В наши дни сложно удивить кого-либо запечатлив на фотокамеру событие, которое заняло доли секунды. Но еще в начале прошлого века о такой возможности можно было только мечтать. Первым же открыл миру всю красоту и волшебство мгновенной фотографии человек, чья популярность была безгранично велика, но по стечению обстоятельств и к нашему величайшему сожалению, канула в толще веков. Это Албанский фотограф Гьен Мили.
Время и в самом деле можно остановить. Гьен Мили.
Фотограф, остановивший Время.
Гьен Мили родился 28 ноября 1904 года в городе Корча, Албания. Данные о его детстве и юности переполнены пробелами, известна лишь малая толика всего происходящего. Спустя несколько лет его семья переехала в Румынию, где он рос и учился. Окончив школу, в 1923 году, молодой Гьен перебрался на постоянное жительство в Массачусетс, Соединенные Штаты Америки, где поступил на электротехнический факультет в Массачусетском технологическом институте.
Можно лишь предполагать, где и когда произошло его знакомство с миром фотографии, и в какой момент увлечение переросло в профессиональную деятельность, но первая презентация его работ припадает на конец 1930-х годов, когда молодое, но достаточно амбициозное иллюстрированное издание «Life» напечатало несколько снимков Гьена.
Значимым событием в жизни и творческой деятельности Гьена Мили стало знакомство и сотрудничество с профессором электротехники Гарольдом Эдгертоном, который изобрел технику воплощения мгновенной фотографии. Для этого Эдгертон использовал стробоскоп – прибор, представляющий собой источник света с помещёнными перед ним двумя плотными дисками, на каждом из которых есть небольшая прорезь. Один диск неподвижен, второй вращается. Когда прорези совпадают - исследуемый объект освещается. Световые импульсы получаются яркие и часто повторяются. Совместив это с выдержкой в одну стотысячную секунды, он добился потрясающих результатов. Таким образом, ученый смог сфотографировать каплю молока, что столкнулась с поверхностью, пулю, что прорезывает карту и даже первые секунды атомного взрыва. Вся прелесть ранее не виданного мира, что открывалась в этих, и многих других подобных снимках всколыхнула научный мир.
Но Эдгертону не льстила популярность среди деятелей искусства, творцов и художников. Его музой была наука, его целью были лишь факты. Поэтому он с радостью уступил лавры фотохудожника Гьену Мили, который соединил в своем творчестве науку и гармонию. Он искренне радовался, что живет во времена, когда фотография развивается семимильными шагами, заставляя постоянно экспериментировать и искать новые подходы. Гьен с великим энтузиазмом взялся воплощать эстетические аспекты мгновенной фотографии.
Гьен Мили был талантлив не только в фотографии, он увлекался музыкой, в частности, самостоятельно выучился игре на гобое, пробовал себя в живописи, он полностью принадлежал миру искусства. Его окружение сплошь и рядом состояло из музыкантов, художников и танцоров. Гьен смог донести миру всю обворожительность остановленного движения. Многие его работы так же являют собой серии мгновений, остановленных в одном кадре. Кто как не он, смог передать в одном кадре всю красоту движения танцора, грациозность диригента, или виртуозность барабанщика.
Увлечение мгновенной фотографией и стробоскопом продолжалось почти десятилетие. После чего фотографу это наскучило. По его словам, он выжал из метода все что мог, а повторятся, не было желания. Гьен стал ассистировать знаменитому фотографу Эдварду Уэстону. Но вскоре отделился, и в роли свободного фотохудожника проявил себя во многих интересных стилях: портретном жанре, фотожурналистике, спортивной фотографии. В его творчестве прослеживаются и эксперименты с техническими приемами, такими как, работа с выдержкой, экспозицией, техничная проработка сюжетов и т.д., что добавляет его фотографиям изысканности. Периодически работы Мили появляются на страницах различных журналов, в том числе, и уже известного нам фото-издания «Life».
Еще одним интересным увлечением Гьена является кинематограф. Фильм о жизни знаменитых музыкантов, что вышел «из под пера» знаменитого фотографа в 1945 году, и назывался «Jammin' the Blues» даже был номинирован на премию «Оскар».
В 1948 году популярный во всем мире американский фотограф Уильям Юджин Смит опубликовал исследование о фотожурнализме. Он считал, что обьективное отображение действительности не представляется возможным. В частности, по его словам, каждый из трех знаменательных фотографов - Лизетт Модел, Картье-Брессон, Гьен Мили использовали в своем творчестве различные технические приемы, что были известны и многим другим людям, при этом добились потрясающих результатов, так как смогли совместить техническую эффективность с творческой возвышенностью. При этом, если бы всем им дали задание осветлить одну и ту же проблему, любой из троицы показал бы свою, не похожую на остальные но доволи точную интерпретацию проблемы. И каждый из них говорил бы правду. Так как правда у каждого своя. И с этим нельзя не согласиться. Но важна не столь правота и точность Смита, а его признание. Он поставил в один ряд три имени, считая их равными между собой. Это Анри Картье-Брессон, который является лучшим фотографом всех времен и народов, Лизетт Модел, чье имя тоже до сих пор не сходит уст поклонников, и Гьена Мили, о котором сегодня почти никто не помнит.
В 1960 году свет увидела книга с его фотографиями – «Магия оперы». Это событие припало на пик популярности Гьена Мили. Совсем недавно до этого, в 1958 году Гьен был назван одним из десяти лучших фотографов современности по версии журнала «Popular Photography». Он фотографирует Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Френка Синатру, Артура Рубинштейна и многих других представителей элиты. Вершиной карьеры Гьена Мили становиться книга «Третье измерение Пикассо», вышедшая в 1970-м году. В эту книгу вошли фотографии огненных фигур, которые рисует знаменитый художник. Книга имела огромнейшую популярность, не столько благодаря широкой известности самого Пикассо, как благодаря таланту фотографа.
То ли перенасытившись талантом Гьена Мили, то ли по другим, непонятным нам причинам в 1970-х годах общественность стала забывать фотографа, сумевшего запечатлеть неудержимые в реальности мгновения. В печатных изданиях работы автора стали появляться все реже. Даже выход в свет новой книги «Гьен Мили: Фотографии и воспоминания» никак не изменил ситуацию, что довольно странно после столь колоссального триумфа, учитывая, что остальные члены «Великой десятки» так и оставались на гребне волны. Смерть фотографа 14 февраля 1984 года и вовсе скрылась в тени былой славы.
Новый виток развития интереса к творчеству Гьена Мили проснулся только в конце XX – начале XXI века. В Массачусетском университете, где начинал свою деятельность знаменитый фотограф, работая вместе с великим ученым Гарольдом Эдгертоном, ежегодно проходит фотографический конкурс их имени. А в Албании учреждена и ежегодно присваивается премия имени Гьёна Мили. Работы автора снова появляются в некоторых печатных изданиях и все чаще можно столкнуться с ними во всемирной паутине. Можно надеяться, что некогда незаслуженно забытый художник, снова обретет хоть некую толику былой славы и читатели смогут насладится новыми изданиями его книги.