П. В. Албычев
Самодельные фото-аппараты
Библиотека фотографа
С 19 рисунками в тексте 4-е издание
Библиотека журнала "В мастерской природы"
Научное книгоиздательство-Ленинград-1929
Широкая возможность привлечения фотографического аппарата к научным исследованиям, с одной стороны, и проникновение лабораторно — исследовательских принципов в современную трудовую школу с другой, заставляют каждого педагога и школьника старших групп все чаще и чаще прибегать к услугам этого нелицеприятного свидетеля в деле изучения родной природы. Но современные материальные условия и состояние рынка часто не дают возможности воспользоваться фотографическим аппаратом, и юный исследователь, волей-неволей, должен ограничиваться одними записями и зарисовками от руки заинтересовавших его объектов, необходимых ему для той или иной работы. И хотя в некоторых случаях хорошо исполненный рисунок может дать больше фотографии, отображая только самое существенное, характерное, в то время, как аппарат фиксирует все, что он "видит", тем не менее, много ли найдется людей, сумеющих в точных зарисовках запечатлеть необходимый материал? Фотографический же аппарат решает эту задачу легко и просто. А главное соображение, которое побуждает фиксировать явления природы, исторические события, этнографический материал и умирающий быт-при помощи аппарата, то, что фотографические снимки сами по себе являются подлинными документами, не нуждающимися в заверении со стороны нотариальной коллегии.
И если педагогу, школе, школьному музею местного края, редакции стенной газеты не удастся достать готовый аппарат, из этого положения можно найти выход.
В этой книжке мы познакомим читателей с самыми простыми, примитивными и дешевыми способами, которые дадут возможность производить необходимые фото-снимки, с одной стороны, а с другой-укажут тот путь, по которому следует итти, для того, чтобы усовершенствоваться в этом деле, и, кто знает, может быть и внести в него что-нибудь новее.
I. Фото-аппарат с отверстием вместо объектива,
Зта. модель основана на принципе прямолинейного распространения световых лучей в однородной среде.
Для того, чтобы ознакомиться с этим явлением, зажгите свечу, возьмите картонку, проколите в ней иглой крошечное отверстие и поставьте эту ширму между свечей и листом белой бумаги. Тогда на бумаге вы увидите перевернутое изображение пламени.
Появление этого изображения объясняется таким образом (см. рис. 1). От нижней светлой части пламени на экране получится светлая точка, на прямой, соединяющей свечу с экраном через отверстие; от верхней части пламени тоже получится светлый кружок на экране; одним словом, от каждой точки пламени на экране получится круглая точка; при этом от светлых частей они будут светлыми, от темных-темными, а все вместе они образуют очертание пламени.
Аппарат, построенный на этом принципе, можно применять для снимания только неподвижных, ярко освещенных солнцем предметов. Такими объектами могут быть как мелкие объекты, например, иллюстрации лабораторных установок, так и крупные вещи, например, памятники старины. геологические разрезы и проч.
Расчет модели сделан для снимков 6 см X 9 см.
Из фанеры выпилим две рамы (см. рис. 2. На рисунке размеры даны в миллиметрах). Тщательно очистив их шкуркой и подпилком, склеим вместе так, как это показано на фигуре С. Затем из жести вырежем два язычка и при помощи миниатюрных винтиков прикрепим их к рамке. Эта часть нам будет служить кассеткой для светочувствительных пластинок.
Затем построим объективную доску аппарата. Для этого из той же фанеры выпилим прямоугольник (см. рис. 3) 65 мм X 95 мм с отверстием посредине в 1 см диаметром? К этой доске тремя винтиками прикрепим объектив из жестяного кружка в 4 см диаметром с^ отверстием посредине, пробитым очень острой иглой. Чем меньше отверстие, тем резче будут получаться снимки, но тем меньше светосила аппарата. Для получения резких негативов придется на ярком солнечном свете делать выдержки от 1 до 2-х минут, что при снимании зданий и неподвижных предметов не имеет особенного значения. Если отверстие сделать несколько больше, то светосила увеличится за счет резкости изображения.
Затем сделаем затвор. Последний делается также из жести в виде лопаточки, изображенной на фигуре D. В этой пластинке, отступя от края на 13 миллиметров, сделаем круглое отверстие в 1 см. Верхний край этой лопаточки загибается, чтобы удобнее было открывать затвор, т.-е. поднимать пластинку. Эта пластинка накладывается на обратную сторону об с ективной доски (т.-е. со стороны противоположной объективу), и края доски оклеиваются толстой бумагой в уровень с пластинкой (см. рис. 3).
Оклейка нижнего и верхнего края досок производится с таким расчетом, чтобы при закрытом затворе отверстия объектива и затворной пластинки не совпадали, и чтобы верхняя часть опускалась до самого края доски, а при поднятой затворной пластинке до отказа ее отверстие устанавливалось бы как раз против середины объективного отверстия. Затем из фанеры выпиливается еще один прямоугольник 62 мм X 92 мм, с отверстием в 1 см диаметром. Эта часть пригоняется к объективной доске, но пока не прикрепляется.
Далее можно приступить уже к изготовлению самой камеры. Для этого из хорошего картона средней толщины вырезываются 4 прямоугольника: два по 65 мм X 100 мм и два по 98 мм X 100 мм. Затем при помощи густо разведенного столярного клея (можно употребить и миниатюрные гвоздики или винты) прикрепляется сначала верхняя покрышка к кассетке и объективной доске. Далее таким же порядком прикрепляются нижняя и, наконец, боковые стенки камеры.
Когда клей хорошо подсохнет, камеру необходимо оклеить черной бумагой, края которой следует напустить на кассетную рамку и объективную доску. И уже только после этого нужно вложить на свое место затворную пластинку и, прикрыв ее дощечкой, прикрепить шестью винтами.
Далее по величине получившейся камеры следует сделать к ней крышку, представляющую из себя картонную коробку, плотно надвигающуюся с задней стороны на камеру, и тем самым защищающую пластинку от доступа к ней света со всех сторон кроме об‘- ектива. С боков крышки следует сделать два полукруглых выреза для того, чтобы удобнее было снимать крышку с камеры. Крышку следует оклеить также черной коленкоровой бумагой или переплетным полотном.
Внутренность камеры необходимо зачернить тушью; переднюю доску также лучше ничем не оклеивать, а очистить ее как следует шкуркой, покрыть тушью и протереть воском.
Теперь остается только зарядить аппарат и снять предмет, ярко освещенный солнцем. Расстояние от предмета определяется его величиной.
Чем больше предмет, тем дальше должен быть отнесен от него аппарат и наоборот; что же касается фокусного расстояния, от которого в обыкновенных аппаратах зависит резкость изображения, — оно здесь не играет роли, так как этот аппарат обладает одним неоценимым свойством-здесь нет фокусного расстояния, и снимаемый предмет всегда находится как бы в фокусе.
Вам не верится, что можно чего-нибудь добиться этим несовершенным снарядом? Вы глубоко ошибаетесь, — посмотрите на рисунки 5 и 6, на них вы увидите электрическую машину из бутылки и Поленовский театр в Москве, снятые описанным аппаратом.