Буддийский монастырь Ванла, Ванла Гомпа, Ламаюру, Ладакх, Индия.
Название: Ванла Гомпа, буддийский монастырь Ванла, тибетский: ཝན་ལ་དགོན་པ, вайли: wan la dgon pa.
Местонахождение: Ванла, Ламаюру, округ Каргил, Ладакх, Джамму и Кашмир, Северная Индия.
Месторасположение: Монастырь Ванла стоит на скале над деревней Ванла в Ладакхе, штат Джамму и Кашмир.
Основатель: Ринчен Санпо.
Основан: 10 -14 век.
Принадлежность: Гомпа.
Традиция: Дрикунг Кагью.
Архитектура: Тибетская архитектура.
Число монахов: 1. Управляется из центрального монастыря этой линии – Ламайюру (Lamayuru). Данс-Мастер Танца Цам Лама Таши из монастыря Ламаюру приходит в буддийскую гонпу Ванла для проведения ритуалов. Кроме него в Ванла Гомпа постояно живет молодой буддийский лама.
Монастырь Ванла, Ванла Гомпа, Ламаюру, округ Каргил, долина Ладакх.
Буддийский монастырь Ванла Гомпа - один из самых древних монастырей Ладакха, возраст которого, как полагают, восходит к 10 веку нашей эры и приурочен к временам Ричена Зангпо, одного из величайших переводчиков буддийских текстов.
ВанЛа Гонпа возвышается над деревней Ванла над рекой Шилаконг Токпо и на отвесной скале, в 12 км вниз по узкой дороге, отходящей от шоссе недалеко от Ламаюру.
Дорога к буддийскому монастырю ВанЛа начинается в середине деревни - а вот просто машины поворачивают и по крутой гравийке поднимаются на верх горы, вот так:
Приехали и останавливаемся на верхней парковочной площадочке перед монастырем.
Отсюда ВанЛа Гонпа выглядит вот так:
Кстати, строили ВанЛу Гонпу невероятным способом (как впрочем, и многие другие монастыри Ладакха) - просто как продолжение скалы.
Если вы туда попадете - обязательно обратите внимание на кладку - гонпа буквально вырастает из скалы:
Как и говорилось выше - буддийский монастырь Ванла расположен в одноименной деревне в Ладакхе и находится в подчинении монастыря Ламаюру.
Каждый день из Ламаюру в Ванлу Гомпа приходит монах, который совершает здесь ежедневные ритуалы и следит за порядком в храме.
Бывает так, что мы приезжаем в монастырь Ванла, когда там никого нет, например - лама монастыря ушел в деревню.
Но мы знаем где лежат ключи от гонпы - нас тут давно тоже давно знают, и знают наше отношение к гонпам, так вот - мы сами берем ключи от гонпы и открывает старенький замок:
Службы в монастыре проводятся не часто, только по праздникам.
Главная достопримечательность храма – древняя скульптура одиннадцатиголового Авалокитешвары.
И еще одна фотография древней скульптуры, немного с другого ракурса.
Авалокитешвара («Владыка, милостиво взирающий на существа» - дословный перевод с санскрита) — бодхисаттва буддизма махаяны, Кундун, Будда сострадания, эманация Будды Амитабхи.
Одна из самых популярных фигур буддийского пантеона.
А вот эта фотография сделана при ярком освещении - в гонпе включили единственную электрическую лампочку и широко открыли дверь, тут можно лучше рассмотреть детали.
По сути Ванла Гонпа является возрастным аналогом группы буддийских монастырей Алчи Гонпы, обратите внимание - повторяется раздвоение рук идама от локтя, это такая характерная деталь скульптур того времени.
Но в отличии от Алчи тут очень мало туристов, сюда практически никто не едет - нет инфраструктуры для туристов от слова "совсем":
тут негде перекусить, нет сувенирных магазинов, да даже просто питьевую воду в бутылках не всегда купишь - местная деревенская лавочка открывается в основном по просьбе жителей деревни, а большую часть дня стоит закрытая.
Это все и спасло буддийский монастырь Ванла Гонпу от популярности, приводящей к бесконечному использованию монастырского комплекса и, как следствие - медленному уничтожению.
Будда Матрейя в буддийском монастыре ВанЛа Гонпа.
Пальцы у Будды Матрейя сложены в мудру.
Будда Шакьямуни в буддийском монастыре Ванла Гонпа:
Немного отступление от рассказа о Ванла Гонпе - в ногах Будды Матрейи стоит маленькая бронзовая фигурка Белой Тары.
Когда-то в 2012 году мы подарили ее монастырю Ванла Гонпа.
В отличие от Алчи Гонпы - стены буддийского монастыря Ванла Гонпа сохранились за 12 веков практически в идеальном состоянии:
Вот, например - любимая фреска в ВанЛа Гонпе.
Ну и самая доступная, наверное - и по сохранности, и по естественному освещению из маленького оконца.
10 век н.э.
Вот так видны фрески в ВанЛа Гонпе, когда единственная лампочка, освещающая монастырь, выключена и свет воплощается только из окон и отверстий в потолке.
10 век.
В зависимости от времени дня, солнечный свет ползет по стене, освещая разные участки стен и из тьмы появляются все новые и новые участки древних фресок.
За этим очень здорово наблюдать, находясь в гонпе долгое время - Ванла как будто раскрывается, рассказывает о себе.
Предпотолочные росписи в ВанЛа Гонпе.
Вот так фрески выглядят в ВанЛа Гонпе на самом деле - это чистый кадр без любых коррекций.
Справа сверху - тень от потолочной балки.
Соответственно, чтобы снять правильную картинку - это панорама с движением по пространству+последующие коррекции.
Больше фотографий фресок из буддийского монастыря ВанЛа Гонпа можно посмотреть здесь:
Буддийский монастырь Ванла Гонпа, Ладакх.
Но вернемся к монастырю Ванла Гонпа - мы очень часто посещаем его, и с группами в том числе.
Мы знаем где всегда можно найти ламу монастыря Ванла и для нас практически всегда этот монастырь открыт.
Заглянем внутрь Ванла Гонпы - это совсем маленький монастырь:
И небольшой рассказ о буддийском монастыре Ванла Гонпа - это видеозапись одного из наших посещений Ванлы, рассказ на русском языке:
Опять-таки благодаря отсутствию туристов, в Ванла Гонпе сохранились действительно древние артефакты ежедневного пользования - вот, например, такие старые барабаны, обтянутые настоящей кожей яка, и их можно крутить, просто покрутить, проходя мимо.
А вот так он крутится этот старый барабанчик:
Или вот такой молитвенный барабанчик - старенький, рассохшийся, повязанный хадаком, белым тибетским ритуальным шарфом.
А если приблизится еще к такому барабанчику, то увидим в трещине и тексты с мантрами:
А вот крутятся-молятся буддийские барабанчики Алчи Гонпы:
И вот еще - старенькие деревянные барабанчики, треснувшие, а вокруг них - пирамидки цаца:
Цаца — миниатюрные рельефные глиняные пирамидки с изображениями, отпечатанными на внешних сторонах с помощью бронзовых форм.
Могут быть круглой, овальной или конической формы, диаметром 1-10 см.
У основания пирамида имеет размеры 10 на 10 см и высоту 7 см, с нижней стороны в каждую пирамидку замурован маленький рулон пергамента с тибетским текстом молитвы "Ом мане падме хум" и шепоточкой праха умершего.
На боковых гранях нанесены изображения Будды и узор буддийских символов.
И, когда мы крутим тибетские молитвенные барабаны - мы в том числе молимся и за тех, чем прах находится внутри цаца.
Считается, если прах умершего попадает в форму ступы и при изготовлении цаца выполняются обряды и произносятся определенные мантры, то для такого существа, частица праха которого попала в цаца, закрываются ворота в нижние миры и он уже не родится животным, голодным духом – «прета» , не родится в аду, таким образом, для тех кто умер, изготовление цаца с прахом умершего, помогает тому, кто умер обрести более высокое возрождение и встать на путь освобождения.
Таков смысл изготовления цацы.
К цаце у буддистов такое же трепетное отношение, как к ступе.
По буддийскому учению это символ опоры, речи, ума, аспект тела Будды.
Изготавливая цацу, человек делает как бы ступу, если он делает это с чистой благородной мотивацией, то заслуга от изготовления одной маленькой цаца подобна построению одной большой ступы.
С точки зрения буддийской логики, большой разницы между цацой и ступой нет.
У входа в главную гонпу буддийского монастыря ВанЛа Гонпа расположен очень старенький двух-ярусный буддийский молитвенный барабан:
Недалеко от монастыря находятся остатки старинной крепости.
Ее построил в 12 веке Ладакхский царь Лхачен Нгаглугу (lha chen ngag lug), и только в 14 веке был возведен монастырь Ванла - одна из версий историков звучит так.
По другой версии сначала возник монастырь Ванла Гонпа, который сейчас датируют 10 веком нашей эры, и практически одновременно с ним крепость.
Недавно храм был отреставрирован, сейчас там находится маленькая гонпа Гуру Падмасамбхавы.
В 2022 году мы застали в буддийском монастыре Ванла Гонпа вот таких ловцов ветра, и надо сказать, что они очень вписывались в спокойную, молчаливую обстановку монастыря:
Монастырь относится к школе Дрикунг Кагью. Считается, что история этой школы берет свое начало от Будды Шакьямуни, а также первоначального Будды Ваджрадхары. В этой школе было три линии учений – Линия Великолепного Благословения Реализации, Линия Глубокого Видения и Линия Обширного Действия. Все линии впоследствии объединил Гампопа (Дакпо Ринпоче), знаменитый учитель тибетского буддизма. Он приобрел глубокие познания и благословение от всех этих трёх линий.
Сегодня линия Кагью разделена на несколько различных школ, и каждая из них несет в себе полный объем учений и просветление.
Окрестности монастыря очень живописны. Со скалы, на которой он расположен, открывается восхитительный вид на долину реки и саму деревню Ванла.
Эта деревня издавна славится своими умельцами. Искусные резчики по дереву изготавливают красивейшие поделки, которые здесь можно приобрести прямо от производителя и совсем недорого.
В деревню Ванла можно добраться по дороге, но настоящие ценители живописных мест выбирают треккинг от Ламаюру. Путь лежит через перевал Принкити Ла (3750м), это очень красивое и тихое место.
И в завершение немного про саму деревню Ванла.
Самая древняя ее часть скрыта горой, на которой находится монастырь Ванла Гонпа и видна только с внешней площадки монастыря.
Тут старые дома - частично разрушенные, частично еще жилые.
Спуститься в эту часть деревни можно от монастыря Ванла Гонпа по древним каменным ступеням.
Тут интересно бродить между старых строений и смотреть - как именно строили 100, 200, 300 лет назад:
строили прямо в скалах, экологично вписываясь в рельеф.
А это - новая, современная часть деревни Ванла, через которую мы проезжаем по дороге к монастырю Ванла Гонпа, но и эта часть деревни содержит в себе много старых построек и древних белых буддийских чортенов.
В буддийский монастырь Ванла Гонпа ведет не только гравийная дорога, многие века люди поднимались сюда обычной тропой, тропинка проходит через все деревню, к самому ее подножью и к мосту через реку:
И у основания тропы, ведущей в буддийский монастырь Ванла Гонпа, расположились древние белые буддийские чортены и молитвенные барабаны:
Буддийский монастырь ВанЛа Гонпа, Ладакх, Гималаи, Северная Индия: