Учебник-пособие по основам фотографирования живой природы.
Автор: Престон-Мэфем К.
Год издания: 1985
Страниц: 81
Формат/вес: PDF/2.4М
Предисловие к русскому изданию
В наше время, когда много делается для защиты окружающей среды и все новые раритеты
вносятся в «Красную книгу», непрерывно возрастает интерес к сохранившемуся многообразию
природы. Об этом свидетельствуют огромные тиражи научно-популярных, хорошо иллюстрированных
книг и альбомов, а также специальных научных изданий, посвященных флоре и фауне Наглядный пример
тому являют собой книги Дж Даррелла, Б Гржимека и многих других авторов, моментально
исчезающие с прилавков магазинов
Такие издания отчасти заменили нам памятного всем классического «Брема» и отличаются от
него не только характером изложения, но и обилием превосходных, как правило, цветных, сделанных в
тюлевых условиях снимков, что придает изложению подлинную документальность Современного
читателя, привыкшего к высокому уровню исполнения полиграфических работ, не удивишь превосходно
выполненными фотографиями любого жанра, и только специалист или фотограф, которые хотя бы
однажды попытались сфотографировать дикое животное в естественной для него среде обитания,
могут оценить те титанические усилия, без которых немыслима фотосъемка живой природы
Некоторые фотографии, такие, кстати, есть и в этой книге, кажутся поистине фантастическими, и
объяснить их появление лишь одной удачей не представляется возможным Получение подобных снимков
предполагает выполнение по крайней мере трех на первый взгляд простых требований
Во-первых, фотограф должен хорошо знать природу и прежде всего характер поведения ее
различных представителей Другими словами, он должен быть в определенной степени специалистом в
области, относящейся к выбранным им сюжетам.
Во-вторых, фотограф должен безгранично любить природу и все ее составляющие Это в свою
очередь означает, что абсолютным критерием его поведения должна стать безопасность природы во
всем ее многообразии Эта важнейшая мысль пронизывает всю книгу Престона-Мэфема Автор убежден,
что даже совершенно уникальный снимок не может служить оправданием гибели животного или
редкого растения Не только преступник-браконьер, но и вполне «законный» охотник, видящие природу
сквозь призму наживы или азарта, никогда не смогут стать истинными мастерами фотоохоты,
которая предполагает «всего лишь» активное созерцание природы Однако и самая, казалось бы,
безобидная фотосъемка, но производимая неопытным или незнающим фотографом, может нанести
невосполнимый ущерб окружающей среде Это может быть усиление фактора беспокойства, в
результате которого птица покинет гнездо с насиживаемой кладкой, или «расшифровка» убежища
животного для хищника или браконьера. В азарте съемки фотограф-любитель может вытоптать
окружающие растения, что приведет к гибели единственного раритетного объекта съемки. Наконец,
может пострадать и сам фотограф попасть в болото, скатиться с крутого обрыва или не заметить
ядовитую змею и таким образом оказаться жертвой собственной невнимательности.
В-третьих, фотограф должен обладать безграничным терпением, неутомимостью спортсмена,
выдержкой и предельной собранностью, скрупулезной пунктуальностью. Чтобы сфотографировать
«жалкого комарика», автор был вынужден более часа простоять на корточках, а чтобы передать всю
прелесть маленькой ящерки лежать на солнцепеке на острых камнях.
Само собой разумеется, что фотограф живой природы должен иметь хорошее зрение и в
совершенстве владеть всеми приемами современной фотографической техники. Иногда, замешкавшись
буквально на долю секунды, можно упустить, быть может, единственную возможность сделать
действительно стоящий снимок. Чтобы избежать подобных неудач, необходим опыт, опыт и еще раз
опыт. Естественно, что никакая книга не может заменить его, но, следуя практическим советам
автора, можно избежать ошибок, которые неоднократно совершали другие.
Специальные книги по фотографированию живой природы и фотоохоте редкость, и поэтому
выход в свет книги Престона-Мэфема является настоящим подарком как фотографам-любителям, так и
любителям природы. Главная особенность данной книги состоит в том, что автор постоянно
подчеркивает и убедительно демонстрирует доступность фотосъемки живой природы для самых
широких кругов фотографов, несмотря на специфичность и трудность жанра. Материал излагается в
виде четких практических указаний по отдельным видам сюжетов от низших растений до
млекопитающих. При этом основное внимание уделяется описанию особенностей объекта съемки и
лишь потом даются рекомендации относительно использования того или иного типа фотографического
аппарата, объектива, вспышки и т. д. По глубокому убеждению автора, увлечение чистой техникой
мешает фотографу, отвлекает его от плодотворного поиска сюжета. Сам автор обходится
минимальным, хотя и очень высококачественным фотографическим оборудованием, и возможности
такого «самоограничения» демонстрируются сделанными им снимками. Хорошая оптика и умелое
использование вспышки вот основной подход к решению самых разнообразных изобразительных
задач.
Следует заметить, что для автора фотосъемка живой природы не является самоцелью; она
обязательно сочетается с ее научным содержанием: как минимум с документальностью
информации, как максимум с передачей эмоций, характера поведения объекта съемки или новых
сведений о нем. При такой постановке вопроса техника фотосъемки становится творчеством, а
фотография произведением искусства.
Неотъемлемым этапом работы фотографа, специализирующегося на съемках объектов живой
природы, является идентификация объекта, определение его принадлежности к конкретной
систематической гфуппе. Такого рода работы практически невозможны без участия биолога-
профессионала.
Таким образом, предлагаемая вниманию читателя книга представляет не только чисто
познавательный интерес типа «книги с прекрасными цветными картинками», которую в свое время подарил
Буратино папа Карло. На наш взгляд, она призвана привлечь широкие круги фотографов к интересной
области фотографии, в которой каждый новый успех бесценен (а подчас и неповторим), поскольку он
обогащает наши знания о природе, частью которой являемся мы сами.
Т. П. Коробкова А. В. Шеклеин