Танец Цам в Энчей Гонпа, Гангток, по материалам фототура в Сикким, декабрь 2011 года.
Статья написана по итогам и материалам нашего фототура в Сикким: Фототур в Сикким: Новый Год Лосунг. 19.12.2011г. - 07.01.2012г.
22 декабря 2011 года: буддийский фестиваль Guda Chaam Dance, Enchey Monastery, Гангток, Сикким.
Монастырь Энчей (Инчей) расположен в трех километрах от центра Гангтока.
Монастырь Энчей ( школа Нигма-Па) известен как место пребывания божественных покровителей здешних мест, а конкретней, как место обитания божества Канченджанги. Канченджанга — горный массив в Гималаях, главная вершина которого высотой 8586 м над уровнем моря — третий по высоте восьмитысячник мира. И действительно,из монастыря Энчей открывается один из очень неплохих видов на гору Канченджунгу. Считается, что божества-покровители были усмирены Падмасамбхавой, а затем им была поручена охрана здешних мест. С духом Канченджанги лучше не шутить, поэтому вся религиозная жизнь сиккимцев в той или иной мере связана с этим божеством.
Именно в Энчей Гонпе мы присутствовали на нашем первом Чам Дансе в Сиккиме.
Монастырь Энчей (Инчей гонпа) основал в 1849 году лама Друптаб Карпо, мастер Тантры. В легенде говорится, что лама мог летать по воздуху, и именно на месте будущего монастыря он приземлился после длительного перелета в Гангток из Южного Сиккима. Об истории монастыря написано на табличке, размещенной на входе в храм.
Внутри храма хранятся изображения богов, богинь и других религиозных существ. Самыми почитаемыми божествами, располагающимися здесь, считаются изображения Будды и Гуру Падмасамбхавы. Стены храма покрыты росписями и фресками, изображающими буддийских божеств. Также здесь имеется большая коллекция масок, которые используются для ежегодных ритуальных танцев лам.
После разрушения монастыря в 1947 году его уже через год восстановили. После землетрясения в Сиккиме, которое случилось в 2006 году, храм снова начал разрушаться. Сентябрьское землетрясение 2011 года практически обошло монастырь стороной.
Сейчас в монастыре проживает около 100 монахов.
Ну, вот это такая входная информация про саму Энчей Гонпу, а теперь - к Танцу Цам в Энчее.
Для меня это был первый зимний Чам Данс вне Ладакха.
Безусловно, имея эталоном Ладакх, я ожидала несколько другого: но вот торжественности, звенящей энергетики зимнего Ладакха не получилось уже сразу на входе в Энчей Гонпу - людно, шумно, доброжелательно, интересно, ярко, но воздух не звенит от напряженного ожидания и молитв.
Просто очень по-другому, чем я к тому времени успела привыкнуть:).
В общем-то это и замечательно: переключиться на новое удалось достаточно быстро и я увидела совсем другой Чам Данс.
Кстати, звенящая энергетика появилась и здесь, но позже - когда начался Танец Черных Шляп, и исполняли его женщины.
Вот там действительно завораживало действо и плавностью самого Танца, и энергетикой, мягко и плотно заполнившей все пространство.
В тот период - осень-зима 2011 года, я почему-то больше переключилась на видеосъемку, фотокамеры тогда временно отошли на второй план, и по сути то, что снималось тогда в Энчее - это некоторое совмещение с видеосъемкой, репортажные кадры, не более того.
Про сами условия фотосъемки: в общем-то тесновато, свет не всегда комфортный, но подстроиться можно, очень доброжелательно - традиционно доброжелательно для буддийских монастырей. Близость к Гангтоку сказывается: народу много.
Кстати, впервые снимали более чем цивилизованно, и тут громадное спасибо нашей сиккимовской команде - Дорджи, Правишу и Сураджу: нам поставили стулья, перед стульями был разложили красивые коврики, на который мы и выложили всю технику, очень удобно:
За техникой постоянно приглядывал кто-то из команды гидов, а мы могли спокойно снимать-передвигаться в толпе, действительно очень удобно, что не надо все снаряжение на себе носить).
По самому действу Чам Данса впечатления примерно такие:
- яркие нарядные ухоженные костюмы и маски. Все блестит-сверкает-переливается: в Ладакхе как-то с этим по-другому - там маски особо никто не восстанавливает, там все древностью дышит.
- некоторая ироничность действия - вот это действительно удивило, такую буддийскую мистерию я тогда видела впервые.
Сначала - сильно озадачило, ожидалось-то совсем другого, а потом - включилась: да сценки иронично-поучительного содержания все одно чередовались с Чам Данс, и там уже энергии взвивались Танцем, узнаваемые ритмы. Просто по-другому, очень любопытно.
- Другой уровень подачи очень нужного материала - тут как в школе: для того чтобы перейти к квантовой физике, желательно для начала основы физики изучить). Тогда на Guda Chaam Dance в Энчее давались именно основы, без которых дальше - никуда особо и не пройдешь.
- По энергетике - а все-таки больше нижние чакры, обучение там происходило, хотя и в верх выход был безусловно.
Тут все очень имхо, первое впечатление, неглубокое.
Для того, чтобы понимать, чувствовать Чам Данс - этим надо жить, в этом надо жить, слишком много нюансов восприятия.
Очень бы хотелось вернуться туда и спокойно пройти это еще раз от начала и до конца.
И - не один раз, безусловно.
Тогда, наверное, что-то действительно пойму:) - Чам Дансу-то многие века и традиции, за раз умом и организмом такое не схватишь, только прикоснешься:).
Но и в этом мимолетном прикосновении - большая благодарность за случившееся:).
Все фотографии кликабельны до размеров побольше и ведут на мой блог в ЖЖ.