Анотация книги Д. Килпатрик: Свет и освещение. Фотография.
Настоящая книга — не первая в серии практических руководств по фотографии,
выпускаемых издательством «Мир». Но именно она, пожалуй, касается самой сути этого вида
искусства — грамотной оценки и использования света. Без света просто не существует
фотографии, ведь само это слово в точном переводе означает «светопись». И разница между
хорошей и плохой фотографией, когда все другие, более рутинные этапы ее получения выполнены
достаточно квалифицированно, будет определяться только способностью фотографа
выигрышно использовать имеющиеся условия освещения или сознательно и творчески управлять
ими. Осознанная и кропотливая, подчас совершенно индивидуальная работа со светом — вот
тот резец, которым опытный фотограф, подобно скульптору, воплощает свой творческий
замысел.
Написанная опытным фотографом-практиком, эта книга рассказывает о свете и
освещении в фотографии. Как и другие практические зарубежные руководства, она не
перегружена теорией, не уводит читателя в дебри многочисленных альтернатив. Ее цель иная
— на конкретных примерах показать, как свет и освещение могут преобразить фотографию и
что дает фотографу современная техника для управления этим выразительным средством.
Почти всем своим содержанием она связана как с техническим, так и с творческим
аспектами работы, а все рутинные проблемы, например определение экспозиции или
фокусировка, предполагаются либо уже знакомыми читателю, либо в достаточной мере
автоматизированными. Доступный и наглядный стиль изложения, конкретность, которую мы
пытались сохранить и даже несколько акцентировать в русском переводе, делают книгу
безусловно полезной и интересной и для начинающих любителей, особенно для тех, кто
стремится сразу обратиться к изучению огромного опыта больших мастеров или просто
грамотных фотографов.
Автор охватывает весь диапазон условий освещения — от искусственного освещения
мощными студийными электронными вспышками и простыми приборами с лампами
накаливания до подчас неконтролируемого дневного освещения и освещения в глубоких
сумерках. Для большинства наших читателей имеющееся и особенно естественное освещения
более важны, чем рафинированные условия специальной студии. Такое же отношение, как
отмечает автор, присуще и многим зарубежным фотографам, включая профессионалов.
Поэтому значительное место в книге отводится систематизации и «узнаванию» типичных
условий естественного освещения, практическим советам по их оптимальной реализации. С
этими вопросами тесно связана и достаточно новая даже для зарубежных публикаций проб-
лема управления дневным светом с помощью отражающих и поглощающих панелей —
перспективная и широкодоступная технология, которая может быть полезной как в
любительских, так и в профессиональных условиях. Такой подход открывает совершенно новые
возможности обеспечения оптимальных условий освещения в случаях, которые раньше
рассматривались как неконтролируемые. Традиционной технике в книге тоже уделяется
значительное внимание. Предлагаемый в этом случае материал позволяет не только повысить
уровень работы в профессиональной студии, но при желании умело организовать и
любительскую студию.
Читая книгу, уделите внимание иллюстрациям. Подписи к ним часто разъясняют
основной текст, а тематические подборки могут служить своего рода подсказками не только
начинающим, но и более опытным фотографам. Такова, например, развернутая
иллюстрированная схема съемки портрета и натюрморта, в каждом варианте которой
специальной организацией освещения выделяется тот или иной изобразительный момент. В
этих примерах проявляется и еще одно достоинство книги — постоянное соотнесение
технических рекомендаций с творческой стороной замысла, демонстрация их неразрывной
связи. Для мягкого и пластичного портрета молодой блондинки неприемлемы схемы освещения,
которые являются наилучщими при съемке волевого лица молодого мужчины, а подчеркивание
формы и тональности натюрморта может потребовать принципиально различных решений в
зависимости от конкретного вида изделия или предмета.
В большинстве своих примеров и советов автор тяготеет к обычной фотографии, в
особенности к двум ее наиболее близким зарубежной коммерческой деятельности видам: порт-
ретной и рекламной съемке. Эти случаи рассматриваются наиболее тщательно, с указанием
специфических трудностей и особенностей. Подобные рекомендации, по-видимому, пред-
ставляют для наших фотографов-профессионалов особый интерес, так как почти полное
отсутствие соответствующих пособий в отечественной литературе и весьма высокий уровень
зарубежного опыта в этих областях могут значительно облегчить их работу. В тех случаях,
когда это связано с какой-либо спецификой, даются практические рекомендации для
киносъемок и видеосъемок. При этом почти все рекомендации вдумчивый читатель может в
значительной степени перенести на конкретные условия своей работы.
Для советского читателя не все советы автора реализуемы. В отсутствие некоторых,
особенно студийных, типов осветителей и насадок, автоматизированных систем и приспо-
соблений затрудняется, и не только для любителя, реальное воплощение многих интересных
идей. Но даже в таких казалось бы безвыходных положениях конкретный совет дает воз-
можность творчески преобразовать идею под имеющееся оборудование или натолкнуть на путь
создания достаточно полноценных заменителей. Наиболее важны здесь накопленный опыт,
умение предостеречь от ловушек, способных неожиданно погубить результаты уникальной
работы.
И наконец, подобная книга — скорее руководство, а не учебник. Как по учебнику
грамматики невозможно научиться писательскому мастерству, так и по такому руководству
— фотографическому искусству. Поэтому, чем в меньшей степени вы будете относиться к ней
как сборнику бесспорных прописей и чем в большей степени рассматривать ее как материал к
творческому размышлению, дополняя его собственным творческим опытом — неизбежными
потерями и бесценными находками, — тем более полезную роль сыграет эта книга в вашем
творческом становлении. И здесь еще раз нелишне напомнить одну из редких бесспорных истин
искусства вообще: собственного опыта и умения не заменить ничем.