Тибетские Хроники: Игра в Пазлы. Ладакх.
Не уверена я, что все эти игры можно назвать натюрмортами.
Снимаются они с незавидной периодичностью и только по внутренней потребности.
Иногда - месяцами - затишье, потом что-то включается - предметы находятся-покупаются сами, все остальное, необходимое - оказывается под рукой, идей - никаких, но просто очень хочется.
Происходит это сейчас примерно так: в какой-то момент наливаю ведро воды и иду на террасу - поддон от печки уже стационарно живет там, весь пол закапан акриловыми красками - веселенько так получилось, цветы - с огорода, как и почему и сколько - непонятно, на какие-то цвета реагирую - просто собираю-срезаю ножницами, не считая, всегда хватает, потом оставляю сохнуть на террасе - зачем? - пока тоже не знаю, лежат себе и лежат.
Сажусь перед поддоном, Ножницы, единственная на сейчас в доме пара, другие - раздарились, а новые-парные - никак не находятся - не покупаются в этом году.
Идей - да, совсем никаких, представлений о художественности - аналогично, кладу ножницы и начинаю в них цветочками тыкать, состояние - как унырнула куда-то, просто нравится так сидеть - тихо, спокойно, что-то выкладывается без спешки.
После думается о том, что есть во мне ситуации-состояния до которых вербально-визуального доступа нет, одна кинестетика, и та - слабенькая - в слова-образы не переведешь пока, не время.
И вот эти игры с Ножницами в воде - это как беседа с тем, что внутри от меня самой спрятано.
Камера на штативе, иногда заглядываю туда - поддон удобный, как раз в размер кадра, идеальный.
Картинку собираю по ощущениям внутреннего баланса на данный момент - ощущения завершенности для меня на сейчас, дальше может измениться, но как - непонятно.
Время в точке "сейчас", прошлое - как бы подрастворилось, будущее - еще не проявляется, разве что в пазлах - всяких таких картинках-состояниях, временами - неловких, незавершенных по отдельности, а вместе пока еще не сложить, не-Время.
Чудное состояние, когда можно просто жить в точке "сейчас".
Школьный автобус.
Едет перед нашим басом-аквариумом.
Я сижу на ступеньках, перед выходом, успеваю поднять камеру и снять несколько кадров.
Дальше - разъезжаемся в разные стороны.
Сток. Одна из любимых гонп в Ладакхе.
Здесь я впервые встретилась с Ринпоче Бакулой, на празднике Сток Гуру Тсечу.
Здесь же впервые увидела-снимала Танец Цам, впечатались те ощущения в меня крепко.
В этом году в Стоке - строительство-ремонт: восстанавливают гонпу, по этому поводу она практически все время закрыта.
А заехать - все равно хочется, приятно в этом месте появляться.
Вход в гонпу через ступу, в теле ступы - старенький барабан с преер-бук.
Жалко будет, если барабан тоже обновят - закроют эти листы, так нравится их трогать.
Приехали сюда перед самым дождем: возвращались из Матхо - это когда пыльная буря началась, с неба еще не капало, но уже очень обещало - намекало на грозу, зонты мы тогда не купили, дождевиков с собой нет - в солнце уезжали, и вроде бы в Лех надо возвращаться, а хочется в Сток и по дороге.
Заехали.
Тишина тут: непогода - туристов нет.
Вообще почти никого нет: двое рабочих во дворе гонпы строят новый трон - тихо-спокойно, сама гонпа - закрыта, лам - нет, но тут и просто побродить-посидеть среди старых построек - неторопливо, никто никуда не гонит, сами-себе хозяева.
Побродили, посидели возле старого большого барабана.
Уехали с первыми каплями дождя.
Откуда эти масляные лампы - уже не помню.
Мне их нравится снимать.
Долго в ламповой комнате не пробудешь - копоть, тяжелый воздух.
Матхо Гонпа.
Напротив комнаты Белого Махакалы - в старой части гонпы, на полу полупривядший букет.
В комнату Белого Махакалы женщины не заходят, сижу-снимаю букетик - все как есть, ничего не двигаю - не хочется, немного света сверху падает.
Очень спокойно - и тут, и мне.
Тиксей Гонпа.
Мы в тот день много с августовской группой сидели на пудже - в основном зале гонпы.
Случайно попали: в первые дни августовского тура дождило, и мы с Правишем вели группу в стиле "степ бай степ" - утром выходим на крышу, смотрим в какой стороне не льет с небес, туда и едем - так и в Тиксей в тот день попали.
Пуджа долгая была - с трубами на крыше, с речитативами - ламы старые книги достали, по ним - видно что-то событийное в тот день происходило.
Мы тихонечко пристроились в углу, снимали, немного пописали звук - красиво.
Я в итоге на пудже уснула - ненадолго, просто провалилась куда-то, затянуло.
Кажется - не я одна:).
Просидели долго - хорошо и спокойно, двигаться не хотелось, без озарений - просто тихо, хорошо и спокойно.
Туристы ходили-снимали, а нам сиделось и сиделось.
Потом таки поднялась - а мы бы там зависли совсем, позвала группу во второй зал - за тронами, там росписи с жертвоприношениями по стенам - старые, необычные, такое стоит посмотреть.
Тоже Тиксей Гонпа.
Тот же день.
Соседний зал, тут Защитники Дхармы живут.
Стакна.
Нос Тигра.
Стакна Гонпа на скале находится, на самом кончике, скала сверху - как тигр, а гонпа - на самом носу.
Единственная гонпа в Ладакхе, основанная учителем и философом из Бутана.
Очень отличается от других каким-то внутренним ощущением комфорта и уютности.
Нас тут тоже уже узнают-помнят-знают и симпатизируют: в этом году мы появляемся здесь очень часто - как-то так складывается.
В прошлый раз - в одном из обычно зарытых залов - а нас пустили - увидела на стене старую-старую фотографию 19 Ринпоче Бакулы.
Какой он там молодой.
Тихо порадовалась тогда, что старые фотографии становятся для меня говорящими - знаю о ком они.
Бродим по гонпе, неторопливо, кто-то присел-сидит, рассматривает - не торопимся.
мне нравится этот ритм - не бегом - снимать-снимать-снимать.
Чувствовать.
Тут есть что чувствовать.
Может быть именно ради этого и стоит приезжать сюда.
Тоже в Стакне, после грозы.
Когда зашли в комнату Тары - 21 ипостась, кто-то выглянул в окно и увидел радугу.
Рванули на крышу - там - красота: низкие облака по всей долине, горы над ними и куски солнца.
С радугой тогда не успели, да и не беда - остальная долина под дивным светом.
Несколько минут назад шел дождь, а тут - развеяло.
В Ладакхе часто так - что-нибудь меняется моментально и в неожиданную сторону.
В этом очень любопытно жить.
В тот же день - вместе с желтыми цветами в пару снились васильки: Манипура и Вишудха.
Натюрморты снимаются парами.
Социум и эмоции.
Потом, в тот же день вечером я подумала, что скоро осень, еще какой-то месяц и прийдется уезжать отсюда, холода.
Ох.
Казалось бы только приехала сюда, еще недавно сидела ночами на парапете террасы и слушала запах цветущих яблонь, а теперь - рву яблоки, ветви над тем самым парапетом.
Яблоки - вкусные, мыть - не надо, тут все чисто, ну разве что - обтереть об подол платья.
В этом году в Киев я заезжала всего на три недели, остальное время - здесь в Индии, большую часть - в Ладакхе.
Уезжать - не хочется, не верится, что надо будет уехать отсюда, как-то я тут совсем прижилась.
Года три назад я пошутила, что, мол, хочу возить экстрим-туры в Киев.
Сейчас шутка становится почти реальностью - уезжать из Ладакха для меня - экстрим.
Вспомнилось, как летом сидели в аэропорту с Сонамом и ждали-встречали самолет: мне тогда подумалось - как хорошо, что я здесь, мне не надо никуда прилетать-улетать - это я тогда на вновь прибывших в Ладакх гостей-туристов смотрела.
Времени вроде бы и не существует, а времена года - меняются:).
Осень:).
Принесет-подарит свои пазлы:).
Не факт, что из этого всего когда-нибудь сложится одна картина - все постоянно меняется.
Но наблюдать за тем, во что собираются - могут собраться пазлы - бесконечно интересно:).