Представленная в русском переводе А.В. Парибка книга «Вопросы Милинды» — это один из ранних буддийских памятников, написанный на языке пали.
Он обладает не только выдающейся литературной ценностью, но и представляет значительный интерес для буддологов, философов и исследователей историко-культурного наследия.
Этот текст уникален тем, что в нём фигурирует древнегреческий правитель — царь Милинда, отождествляемый с индогреческим царём Менандром (165–130 гг. до н.э.).
Влияние античной культуры в нём весьма заметно: от отдельных элементов философии до стилистических отсылок к греческому красноречию, особенно в репликах царя.
Книга очень интересна уже хотя бы тем, что помогает разобраться в базовых понятиях и единицах реальности тибетского буддизма, на обычном простом человеческом языке и с помощью доходчивых примеров.
С точки зрения буддийской философии, «Вопросы Милинды» представляют собой важное сочинение, поскольку здесь поднимаются ключевые вопросы и предлагаются решения, соотносящиеся с палийской Типитакой.
В этом тексте впервые успешно применён метод определения дхарм через их характерное свойство (лакшану) — принцип, который впоследствии стал основополагающим в буддийской абхидхарме.
Благодаря диалогической форме, напоминающей античные философские труды, изысканному стилю и глубине буддийской мысли, этот текст будет интересен как тем, кто изучает буддизм, так и любителям классического культурного наследия.
Первое издание вышло более 30 лет назад и уже давно стало библиографической редкостью.
Во втором издании были пересмотрены переводы ряда буддийских терминов и значительно расширен комментарий, что делает его ещё более ценным для современных читателей.
Отрывок из книги:
......Сидя подле достопочтенного Нагасены, царь Милинда спросил его: «Почтенный Нагасена, каков же будет предмет нашей беседы?»
– У нас есть цель, государь. Пусть предметом нашей беседы будет цель.
Царь молвил: «Какова цель вашего пострига, почтенный Нагасена, и какова ваша высшая цель?»
– Пожалуйста, государь: чтобы эта тягота пресеклась, иная тягота не появилась – вот какова цель нашего пострига. Упокоение же в непривязанности – это у нас высшая цель,– молвил тхера.
– И что же, почтенный Нагасена, все принимают постриг для этого?
– Нет, государь. Кто для этого принимает постриг, кого царь до этого доводит, кого грабители до этого доводят, кто – оттого, что весь в долгу, кто – чтобы добыть себе пропитание. Но те, кто истинно143 принимает постриг, принимают его именно ради этого144.
– А ты, почтенный, для этого ли постриг принял?
– Я еще маленький был, государь, когда принимал постриг. Зачем мне постриг, я тогда точно не знал. Мне тогда так думалось: «Шраманы, сыны шакьев,– люди ученые. Они меня выучат». А теперь я выучился, сам знаю и сам вижу, что постриг именно для этого.
– Прекрасно, почтенный Нагасена.
Царь молвил: «Почтенный Нагасена, есть ли такие, кто после смерти вновь не воплотится?»
– Одни воплотятся, государь, другие не воплотятся,– молвил тхера.
– Кто же воплотится, кто не воплотится?»
– У кого есть аффекты, государь, тот воплотится, у кого нет аффектов, тот не воплотится. – А ты, почтенный, воплотишься еще?
– Если буду привязан, государь, то воплощусь, если не буду привязан, не воплощусь.
– Прекрасно, почтенный Нагасена.
Царь молвил: «Почтенный Нагасена, верно ли, что тот, кто не воплотится, не воплотится благодаря своему подлинному вниманию?»
– Благодаря подлинному вниманию, государь, и мудрости, и другим благим дхармам. Монастырь-академия йоги «Собрание Тайн»
– Но разве подлинное внимание и мудрость – не одно и то же, почтенный?
– Нет, государь. Внимание – одно, мудрость – другое. Внимание, государь, есть и у козлов, баранов, буйволов, верблюдов, ослов, а мудрости у них нет.
– Прекрасно, почтенный Нагасена.
Царь молвил: «Каково свойство внимания, почтенный, и каково свойство мудрости?»
– Свойство внимания – замечать, государь, свойство мудрости – отсекать.
– Каким образом свойство внимания – замечать? Каким образом свойство мудрости – отсекать? Приведи пример.
– Представляешь себе жнецов, государь?
– Да, почтенный, представляю.
– Как жнец жнет ячмень, государь?
– Левой рукой он хватает пук колосьев, а в правой руке держит серп и отсекает серпом.
– Как жнец, государь, левой рукой хватает пук колосьев, а в правой руке держит серп и отсекает серпом, вот так же и подвизающийся, государь: вниманием он держит ум, а мудростью отсекает аффекты. Вот так, государь, свойство внимания – замечать, свойство мудрости – отсекать.
– Прекрасно, почтенный Нагасена.
Царь молвил: «Почтенный Нагасена, ты упомянул «другие благие дхармы». Каковы же эти благие дхармы?»
– Нравственность, государь, вера, усилие, памятование, сосредоточение – вот эти благие дхармы.
– Каково свойство нравственности, почтенный?
– Свойство нравственности – быть основанием, почтенный. Нравственность – основа всем благим дхармам: орудиям, силам, звеньям просветления, стезе, постановкам памятования, истинным начинаниям, основам сверхобычных сил, уровням созерцания, развязкам, сосредоточениям, овладениям152. У того, кто нравственно основателен, ни одна благая дхарма не пропадет.
– Приведи пример.
– Вот любые растения, государь, все, что растет, разрастается, размножается из отводков или семян, все это – из земли, основа их – земля.
Только так они и могут расти, разрастаться, размножаться из отводков или семян.
Вот точно так же, государь, и подвизающийся развивает в себе пять орудий: веру-орудие, усилие-орудие, памятование-орудие, сосредоточение-орудие, мудрость-орудие, и все они – из нравственности, основа их – нравственность.
– Приведи еще пример.
– Вот любые пахотные работы, государь; все они делаются на земле, основа их – земля. Только так и можно выполнять пахотные работы.
Вот точно так же, государь, и подвизающийся осваивает пять орудий: веру-орудие, усилие-орудие, памятование-орудие, сосредоточение-орудие, мудрость-орудие, и все они – из нравственности, основа их – нравственность.
– Приведи еще пример.
– Представь, государь, что зодчий решил заложить город.
Для начала он велит расчистить строительную площадку, выкорчевать пни и колючие кусты, разровнять место, затем размечает, где быть улицам, площадям, перекресткам, и начинает строительство.
Вот точно так же, государь, и подвизающийся осваивает пять орудий: веру-орудие, усилие-орудие, памятование-орудие, сосредоточение-орудие, мудрость-орудие, и все они – из нравственности, основа их – нравственность».
– «Приведи еще пример».
– «Представь, государь, что акробат собирается устроить представление.
Он велит перекопать землю, очистить ее от камней и щебня, разровнять поверхность, а потом на мягкой земле устраивает представление.
Вот точно так же, государь, и подвизающийся осваивает пять орудий: веру- орудие, усилие-орудие, памятование-орудие, сосредоточение-орудие, мудрость-орудие, и все они – из нравственности, основа их – нравственность. Ведь есть, государь, изречение Блаженного:
Тот и расколтунит эдакий колтун»155. Нравственность – опора Уставных Начал».
– Прекрасно, почтенный Нагасена.
Царь молвил: «Почтенный Нагасена, каково свойство веры?»
– Свойства веры – прояснять и устремлять, государь.
– Каким образом, почтенный, свойство веры – прояснять?
– Когда возникает вера, государь, она ломает преграды, и мысль без преград становится чистой, прозрачной, незамутненной.
Вот так, государь, свойство веры – прояснять.
– Приведи пример.
– Представь, государь, что царь-миродержец отправился со своим четырехчастным войском в поход и переправляется через речку.
Слоны, всадники, колесницы, пехота всю речку расплещут, замутят и взбаламутят.
А царь-миродержец на том берегу прикажет вдруг слугам: «Эй, принесите-ка мне питьевой воды. Пить хочу».
И есть у царя драгоценный камень, проясняющий воду.
«Слушаемся, владыка»,– ответят царю-миродержцу слуги, возьмут этот проясняющий воду камень и опустят его в воду.
И едва он попадет в воду, как тотчас все ракушки, ряска, козявки пропадут, вся тина осядет и вода станет чистой, прозрачной, незамутненной.
Тогда и поднесут воды царю-миродержду: «Вот питьевая вода, владыка».
Воду здесь, государь, следует уподоблять мысли, слуг уподоблять подвизающемуся, ракушки, ряску, козявки и тину уподоблять аффектам, камень, проясняющий воду, уподоблять вере.
Стоит попасть этому камню в воду, и тотчас все ракушки, ряска, козявки пропадают, вся тина оседает и вода становится чистой, прозрачной, незамутненной.
Вот точно так же, государь, когда возникает вера, она ломает преграды, и мысль без преград становится чистой, прозрачной, незамутненной.
Вот так, государь, свойство веры – прояснять.
– Каким образом, почтенный, свойство веры – устремлять?
– Подвизающийся видит, что у других мысль свободна, и сам устремляется к плоду обре- тения слуха, плоду возвращения единожды, плоду безвозвратности, плоду святости; занимается йогой, чтобы обрести необретенное, достичь недостигнутого, осуществить неосуществленное.
Вот так, государь, свойство веры – устремлять.
– Приведи пример.
– Представь, государь, что высоко в горах из большой тучи пролился дождь. Потоки дождевой воды устремились вниз, заполнили горные расселины, ущелья, отроги и влились в
«Кто умен и, опершись на нравственность,
Мысль свою и мудрость развивает,
Ревностен и опытен в монашестве,–
«Нравственность – опора, как земля для тварей.
Как из корня, из нее прорастет благое.
Первая она в наставленьях Будды.....