастливой. Сейчас до меня начинает постепенно доходить, что свободной и счастливой можно быть не только в Ладакхе, хотя именно там в нашем случае это легче всего, тут просто удачное попадание на свою среду-культуру с Ладакхом.
Три года читаю эти слова на картине с котенком и каждый раз - как впервые), прямо откровение.
Из очень неожиданных для меня самой моих же мыслей-ощущений есть вот такое: а, возможно, встречи-общение этим летом с нашим Арахатои и Учителем Ринпоче Бакулой - были по значимости для меня чуть ли не сильнее посвящения Калачакры, тут словами тоже пока сложно объяснять.
Со словами в этом году - плохо: прошлым летом - столько бы всего написалось (и писалось же), а сейчас - просто откровенно не хочется, лень, хотя есть, есть о чем - и есть намного больше, чем в прошлом году, только вот говорить об этом совсем не хочется, словами все одно многое не опишешь, для себя - да, какие-то памятки хочется делать, а вот вовне пока ничего не просится.
Кстати, посвящение Калачакры оказалось действительно настоящей сильной энергопрактикой, для меня это удивительно уже хотя бы потому, что я не представляла - как при таком скоплении народа, а собралось на Калачакра Пуджу более 120 000 человек, ну, не представляла, не могла представить, что передача, посвящения будут такие, как если бы Н.Н. Далай Лама передавал это лично мне, индивидуально. Когда ездили на Калачакру - в голове всякие слова складывались, как рассказать об этом, а потом все прошло - слова как исчезли, растворились в незаметных медленных изменениях, растянутых во времени, заполняющих время.
Очень много снимала просто рисунки-разводы-акварели наших гор, они повсюду, сначала планировала даже серии, что-то типа: рисует Ладакх, рисует Занскар, потом - поняла для себя, что вот такие серии будут для меня таки натужными, надуманными и фотографировать сериями - просто не хочется, а - зачем? Нет, фотографирование само по себе - очень нравится, но делать это сериями, рассчитанными на стороннего зрителя - неа, совсем не хочется, как не хочется придавать отснятому-снимаемому какие-либо смыслы, законченные формы - не хочется, лень и как-то ограничено что ли? - формы бесконечны и перетекаемы друг в друга, а смыслов - в общем-то и нет никаких, вымучены все смыслы, и лень их придавать стало) чему-либо.
Однако, серии снимков - все одно получались-складывались, но сами-собой, естественно - моими камерами рисовал окружающий мир, я просто присутствовала), вот как можно было пройти мимо этой прекрасной спящей собаки? А их - спящих собак, в Лехе в этом году было особенно много: спали они везде, спали сладко, в привольно-умилительных позах и самых неподходящих местах, и ничего из происходящего вокруг не мешало им спать-высыпаться днем и лаять ночами, целыми ночами, но и это - массовый ночной лай - не мешало, стало привычным фоном, почти колыбельной - лают собаки. значит у нас все нормально, спокойно, привычно-стабильно.
Как-то подумалось, Лех - город спящих собак.
Месяц, после наводнения в Кашмире, мы провели без интернета вообще. Первые несколько дней было непривычно, потом - хорошо и спокойно на душе стало.
Когда через месяц мы попали в интернет и я, безусловно, ломанулась сразу же на новостные сайты, первое ощущение было: я не могу это читать, т.е. буквы-то в слова складываются, а вот смысл остается за кадром, такое впечатление прочно сложилось, что журналисты устроили себе фестиваль-праздник абсурда.
Мы провели в этом сезоне в Ладакхе 14 туров, каждый из которых проходил по индивидуально подготовленной программе и не повторял наши туры прошлых лет.
В плане туризма в этом году реальные напряги у всех, ни одна война в истории человечества не способствовала развитию туристического бизнеса, а тем более отягощенная прыжками доллара.
Грустно, что это происходит сейчас, грустно не в плане туристической деятельности, а в обычном общечеловеческом понимании бытия.
Но, возвращаясь к прошедшему сезону: периодически в этом сезоне к нам приезжали неполные группы, но с любыми группами мы работали полностью по заявленным на сайте и в договорах программах, и если меняли маршрут тура, то только в большую сторону.
Это хороший опыт: в частности для себя я поняла, что с малыми группами мне самой интереснее во всех отношениях, и в частности в том. что маршрут малой группы можно менять практически в свободном режиме - увидели что-то интересное на дороге, переглянулись и повернули в этом заинтересовавшем нас направлении, с большими группами - так не получится, слишком большой объем ну, например, тех же забронированных отелей-гестов, тут уже приходится жестко по маршруту идти.
Подумываю на следующий год сделать отдельное направление вот таких туров для малочисленных групп, когда часть программы будет проходить именно в свободном режиме - поехали туда, где в данный момент интереснее и съемочнее, пока не знаю, как именно это все планировать-расписывать маршруты таких туров, но сама идея свободой передвижения - очень нравится.
Сезон отработали очень хорошо, я довольна и в конце сезона - действительно устала), это тоже приятный показатель летней загрузки.
С 27 июня по 20 июля останавливали всю работу и брали паузу - на время учений Н.Н. Далай Ламы и посвящения Калачакры.
Нельзя сказать, что изначально это решение было совершенно осознанным: поначалу мы думали, я планировала, что, возможно, какой-нибудь тур в это время и будет, в конце-концов не вся команда гидов буддисты, хинду у нас тоже есть.
Но, как-то само-собой - не сложилось, руки не поднимались придумать-написать маршрут на это время, я расслабилась и на душе резко полегчало).
Решение оказалось интуитивно очень правильным: энергозагрузка во время учений и посвящения Калачакры была просто запредельной, и полная освобожденность от любых других дел дала возможность быть восприимчивой, не отвлекаться.
Мне очень нравится эта витрина с яйцами и отражением гор в вечернем солнце на стекле маленькой ладакхской кафешечки, тут перекусывают только ладакхи, туристов тут не встретишь, это центр Леха, маркет, но не туристический маркет, а локал, Мы бродили там в ожидании своей очереди к доктору: в июле в связи с большим количеством прибывших со всех стран света на Калачакру буддистов, в Лехе началась эпидемия непонятного вируса, и, безусловно, я его подхватила. Сам вирус - так себе, средней пакостности, а вот наступивший после него кашель - очень доставал, продержался чуть больше месяца, и я даже подсократила количество выкуриваемых в день сигарет).
Доктора мы посещали на вечернем приеме, с 4-х часов, брали заранее талончик с номером очереди, и потом бродили возле клиники, там масса съемочных мест - от манекенов в витрине до кур в клетках на продажу, чудесное место.
Это монастырь Ридзонг Гонпа, в этом году я попала туда уже в самом конце сезона, возвращаясь из поездки с Максом и Ламой Тсерином в Ламаюру, на обратном пути завернули.
Это очень старый шкафчик, с деревянными дверцами, расписанными ликами Махакалы - мое любимое успокоительное место: я сажусь в гонпе именно напротив этого шкафчика-комодика и долго-долго смотрю на Махакалу, на душе в итоге все светлеет, как чистым душем-водой омывается).
Озеро Пангонг, середина лета: мы сбежали сюда в тишину сразу после Калачакры, было очень яркое полнолуние, но погода капризничала - то яркое солнце без облаков и все вокруг открыточно-ярко-плоское, то мелкий крапающий дождь - и намочить не намочит, а поснимать не дает.
Сначала гоняла машину вдоль озера, туда где вроде бы солнце светит, но тут полностью сработала пословица про хорошо там, куда мы еще не доехали на джипе, а как доезжали - солнце успевало запрятаться в тучах.
Было обидно - ну, очень хотелось пофотографировать.
В итоге выбрала несколько съемочных точек, достала зонт и сидела возле своих точек под дождиком с камерами и распущенным зонтом, ждала, когда облака пролетали и на мгновения выглядывало солнце, и снимала, а потом опять под зонт и к другой точке.
За пейзажи пока вовсе не берусь - слишком много всего этим летом отснято, надо садиться и методично разбирать все сериями, например, по озерам.
Еще не успокоилась-не отдохнула для этого, пока так - загляну в папку с фотографиями, порассматриваю, потом - цап какую-нибудь фоту, в фотошоп ее и дальше сама себе говорю вот ведь опять запутаюсь...
Что еще очень нравится в этом сезоне: мы стали сильно расширять границы наших маршрутов, осваивать новые совсем-совсем не-туристические территории, куда зачастую за своей удаленностью даже местные не забредают. Вот и в ту поездку на Пангонг мы проехали всю дорогу в по правой стороне озера до самого проверочного пункта, дальше которого нужен спецпермит, потому как граница совсем рядом.
Это в Ламаюру, на самом верху на горе над гонпой, мы в тот день запускали здесь с малыми ламами и Ламой Таши двух воздушных змеев - осьминога оранжевого бескаркасного и восьмиметрового и разноцветное крыло. Запустили обоих. Осьминог в итоге сорвался и малые побежали ловить его по склону, поймали - тут надо более прочные нити для Ладакха и Занскара продумать, ветра тут сильные.
Лама Тсерин с нами был в тот день, но в целом это тоже большая отдельная история.
Сейчас о другом: мне очень хотелось начать летать тут змеями - начала, в следующем году надеюсь открыть пару школ воздушных змеев - в Спитуке и в Ламаюру, будем с малыми ламами осваивать воздушные пространства Ладакха). Взрослым ламам эта моя идея нравится.
Вообще лучше всего чувствую себя в монастырских школах для юных лам, хорошо там).
Лама Таши - глава администрации Ламаюру Гонпы и старший учитель в школе юных лам. Случайно подружились в этом году. Именно подружились, Лама Тсерин - он Учитель. а Лама Таши - друг, очень по-другому отношения складываются. возможно еще и за счет того, что Лама Таши сильно моложе), но это тоже - отдельная история.
Это мы в маленькой гонпе в 9 километрах от Ламаюру, здесь Лама Таши прожил два года своего детства вместе со старым-старым ламой - своим Учителем.
Я об этой гонпочке совсем не знала, первый раз здесь была.
И фотография совсем спонтанная, Лама Таши сел на место для пуджи, тихонько так помолиться, я ему донейшен потом подсунула, а он стал мое имя в тетрадь для донейшенов записывать и свет так хорошо лег, я и подняла камеру.
Про зеркало в буддизме как одно из подношений пяти чувств:
Маленькое серебристое зеркало представляет способность видеть и чувственное восприятие глаза. Зеркало представляет форму (или сознание) и элемент пространства. Оно ясное, незапятнанное и яркое, и отражает все явления без вовлечения. Какие бы явление не проявлялись в качестве отражений, будь они красивые или уродливые, хорошие по сути или плохие, зеркало их не судит. Оно остается полностью не затронутым, незапятнанным и неизмененным образами, которые в нем проявляются.
Похожим образом чистое сознание не затрагивается красотой или уродством, хорошей, нейтральной или плохой природой мыслей, которые возникают в нем и проходят через него. Как и отражения в зеркале, они лишены собственной сути, но тем не менее они продолжают проявляться на «экране» сознания или в пустоте зеркала.
Как дикое животное, которое видит а атакует вероятного соперника в своем собственном отражении в воде, непросветленный отождествляется с проекциями своих собственных образов.
Но просветленный ум Будды воспринимает все явления пустыми от собственной природы, так же как и житель пустыни, знакомый с появлением миражей, знает, что они никогда не утолят его жажды.
Вот дальше приходят всякие мысли, например, такая: если хочу избавиться от своих иллюзий - может быть имеет смысл смотреть на окружающее через зеркало?
Зеркало не соврет, просто отразит.
Еще подумалось, что хочется заказать маленькие красивые зеркала и подарить любимым гонпам), преподнести как подношение).
Это в Стагна Гонпе, в старой части, которая еще в 16 веке была построена: сколько тут бываю, а не перестаю восхищаться - уже вроде бы сто раз снимала-переснимала тут все, а увижу и дух захватывает).
Со Стагной мы тоже в этом году очень близко пообщались, с Ринпоче Стагна Гонпы, он в этом году переехал в гонпу и теперь постоянно живет здесь, ему 3 года и 7 месяцев в сентябре исполнилось.
Флажки в витрине самого большого супермаркета в Лехе, на Мейн Маркете, все-таки хорошо, когда рядом с вкусными продуктами - мы вот все лето только черный сахар, например, купленный в этом магазине в кофе сыпали, и кофе теперь в Лехе купить можно, так вот - все-таки замечательно, когда в витрине главного супермаркета вот так стенкой флажки сложены - не почему-то хорошо и замечательно, а просто так).
Это витрина в антикварном магазине нашего друга Ашрафа: перед самым отъездом из Леха в голову пришла замечательная идея - записать с Ашрафом серию фильмов прямо в его магазине, когда он берет какой-нибудь предмет с полки и рассказывает о нем. Ашраф очень увлеченный антиквар - для него это не способ зарабока, а образ жизни, знает он о своих сокровищах бессметное количество историй с такими подробностями, что ни в одной энциклопедии не прочтешь. Очень хочется эти истории как-то сохранить, зафиксировать во времени. Ашрафу моя идея понравилась, попробовали записать первую серию), вроде бы получилось неплохо.
Когда я буду монтировать видео, отснятое в Ладакхе этой весной и летом - я пока представляю плохо, еще же и двумя камерами снимали), есть чему учиться и в этом плане).
И, конечно, натюрморты в любимом корытце-поддоне от ладакхской печки, в воде, с ножницами и часами, и цветами с нашего сада-огорода.
В этом году они снимались как-то очень много и потеряли вообще какие-либо смыслы - как будто отражения в зеркале.
Поначалу меня это - отсутствие смыслов - несколько напрягало, именно - напрягало, но не расcтраивало и не тормозило в съемке: ну, да, хотелось бы, конечно, каких-нибудь смыслов, а еще бы и умных, глубоких, по возможности - драматичных, чтобы там цепляли всячески.
Но смыслы - не появлялись, а желание возиться в воде с ножницами, часами и красками совершенно не уменьшалось от отсутствия смыслов, я расслабилась и проводила это Время с удовольствием).
Потом, неожиданно для себя обнаружила, что всякие разные ножницы можно заказывать на индийских ебее и амазоне, и их очень быстро доставляют почтой в Лех.
В результате количество ножниц в нашем ладакхском доме резко возросло, еще часть добавилась из наших путешествий по Ладакху, и корытце с водой вообще перестало убираться с веранды: в прошлом году я отсняла - разложила все по местам, в этом году постоянным местом для многочисленных часов, стекол, ножниц и всякого прочего - стала веранда. В корытце все время что-то плавало-мокло-готоилось к съемке: вот, например, если цветы оставить на пару дней погруженными в воду, их лепестки становятся нежно-прозрачными, истончаются как ветхая ткань - ну, вот и какие тут смыслы? - просто красиво такие лепестки в воде рассматривать, да и вообще нужны ли смыслы, если от самого процесса получаешь несказанное удовольствие.)
Все фотографии кликабельны до большого размера для разглядывания.