ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Эта книга составлена по материалам лекций живущего в России тибетского учителя геше Джампа Тинлея, прочитанных им в Москве в 1997–98 гг.
Лекции связаны с основными темами буддийской философии — теорией достоверного познания и концепцией пустоты, или истинного видения реальности.
Автор книги дает представление о взглядах четырех философских школ буддизма, постепенно подводя читателя к точке зрения высшей из них — Мадхьямики Прасангики.
Все разъяснения основаны на традиционном для буддизма точном логическом анализе в сочетании с доступными и яркими примерами.
При подготовке книги мы обращались к трудам признанных тибетских мастеров буддийской философии (Его Святейшества Далай-ла-мы XIV Тензина Гьяцо, Джамьяна Шепа, геше Лобсанга Гьяцо и геше Рабтена), а также к работам авторитетных западных исследователей буддизма, таких, как профессор Джеффри Хопкинс.
Одновременно мы постарались сохранить живой авторский стиль лекций геше Тинлея.
Учитывая тот факт, что система перевода буддийской терминологии на русский язык еще не окончательно разработана, мы допускаем, что в книге могут обнаружиться те или иные неточности.
Заранее просим за это прощения.
Выражаем благодарность членам Московского буддийского центра ламы Цонкапы, которые выступили спонсорами данной публикации.
На подготовку этой книги мы затратили почти полтора года, и она далась нам не без труда. Надеемся, что она принесет пользу всем тем, кто интересуется буддийской философией, и посвящаем ее счастью и благоденствию всех живых существ.
Майя Малыгина
Ксения Степаненко
Сергей Хос
апрель 1999 года
Оглавление
часть 1
ЛЕКЦИИ ОБ УМЕ
1. Характеристики ума ............................................................................ 9
2. Ментальные факторы ......................................................................... 19
3. Концептуальное мышление и прямое познание ....................................... 27
4. Уровни развития ума ........................................................................ 33
5. Пять путей Махаяны ........................................................................ 39
6. Тела Будды ........................................................................................ 45
часть 2
УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ
1. Введение в учение о пустоте ............................................................ 53
2. Четыре философские школы буддизма ........................................... 59
3. Читтаматра. Терминология в учении о пустоте ............................. 69
4. Школа “Только Ума” ........................................................................ 75
5. Происхождение школ Мадхьямика Сватантрика
и Мадхьямика Прасангика .............................................................. 83
6. Мадхьямика Сватантрика: истинное существование .................... 91
7. Мадхьямика Сватантрика:собственные характеристики ..................................................97
8. Мадхьямика Сватантрика: медитация на пустоту ....................... 109
9. Мадхьямика Прасангика: знакомство с воззрением ................... 121
10. Мадхьямика Прасангика: критерии достоверности ................... 133
11. Мадхьямика Прасангика: взаимозависимое происхождение ................................................ 143
12. Мадхьямика Прасангика: две истины ..............................................................................151
13. Мадхьямика Прасангика: существование внешних объектов ............................................... 159
14. Мадхьямика Прасангика: освобождение от двух крайностей ............................................... 167
15. Мадхьямика Прасангика: медитация на пустоту “я” ............................................................ 173
16. Мадхьямика Прасангика: выявление объекта отрицания ..................................................... 183
17. Мадхьямика Прасангика: медитация на пустоту “я” (окончание)....................................... 189
ПРИЛОЖЕНИЕ
Чже ЦонкапаТри основы пути ................................................................................. 201
Геше Джампа Тинлей: Молитвенное чувство ума и сердца,изреченное словами просьбы ................... 205
Таблицы ............................................................................................... 209
Глоссарий ............................................................................................. 217