2

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Календарь фототуров и туров
1382 $

Оракулы Северной Индии

25.01 — 6.02.2025 (13 дней)
1100 $

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1157 $

Голубые Горы

20.02 — 5.03.2025 (14 дней)
1287 $

Невероятная Индия

5.03 — 16.03.2025 (12 дней/11 ночей)
1100 $

Май в Ладакхе

1.05 — 10.05.2025 (10 дней)
1200 USD
в разработке
1450 $

Долина Спити

2.08 — 15.08.2025 (14 дней)
1414 $
1000 $

Тибет Озерный-2

17.08 — 26.08.2025 (10 дней)
1000 $

Kаждый раз, когда потери и обманы жизни учат нас преходящести всего, это приближает нас к истине.

Согьял Ринпоче

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Полиандрия в Занскаре.

24.01.2024
Автор — Нина Лозенко

Полиандрия – это форма брачных отношений, в которых одна женщина имеет нескольких мужей одновременно.
Эта практика встречается в разных культурах, однако наиболее известной является полиандрия у народов Занскара, живущих на территории современной Северной Индии, расположенной высоко в Гималаях.
Занскaр – это долина, расположенная в Ладакхе, на территории Индийского союза.
В этом регионе живет народ Занскара, называющий себя занскари, который исповедует буддизм и имеет свои традиции и обычаи.
И одним из них является полиандрия.

 

Полиандрия в Занскаре.

Раньше полиандрия была широко распространена по всей Индии, и до сих пор в некоторых индийских регионах доминирует матриархальный строй, преимущественно на территории бывшего штата Джамму и Кашмир, на нынешней союзной территории Ладакх.

Полиандрия (семья, где женщина состоит в браке с несколькими мужчинами из одной семьи) была запрещена с 1941 года в Индии.
Но именно полиандрия позволяла и позволяет сохранить целостность земель, принадлежащих семье, чтобы малоплодородная земля не делилась на участки, которые были слишком маленькие в условиях сурового высокогорья. 
Сегодня полиандрия имеет тенденцию к исчезновению, все меньше и меньше остается таких семей.

В первую очередь, многомужество в Занскаре связано с буддизмом, который является доминирующей религией этого региона.
В буддизме нет запрета на многомужество, а наоборот, это было распространено в Тибете и других регионах, где были широко распространены буддистские учения.
Это было связано с тем, что многомужество было распространено в кочевых обществах, где это позволяло укреплять родственные связи и обеспечивать выживаемость кланов:
мужчины пасли стада в условиях больших высот и очень холодного климата, охотились на диких животных в горах и поэтому часто погибали.
Хранительницей семьи оставалась женщина.
Вот суть полиандрии в двух словах.

Женщина Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

А теперь поговорим подробнее о причинах и условиях возникновения полиандрии в культуре тибетского буддизма в целом, и в Занскаре в частности.

В некоторых обществах, включая древние буддистские культуры и народности, полиандрия сохраняется и до нынешних времен.
И хотя в буддизме нет явной поддержки полиандрии, но существует некоторое количество исторических и культурных факторов, которые могли способствовать ее возникновению в тяжелых для жизни высокогорных регионах.

Один из таких факторов может быть связан с практиками некоторых буддистских школ, таких как тибетский буддизм, где монахи живут в монастырях и практикуют медитацию и другие религиозные практики.
В таких общинах может возникать нехватка мужской рабочей силы, и полиандрия может использоваться как способ обеспечения продолжения рода и поддержания экономической устойчивости.

Кроме того, полиандрия может быть обусловлена гендерным дисбалансом, когда мужчин на территории определенного региона значительно меньше, чем женщин.
В таких случаях полиандрия может стать практикой, которая позволяет женщинам получать социальную поддержку и материальную помощь от нескольких мужей.

Наконец, полиандрия может быть связана с некоторыми культурными и религиозными традициями, которые существовали в этих же регионах до появления буддизма.
В таких случаях полиандрия может сохраняться как часть местной культуры и традиций, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Девочки Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

Также, многомужество в Занскаре может быть связано с историческими и экономическими условиями региона.
Раньше, когда этот регион был отрезан от внешнего мира из-за сложных географических условий, скудности ресурсов и недостатка воды, многомужество могло служить способом обеспечения выживаемости семей и кланов, так как это позволяло обеспечивать больше детей, которые могли помочь семье в ее экономических потребностях.

А вот многоженство в Занскаре было традиционно распространено у мусульман-занскари, и связано с традицией договорных браков.
В этой традиции родители будущих супругов заключают сделку, в которой определяются условия брака, включая количество жен и детей, которых муж должен содержать.
Это было распространено в обществах с высокой степенью аналфабетизма и низким уровнем развития социальных институтов.
Многоженство в Занскаре по сути не получило распространения, как и не прижилось на территории Ладакха в целом.

В Занскаре полиандрия распространена среди братских браков в культуре тибетского буддизма, где братья женятся на одной женщине.
Эта практика основана на древней традиции, которая была разработана для решения проблем с наследством земельных участков и снижения числа бедных незамужних мужчин.

Женщина Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

В братских браках, один из братьев становится "главным мужем", а другие - "вторичными мужьями".
Главный муж имеет первоочередное право на сексуальные и репродуктивные отношения с женой, но вторичные мужья также имеют право на эти отношения в рамках соглашения, заключенного между ними и главным мужем.
Вторичные мужья могут помогать главному мужу в обеспечении материальной поддержки семьи и воспитании детей, которые рождаются от жены.

Эта практика, хотя и необычная для многих западных культур, имеет давние истоки и продолжает существовать в Занскаре.
Однако, с течением времени, с появлением новых идей и новых технологий, она стала менее популярной, и многие люди в Занскаре предпочитают более традиционные формы брака.

В целом, полиандрия в Занскаре является интересной и необычной практикой, которая иллюстрирует многообразие культурных традиций в разных частях мира.

Женщина Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

В Занскаре полиандрия существует многие сотни лет.
Но и до нынешней поры она считается нормой и даже ценится.
В этом регионе мужчины и женщины живут в близком контакте друг с другом, и часто несколько мужей живут с одной женщиной.
Это может быть обусловлено разными причинами, например, традиционными или практическими соображениями.

Одной из причин полиандрии в Занскаре является нехватка женщин в регионе.
В связи с этим многие мужчины вынуждены искать партнершу в других селах.
Однако, чтобы не растерять свою имущество и земельные участки, они приводят своих жен назад в родное село, где они также имеют братьев и чтобы не растерять землю, принадлежащую семье, вступают в общий полиандрический брак.

Кроме того, полиандрия может быть связана с традициями народа Занскар.
В этом регионе воспитание детей – дело общее. Каждый мужчина, который живет с женщиной, считается ее мужем и отцом ее детей.
В результате дети получают заботу и внимание от нескольких отцов, что укрепляет их связь с общиной.

Полиандрия в Занскаре имеет свои правила и условия.
Например, женщина может выбрать своего главного мужа, с которым она проводит больше времени, и это не обязательно старший из братьев семьи.
Кроме того, она может решать, какие дети будут принадлежать какому отцу.

Девчушка Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

В Занскаре существуют два типа полиандрии: фратернальная и нефратернальная.
В фратернальной полиандрии братья делят жену между собой.
Это обычно происходит в семьях, где у братьев нет достаточного количества земли, чтобы обеспечить себе жизнь.
Если старший брат женится, то его младший брат может жениться на его жене, чтобы иметь право на землю и наследство.
Женщина может иметь до трех мужей, и все они должны быть братьями.
Они живут вместе в одном доме и работают вместе на земле.

В нефратернальной полиандрии женщина может иметь нескольких мужей, которые не являются братьями.
В этом случае мужья могут быть из разных деревень или кланов.
Однако, чтобы стать мужем, мужчина должен сначала купить невесту у ее отца.
Каждый муж может иметь своих собственных детей от жены, и эти дети считаются его наследниками.

Один из примеров нефратернальной полиандрии в Занскаре был описан антропологом Маргарет Мид.
Она рассказывает о женщине, которая имела трех мужей, и все они жили вместе в одном доме.
Каждый муж был ответственен за свою часть домашней работы, и они работали вместе на земле.
Дети женщины были распределены между мужьями, и каждый муж играл свою роль в их воспитании.

Еще одним из конкретных примеров полиaндрии в Занскaре является традиционный брaчный обряд, назывaющийся "группa".
В этой форме полиaндрии, несколько брaтьев женятся на одной женщине.
В этой системе брaтям не разрешено иметь интимные отношения с женой старшего брата, который по сути является единственным мужем, чтобы избежaть конфликтов.
Тем не менее, все брaтья считaются отцaми всех детей, рожденных их женой.
Это обеспечивает непрерывность линии наследования и сохранение семейной культуры.

Женщины Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

Еще одним примером полиaндрии в Занскaре является традиционный брaчный обряд, назывaющийся "дзогкьa".
В этой форме полиaндрии, несколько мужей женятся на одной женщине, но мужьям разрешено иметь интимные отношения с их общей женой.
И в этом случае, все мужья считaются отцaми всех детей, рожденных женой.
В отличие от группы, дзогкьa - более редкая форма полиaндрии в Занскaре.

Таким образом, полиaндрия - это сложная социальная практика, которая является частью культуры и традиций Занскaра.
Эти традиции продолжают жить и развиваться в современном обществе Занскaра.

В Занскре полиандрия является традиционной практикой, которая имеет свои корни в культуре и религии.
Есть еще несколько чисто социальных причин, по которым женщины в Занскре принимают полиандрические отношения.

Во-первых, полиандрия позволяет семьям сохранить свое имущество.
В Занскре земля и другие ресурсы являются редкими и ценными.
При полиандрии женщина может оставаться в семье, а ее дети могут наследовать землю и другие ресурсы.

Во-вторых, полиандрия помогает семьям сохранять генетическое разнообразие.
В Занскре мужчины могут работать в отдаленных районах на протяжении нескольких месяцев или лет, поэтому у женщин может быть несколько мужей, чтобы помочь им с обязанностями по дому и с детьми.

Наконец, полиандрия помогает семьям укреплять социальные связи.
В Занскре семьи могут быть связаны давними узами друзей и родственников.
Полиандрия может быть способом для семей поддерживать связи между собой и укреплять социальную структуру.

Женщина Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

Несмотря на эти причины, полиандрия может вызывать некоторые этические и юридические проблемы, такие как вопросы о правах женщин и защите детей.
В последнее время в Занскре наблюдается уменьшение практики полиандрии из-за роста образования и влияния мировой культуры.

Изучение полиандрических браков в Занскаре было предметом исследований американского антрополога Френсиса Л. Омана (Francis L. K. Hsu) в середине 20 века.
В своей книге "Family and Kinship in Village India" Оман описывает полиандрические браки в Занскаре, которые практикуются некоторыми группами жителей региона.
Он исследовал культуру и традиции местных жителей, а также рассмотрел социальные, экономические и культурные факторы, определяющие практику полиандрии в этом регионе.

Социальные факторы
Одним из главных социальных факторов, обуславливающих полиандрию в Занскаре, является неравенство в численности мужчин и женщин.
Из-за традиционного предпочтения мальчиков в семье и практики абортов женщин в случае беременности девочки, соотношение мужчин и женщин в Занскаре не сбалансировано.
Поэтому полиандрия является способом, позволяющим женщинам обеспечить себя защитой и обеспечением, предоставляемыми им несколькими мужьями.
В Занскаре существует практика наследования земли и имущества по линии матери.
Поэтому, чтобы сохранить наследство, братья могут жениться на одной женщине.
Это также означает, что женщина, имеющая нескольких мужей, может иметь большую социальную и экономическую стабильность.
 

Женщина Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

Экономические факторы
Экономические факторы также играют важную роль в полиандрии в Занскаре.
Традиционно, семьи в Занскаре занимались скотоводством и земледелием, и у каждой семьи была своя земельная площадь.
Также существовала практика обмена скотом и другими ресурсами между семьями.
В этих условиях полиандрия позволяла семьям объединять свои ресурсы, что повышало их экономическую стабильность.
В Занскаре преобладает пастушеское хозяйство, где каждая семья зависит от своих скотов и земли.
Женщина, имеющая нескольких мужей, может обеспечить большую помощь в работе на фермах и на пастбищах.
Это может привести к увеличению производительности и улучшению экономического положения семьи.

Культурные факторы
В Занскаре существует традиция "горных брачных переходов", которая предполагает женитьбу женщин на мужчинах из других регионов или деревень.
В Занскаре существует традиция, согласно которой женщина, имеющая нескольких мужей, должна иметь детей от каждого из своих мужей.
Это связано с культурой поклонения богине, которая является символом материнства и плодородия.

В заключение, можно сказать, что полиандрия в Занскаре связана с различными социальными, экономическими и культурными факторами.
Эта практика может быть рассмотрена как уникальная форма семейной организации, которая позволяет семьям преодолевать трудности и обеспечивать стабильность в условиях жестких климатических условий и экономических ограничений.

Девчушка из Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

А если заглянуть в историю региона, то мы обнаружим, что действительно, в Тибете, северной Индии и Непале полиандрия существует с давних времён, и объясняется она здесь отнюдь не любвеобильностью женщин и далеко не их нехваткой, а банально экономическими причинами.
Условия жизни в труднодоступных горных регионах настолько суровы, хозяйство здесь вести настолько сложно, а люди настолько бедные, что семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей и сохранив для них и общий родительский кров, и землю, и предметы быта.
Основной причиной многомужества в Тибете:
возможность сохранить семейное имущество, раздел которого стал бы просто разорительным.
Когда у каждого из братьев была своя жена и свои дети — землю, дом и пожитки разделяли между этими семьями, в результате участки становились слишком маленькими, не способными прокормить семью, а дом и вовсе было не понятно как делить, а чтобы построить в горах новых, нужно чуть ли не пол жизни.
В полиандрических семьях принято женить только старшего сына, который наследует всё семейное имущество, а младшие братья просто присоединяются к этому браку.
Все братья вместе ведут хозяйство, жену по ночам они посещают строго по очереди, оставляя в качестве предупредительного знака для остальных обувь возле двери.
Кстати, связь свекра с невесткой в таких семьях тоже считается совершенно нормальной.
И вопрос об отцовстве в таких браках практически не поднимается.
Мать у них и так одна, отцы все время заняты добычей пропитания и заработком, да и в будущем все мальчики, как и их отцы, будут иметь общую жену.
Невесту старшему сыну подбирают задолго до его совершеннолетия, причем желательно среднего возраста, с прицелом на всех братьев (когда старший станет совсем уже старым, в семье буду мужчины моложе, способные и работать, и заботиться о жене).
Чем больше в семье сыновей, тем привлекательнее этот дом для невесты:
большее количество добытчиков делают дом и семью богаче.
А вот за мужчину, у которого всего один или вообще нет братьев, хорошую невесту не отдадут!
Придётся довольствоваться либо сиротой, либо той, на которую никто не позарился...
Что касается женщин, то их вполне устраивает такая модель отношений.
Конечно, чувства к каждому их братьев-мужей разные, но эта историческая модель совсем не про чувства.
Братья о жене заботятся, ей пытаются угодить, да и недостатка в интимных отношениях у женщины в полиандрической семье гораздо меньше, чем в традиционной.
Кстати, если муж не заботится об общем благе семьи, жена может даже выгнать его из дома (правда, предварительно ей предстоит разговор, в котором свекровь будет просить сжалиться над непутевым сыном).
Стоя на коленях, свекровь будет просить пожалеть её сына и дать ему последний шанс.
Ей придется услышать много неприятного о своём сыне, которого она так плохо воспитала.
Без унижения свекрови невесткой такая процедура не обходится никогда, но для матери важнее будущее своего сына, который может оказаться на улице.
В тех местах это равносильно гибели...
Еще один интересный момент:
многомужество, немалое количество "отвергнутых" мужей и безбрачных монахов в наше время спровоцировали в Тибете и Непале довольно значительную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям.
Если незамужняя девушка забеременела, отец её будущего ребёнка обязан отработать в её семье две недели до и после рождения ребёнка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все 4 стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.
Многие молодые девушки даже носят на шее специальные ожерелье из монет, каждая из которых символизирует её очередного любовника.
Если монет в ожерелье мало - это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у неё очень незначительные.
А вот если много...!
Роман с иностранцем ценится превыше всего, и обозначается в ожерелье коралловым шариком.
Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться братья сразу из нескольких семей.

Бабушки Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

Не удивительно, что в подобных семьях царит настоящий матриархат:
женщины обладают безграничным авторитетом, а деревенские общины старейшин состоят в основном из уважаемых женщин преклонного возраста.

Детей, родившихся в браке, все мужья считают своими.
Интересно, что в непальском языке слово «отец» употребляется не только для обозначения самого отца, но и для всех его братьев.
Чтобы понять, о каком отце идет речь, нужно задать уточняющий вопрос.
Ответ «восьмой», например, будет означать, что это восьмой младший брат отца.

Девчонки Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

Обычно чаще всего имела место братская полиандрия, когда несколько братьев имели одну жену.
В таких случаях жена выполняла свои супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди, которая велась очень строго.
Один из братьев выставлял свою обувь у дверей спальни, чтобы другие братья могли знать о том, что он в данный момент находится с женой.
Но одна женщина могла быть женой нескольких мужчин к не состоявших в родстве.
Это было возможно тогда, когда женщина, будучи женой одного мужчины, добивалась его позволения быть женой и других, или же когда несколько друзей объявляли себя спунзла - братьями-кузенами, связанными клятвой, и брали себе на всех одну жену.
Когда одну жену брали братья, то только старший брат выбирал женщину и только один раз совершался брачный обряд, а остальные братья лишь фактически становились мужьями жены старшего брата и образовывали группу, которую представлял старший брат.
Важно отметить, что и дети от такого брака не считались общими, а только старшего брата, который один рассматривался в качестве их подлинного отца.
Только старший брат имел право на развод с женой, хотя для этого и требовалось согласие всех братьев.
Любой младший брат мог взять себе свою жену, если он выделялся из семьи со своей землей, домом и женой.
В этом случае он терял право на жену старшего брата и на имущество своей прежней семьи.
Иногда младший из братьев мог иметь жену на стороне, так называемую тайную жену.
Эта жена стояла вне семьи мужа и, даже если у нее были дети, не получала какой-либо помощи.
Землей и имуществом владела семья.
Группа братьев делила одну жену, дом, землю, но их коллективная собственность была как бы сконцентрирована в личности старшего брата.
Вся собственность любой тибетской семьи была нераздельной ее собственностью, представленной при любой форме брака ее главой.

Известна еще одна форма полиандрии, когда к нескольким братьям с их согласия и с согласия их жены присоединялся посторонний мужчина, не состоявший в родстве с братьями.
Делалось это в тех случаях, когда в семье не было детей и с помощью такой меры семья надеялась получить наследника.
Если ребенок рождался, то он считался ребенком старшего брата.
Если в большой неразделенной семье жили вместе женатые сыновья и племянники с родителями и дядьями, то бывали случаи, когда дядя или отец мужа предъявляли права на его жену.
В высших кругах признаются, как общее правило, супружеские права отца.

Женщины Занскара, Ладакх, Гималаи, Северная Индия.

Вот так все не очень просто...
 
 
 
Я хочу найти
Найти
язык:
русский