Замечательный учебник по пейзажной фотографии, в котором досконально рассматриваются на конкретных примерах различные техники пейзажной фотографии.
Книга рекомендована к прочтению широкому кругу фотографов.
Автор: Дж. Уэйд.
Год издания: 1989
Страниц: 93
Формат/вес: PDF/4.5М
Дж. Уэйд
Техника пейзажной фотографии
Перевод с английского канд. техн. наук Н. А. Аватковой, В. Т. Чукаевой
под редакцией канд. техн. наук А. В. Шеклеина
Москва «Мир» 1989г.
В книге английского автора рассматривается техническая и творческая сторона фотографирования пейзажа. Подробно анализируются
отдельные его виды, специфические особенности освещения и его рациональное использование для усиления выразительности снимка.
Изложен значительный практический опыт пейзажной фотографии, как черно-белой, так и цветной. Даются рекомендации по выбору
необходимого фотооборудования, светочувствительных материалов, дополнительных приспособлений, основные приемы работы с
фотокамерой. Рассмотрены разнообразные творческие приемы, включая основы композиции, перспективу, тональную передачу, вопросы
обычного и цветового контраста и т. д. Излагаются требования по окончательному оформлению снимков, предназначенных для прессы или
крупных фотовыставок.
Для фотографов-профессионалов и фотолюбителей.
Предисловие редактора перевода
Самая первая в мире фотография была сделана Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 г. и
представляла собой вид на городские крыши, снятый из окна его мастерской. Если воспользоваться
современной терминологией, это был городской пейзаж. С тех пор пейзаж остается одним из
любимых и распространенных жанров фотографии. Начинающего он привлекает кажущейся
простотой, наглядной, присущей окружающей природе красотой. А возможность сделать снимок не
торопясь, спокойно оценив и точку съемки, и композицию, воспользоваться при необходимости
штативом, сменной оптикой, фильтрами делает этот жанр прекрасной школой, где на естественных
учебных этюдах фотограф может оценить и свои успехи, и свои ошибки.
В то же время жанр пейзажа является на редкость трудоемким: чтобы создать истинное
произведение искусства, от фотографа требуется творческая дерзость, высокое мастерство и
глубокая культура. Дерзость — ибо пейзаж — это неотъемлемая часть необъятной и могучей
стихии, каковой является природа. Мастерство — ибо любой неточный технический штрих,
который остался бы незаметным в репортаже, производственной съемке, жанровой сценке, может
лишить снимок души, исказить настроение, переданное при съемке сюжета, поразившего ваше
воображение. Культура — ибо, рассказывая о природе, автор невольно должен сказать и о себе, о
своем понимании ее, попытаться выразить свое творческое кредо во внешних формах этого
бесконечного по разнообразию сюжета. Ведь только в единстве природы и художника,
взволнованного ею, может родиться произведение пейзажного искусства, способное найти путь к
сердцу зрителя, передать ему идеи, мысли, мироощущение автора.
Пейзаж — это портрет природы. И как всякий портрет, он имеет не только художественную
ценность, но и позволяет решать множество прикладных задач. Документальный пейзаж нужен
географам, геологам, службе охраны природы. Все меньше и меньше на Земле не тронутых
деятельностью человека уголков, и их тщательная регистрация позволяет создать своеобразную
«Красную книгу» исчезающих ландшафтов. Пейзаж «на память» — массовая продукция туристов и
путешественников, создающих архив увиденного, которое приятно вспомнить самому и поделиться
с друзьями. Пейзаж может стать и обличением, обвинительным документом варварского отношения
к природе, памятникам архитектуры, историческому наследию предков. И в любом прикладном
качестве он может возвыситься до вершин истинной художественности, прославившей имена
многих великих фотографов прошлого и настоящего.
Технические возможности современной аппаратуры привнесли в этот традиционный жанр новое
качество. Если городской пейзаж сразу прижился в фотографии, снимки с изображениями живых
уголков природы долго не удавались — ведь надо было передать трепет на ветру листвы и
травинок, дробность форм лесной чащи, высокие контрасты и переменчивое освещение, зыбкость
светотени, неуловимой как рябь на поверхности воды. Современная техника позволила даже люби-
телю перейти от обобщенных и искусственно «замороженных» форм пейзажа к его воплощению во
всех проявлениях динамики подлинной жизни. Необыкновенно расширилась и изобразительная
палитра фотографа. Иногда, даже помимо желания автора, точность воссоздания природных форм
становится настолько достоверной, что незамысловатый любительский пейзаж приобретает силу
протокола отношений человека и природы, воздействующего всей мощью документальной правды
на воображение зрителя.
Хотя о пейзажной съемке написано немало, достаточно полные практические руководства
встречаются нечасто. Одним из достоинств настоящей книги является полнота и разносторонность
подхода к этому жанру съемки. Остановившись на понятии пейзажной фотографии, различных
исторически сложившихся ее особенностях, автор переходит к описанию фотоаппаратуры и
светочувствительных материалов, которые позволяют наилучшим образом справиться с этим видом
съемки. Подобные советы не абсолютизируются и не носят рекламного характера. Однако при
современном широком выборе доступных покупателю моделей аппаратов и еще более широком
наборе дополнительных приспособлений и сменной оптики к ним (и то и другое составляют сотни
типов) рекомендации опытного практика весьма полезны. Не забыты даже такие «мелочи», как
удобная для дальних походов одежда и обувь, от которых, как выясняется, в значительной мере
зависит способность фотографа преодолеть физические тяготы занятий любимым жанром.
Техника самого процесса фотографирования изложена в двух главах — вначале на элементарном
общеобразовательном уровне, доступном даже начинающему фотолюбителю, а затем на уровне
специальных приемов, обеспечивающих либо неожиданные эффекты, либо успешную съемку в
необычных условиях. Неразрывно с этими главами связана глава об оптимальном или хотя бы
грамотном композиционном решении сюжета, в которой кратко, но тем не менее выпукло и на
реальных примерах демонстрируются основные композиционные правила, которые, как
совершенно правильно замечает автор, существуют лишь для того, чтобы более опытный фотограф
мог их сознательно нарушать. Конкретизация практических советов продолжается в разделах,
посвященных отдельным типам пейзажной съемки, включая столь «экзотические», как небо, радуга
и водопады, а также нестандартным условиям доминирующего освещения, например в пасмурные
дни, в дождь и снег, ночью, при лунном свете.
Автор книги касается пейзажей всех типов. Они разнообразны и часто специфичны. По каждому из
них существуют и постоянно совершенствуются своего рода общие правила грамотной съемки. Но
все они не более как уроки рисования в художественной школе. Ими необходимо владеть, но ими
нельзя ограничиться. Постоянный поиск своих собственных решений, углубленный анализ
выдающихся работ, кристаллизация чужого опыта необходимы для мастерского овладения этим
жанром, столь простым и столь сложным одновременно. Не старайтесь повторить удачные снимки,
а их много в этой книге, старайтесь выявить квинтэссенцию тех приемов, которые заставили
«заговорить» каждый снимок. Необъятны проявления природы, но столь же неисчерпаемы и
приемы ее выражения в фотографии.
Книга завершается главой об окончательной отделке фотографических изображений, их
публикации и представлении на выставки. Не все здесь может быть использовано в практике
советского фотографа, но тем не менее этот материал будет небесполезен для тех, кто собирается
участвовать в крупных конкурсах, международных выставках, для фотографов, сотрудничающих с
прессой или издательствами изопродукции.
Перевод книги выполнен В. Т. Чукаевой (с. 8—117) и канд. техн. наук Н. А. Аватковой (с. 118— 195).
А. В. Шеклеин
Что такое пейзаж?
Однажды утром 1826 года французский ученый-любитель Жозеф Нисефор Ньепс приступил к
последнему из серии опытов, которые он проводил уже в течение нескольких лет. Он взял
оловянную пластину, покрыл ее тонким слоем асфальта и поместил на задней стенке аппарата,
представлявшего собой разновидность камеры-обскуры, применявшейся в то время художниками
для проецирования изображения на экран — это помогало им делать эскизы для своих картин.
Ньепс поставил аппарат на подоконник, направил его во двор и оставил в таком положении на весь
день.
.....