Человек эпоха, классик мировой фотографии, великий художник и творец. Именно так можно характеризовать старшего сына еврейских эмигрантов - Мани Лурии и Мейлаха Радницкого. Он родился 27 августа 1890 года в Филадельфии, куда совсем недавно эмигрировала его семья из Ковенской губернии Российской Империи. Именовали его Эммануэлем. Эммануэль Радницкий. Но сему имени не суждено было прославится. Через семь лет семья переехала в Бруклин, Нью-Йорк. Еще через четыре, в 1912 году из-за частых антисемитских выпадов была вынуждена сменить фамилию на Рэй. Забегая на перед, когда юноше исполнилось 22 года, он взял себе имя Ман – трансформировав таким образом свое настоящее имя – Эммануэль, Манни. Вскоре - имя Ман Рэй стало звучать как единое, слитное.
Ман Рэй: мужского рода, имя существительное.
Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения — главный их вопрос «как»,
в то время как других, более любознательных, интересует «почему».
Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше чем другая информация. Ман Рэй
Ман Рэй с раннего возраста проявлял высокий интерес к живописи. Поэтому, в 1908 году, после окончания школы решает стать художником. Ранние работы классика отличаются по форме и содержанию. Юный художник, в поисках себя пробует различные стили и направления, среди которых кубизм, футуризм, абстракция. Первым среди мастеров он начинает использовать в живописи распылитель краски, так называемый аэрограф. Все его творчество пропитано авангардизмом, который так присущ данным временам. Большое влияние на юношу оказали работы Альфреда Стиглица – тогда, одного из самых влиятельных деятелей искусства.
В 1915 году в Нью-Йорке была проведена первая персональная выставка художника, которая, в прочем, не принесла ему особой популярности и коммерческих достижений. Примерно в это же время Ман Рэй приобретает фотокамеру, главным образом затем, чтобы фотографировать свои творения. В будущем, именно его фотоработы принесут ему всемирную популярность. Сейчас же, под влиянием своих соратников Марселя Дюшана и Франсиса Пикабио, Ман Рэй с головой окунается в новое дадаистское движение.
В 1920 году Ман Рэй становится соавтором авангардного обозрения «Нью-Йорк Дада», мечтая сделать его периодическим. Однако мечте не суждено было сбыться по ряду финансовых и организационных причин. Раздосадованный таким поворотом событий художник переезжает в Париж.
После переезда он успешно участвует в различных выставках дадаистов, поддерживает тесные взаимоотношения со многими представителями европейского авангарда, достигает признания и уважения в области дадаизма и сюрреализма, круг его интересов расширяется. Среди них можно увидеть и живопись, и дада-объекты, и коллажи. Известнейшим дада-объектом Ман Рэя является произведение «Подарок», являющее собой утюг, к подошве которого приклеены четырнадцать медных гвоздей. Сложно представить, но, будучи настолько популярными и известными – коммерческим успехом работы автора не пользуются.
Тут в действие вступают его эксперименты в области фотографии. Оказалось – фотография способна дать столь необходимую автору финансовую независимость. Он фотографировал выставки и открытия, посетителей и работы мастеров, своих друзей и их близких. Начиная с малого, Ман Рэй быстро набирает обороты в этой области и вскоре становится одним из самых востребованных и дорогих фотографов в Париже. Все чаще в его работах появляются облики обнаженной натуры, и это навсегда останется одним из его любимых сюжетов, как в живописи, так и в фотографии. При этом, до конца своих дней Ман Рэй относится к фотографии, как к низшей форме искусства.
В 1922 году Ман Рєй открыл для себя метод создания фотографий изображений без использования фотокамеры. Произошло это случайно. Среди уже экспонированных листов каким-то образом оказался один чистый, неэкспонированный. Когда на еще мокрый лист попали посторонние предметы, и зажегся свет – на листе отобразились очертания этих предметов. Он называл их никак иначе – как «рейографами», и вкладывал в эти картины глубокие, и понятные лишь не многим значения.
Другим, немаловажным открытием фотографа был эффект соляризации, повторной экспозиции негатива. Снимки получались таинственными, а образы неповторимыми.
Знаменательным событием в жизни Ман Рэя стала встреча с известной певицей и моделью Кики де Монпарнас. Она была настолько популярной и влиятельной, что, став натурщицей, а по совместительству и любовницей автора, принесла ему немалую известность и уважение в глазах Парижан.
Коллажное изображение Кики под интригующем названием «Скрипка Энгра» было опубликовано в 1924 году, и очень быстро приобрело популярность во всем мире.
Но не стоит думать, что он фотографировал только Кики. Среди его натурщиц были и простые люди, и представительницы парижского бомонда.
В 1929 году у Ман Рэя появилась молодая и симпатичная помощница - Ли Миллер. Их сотрудничество и теплые романтические отношения длились три года, и были достаточно плодотворными для обоих. Поговаривают, что некоторые работы Ман Рэя начала 1930-х годов были сделаны именно ею. Но в 1932 году девушка предпочла отделиться, развивая свою собственную карьеру, и уехала в Нью-Йорк. Ман Рэй очень противился этому, но вскоре нашел себе новую ассистентку Беренис Эббот. Вместе с ней Ман Рэй открыл для широкой публики талант молодого французского фотографа Эжена Атже.
К глубокому сожалению Ман Рэя, из-за накаляющейся военной обстановки, в 1940 году ему пришлось, вернутся в Соединенные Штаты Америки, оставив в Париже все самое дорогое – дом, работу, друзей, новую молодую любовь Эди Фиделин и практически все свои творения.
Большим потрясением для него стала новость, что в Америке его знают только как великого фотографа. Разочарованный этим Ман Рэй зарекается брать в руки фотокамеру, и все последующие годы упрямо пишет картины, создает скульптуры и преподает живопись. Конечно, все это практически не приносит никаких доходов. Живет он благодаря собранному во Франции капиталу. Все отношение Ман Рэя к фотографии укладывается в как-то брошенную им фразу: «Создавать это божественный удел, копировать – человеческий».
Женился автор в 1946 году на танцовщице и фотомодели Джульетт Браунер. Вскоре у них появилась маленькая дочь – Анна. И как только у семьи появилась возможность, а именно в1951 году, они возвращаются в Париж. Там он упрямо продолжает бойкотировать любую фотодеятельность, не берет участия в фотовыставках, занимается живописью и скульптурой. Но, даже не смотря на это, его репутация как фотографа по-прежнему растет.
Новый этап в значимости фотографии в жизни Ман Рэя начинается в 1961 году, когда он получает золотую медаль на Венецианском Фотобиеннале. Вскоре, проходит персональная выставка автора в Париже, а в 1966 году – в Лос-Анджелесе. Сейчас выставки Ман Рэя регулярно проводятся по всему миру. Организовываются они Фондом Мана Рэя, который учредила жена, после его смерти. Фонд владеет авторскими правами на большинство его произведений.
Умер великий творец, художник и фотограф в Париже, в стенах родной студии в 1976 году. Ему тогда было не много, не мало - 86 лет. Похоронен на Кладбище Монпарнас. «Беспристрастный, но не равнодушный» - так гласит эпитафия, высеченная на его могиле.