Кому адресована эта книга?
Тем, кто уже вырос из «коротких штанишек» увлечения фотографией как хобби и уже недостаточно снимать своих друзей и знакомых «на память» или делать карточки для семейного альбома. Тем, для кого занятие фотографическим творчеством стало средством самовыражения, а само фотоизображение является одновременно и объектом, и субъектом художественного постижения мира.
К написанию этой книги меня подвиг более чем двадцатилетний опыт работы в области художественной фотографии, личное знакомство с известными фото мастерами, а также неоднократное участие в качестве куратора и члена жюри всероссийских, международных фотоконкурсов и выставок. Жанр ее написания — фотоэссе — придает изложению личностный акцент и выбран неслучайно. Мне хотелось поделиться с заинтересованным читателем своими размышлениями о природе фотографического мастерства, о том, что такое композиционное видение, как рождается фотообраз, что такое авторский стиль в фотографии. Рассказать о творческих секретах фотомастеров прошлого и настоящего. Попытаться найти ответы на вопросы, которые не часто поднимаются на страницах изданий, посвященных фотографическому творчеству, и в то же время не перегрузить изложение технической и научной терминологией.
В книге использованы уникальные фотоматериалы из фонда Союза фотохудожников России, старинные фотографии из частной коллекции Анатолия Аркадьевича Панфиля, снимки и репродукции картин, уже «апробированные временем», ставшие классикой отечественной и мировой культуры.
Хочу выразить глубокую признательность Александру Агафонову, Сергею Бурасов-скому, Ирине Громаде, Галине Ергаевой, Галине Темчиной, Сергею Смирнову за помощь в работе над рукописью.
Особая благодарность — Таити Федоровне Кузиной и Евгению Анатольевичу Шутко, за моральную и материальную поддержку в реализации проекта, а также всем авторам, любезно и бескорыстно предоставившим свои фотографии для этого издания. Надеюсь, что книга вызовет интерес как у молодых фотохудожников, так и у опытных мастеров фотографии.