Практические советы по работе с четкостью снимка при фотосъемке фотопейзажей.
Пособие рассчитано на начинающих фотографов.
Автор: Катков Д.
Год издания: 2003
Страниц: 5
Формат/вес: PDF/262K
Как повысить чёткость снимка при съёмке пейзажей
Вопрос о неудовлетворительном качестве получающихся фотографий рано или поздно встаёт перед любым продвинутым фотолюбителем.
Казалось бы, и фотоаппарат хороший, c неплохой оптикой, и “на резкость само навелось”, ну что ещё надо?
А снимок получился нечёткий, или вообще нерезкий…
В чём же тут дело, как добиться милости фотографических богов?
Прежде всего определим основные причины, отрицательно влияющие на чёткость фотографии.
Субъективные причины, рассматривать не будем.
В самом деле, если у Вас на левой руке висят двое малолетних детей, тянущих Вас одновременно в разные стороны - один покататься на карусели, а другой хочет что бы ему купили “такую машинку, как вон у того мальчика, только в два раза больше”, в то время как Ваша уважаемая супруга беспрерывно даёт Вам ценные советы как и что снимать, то ждать резкого и чёткого снимка от такой фотосессии не стоит. Так же не стоит ждать хорошего качества от фотоаппаратов и оптики с неизвестной родословной.
На чёткость Вашего снимка влияют следующие факторы: правильно подобранная фотоплёнка, обдуманные (или хотя бы осознанно выбранные) величины значений диафрагм и выдержек, использование штатива и бленды, правильное использование качественных светофильтров и просто здравый смысл.
Поговорим подробно об этих и других факторах.
Автор на своей шкуре испытал все прелести битвы за качество и резкость, и склонен считать, что в
указанной битве нет ни выигравших, ни проигравших, а сама битва за качество - это скорее бесконечный
поиск компромисса. В самом деле, как ещё можно назвать желание получить резкий снимок, сохранив при
этом хороший цвет, затратив как можно меньше средств и времени, и не таская с собой постоянно
громоздкий штатив?
Первой и основной причиной потери резкости, как ни странно, является преступная халатность самого
фотографа. Начинающий (и не только) фотограф часто либо вообще забывает о том, что десять минут назад
отключил автофокус и продолжает снимать горный пейзаж с фокусом, выставленным ранее на 1 метр, или
фотографирует тёщу с наводкой на бесконечность (что автор не рекомендовал бы делать), либо не отдаёт
себе отчёта, что автоматика - это материализованная мысль японского конструктора, проектировавшего
логику автоматической фокусировочной системы, которая вовсе не обязана совпадать с Вашей собственной
задумкой. Восток - дело тонкое. Поэтому каждому фотографу должны быть присущи такие хорошие
качества, как спокойная рассудительность, здравый смысл, трезвая память и здоровый цинизм. Никогда не
торопиться - вот хороший совет. Проверьте, куда именно “навелась” резкость, туда ли, куда Вам хочется,
или вообще отключите непредсказуемую, как текстовый редактор WORD фирмы Microsoft, автоматику,
наводя на резкость вручную и контролируя индикатор резкости вашего фотоаппарата. В абсолютном
большинстве любительских снимков, как минимум, главный объект должен быть резким, если не задумано
обратное. Хотя тут стоит отметить, что это - один из устоявшихся в обществе стереотипов, но он будет
преодолён ещё очень не скоро. В этом контексте хотелось бы привести слова Роберта Капы: “Если снимок
получился достаточно резким, значит, ты был далеко от события".
Самыми резкими предметы получаются в середине кадра, из-за минимальных искажений света в объективе.
Поэтому приходится находить компромиссное решение между резкостью и нецентральным, композиционно
более интересным расположением главного объекта съёмки. Кстати, если на снимке вообще нет никакого
главного объекта, выделяющегося цветового пятна или локализованного света, то этот снимок будет никому
не интересен.