Роберт Томпсон
МАКРОСЪЕМКА
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ФОТОГРАФОВ С МНОЖЕСТВОМ ЦВЕТНЫХ ФОТОГРАФИЙ.
Перевод с английского Л. А. Борис
Главный редактор издательства Т. И. Хлебнова Научные редакторы Ф. А. Коновалов, Н. Н. Непомнящий Редактор Е. Ф. Подвигина Художественный редактор Н. Г. Дреничева Корректор В. В. Борисова
Подписано в печать 24.04.2006. Формат 240 х 2б0. Бумага мелованная глянцевая. Гарнитура Garamond. Печать офсетная. Тираж 3000 экз.
© Издательство АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2006 125319, Москва, ул. Красноармейская, 25
СОДЕРЖАНИЕ
Благодарности 4
Введение б
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ФОТОТЕХНИКА
Выбор системы фототехники 10
Цифровая съемка 13
Полезные характеристики 22
Штативы 25
Пленка 30
Экспозиция 33
Объективы 37
Удлинительные кольца 44
Телеконверторы 46
Увеличение 50
Фокусировочные рельсы 53
Глубина резкости 54
Предварительный подъем зеркала 56
Фильтры 57
Полезные аксессуары и комплект полевого снаряжения 58
Работа со вспышкой 61
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ НА ПРАКТИКЕ
Композиция и построение кадра 72
Фон 74
Как достичь стабильности качества 78
Как найти сюжет 79
Учимся у других 81
Путешествие за границу 82
Съемка цветов 83
Съемка насекомых 93
Съемка грибов и лишайников 103
Узоры и абстракции 113
Съемка в саду 117
Съемка водной жизни 120
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: СЪЕМКА ВРЕМЕН ГОДА
Весна
Лето
Осень
Зима
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга посвящена съемке мира природы крупным планом - незнакомого мира, микрокосмоса, поражающего своей красотой и разнообразием, большая часть которого остается для нас незамеченной. Природа во всем своем многообразии обладает свойством интриговать и очаровывать нас. Мало кто может усто ять перед ее великолепием. Сюжетный материал бесконечно разнообразен; творческий потенциал ограничивают лишь ваше воображение и возможности. Большинство объектов, запечатленных в данной книге, встречаются повсеместно. В основном я старался избегать сложного иллюстративного материала, находящегося за пределами возможностей среднего фотографа.
Изучение сложности мира природы занимало меня всегда. Интерес к естествознанию проснулся у меня еще в детстве, когда я проводил летние каникулы, изучая огромное поместье, в котором вырос. Наверное, ни одно живое существо не скрылось от моего внимания. С тех пор на протяжении всей моей карьеры мне очень везло. В поисках интересных сюжетов я совершил много поездок.
Фотография является для меня средством запечатлеть мою связь с природой, способом поделиться моими впечатлениями с други ми людьми. Многим сразу будет ясно, что большая часть фотографий, приведенных в этой книге, снята на пленку среднего форма та. Я отнюдь не призываю использовать лишь средний формат и не утверждаю, что это единственное средство достичь результата. Я просто чаще всего использовал в работе именно средний фор мат и был очень доволен результатами, которые можно получить. Для большей части работы я по-прежнему использую пленку, но, где только это возможно, применяю цифровую камеру. За прошедшие несколько лет цифровая техника совершила подлинную революцию в мире фотоиндустрии и стала серьезной альтернативой пленке формата 35 мм. Тем не менее я по-прежнему продаю боль шую часть снимков именно на пленке, хотя продажи цифровых снимков неуклонно растут. Анонсированное появление цифро вой камеры и цифрового задника ZD марки Mamiya вскоре сделает высококачественную цифровую съемку доступной большинству профессионалов. Возможно, это станет серьезной угрозой послед ним приверженцам пленочной съемки - пейзажным фотографам и тем, кто постоянно работает со средним форматом.
Однако данная книга посвящена не форматам и не сравни тельным достоинствам различных марок фотокамер. Я расскажу о полевом снаряжении, о методике и фотографических приемах, которые я сам применяю и считаю удачными. В наши дни книги и журналы по фотографии, похоже, уделяют больше внимания оборудованию и меньше - методике его использования. А фотографы, похоже, больше чем когда-либо увлекаются не столько самой съем
кой, сколько техническими характеристиками, стоит лишь почитать большинство фотожурналов, чтобы убедиться в этом. Стандарт фототехники сегодня очень высок, и высококлассные макроснимки можно получать, работая с большинством современных фотогра фических систем.
Как фотографы, .мы стремимся к получению снимков, которые выглядели бы привлекательно с художественной стороны и про изводили хорошее впечатление на зрителя. Однако нам все время следует помнить о бережном отношении к самому объекту съем ки - кажется, в последние годы об этом иногда забывают. Наиболее талантливые фотографы-натуралисты являются также неплохими полевыми исследователями. Обладая знаниями о поведении и экологии объектов съемки, они понимают, как лучше передать их характерные черты, а это самая сложная и заманчивая цель в фотографировании природы. Нет никаких секретов или пригодных во всех случаях технических приемов, за исключением настойчивости и внимания к деталям и художественной форме. Очень часто в фото журналах и книгах я вижу снимки, которые с технической стороны кажутся удачными. Но становится совершенно ясно, что фотограф мало знаком с поведением и средой обитания объекта, стоит лишь взглянуть на старательно исполненное изображение.
В данной книге я попытался показать вам, какие возможности существуют в мире съемки крупным планом и макрофотографии. Я описал также оборудование и методы, которые потребуются для по лучения удачных кадров - независимо от того, снимаете ли вы на 35 мм, средний формат или цифровой камерой. В части первой я рассматриваю фототехнику и специальное оборудование, которое по требуется для достижения хороших результатов. В части второй мы обсудим методы и использование фототехники, а также приемы по иска популярных сюжетов из мира природы и их съемки. Часть третья - галерея фотографий, показывающих каждое из времен года, так что читатель получит представление о том, какого рода сюжеты можно искать и фотографировать в конкретный сезон.
Я не даю информацию об экспозиции, поскольку обычно не фиксирую ее - в конце концов, каждая ситуация уникальна и ее нельзя воспроизвести вновь. Я должен также подчеркнуть, что не занимался никакой цифровой обработкой фотографий, за исключением удаления случайных царапин или дефектов сканирования.
Наконец, я надеюсь, что эта книга поможет вам открыть красоту и сложность скрытого от нашего глаза мира природы, научит вас це нить ее хрупкость и бережно относиться к объектам съемки, судьба которых в буквальном смысле слова находится в ваших руках.
Роберт Томпсон