8

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Google, найди мне
Главная Библиотека Свет и цвет в фотографии Экспозиция: Основные понятия и представления фотографии.
Календарь фототуров и туров
957 USD
1 377 USD

Йога-тур в Занскар

26.06 — 7.07.2024 (12 дней/11 ночей)
982 USD
1124 USD
уточняется

Релакс-тур в Ладакхе

1.08 — 12.08.2024 (12 дней / 11 ночей)
1178 USD

Долина Спити

5.08 — 18.08.2024 (14 дней)
830 USD

Тибет Озерный Рекламный

17.08 — 26.08.2024 (10 дней)
1 014 USD
592 USD

Рекламник по Индии

4.09 — 14.09.2024 (10 дней / 09 ночей)
865 USD

Осень в Занскаре

7.09 — 17.09.2024 (11 дней)
1134 USD

Невероятные Гималаи

16.11 — 25.11.2024 (10 дней)
837 USD
1382 USD

Оракулы Северной Индии

25.01 — 6.02.2025 (13 дней)
1100 USD

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1157 USD

Голубые Горы

20.02 — 5.03.2025 (14 дней)

Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь.

Льюис Кэрролл

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Экспозиция: Основные понятия и представления фотографии.
А.В. Шеклеин. Перевод Е. Н. Доброславской.

Экспозиция: Основные понятия и представления фотографии.

Библиотека Проекта ФотоТур

 

Обычно предисловие к любой книге — это попытка либо убедить читателя в важности затрагиваемых в
ней вопросов, либо кратко изложить ее содержание. Иногда, впрочем, наблюдается и то и другое. Что
касается данной книги, то первое очевидно, а второе просто невозможно.
Даже новичку в фотографии ясно, что выбор «правильной экспозиции» не менее важен, чем наличие в
камере пленки. Кажется, что нового можно написать на эту тему, особенно в наш век электроники и
автоматизации, когда даже самые недорогие камеры «сами делают» вполне приличные снимки? Проще
некуда — взглянул в видоискатель и нажал на спуск... Однако такой подход существенно ограничивает
творческую сторону фотографического процесса. Именно эту ограниченность и демонстрирует автор
на примере съемки различных сюжетов и нетрадиционных методов ее решения. Если внимательно
прочесть всю книгу, то невольно можно прийти на первый взгляд к парадоксальному выводу: выбор
экспозиции при всей ее четкой количественной определенности гораздо ближе к творческому
процессу, чем к процессу рутинного или бездумного измерения. По сути дела, такой выбор — это
решение тональной части композиции снимка, и само понятие «правильная экспозиция» определяется
настолько же замыслом фотографа, насколько и реальными условиями съемки.
В чем же суть проблемы выбора правильной экспозиции? Задача фотографа — достаточно точно
передать тональность обьекта съемки: белое —белым, черное —черным, с соответствующим набором
промежуточных тонов. Однако все фотоэлектрические приборы для измерения экспозиции, будь то
дешевый экспонометр или встроенный в камеру современный суперавтомат, градуированы таким
образом, что яркости любого объекта будет соответствовать некоторая средняя плотность
изображения. Такая градуировка основана на предположении, правильность которого постоянно
подтверждается практикой — подавляющее большинство реальных сюжетов имеет «в среднем»
достаточно близкие интегрированные по поверхности яркости, которые могут быть заменены неким
единым средним серым, или стандартным, тоном с коэффициентом отражения, равным 18—20%.
Таким образом, для экспонометра все кошки действительно оказываются «серыми». Наведем ли мы
прибор на кусок черного бархата, ослепительно снежную поверхность или налицо человека, он
покажет экспозиции разные по величине, но дающие на изображении один и тот же по плотности
серый тон. Вот здесь и нужна творческая оценка сюжета, его анализ, который помог бы уточнить,
можно ли сюжет считать обычным серым и не следует ли ввести в показания экспонометра некоторые
поправки. Дело в том, что, передав черное серым, мы потеряем на снимке большинство светлых тонов;
передав белое серым, потеряем все темные тона. Сохранить и то и другое возможно лишь при условии,
что экспонометр нацелен на замер действительно серого.
Отсюда становится ясно, что подход к выбору правильной экспозиции непосредственно зависит от
мастерства фотографа и сродни подходу к выразительному решению темы. Фотограф-любитель редко
ломает голову над выбором точки съемки, ракурса, и его, как правило, не волнует вопрос о
преобладании в сюжете темного. Для него решение проблемы выбора правильной экспозиции — это
борьба с чистым браком сильных недодержек или передержек, тем более что сама природа
позаботилась о том, чтобы 90% снимаемых им сюжетов оказались достаточно «послушными»
встроенному в аппарат автомату выбора экспозиции.
Мастер ставит более сложную задачу — передать все богатство тонов объекта или даже изменить их в
соответствии с первоначальным замыслом. Наиболее эффективно подобная задача может быть решена
с помощью камер высокого класса. Чем более автоматизирована подобная камера, тем менее она
напоминает шаблонный автомат, тем больше у фотографа возможностей для вдумчивого
вмешательства в процесс выбора экспозиции (как и съемки вообще). В руках профессионала сложный
автомат может превратиться из «диктатора» средних экспозиций в ненавязчивого советчика и
послушного исполнителя.
Однако проблема выбора правильной экспозиции этим не исчерпывается. Получение снимка включает
несколько этапов, которые по своему существу неразрывны. От каждого из этих этапов зависит
окончательный результат, а следовательно, и степень реализации творческого замысла. Поэтому
недостаточно (хотя и необходимо) сделать замер экспозиции в момент съемки. Не менее важно
правильно проявить негатив и провести процесс печати. Понимание практической значимости этих
процессов не только для предотвращения брака (чем подчас ограничиваются даже опытные
фотографы), но и для творческого управления фотопроцессом — непременное условие истинного
мастерства.
Предельно стандартизированный процесс проявления заслуживает особого внимания при работе с
цветными обращаемыми пленками, когда незначительные изменения режима или рецептуры могут
привести к столь существенным отклонениям от цветопередачи и плотности, что все усилия,
предпринятые для определения экспозиции при съемке, будут сведены на нет. В этом заключается
большая опасность обработки цветных пленок «на стороне», даже в хорошо зарекомендовавших себя
специальных фотолабораториях.
Фотография — процесс с очень многими степенями свободы — в мастерском воплощении гораздо
ближе к истинному искусству, чем к ремеслу. Фотограф-творец имеет возможность не только заранее
предвидеть конечный результат, но и целенаправленно добиваться его получения. Лишь кажущимся
парадоксом
является то обстоятельство, что творческий процесс, чтобы оставаться таковым, требует высокой
точности измерения и контроля и скрупулезной аккуратности в работе. Исправность аппарата и
экспонометра, повторяемость выдержек и установки диафрагмы, стабильность характеристик
съемочного материала, управление температурой и временем проявления —лишь основные аспекты
задач стандартизации и измерений, стоящих перед фотографом.
Предлагаемая читателю книга существенно отличается от уже вышедших на русском языке книг по
фотографии. Автор не углубляется в дебри теории и, уделяя основное внимание практической стороне
фотографического процесса, дает читателю последовательное и стройное изложение сведений по
творческой части экспонометрии. При этом он тщательно избегает фетишизации оборудования и
ограничивается (да и то в качестве приложения) предельно простым описанием принципа действия
экспонометра. Более того, на многих примерах показывается, что для творческого решения конкретных
задач вполне достаточен, а иногда и предпочтителен небольшой экспонометр самой простой модели.
В книге много иллюстраций. Их высокое качество, которое мы попытались сохранить и в русском
издании, позволит читателю оценить суть отдельных задач, связанных с выбором правильной
экспозиции, и методы их решения. Подписи под рисунками не повторяют основного текста и дают
дополнительную информацию по каждому вопросу.
Мы сочли целесообразным оставить описание некоторых, не имеющихся пока на отечественном рынке
светочувствительных материалов, так как их особенности касаются творческих вопросов определения
экспозиции и будут полезны подготовленному читателю.
Книга не повторяет уже вышедших немногочисленных отечественных пособий по вопросу
определения фотографической экспозиции и содержит много новых и полезных сведений,
представляющих интерес для фотографов любой квалификации. Наградой за потраченные на ее
прочтение время и усилия будет повышение фотографического мастерства.
Перевод книги выполнен Е. Н. Доброславской . А. В

Я хочу найти
Найти
язык:
русский