ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ:
Домашняя студия. Портреты и обработка, публикация.
Олег Палько
Часть 1. Введение
Я написал эту статью прежде всего для фотолюбителей. Для тех, кто хотел бы сделать профессиональные снимки дома. Предполагаю, что профессионалы не организуют студию у себя дома, а пользуются готовыми или работают на выезде. На самом деле задача более обширна: полный контроль над снимком. Старшее поколение еще помнит многие часы ночью в ванной и радость, когда на снимке получается именно то, что задуманно. Имея цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер и собственную студию мы получим полный контроль над результатом фотографического процесса.
Итак, задача: мы хотим делать высококачественные снимки людей у себя дома и при этом минимально потратить усилий на разбирательство с разными тонкостями фотографического процесса. Замечу, что "минимально потратить усилий" не эквивалентно "минимально потратить денег", но этот аспект я тоже буду упоминать в статье. Главным образом я буду освещать именно создание домашней студии, потому что остальные вопросы (выбор фотоаппарата, обработка, печать достаточно освещены в интернете).
Часть 2. Подготовка
Итак, начнем с организации студии. Основная проблема в том, что невозможно снять качественный портрет только с встроенной в фотоаппарат вспышкой. Свет от нее "бьет" в упор, не дает возможности создать теневой рисунок лица; при этом фон как правило, оказывается недосвеченным или сливается с моделью. О "красных глазах" вообще не говорю. Даже если вы используется доп. "крутую" вспышку, подключаемому к фотоаппарату, вы все равно оказываетесь ограниченны в своих творческих изысканиях.
С организацией студии тесно связана обработка фотографий. Я фанат цифрового фото, в дисскусии по этому поводу вдаваться не хочу - ничего не имею против любителей пленки. Надеюсь, они тоже найдут здесь полезные советы для себя.
Вспышки
Для освещения можно воспользоваться постоянным и импульсным светом. Постоянный свет на данное время непопулярен у фотографов: представьте несколько киловат освещения в небольшом помещении. Изойдет потом и модель и вы, не говоря уже о нагрузке на сеть. Софиты незаменимы при видеосъемке, при фотосъемке сейчас предпочитают импульсный свет. Главное, чтобы все вспышки срабатывали одновремено, были синхронизированы.
Нам нужны как минимум две вспышки и фон. В качестве "заполняющей" вспышки (то есть, "заполняющей" тени) можно использовать вспышку от фотоаппарата. Совершенно необходима "рисующая" (то есть "рисующая" светотеневой рисунок) вспышка с рассеивателем, синхронизированная с основной вспышкой фотоаппарата. (Синхроконтакт и синхрокабель - способ синхронизации вспышек через спец. кабель. Синхроловушка - фотоэлемент на вспышке, который заставляет ее срабатывать при освещении другой вспышкой)
Варианты:
1. Бюджетный. Покупаем лампу-вспышку под обычный патрон с встроенной синхроловушкой. На рынке такую можно найти за $20-30. Из старой картонной коробки и простыни собираете "софт-бокс" - лампа-вспышка должна быть
закрыта со всех сторон, кроме стороны, направленной на модель. Эта сторона прикрывается куском белой простыни (бумаги) в качестве рассеивателя. В коробке со стороны фотоаппарата должна быть предусмотрена дырка для попадания света с основной вспышки и, таким образом, синхронизации. Регулятором мощности вспышки является кусок станиоли (обертка от шоколада), которой слегка прикрывается вспышка. Ставите это сооружение на стол на подложенные книги для регулировки высоты.
Достоинства: низкая цена
Недостатки: невысокая мощность и трудность регулировки мощности и направления света. Неказистость, пожароопасность. Трудность синхронизации с основной вспышкой, если лампа полностью закрыта.
2. Качественный. Покупаем студийную вспышку и софт-бокс (или зонтик), а также стойки под них. В первом случае мы сразу имеем устройство, готовое к работе (софт-боксы обычно подходят только к "родной" вспышке по соединению и покупать их стоит сразу в одном месте). Стойку тоже покупайте "родную", т.к. разные производители вспышек повадились делать разные крепления к своим вспышкам. Во втором случае вы можете купить вспышку в одном месте, зонтик в другом. Кроме того, можно использовать в качестве рассеивателя обычный зонтик с натянутой белой материей внутри. Стойка при этом часто стандартная (1.8" кажется), в вспышке почти всегда имеется отверстие для крепления зонтика. Предпочитаю софт-бокс, т.к. с помощью него можно создавать как направленный свет, так и рассеянный.
Достоинства: Плавная регуляция мощности (есть уже устаревшие немного вспышки с 1-3 ступенями мощности, их придется доп. регулировать все тем же куском станиоли). Компактность, аккуратность модели, легкость управления. Недостаток: Цена. Самая недорогие вспышки у Rekam сейчас (не сочтите за рекламу ;-), от $200 + софт-бокс ($80) + стойка ($50)
3. Супер. Упомяну для общей информации. Вспышки с генератором. Это когда в одном блоке происходит накопление энергии для вспышки, а исполнительные головки (их может быть много) отдельны и состоят только из собственно лампы- вспышки. Цены таких устройств начинаются от несколько тысяч долларов. Если у вас есть такие средства, просторное помещение, салазки на потолке для крепления части вспышек, отдельное помещение для хранения фонов, насадок, светофильтров, запчастей, то попробуйте.