Книга всемирно известного фотохудожника, профессора факультета фотографии раскрывает тайны композиции, рассматривает технические аспекты мастерства.
В каждой главе опубликованы практические задания для читателей и фотоэтюды мастера с рассказом о том, как они были созданы.
Фотография сегодня является самым массовым увлечением. Несмотря на широкое распространение видеокамер и компьютеров, именно фотография остается наиболее доступным и практичным инструментом, идет ли речь о традиционных пленочных фотоаппаратах или о становящихся в наши дни все более популярных цифровых камерах.
Несмотря на то, что электронника активно изменяет методы современной фотографии, во многом упрощая задачи современного фотографа, техника и приемы фотосъемки по большей части остаются все теми же, которые применяли наши дедушки и прадедушки.
Каким бы аппаратом вы ни пользовались, фотосъемка по существу сводится к умению сделать правильный выбор. Вы решаете, где вам встать, какие детали пейзажа включить в кадр или оставить за кадром, на каком объекте сосредоточиться. Этот рациональный выбор лежит в основе композиции.
Освещение, кстати говоря, является определяющим моментом в процессе фотосъемки. Потому что от характера освещенности предмета зависит то, что мы увидим на готовом фотоснимке. Умение верно видеть свет и манипулировать освещение для создания наилучшего кадра – это основной навык, которым должен овладеть любой серьезный фотограф.
К счастью, можно назвать несколько основных принципов живописи, которыми можно воспользоваться, чтобы избежать ошибок при выборе освещения и компоновке кадра.
Но начинающий фотограф не сможет овладеть этими основами, просто выйдя с камерой на улицу. Не случайно же пониманию фундаментальных приемов фотосъемки учат на курсах техники фотографии – в специальных школах, студиях, колледжах и клубах.
Известно, что художники обучаются техники, рисуя натюрморты, например сосуды, фрукты и цветы в студии. Точно таким же образом можно овладеть этими навыками и начинающему фотографу.
Вся прелесть натюрмортной фотографии заключается в том, что вы – хозяин положения, и у вас все под контролем. Вы можете как угодно расположить ваши объекты.
Реквизит также можно выбрать по своему усмотрению. А поскольку ваш объект статичен, вы можете сколько угодно варьировать композицию без риска упустить удачный момент для съемки.
Что еще важнее, вы можете эксперементировать на «съемочной площадке» с различными видами освещения. И обнаружите, что даже самый заурядный предмет может неожиданно обрести выразительность и красоту только за счет особенностей освещения.