Остров Элефанта, Мумбай, Бомбейский Залив, Индия.
Уникальное место под названием Остров Элефанта, известный также как остров Гхарапури, расположен на востоке от Мумбая, на одном из многочисленных островов городской гавани. Этот таинственный остров является настоящим магнитом для туристов со всего мира. Ведь его самой большой достопримечательностью являются подземные каменные пещерные храмы, которые украшены огромным количество изумительно красивых статуй. Весь храмовой комплекс в 1987 году вошел в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Статья в первую очередь будет интересна для фотографов, отправляющихся в фотопутешествие по Мумбаи и окрестностям.
Остров Элефанта расположен на западе Индии, в акватории Бомбейской гавани. Название «Элефанта» означает «слон». Издали остров действительно похож на слона. Высокая скала, напоминающая спину этого животного, снижаясь, образует возвышение поменьше — «голову», от которой тянется длинный «хобот» — мыс.
До острова можно легко добраться на пароме, который курсирует между Элефанта и гаванью Мумбая. Он ежедневно, в 9 утра и в 2 часа дня, отходит от пристани прямо возле исторических Ворот в Индию, и весь путь к месту назначения занимает примерно час времени. От пристани острова к пещерам ведет прямая дорога. Также, чтобы добраться до храмов, можно воспользоваться небольшим трамвайчиком, который довозит посетителей прямо к ступеням, ведущим в пещеры. Вдоль всей дороги расположены лавки и магазинчики, в которых можно приобрести различные украшения, памятные сувениры, еду и напитки.
Площадь всего острова составляет всего около 16кв км, и ранее он был столицей одного из местных княжеств. На сегодняшний день на нем проживает около 1200 человек, которые преимущественно занимаются земледелием – выращивают рис, а также рыболовством и починкой лодок. На Элефанта расположены три поселения: Шентбандар, Морабандар и Раджбандар, последний является своеобразной столицей острова. Храмовые пещеры располагаются на территории Шентбандара.
Свое имя остров получил не только из-за сходства со слоном. Свое нынешнее название – Элефанта – остров получил в XVII веке благодаря португальским исследователям, после того как ими около входа в одну из пещер храмового комплекса была обнаружена вырезанная из цельного куска базальта скульптура слона (elephant – слон). Они решили вывезти ее в Португалию, но эта затея окончилась неудачей, так как они уронили ее в море. Вторично осуществить это предприятие попытались в XIX столетии англичане, но их попытка также не удалась. Уже в ХХ веке слона перевезли с берега на территорию Бомбейского зоопарка.
Каменный слон с Элефанты — лишь одно из многих чудес этого небольшого острова. В VI—VII веках здесь был создан обширный ансамбль скальных индуистских храмов, связанных с культом бога Шивы.
Пещерные храмы Элефанты вырублены в отвесных скалах, к которым от пристани ведет дорога протяженностью около 2 км. Центральный храм, посвященный Шиве, состоит из трех обширных гротов: главного и двух боковых, имеющих запасные выходы. Эти залы высекались на протяжении почти двух столетий, причем пришлось сперва сделать не менее десяти попыток отыскать среди отвесных скал удобную для обработки породу, в которой можно было вырубать подземные сооружения.
Вдоль всех трех залов храма Шивы стоят грандиозные скульптуры, высеченные из той же монолитной скалы. Здесь собраны все боги индуистского пантеона и герои эпической поэмы Махабхарата. Многочисленные скульптурные композиции посвящены Шиве и его подвигам, борьбе с демонами и его всевозможным перевоплощениям.
Уже при входе в храм высится статуя танцующего Шивы-натараджи. Танец Шивы символизирует вечную смену циклов во Вселенной — восходящих и нисходящих, созидающих и уничтожающих. На голове у Шивы помещено изваяние Аношемары — демона времени.
Танцующему Шиве аккомпанируют на различных музыкальных инструментах другие боги — Сарасвати, Индра, Брахма, Вишну, Лакшми. По преданию, Шива часто перевоплощался в различные образы и появлялся среди людей. Во время одного из таких перевоплощений он узнал об отшельниках из Гарагамских лесов, которые проповедовали новое вероучение, в котором не было места Шиве. Грозное божество решило покарать отступников, но те натравили на Шиву огромного тигра. Шива содрал с него шкуру одним только ногтем мизинца и опоясался ею. Тогда отшельники выпустили против него волшебного змея, но Шива победил его и сделал из него ожерелье. Наконец, пустынники прибегли к своему последнему оружию — выслали навстречу Шиве ужасного карлика Мулайоку с разящей палицей в руках. Шива придавил его ногой, сломал ему хребет и сплясал на костях поверженного врага. Устрашенные отступники вынуждены были покориться Шиве, а все остальные боги с тех пор приветствуют Шиву-натараджу игрой на музыкальных инструментах.
Вдоль стен скального храма расположены другие скульптурные композиции из жизни Шивы. Среди них — Шива умиротворенный, Шива размышляющий, Шива, убивающий злого демона Андаксару. В сцене свадьбы Шивы и Парвати принимает участие целый сонм богов и богинь. Среди них — Вишну и Лакшми, четырехликий Брахма (по представлениям индуистов — отец Вселенной), владыка небес Индра, восседающий на огромном слоне, богиня Ганга, изображенная спускающейся с головы Шивы, — ведь Шива еще и владыка гор, поэтому все реки Индии, текущие с горных вершин, подвластны его воле.
Еще одна многофигурная композиция рассказывает о состязании Шивы с демоном Раваной, владыкой Цейлона. Он считал себя самым великим и сильным из всех повелителей мира. Однажды Равана решил посетить Шиву, но тот не принял его, и тогда обозленный Равана в ярости поднял над своей головой громадную скалу, равную по весу мировой горе Кайласе, чем произвел ужасное землетрясение. Тогда разгневанный Шива поднял гору, еще более тяжелую, чем Кайласа, и побежденный Равана отступил.
В центральной части скального храма помещен колоссальный барельеф трехликого Шивы. Правый лик изображает Шиву-творца с добрым, улыбчивым выражением лица. В центре — спокойный и величественный Шива-покровитель, наблюдающий за миром. Левый лик изображает Шиву-разрушителя: лицо его жестокое и злое, углы губ опущены вниз, скулы и рот сведены судорогой гнева.
В самом центре храма высится лингам (фаллос) Шивы — символ жизни, представляющий собой каменный полутораметровый цилиндр и являющийся своеобразным «алтарем» этого скального святилища.
У выхода из храма, напротив танцующего Шивы, располагается скульптурное изображение очень популярного у индуистов слоноголового божества Ганеши, сына Шивы. По одному из преданий, Шива, разбуженный своим не в меру разыгравшимся сыном, в гневе приказал отрубить ему голову. Опечаленная супруга Шивы, богиня Парвати, стала просить мужа вернуть сыну голову, и тогда Шива, который никогда не меняет своих решений, наделил сына головой слона. Изображения Ганеши можно встретить по всей Индии. Он олицетворяет силу, доброту и мудрость.
На многих каменных фигурах храма Шивы на Элефанте видны следы разрушений — за прошедшие века находилось немало желающих испытать древние памятники «на прочность» или вообще стереть их с лица земли. Но тем не менее скульптуры Элефанты сохранились до наших дней во всей своей первозданной мощи, и тысячи посетителей восхищаются сегодня искусством мастеров, создававших этот удивительный храм.
При посещении острова следует помнить, что туристам запрещено оставаться на Элефанта на ночь, поэтому необходимо успеть на последний обратный паром.