Жизнь коротка, искусство вечно. Это крылатое выражение приходит на ум, когда мы знакомимся с творениями людей, имеющих непосредственное отношение к миру искусства. Будь то художники, писатели, кинематографисты – одним словом, людей творческих, и в какой-то степени свободных. Безусловно, ещё и талантливых, так как им есть, что сказать миру. Правда, их послания не всегда остаются понятыми, а иногда и вовсе не признанными. Но главное уже сделано, творение родилось, и будет жить до тех пор, пока будут живы воспоминания о нем.
Искусство вне времени: Пепел и снег.
Произведения этого мастера вызвали большой интерес и принесли автору признание, как фотографа, так и кинорежиссера. Канадец Грегори Колберт удивил своими фото - и киноработами не только профессионалов, но и обычных людей, посетивших его выставки. О чем же эти работы? Что в них особенного? Каждый по - своему ответит на эти вопросы. Сам автор говорит, что они об отношениях человека и окружающего его мира, в частности, животного. Речь идет о выставке «Пепел и снег», которая была представлена на обозрение в 2002 году. Она включала в себя более пятидесяти фоторабот, книгу из 365 писем и три кинофильма, один из которых полнометражный.
Те, кто видел произведения Колберта, равнодушными не остались. Одни окунались в состояние легкости и умиротворенности, другие недоумевали, искали в работах какой-то подвох. Третьи открывали для себя красоту другого мира, ранее не виданного, а возможно, просто утерянного. Все увиденное поначалу кажется нереальным, а присмотревшись, мы понимаем, что это наша забытая реальность, когда человек действительно был частью природы.
Фотографии экспозиции перекликаются с кадрами из одноименного фильма. Рядом с человеком живут и познают мир разные звери и птицы, кстати, многие из них хищники. Правда, люди тоже непростые, это жители экзотических стран, среди которых и монахи, и транс танцоры, и дети.
До появления «Пепла и снега» творчество Грегори Колберта не было широко известно, впрочем, как и его жизнь. Родиной Колберта является Канада, где в 1960 году в Торонто он появился на свет. Информацию о том, из какой он семьи, кто его родители найти трудно. В школьные годы Грегори увлекался чтением книг, скорее всего они заменили ему друзей и давали возможность получить недостающие знания. Впрочем, продолжать свое образование в учебных заведениях Колберт не стал. Испытав свои силы в разных сферах, далеких от творчества, он уезжает в Париж, мечтая стать писателем. Но судьба связывает его с миром киноискусства. Грегори снимает документальное кино на социальные темы. И весьма успешно: критические отзывы положительны, один из фильмов «На грани: хроника СПИДа» выдвигается на премию АСЕ. Известны также фильмы «Последние слова», «В поисках дороги домой».
Параллельно с кино Колберт увлекся фотографией. В 1991 году была организована выставка его фоторабот «Волны времени». Она оказалась интересна лишь нескольким коллекционерам, чем, наверное, подвигла начинающего фотографа уничтожить большинство своих работ. А вскоре Грегори Колберт решил покинуть цивилизованное общество и последующие десять лет своей жизни посвятил изучению миру животных, стараясь восстановить утерянную гармонию между людьми и другими представителями нашей планеты, животными. С этой целью он отправляется в далекое путешествие по разным странам и континентам. Колберт побывал в Индии, Египте, Эфиопии, Кении, на островах Тонга, Намибии, Антарктике. Число его экспедиций колеблется от 25 до 60, но это не так важно, важнее то, что стало результатом этих поездок. Грегори не просто запечатлевал на пленку увиденные пейзажи, людей, зверей, а создавал композиции, в которых человек и братья наши меньшие были неотделимы друг от друга. Более того, он подстраивался под образ жизни слонов, гепардов, орангутангов, китов, других животных, ожидая подходящего момента для работы с ними. Колберт никуда не спешил, по его словам, время в таком деле не имеет никакого значения. Поэтому чудеса случались; рыси, леопарды, орлы, кашалоты позволяли человеку стать на время частью их мира.
Остановимся на некоторых фотоработах, рассказывающих о таких моментах общения. Например, плывущие в лодке по реке спящая девочка и горилла. Девочка едва касается рукой воды, а её спутник о чем-то задумался, подняв глаза к небу, на другом снимке – что-то ищет в спокойных водах реки. Или сидящий среди огромных лиан в джунглях молодой парень с книгой в окружении орангутангов. Своим видом они показывают, что внимательно слушают его чтение, хотя вряд ли понимают написанное в книге. Трогательно смотрятся девочка с экзотическими косичками на голове и завернутый в ткань каракал (пустынная рысь), который нежно касается своей мордочкой волос спящей девочки. А вот та же рысь на руках у пожилой аборигенки. И та же девочка со спокойно сидящим на её голове зверьком, похожим на нашего суслика.
Совсем удивительными и не вкладывающиеся в наше представление о животных кажутся фотоснимки, где рядом с людьми мы видим быстрых гепардов, хищных птиц, величественных слонов и поражающих своим формами жителей морских глубин. Тем не менее, вот они перед нами: мать с ребенком рядом с двумя пятнистыми хищниками мирно сидят на песке среди бескрайней пустыни. Гордая птица, запечатленная в полете, на фоне танцующей среди древних колон девушки. Или застывшие в танце девушка и большая грациозная птица с размашистыми крыльями.
Среди разнообразия животного мира особое место занимают слоны, с которыми у Колберта сложились теплые отношения. Эта любовь связана с детскими воспоминаниями, когда Грегори из-за его ушей называли слоном. Кстати, будучи уже состоявшимся взрослым, он создаст «Фонд летающих слонов», поддерживающий научную и творческую деятельность людей, для которых охрана природы – не пустые слова.
Слоны из работ Колберта кажется, проживают с людьми одну жизнь на двоих. Вглядываясь в фотографии, видим сидящих на коленях троих детей, одетых в белые одежды, и сидящего рядом с ними слона с поднятым хоботом; девочку и слона в воде, они касаются лбами, закрыв глаза, возможно, грустя каждый о своем. Взаимопонимание человека и большого животного можно наблюдать на снимке, где изображен лежащий на песке слон, уши которого прикрывают два парня в свободных одеждах. Стоящие друг напротив друга монах и слон на лестнице древнего строения вызывают раздумья: почему же человек утратил первозданную гармонию и возомнил себя царем природы.
Подводные снимки Грегори Колберта поражают ещё больше. Он сам опускался в подводный мир, чтобы пообщаться с его жителями. Судя по фотографиям, ему удалось настроиться на их волну и совершить с обитателями океанских глубин свободное плавание. На это ушли годы работы, но ведь киты, кашалоты, ламантины и другие подводные животные совсем не обязаны позировать на камеру по первому желанию человека. Более того, глупо и опасно думать, что ты сможешь заставить каким-либо способом навязать свою волю таким гигантам. Колберт это прекрасно понимал, поэтому на вопросы о планах съемок отвечал, что киты или слоны сами решат, когда человек заслужит их внимание. Ему же остается только ждать и надеяться на чудо. Наверное, именно поэтому чудо часто и происходило. А может еще потому, что Грегори был искренен в своих намерениях и никуда не торопился.
Можно ненадолго окунуться вместе с фотохудожником в безмятежное подводное царство, где забываешь о каждодневной суете, превратностях человеческой жизни и о времени вообще. Перед тобой неизмеримое водное пространство, приветливые морские жители, с которыми ты будешь кружиться в завораживающем танце, которые позволят тебе приблизиться к ним на расстоянии вытянутой руки и даже взяться за хвост или плавник. Может, именно в этот момент ты поймешь, что значит быть частью природы, и ощутишь себя абсолютно свободным человеком.
После многолетних путешествий Грегори Колберт представил на обозрение общественности свой труд. На грандиозной по своим размерам и экстраординарной за формой выставке, впервые открывшейся в Венеции в 2002 году, посетители смогли прикоснуться к чарующему миру природы. В целом вся необычная экспозиция занимала. 12 600 квадратных метров. Все фотоработы, форматом три с половиной на два с половиной метра, были нанесены на японскую рисовую бумагу с помощью энкаустической технологии (восковое искусство). Автор специально не подписывал свои фотоизображения, оставляя зрителю простор для фантазии и собственного понимания увиденного.
Работы под названием «Пепел и снег» выполнены в песочных оттенках, так же как и одноименный документальный фильм, служащий дополнением к фотоснимкам. Они перекликаются с кадрами из медитативного кино, в котором сюжет как таковой отсутствует, а есть только ощущения, образы, мистическая музыка и полная гармония человека и природы.
Грегори также добавил литературный элемент в свою композицию – это повествование одного путешественника, пишущего по одному письму к своей жене на каждый день в году. Слова «пепел и снег» звучат в последнем 365 –м письме. Автор взял их за основу своего проекта, вкладывая в них понятия красоты и возрождения всего сущего. Отрывки из этих 365 посланий читаются за кадрами фильма известными актерами: Лоуренсом Фишберном в английском переводе, Энрике Роха – в испанском, Кеном Ватанабом – в японском, и Жанном Моро – во французском переводе. В 2004 году вышла книга, в которой все письма-обращения опубликованы целиком. Фильм-медитация продолжает вызывать интерес у зрителя, поэтому его готовят к дублированию и на другие языки.
Полюбоваться миром Колберта без начала и конца, отображенных в пятидесяти фотоработах, пришли около ста тысяч людей. Это было в Италии. А в 2005 году выставка переехала в США, работ было уже двести. В Нью-Йорке специально для неё построили музей, получивший название «Кочующий, или бродячий» (архитекторами сооружения выступили Сивон Велес и сам Колберт). Теперь созданное Грегори Колбертом детище будет путешествовать по миру. В 2006 году «Кочующий музей» побывает в Санта-Монике, штат Калифорния, её автор будет объявлен «Лучшим куратором года» » на фотоконкурсе Lucie Awards. В 2007 будет удивлять жителей Токио, а фильм «Пепел и снег» будет номинирован на соискание особого приза на Венецианском кинематографическом фестивале. В 2008 перекочует в Мехико-Сити, где после открытия выставки Грегори Колберт получит звание «Почетный посол по вопросам культуры и туризма в Мексике», а в 2009 году проект посетит Бразилию. Число работ будет увеличиваться, с каждой новой выставкой будет усовершенствоваться и передвижной музей.
Сначала венецианский Арсенал вдохновил Кольберта применить для инсталляции новые архитектурные и эстетические идеи. Тогда он использовал бумажные занавеси из чайных прессованных пакетиков, камень и атмосферное освещение. А, например, в Мехико-Сити музей обретет форму огромного бамбукового сооружения. Строение будет служить хорошим дополнением к художественному содержанию самой выставке.
Экспозиция вошла в историю Европы как самая крупная и популярная выставка при жизни её автора, цифра посещаемости которой превышает десять миллионов человек. Не говоря уже о некоторых загадках, которые пытались разгадать и критики и публика: как Колберту удалось создать такие произведения искусства без использования современных компьютерных или других технологий. Есть мнение, что многие работы художника настолько не реальны, что являют собой нечестное искусство. Журналистов интересовали источники финансирования такого масштабного проекта. Но по большому счету это не так уж и важно. Важно то, какой след оставят творения Коблерта в душе тех, кто соприкоснулся с его творчеством, и насколько измениться отношение человека к своему существованию в этом мире. Может быть, стоит хоть иногда останавливаться среди круговерти нашей жизни и замирать на время, впитывая в себя что-то безмятежное и совершенное, как творения Грегори Кольберта. И помнить, что познавая окружающий мир и самого себя в нем, мы можем сотворить нечто нетленное.