8

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Google, найди мне
Главная Библиотека Тибетский Буддизм МИСТЕРИЯ ЦАМ КАК БУДДИЙСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ И РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО
Календарь фототуров и туров
1100 $

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1287 $

Невероятная Индия

5.03 — 16.03.2025 (12 дней/11 ночей)
1100 $

Май в Ладакхе

1.05 — 10.05.2025 (10 дней)
1200 USD
1742 USD
1450 $

Долина Спити

2.08 — 15.08.2025 (14 дней)
1414 $
1000 $

Тибет Озерный-2

17.08 — 26.08.2025 (10 дней)
1000 $

Сансара — это не сам по себе внешний мир или жизнь вообще, а наша интерпретация мира и жизни.

Франческа Фримантл

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

МИСТЕРИЯ ЦАМ КАК БУДДИЙСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ И РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО
БАЛЬЖАНОВ ЦЫРЕНДОРЖО ДОНДОКДОРЖИЕВИЧ

МИСТЕРИЯ ЦАМ КАК БУДДИЙСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ И РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО

Мистерия Цам как буддийский философский текст и ритуальное действо.

  • Год:2002
  • Автор научной работы: Бальжанов, Цырендоржо Дондокдоржиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва

 

Оглавление научной работыавтор диссертации — кандидата философских наук Бальжанов, Цырендоржо Дондокдоржиевич

ведение. шва I. История и философия тибетского буддизма и истоки мистерии

1. Религиозно-философские аспекты тибетского буддизма.„.

2. Формирование школ тибетского буддизма и генезис мистерии Цам шва II. Мистерия Цам в контексте философской и этнокультурной аднции народов Центральной Азии. Религиозно-философские и этнические аспекты традиционной формы гетерии Цам

I. Особенности религиозной мистерии Цам в Бурятии.„ ключение. пгочники и литература.

Введение диссертации 2002 год, автореферат по философии, Бальжанов, Цырендоржо Дондокдоржиевич

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в научном анализе религиозно-философской и культовой практики буддизма в прошлом и настоящем, исчезновением и забвением в современной России многих уникальных буддийских культовых систем, недостаточной степенью их изученности. В настоящие время, когда только еще начинается процесс восстановления буддийской религиозно-философской мысли, реконструкции ряда традиций, утраченных в течение десятилетий гонения на буддизм и буддистов в период атеистической диктатуры в духовной жизни России, чрезвычайно важными являются проблемы изучения и освоения забытых форм культовой практики, к которым относится мистерия Цам.

Сохранение и воспроизводство культовой практики в тибетском буддизме в целом, и в школе Гелук в частности, является важным и актуальным фактором поддержания буддийского мировоззрения среди этносов - адептов буддизма, дальнейшего развития их духовной культуры, поскольку утрата (вызванная внешними, негативными причинами - уничтожением буддийской культуры в 2030-х гг., которая в полной мере до сих пор не возобновилась) тех или иных сущностных компонентов буддийского учения и его практики может привести к весьма серьезным последствиям не только для народов, исповедующих буддизм в регионах его традиционного распространения (Бурятии, Калмыкии, Тыве, Иркутской, Читинской областях) и за их пределами (в европейской части России), но для всей российской духовной культуры в целом, лишив ее многообразия.

Догматика и фундаментальные религиозно-философские положения школы Гелук неразрывно связаны с культовой практикой, обрядностью, ритуалом, которые позволяют в наглядной и красочной форме ретранслировать буддийское учение во всей его полноте и многогранности. Ярким примером тому служит сложный и многоаспектный ритуал мистерии Цам, включающий религиозный, философский, эзотерический и экзотерический пласты Все это делает его доступным не только для ограниченной группы «посвященных» монахов, участников ритуала, незначительного числа наиболее просвещенных мирян, но и для рядовых последователей буддизма (популярный, народный пласт), последние, принимая в нем участие как зрители, ощущают себя таким образом сопричастными к постижению важнейших положений школы Гелук (иллюзорности человеческой личности, необходимости совершать добрые поступки, чтобы «заработать» хорошую карму для нового перерождения и т.д.). Массовость и зрелищностъ ритуала, конечно, прежде всего укрепляет религиозную веру - он воспринимается как красочный и торжественный обряд, посвященный защитникам буддийского учения, торжеству будд и бодхисаттв над миром сансарического бытия, врагами веры.

В 20-30-х гг. XX столетия мистерия Цам была постепенно вытеснена не только из ритуальной сферы буддизма, но и из духовной культуры бурят, тувинцев, калмыков1. Некоторое время элементы мистерии в светской форме существовали в качестве театрализованных постановок, концертных номеров и

1 Калмыки проводили мистерию только во время особенно торжественных праздников (Цаган сар например, празднование Нового года). Она прекратила свое существование значительно раньше, с прерыванием связей с Тибетом. См.: Бакаева Э. П. Буддизма в Калмыкии. Элиста, 1994. - С.90-91 т.д.; постепенно и светский компонент ее был вытеснен и забыт, не был передан новому поколению представителей бурятской, тувинской, калмыцкой культур. Мистерия Цам как культовый феномен буддийской школы Гелук прекратил свое существование на территории России, ее «театральный реквизит» (маски, костюмы, ритуальные принадлежности) стал достоянием музеев. К счастью для мировой культуры мистерия сохранилась у тибетцев, в монастырях тибетского буддизма за пределами Тибета (Непале, Бутане, ряд других стран). В настоящие время ее пытаются реконструировать в Монголии.

Чрезвычайно важным является тот факт, что историко-философское и религиоведческое изучение обширного интеллектуального наследия тибетского буддизма, его культовой практики способствует пониманию и буддийской цивилизации в целом.

Помимо самостоятельного научного интереса, который представляет мистерия Цам, в ней, может быть, в наибольшей степени, чем в других культовых комплексах, объединились религиозно-философские концепции тибетского буддизма и его практика. Она несет глубокую информацию об истоках философии тибетского буддизма, добуддийской религии бон в Тибете, о региональных формах школы Гелук в Бурятии, Тыве, отчасти - в Калмыкии.

В целом эта мистерия по своей многоаспектности не имеет аналогов в мировой религиозной практике, являясь театрализованным и материализованным «прочтением» текстов тибетского буддизма (ваджраяны). Мистерия сама представляет собой медитативный текст, смысл которого эзотеричен и доступен группе наиболее «продвинутых» в философии и практике медитации буддийских монахов (лам).

Как тибетская философская литература, так и исторические исследования и описания Цам могут представлять интерес в качестве ключа для понимания своеобразия философской мысли народов Центральной Азии (тибетцев, монголов, бурятов, калмыков, тувинцев и др.). Актуальность исследования истоков мистерии Цам, ее происхождения, становления, сущности, региональных особенностей (в частности в Бурятии) имеет также и практический аспект. Оно поможет в дальнейшем (по мере восстановления буддизма в России) способствовать реконструкции этого уникального культурного феномена на территории России, обогатив ее культурное наследие.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования имеет многоаспектный характер, написана на стыке нескольких направлений в науке, каждое их которых в отдельности получило достаточно широкое развитие, но которые до настоящего времени практически не рассматривались в совокупности по отношению к исследованию мистерии Нам. Одно из них - исследование философии буддизма как универсального явления, мировой религии, особенностей его региональных форм, основных религиозно-философских направлений (тхеравада. махаяна и ваджраяна). К другим - можно отнести изучение буддийской цивилизации в целом, где каждое направление и каждая школа буддизма являются неразрывным звеном единого развития культуры, философии, социально-политических механизмов, сформировавших особенности (экологичносгь, толерантность, способность адаптироваться к другим цивилизациям, иным религиозным системам, типам мировоззрения и др.) буддизма в ходе его многовековой истории1.

К проблемам, связанным с темой диссертации, относятся также особенности истории и культуры Тибета, кочевой культуры монголов (восточных и западных), специфика искусства тибетцев, монголов, бурят, калмыков, тувинцев, поскольку мистерия Цам представляет собой интереснейший сплав целого ряда видов искусств (танца, музыки, пения, драматического действия, изобразительного искусства и т.д.), этнофилософские характеристики мистерии, которые проявляются у различных этносов Центральной Азии по-разному.

Основываясь на проблемном принципе, в научной литературе можно выделить работы, которые подразделяются на следующие группы:

1. Источники, относящиеся к философским, историческим, этнологическим проблемам, касающиеся мистерии Цам, и в целом - философии тибетского буддизма;

2. Труды российских и западных ученых, исследовавших философию буддизма в целом;

3. Работы философов и историков, занимавшихся изучением тибетского буддизма (ваджраяны), и его школами.

4. Труда историков, этнологов, религиоведов, искусствоведов, занимавшихся непосредственным изучением мистерии Цам (в Тибете, среди монгольских народов, в Бурятии).

1 Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации.

- Улан-Уда, 1999.

Направление буддизма ваджраяна, являясь развитием буддизма как мировой религии, унаследовало религиозно-философские воззрения как раннего индийского буддизма, так и таких крупных его направлений, как тхеравада и махаяна, которые первоначально сформировались в Индии, а впоследствии вышли за ее пределы, охватив своим воздействием Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную Азию. Число последователей буддизма также многочисленно в европейской части России, в странах Европы, Америки, Австралии. Философское наследие буддизма нашло отражение в работах крупнейших представителей российской буддологии И П Минаева, В. ГТ. Васильева, Ф. И. Щербагского, О. О. Розенберга и др.1 Российская школа буддологии в конце XIX - начале XX веков внесла неоценимый вклад в развитие мировой буддологии; ее представители одними из первых обратились к философским проблемам и концепциям буддизма, опеределив тем самы западную буддологию, которая прежде всего занималась филологическими и историческими исследованиями палийского канона, уделяя внимание сутрам (высказыванием Будды-Шакьямуни в изложении его ученика Ананды), в значительной степени игнорировала буддийскую литерату ру шастр (философских трактатов, комментаторской литературы), в которой в наибольшей степени проявился смысл философии буддизма, причем не только раннего, но и более поздних школ и течений буддизма как в Индии, так и за ее пределами. Российские буддологи (В. П Васильев, Ф. И Щербатской, О. О. Розенберг и др.) обратились к См.: Минаев И. П. Буддам. Исследования я маггфиаяы. - СПб., ] 887. ТТ. I и Я; Васильев В. П. Буддизм, его догматы, нсториа я литература. -СПб. 1857. Ч. I; Щербатской Ф. И. Изфанные труды по буддизму. - М., 1988; Розенберг О. О. Труды ПО буддизму. М., 1991; Ольденбург С. Ф. Буддийские легенда и буддизм. - СПб, 1985. в др. ключевым философским понятиям буддизма, стремясь во всей полноте исследовать тот смысл, который вкладывали в них авторы трактатов и философских сочинений (в частности, исследовались труды Нагарджуны, Васубандху, Асанги, Дигнаги, Дхармакирти и др., которые разрабатывали концепции буддизма махаяны, близкие тибетскому буддизму). Ф. И. Щербатской и О. О. Розенберг проанализировали основную терминологию буддийской философии, ввели в научный оборот тексты, которые были переведены на все «буддийские» языки, создавались за пределами Индии (в Китае, Японии, Тибете и т.д.), не ограничиваясь классическими - пали и санскритом. Таким образом, ими были изучены такие понятия буддийской философии, как нирвана, дхармы, »ярма, дхармакая, шунья и др., без понимания которых невозможно подойти к исследованию как оригинальных текстов, так и в целом - понять суть философии буддизма Они также разрабатывали и исследовали проблемы онтологии, эпистемологии, логики буддизма, продемонстрировав сходство и существенное отличие философии буддизма от западной философии. В XX в. эти проблемы нашли дальнейшие развитие в трудах западных ученых.1

Значительный круг работ посвящен непосредственно тибетскому буддизму, его истории и философии; к этой группе научных исследований можно отнести л Э как работы российских, так и целый ряд трудов западных исследователей. Хотя

1 Conze Е. Buddliist Wisdom Books. - L., 1958; Conze E. The Prajnaparamita Literature, -the Hague, I960; its Essence and developement. - N.Y. ,1959; Murty T.R. V. The Centra] Fhilosofy of Buddhism. -L, 1960 и др.

2 Базаров А. А. Истоки философского диспута в тибетском буддизме. - СПб., 1998; Владимнрцов К Я. Буддизм в Тибете и Монголии. - М., 1919; Востриков А. И. Тибетская историческая литература. - М., 1962; Ленехов С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-Уде. 1999; Тибетский буддизм. -Новосибирск, 1995; Цыбиков Г. Ц. Избранные произведения в 2-х томах. - Новосибирск, 1981 и др.

3 Bell Ch. The religions of Tibet. - Oxford, 1968.; David - Neel A. Magic and mystery in Tibet. - N. Y., 1958; Evans -Wentz W. TibetanYoga and Secret Doctrines. - Oxford, 1935; Evans - Wentz W. The Tibetan Book of the Dead. N.Y., 1960; Govinda A. Foundations of Tibetan niyst icism. According to the Great Mantra Om Mane Padme Hum. -N.Y. 1963; следует отметить, что проблемы философии тибетского буддизма до сих пор в нашей стране исследованы еще недостаточно. Во многом это связано с тем, что значительное число буддологов - тибегологов и монголоведов были репрессированы, в советское время подобные исследования проводились в ограниченном количестве. В настоящее время идет значительная работа по переводу тибетских текстов на русский язык, появляются статьи и монографии по философии той или иной школы тибетского буддизма, как правило, с приложением текстов и комментариями. Однако, к сожалению, до сих пор не появилось ни одной фундаментальной монографии по этой проблеме.

К следующей группе исследований можно отнести работы ученых, историков, этнологов, искусствоведов, театроведов, которые непосредственно относятся к анализу и описанию такого религиозно-философского и культового явления, как мистерия Цам.1 Несмотря на значительное число работ отечественных и западных авторов, к сожалению, большая их часть не рассматривает достаточно подробно религиозно-философскую основу культа, часто ограничиваясь лишь описанием мистерии, исследованием ее истории, искусствоведческим анализом. Вместе с тем

Gyatso T. Buddhism of Tibet and the key to the middle way. - London, 1975, Guenlher H . Von. Hie tantric view of life -Berkeley - London, 1972; Tucci G. The religions of Tibet - Berkeley, 1980; Tucei G. Theory and practice of the Mandate. -N.Y., 1973; Waddel A Buddhism of Tibet orLamaism. Oxford, 1898.

1 Барадийн БЛ. Цам. - Л., 1926; Владимирцов Б. Я. Тибетские театральные представления И Восток, кн. 2-3. М - Л., 1923; Гирченко В. Цам -хорал (Этнографический очерк) И По родному краю. - Верхнеудинск, 1924; Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайекого культа кн. Э.Э. Ухтомского, ЧЛ, 2 - С но., 1905; Найдакова В.В. Элементы народности в буддийской мистерии Цам. - Улан-Уда, 1984; Решетав А.М. Монгольский цам по коллекцям МАЭ. В сб.: Корейские и монгольские коллекции в собрании МАЭ. - Л., 1987; Шастана HJI. Следы примитивных религий в ламаистской мистерии Цам.// Исследования по восточной философии. - М., 1974. BeyerS. The cult of Тага' Magic and ritual in Tibet - Berceley? 1973; Duncan M. Harvest festival drama of Tibet -Hong Kong, 1955; Fisher E. The Secret Lamaist Dances. Journal of the north China Branch of the Royal Asiatic Society. -Shanghay. VoL 72.1946; Gordon A. Tibetan Religious Art. - N.Y., 1953; Loden Sh. D. Tibetan religious Art. -Wiesbaden, 1977; Nebesky - Wojkowitz R Tibetan Paintings. - Paris, 1925 и др. без фундаментального изучения религиозно-философских основ, которые составляют ядро мистерии Цам, эта мистерия выглядит как театральное действо, аналог восточного театра (Но в Японии бирманского традиционного театра и др.), в котором присутствуют религиозные элементы, но смысл которых совершенно иной, имеет характер зрелища, а не являться собственно литургией, если использовать западную терминологию. Вместе с тем мистерия Цам является именно литургией, выраженной в виде буддийской медитации, имеющей (помимо чисто внутренней направленности - изменения сознания) и внешнюю форму, в которой медитация демонстрируется в красочной и эмоциональной форме, доступной простым верующим, которые таким образом соприкасаются с наиболее священным и эзотерическим ритуалом тибетского буддизма

Источники. В качестве источников в диссертации выделяется ряд текстов, относящихся к философии школ тибетского буддизма, прежде всего это сочинения основателя школы Гелук Цзонхавы;1 тексты других школ тибетского буддизма, жизнеописания выдающегося мыслителя и философа Миларепы, которому посвящена одна из мистерий Цам, тексты, в той или иной степени касающиеся религиозной философии тибетского буд дизма

Следует отметить, что тексты, относящиеся непосредственно к религиозно-философским основам Цам и подробное описание самого ритуала, как правило, передавались в устной традиции от школы к школе, от монастыря к монастырю,

1 Цчонхава Д. Лам-римчэн-По (степени пупс к блаженству). Пер. Г. Цыбикова Т. 1, вып. 1,2- Владивосток, 19101913.

Цчонхава Д. Сущность хорошо изложенных разъяснений, или трактат, анализирующий условное и прямое значение (писания)// Опой. Альманах. Вып. 2-3 - Слб., 1998.

2 Гампопа Дж. Драгоценное украшение освобождения. СПб., 2001; Геше Тинлей Дж. К ясному свету (наставление по Лам риму); Эванс-Венц У. И. Великий йог Тибета Миларепа. Самара, 1998 и др. от монахов высшего ранга ученикам, поэтому многие элементы Цам достаточно сложно реконструировать. Тексты, написанные на тибетском и старомонгольском языках, имеющие сакральный и эзотерический характер, тщательно охраняются в монастырях, многие еще ждут своих переводчиков, причем не просто ученых-тибетологов и монголоведов, а самих лам, если они решаться предать все тонкости своего ритуала гласности, передать их в руки ученых (западных или российских). В этом состоит сложность анализа мистерии Цам и ее реконструкции в современной Бурятии. Соискатель использовал свой опыт пребывания в Монголии и Тибете для получения информации о мистерии Цам. Кроме того, в диссертации представлено описание масок и костюмов мистерии Цам из Музея Востока в городе Улан-Удэ.1

Цели и задачи исследования заключаются в историко-философском изучении формирования тибетского буддизма, его религиозно-философских школ, в рамках которых появилась мистерия Цам. Возникнув в ранних тибетских школах, она постепенно обрастала все более сложными философскими и культовыми элементами и достигла своего наивысшего расцвета в школе Гелук, для которой характерны особая пышность и красочность культовой практики. В качестве конкретных задач исследования выделены следующие:

- дать анализ основных религиозно-философских и исторических истоков формирования тибетского буддизма;

- исследовать генезис мистерии Цам в рамках религиозно-философской традиции тибетского буддизма;

1 ОФ. Инв. №№2032,2044,2056,2059,2070,2076,2081,2086,2090,2097,2101,2106,2108,2109,2114 и др.

- изучить распространение школы Гелук и ее обрядности, прежде всего мистерии Цам, среди монгольских народов, особенности Цам в Бурятии;

- рассмотреть соотношение религиозно-философского и культового компонентов в мистерии Цам;

- исследовать проблемы возможности реконструкции мистерии Цам в современной Бурятии.

Объект исследования - мистерия Цам как религиозно-философский и культовый комплекс в контексте традиционного тибетского буддизма Центральной Азии.

Предметом исследования является анализ религиозно-философской и исторической традиции, в рамках которой формировалась мистерия Цам, отразившая основные концептуальные положения религиозных школ тибетского буддизма, прежде всего школы Гелук, получившей распространение в Бурятии.

Методологические основы исследования. В основу исследования положен метод комплексного философского и исторического анализа источников. Работа основана на научных принципах объективности, историзма, системно-аналитическом подходе. Использование этих методов делает возможным исследовать процесс генезиса учения тибетского буддизма и формирования в традиции его школ мистерии Цам, историческую и логическую обусловленность ее появления у народов Центральной Азии (тибетцев, монголов, бурят).

В качестве методологической базы диссертации были использованы исследования философии буд дизма - труды Ф. И. Щербагского, О. О. Розенберга, В. П. Васильева, исторические исследования Б. Барадийна, А. М. Позднеева, К.

М. Герасимовой и др., в которых дан анализ духовной жизни монголов и бурят, продемонстрирован исторический метод исследования культовой практики в буддийских монастырях школы Гелук.

В качестве дополнительных методов в исследовании был использован метод включенного наблюдения, который был применен соискателем в Монголии и Тибете. Эта информация также были использована в диссертации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и научная новизна диссертации заключаются в том, что было осуществлено комплексное философское и религиоведческое исследование тибетского буддизма, его культового компонента ~ мистерии Цам как единого комплекса религиозно-философского мировоззрения и культа, характерного для народов Центральной Азии.

Диссертантом впервые проведено систематическое исследование философских основ мистерии Цам, в то время, как ранее, мистерия исследовалась главным образом с точки зрения истории, этнологии, искусствоведения, театроведения.

Новизна исследования и его основные результаты заключаются в том, что:

- показано формирование и развитие тибетского буддизма и его школ в Тибете, их религиозно-философской основы;

- в связи с этим исследована взаимосвязь философии тибетских школ буд дизма и их культовой практики;

- проведен философский анализ мистерии Цам, продемонстрирована ее связь с эзотерической практикой медитации, характерной для школ тибетского буддизма;

- исследованы особенности функционирования мистерии Цам в Бурятии;

- в научный оборот введены факты и информация, полученные лично соискателем в ходе его полевых наблюдений в Монголии и Тибете, дано описание музейных экспонатов - масок и костюмов мистерии Цам.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащийся в нем теоретический, философский и исторический анализ, фактический материал, выводы из диссертации углубляют и расширяют существующее в отечественной научной литературе представление о культовой практике тибетского буддизма, особенностей проявления мистерии Цам в Бурятии.

Результаты исследования могут быть полезны для теоретических разработок проблем соотношения религиозно-философского мировоззрения и религиозного культа, для преподавания проблем культа и религиозной практики в рамках религиоведения в системе обучения государственных служащих, в практической работе госучреждений, которым необходима информация о роли культовой практики в буддизме, о возможности реконструкции мистерии Цам в качестве неотъемлемой части как культуры буддизма, так и российской культуры в целом.

 

Я хочу найти
Найти
язык:
русский