Если Вы всерьез займетесь фотографией, то через некоторое время с удивлением обнаружите у себя в шкафу немало коробочек с разнообразными фильтрами.
И хотя распространение цифровой фотографии с возможностью дальнейшей обработки полученных изображений в графических редакторах сделало использование многих типов светофильтров (контрастные, цветные, туманные и др.) неактуальным, остались 4 группы фильтров, использование которых не заменит никакой графический редактор:
- защитные фильтры
- поляризационные фильтры
- градиентные фильтры
- фильтры, ослабляющие световой поток.
Выбор фильтра осложняется малым количеством обзоров и тестов в сети (в отличие, например, от объективов).
Если теория представляет интерес, то Вам, безусловно, будет очень интересна эта книга.
Отрывок и книги.
Для чего нужны светофильтры?
Светофильтры из всех фотопринадлежностей применяют чаще всего и в то же время их чаще всего применяют неправильно. На заре развития фотографии светофильтры были нужны главным образом для исправления недостатков и компенсации ограниченных возможностей в воспроизведении цвета существовавших тогда фотоэмульсий. Прежние материалы были недостаточно чувствительны к оранжевому и красному цветам, передавая их слишком темными по сравнению с зеленым и голубым. Теперь же в черно-белой фотографии светофильтры применяют для управления соотношением тонов в разных областях спектра. Это достигается либо притемнением или высветлением определенных тонов на фотоснимке, либо усилением контраста между отдельными цветами. При цветной фотосъемке применение подходящих светофильтров позволяет избежать искажения цветовых оттенков, когда фотопленка экспонируется при освещении, для которого она не предназначена. Но чаще светофильтры используют для преднамеренного изменения обычной цветовой гаммы с целью достижения особых цветовых эффектов. Это ценный инструмент для самостоятельной творческой работы.
Опытные фотографы путем изучения или экспериментальных проб сами определили, как действуют различные светофильтры и какие они создают цветовые эффекты. Однако в связи с ростом цен на
фотопленку и особенно в связи с риском потерять неповторимые кадры автор настоящей книги считает необходимым сообщить читателю практические сведения о светофильтрах, разъяснить принцип их действия и предложить руководство по их применению с целью повышения художественного уровня снимков.
Современные пленки появились в результате накопления более чем векового опыта. Никогда ранее фотограф не имел фотоматериалов, способных столь достоверно регистрировать все цвета или тональную гамму сюжета. Современная технология производства фотоэмульсий продвинулась так далеко вперед, что позволяет создавать светочувствительные материалы с заранее заданными свойствами. Точный контроль за процессом изготовления обеспечивает высокую воспроизводимость свойств пленки от партии к партии. Однако даже современные высококачественные фотопленки не в состоянии воспроизвести все сюжеты такими, какими мы их видим. Частично это объясняется ограниченными возможностями современных химических процессов и красителей, а частично ó субъективным восприятием цвета каждым из нас. Поскольку наше восприятие цвета является
стандартом, по которому оцениваются все фотопленки и результаты фотографирования, мы, естественно, пытаемся изменить чувствительность фотопленки к разным цветам таким образом, чтобы изображение соответствовало видимому нами. Дело осложняется еще и тем, что глаз человека непрерывно и автоматически корректирует недостатки и неточности нашего видения, подчиняясь сигналам мозга, который запрограммирован в соответствии с нашим опытом. Так, например, лист белой бумаги кажется желтоватым при искусственном освещении лампами накаливания и голубоватым в фиолетовых и более коротковолновых лучах. Тем не менее мы автоматически воспринимаем его белым в обоих случаях. Аналогичное происходит и с цветом. Очень немногие способны представить точный цвет, скажем, забытого дома шарфа при попытке подобрать в магазине пару перчаток соответствующего тона.