Буддийский монастырь Спитук, Спитук Гомпа, долина Ладакх, Индия.
Название: Спитук Гомпа или буддийский монастырь Спитук, Спиток Гомпа, Петуб Гонпа, монастырь Петуб, по-тибетски: དཔེ་ཐུབ, вайли: dpe thub.
Местонахождение: штат Джамму и Кашмир, Ладакх, округ Лех, в 8-ми км от Леха, возле аэропорта.
Месторасположение: В 8 км от Леха, сразу за аэропортом, на въезде в деревню Спитук, возвышается над деревней.
Основатель: Лама Од-де, Старший брат Ламы Чангчуб Од.
Основан: первая половина 11 век - начало 16 века.
Принадлежность: Гомпа.
Традиция: Гелуг.
Архитектура: Тибетская архитектура.
Праздники: Фестиваль Спитук Густор празднуется в Спитуке с 27-го по 29-й день 11 месяца по тибетскому календарю, соответствует январю по европейскому календарю.
Спитук Гомпа, Спиток Гомпа, монастырь Спитук, Лех, Ладакх.
Буддийский монастырь Спитук Гонпа - это первое, что Вы видите, когда самолет спускается в долину Леха, и это последнее, что Вы видите, когда самолет взлетает над Лехом и пролетает над самым монастырем, перед тем как занырнуть в высокие горы, Спитук Гонпа и потом - в облака.
По сути, для всех нас, живущих в Лехе, буддийский монастырь Спитук Гонпа - это символ Дома, символ возвращения сюда после холодной зимы, символ-ворота культуры тибетского буддизма -видишь Его за окном самолета и понимаешь, что все реальность стала буддийской, другие правила, другая жизнь.
В 2024 году мы проводили свое 18 лето в Ладакхе, и опять пролетали над Спитук Гонпой, и опять, когда увидела Спитук, то на глаза навернулись слезы - дом, сладкий дом.
Этот фотоснимок буддийского монастыря Спитук Гонпа также сделан с высоты птичьего полета, когда самолет шел на взлет, осенью, глубокой и уже холодной осенью в Ладакхе.
В своем нынешнем виде буддийский монастырь Спитук был достроен около 550 лет назад под руководством Гьялпо Бумиде, хотя одному из храмов монастыря, посвященному Махакале, более 900 лет.
Первоначально же место Спитука было благословлено Архатом Ньимагунгом, а сам буддийский монастырь Спитук был основан Од-де, старшим братом Лха Ламы Чангчуба Ода, когда он прибыл в Марьюл в 11 веке и он же Од-де впервые в Ладакхе представил монашескую общину.
Во времена Дхарма Раджи Грагспа Бум-Иде монастырь был восстановлен Ламой Лхавангом Лодосом, и был введен орден Цонкапы, и монастырь Спитук остается практически неизменным до настоящего времени.
А вот остатки строений, которые в руинах расположены над современными зданиями монастыря датируются и еще более ранним временем.
Хотя про время постройки тут говорить очень сложно - по сути каких-либо записей, точно датирующих основание гонпы, не существует, да и переходил монастырь Петуб Гонпа из одной школы тибетского буддизма в другую, при этом сохраняя свое имя.
В округе Спитук является главной гомпой, в подчинении которой находится несколько других монастырей — Сток, Шанкар и Сабу Гонпы.
Слово «Спиток», возможно, происходит из центрального тибетского языка и обозначает «образцовый».
Здесь имеется в виду тот факт, что это был первый тибетский монастырь в Ладакхе, именно монастырь-гонпа, т.е. не просто храм для проведения пудж, но место, где ламы жили, выстраивая вокруг здания монастыря свои жилища.
Хотя, возможно, это и не так и первым монастырем-городом в Ладакхе была Тиксей Гонпа.
Также, есть версия, что это название монастырь получил от знаменитого Учителя и переводчика Ринчена Зангпо, который был восхищен примерным поведением его послушников, и тут вот тоже мы можем говорить о некоторой датировке:
Ринчен Зангпо является основателем самого древнего буддийского монастыря Ладакха - Алчи Гонпы, которая датируется 10-11 веками нашей эры (и тут тоже нет четкой определенности), и, если название действительно дано Ринчаном Зангпо, то это означает, что самые древние постройки Петуб Гонпы также относятся к 10 веку.
Буддийский монастырь Спитук Гонпа построен на высокой скале.
Школе Гелуг (школа желтых шапок) он принадлежит с 15 века, до этого он относился к школе Кагью, а изначально находился в собственности школы Кадам-Па.
Небольшой видеоэкскурс по буддийскому монастырю Спитук Гонпа - то, как мы видим Его на входе:
В этом месте имеет смысл все-таки рассказать хотя бы несколько слов о школе Кадам Па, и почему в Спитук гонпе происходила такая преемственность школ тибетского буддизма.
Кадампа — это одна из древних школ тибетского буддизма, основанная в XI веке на основе учений великого индийского мастера Атиши Дипанкара Шриджняны (982–1054).
Название "Кадампа" переводится как "последователи заповедей" (тибетское "ка" означает "заповеди" или "учения", а "дампа" — "последователи").
История и основы: Школа Кадампа возникла после того, как Атиша прибыл в Тибет по приглашению тибетского царя.
Его ученики, особенно Дромтонпа (1004–1064), сыграли ключевую роль в систематизации и распространении учений школы.
Основной акцент Кадампа делался на альтруистическом идеале бодхисаттвы, практиках Лоджонга (тренировки ума) и интеграции повседневной жизни с духовной практикой.
Кадампа уделяла большое внимание этическому поведению, медитации и философии, следуя учениям как сутры, так и тантры.
Она отличалась своей строгостью и сосредоточенностью на практике.
Особое значение для Атиши имел образ Тары, или спасительницы - бодхисаттвы, которая определила множественные моменты в жизни проповедника, предсказав путешествие в Тибет, встречу с любимым учеником и много других событий в жизни Атиши, и потому 4 гимна, посвященные ей, стали основой ее культа в Тибете.
С 1042 г. и до конца жизни Атиша странствовал по Тибету, где вначале, несмотря на преклонный возраст, его активным помощником был переводчик Ринчен Изанпо (958-1055), получивший образование в Кашмире.
И мы опять возвращаемся к лотсеве (переводчику) Ринчану Зангпо, и к датировке 10 век нашей эры.
Ключевые черты Кадампы:
1. Учения по Лоджонгу: Лоджонг — это система ментального тренинга, направленного на развитие сострадания, терпимости и мудрости.
Практики включают знаменитые изречения, такие как "Превращай все обстоятельства в Путь к пробуждению.
2. Три аспекта пути: учение Кадампы основаны на развитии:
- Отречения (решимости освободиться от сансары);
- Бодхичитты (альтруистического устремления к просветлению);
- Мудрости, постигающей пустоту.
3. Интеграция сутры и тантры:
В Кадампе большое внимание уделялось правильному пониманию соотношения между основными текстами сутры (теоретической основой) и тантрическими практиками (методами).
Пуджа в Кале Темпл в Спитук Гонпе:
С именем Атиши в ладакхе и не только, связывается возрождение буддизма, восстановление института монашества с жестким соблюдением дисциплины (в частности, целибат и воздержание от спиртного), активное распространение концепции «колеса времени» (Калачакра) и создание системы тибетского летосчисления (1051), а также перевод философских текстов праджняпарамиты.
Атиша учил, что 3 ветви буддизма (тхеравада, махаяна и ваджраяна) не противоречат, а дополняют друг друга.
Столь же важным он полагал соблюдение ритуалов, связанных с Тарой, Авалокитешварой, Буддой Шакьямуни.
Учение о бодхичитте Атиша передал только Дромтонпе, своему тибетскому ученику.
Одно из положений учения утверждает, что можно достигнуть просветления и в статусе монаха, и будучи последователем тантрической практики, т. е. опираясь на тексты праджняпарамиты и комментарии к ним, а также на мантры. Особенно важными были наставления ламы-учителя, поскольку его пояснения определяли точность передачи смысла канонического текста при посвящении в него ученика: «Знай, что хорош тот Гуру, / кто знает ритуал [принятия] обета / и соблюдает сам его, к тому же / терпелив достаточно и сострадателен, / чтоб привести [других] к обету».
После смерти Атиши, оставаясь практикующим мирянином, Дромтонпа продолжил наставления учителя и сформировал традицию, получившую затем название Кадампа.
Также выделяют «3 традиции кадам»: традиция Ламрим, традиция устных наставлений Атиши, наставления в 2 истинах.
При Дромтонпе новые тантры стали подразделять на 4 вида:
Крия-тантра (тантры действия), Чарья-тантра (тантры исполнения), Йога-тантра, Ануттара-йога-тантра (тантры высшей йоги, в том числе Калачакра Тантра).
Влияние на другие школы тибетского буддизма:
Школа Кадампа оказала огромное влияние на последующее развитие тибетского буддизма.
С конца XIV века (время восстановления буддийского монастыря Спитук Гонпа) непосредственной восприемницей Кадампа в традиции постепенного пути просветления выступила гелугпа, называемая также «новая кадампа», унаследовавшая также и буддийские монастыри школы.
Позже учения Кадампы были интегрированы в традицию Гелуг, основанную Ламой Цонкапой.
Реформатор тибетского буддизма лама Цонкапа (Btsong-ka pa) собрал воедино учения трёх линий Кадампа и привлёк элементы учений школ Сакья, Кагью и других направлений, и сформулировал доктрину, которую назвал Новая Кадампа (Sarma Kadampa) или Гелуг, в то время как предыдущие школы стали называться Старые Кадампы или просто Кадампы.
Учения Кадампы стали основой для многих трактатов и методов, принятых в этой школе.
Цонкапа уважительно называл учения Кадампы "драгоценными заповедями" и перенял их философию в своей системе.
Вот именно так буддийский монастырь Спитук Гонпа перешел из школы Кадам Па тибетского буддизма в школу Гелуг Па.
В данный момент школа Кадампа как отдельная линия тибетского буддизма больше не существует, её традиции продолжают жить в учениях других школ тибетского буддизма.
Кадампа символизирует гармонию мудрости и сострадания, показывая, как духовный путь может быть интегрирован в каждодневную жизнь.
А это буддийский монастырь Спитук Гонпа в разгар жаркого Ладакхского лета.
Описывать досконально буддийский монастырь Спитук Гонпа - особого смысла нет, он слишком огромен и каждый, безусловно найдет тут что-то свое, имеет смысл долго гулять по нему, сидеть в тишине в гонпах, присутствовать на пуджах.
Это - не туристический объект, это возможность послушать себя, прислушаться к тому, что происходило в прошлых жизнях, остановиться, просто побыть в этом.
Послушать пуджи, в них что-то очень большое, и то, как они разносятся над долиной Леха, как парят в воздухе над Индом....
В буддийском монастыре Спитук Гонпа постоянно происходят реконструкции.
В Спитук Гомпа есть два древних храма, которые были реконструированы в 1970-м году.
Здесь хранятся древние тханки, некоторые из них были привезены из Дворца Потрала в Тибете и из Лхасы после вторжения китайцев.
Около 125 лам школы Гелуг считаются ламами монастыря Спиток, хотя они живут и совершают службы в монастырях, находящихся в подчинении у Спитука – Шанкаре, Стоке и Сабу.
Все ламы этих гонп собираются здесь, в Спитуке вместе во время больших пудж и буддийских праздников.
Главный Лама монастыря Спитук, Его Святейшество Ринпоче Кушок Бакула является главным ламой Ладакха и представляет Ладакх как посол в Монголии.
Раньше главный Лама был также членом Парламента.
Кале Темпл или Махакала Темпл - тантрический храм буддийского монастыря Спитук Гонпа проходил реконструкцию в 2014 году, перед Большим посвящением Калачакры, которое давал в Ладакхе Его Святейшество Далай Лама XIV.
Тогда же была построена новая школа для маленьких лам Спитук Гонпы, и произведены прочие многочисленные реконструкции в монастыре, в том числе проведена новая электрика, поставлены новые окна, по возможности добавлены системы отопления.
Это вот более редкая фотография буддийского монастыря Спитук Гонпа, снятая со стороны деревни Спитук, от Индуса.
Обратите внимание, часть здания Спитук Гонпы покрашено в бордовый цвет:
Это означает, что внутри этого помещения находятся древние тантрические артефакты, как правило, именно в этих местах проходят самые мощные пуджи, и во время буддийских праздников есть возможность соприкоснуться с Защитниками Дхармы.
Монастырь Спитук Гонпа с оборотной своей стороны выглядит как монастырь-город, многочисленные домики лам монастыря устилают собой буквально весь склон горы, и вдоль крутых лесниц мостятся на склоне.
Это очень интересно спуститься по этим старым лестницам, пройти внутри всего монастыря-города, посмотреть как он устроен, пообщаться-поздороваться по дороге с ламами Спитук Гонпы и спуститься в одноименную деревню, которая располагается у подножия гонпы и занимает огромные территории с богатыми полями на правом берегу реки Инд.
Все эти земли исконно принадлежат Главному Ламе Спитука и всего Ладакха - Его Святейшеству Ринпоче Бакуле.
И все эти земли отданы Ринпоче Бакулой в безвозмездное пользование людям, живущим в деревне Спитук.
А вот и сама лестница буддийского монастыря Спитук Гонпа:
Внизу, у подножия буддийского монастыря Спитук Гонпа расположены общежитие и школа маленьких лам Спитука.
Это добротное, теплое здание со своими спальнями, учебными классами, игровыми комнатами, стадионом, огромной монастырской кухней, комнатой-столовой.
У маленьких лам есть свои ламы-преподаватели, лама-наставник, учителя самых разных направлений приезжают работать сюда со всей индии.
Преподавание ведется на нескольких языках, в том числе - на тибетском, на санскрите, на хинди и на английском.
Маленькие ламы попадаюь в Спитук Гонпу зачастую совсем рано - лет с 4-х, с 5-ти, и взрослые ламы заняты не только образованием, но и развлечением малышей, в том числе устраивают поездки на природу, активные игры.
Надо сказать, что все ламы монастыря с удовольствием проводят время с малыми ламами.
Вот этой фотографии более 14 лет, и малыши, которых мы тут запечатлели в 2011 году уже давно выросли и уже сами возятся с подрастающими малыми ламами Спитук Гонпы:
При школе маленьких лам в буддийском монастыре Спитук Гонпа есть и свой буддийский храм, где каждое утро маленькие ламы поют пуджу и медитируют:
Но, вернемся к описанию буддийского монастыря Спитук Гонпа.
Итого, когда Вы заходите в монастырь и поднимаетесь по крутым лестницам вверх, то слева от вас будут основные гонпы монастыря, в которых и происходит большинство служб, и утренних пудж.
Крутые ступеньки ведут из главного двора к Дукхангу и к главному храму.
Стены обоих зданий изнутри и снаружи украшены изображениями свирепых охраняющих божеств.
Внутри Дукханга – пять рядов низких сидений для лам и высокий трон в дальнем углу, предназначенный для Далай Ламы, который очень часто бывает в Спитук Гонпе с тех пор как покинул Тибет в 1959 году.
За троном расположено изваяние Будды Шакьямуни, в ногах которого стоит портрет покойного Ринпоче Бакулы XIX, который был действительно великим буддийским учителем, и в честь которого назван аэропорт в Лехе - Кушок Ринпоче Бакула.
На стенах, по обеим сторонам от него – буддистские канонические тексты.
Рядом с центральным троном находятся двери, ведущие в низкую темную молельню, а в центре изображен Цонг-Ка-Па, основатель ветки буддизма Гелуг (школы желтых шапок) и два его главных ученика.
Слева – изображение Тары Спасительницы, тантрической супруги Авалокитешвары, а справа – статуя прежнего главного ламы.
Но все это надо бродить и рассматривать, посвящая Спитук Гонпе не часы, но дни.
Кстати, у входа в главный Дукханг Вы увидите старенькое Колесо Сансары, обратите на него внимание, пожалуйста:
Из главного двора можно попасть в другой, маленький двор, который расположен перед храмом Шикханг (это еще один зал для собраний, подобный на Дукхангу).
Этот храм был построен около 1960 года, и все его стены украшены прекрасными фресками.
В центре зала находится статуя Шакьямуни, исторического Будды.
Справа от нее – статуя одиннадцатиголового Авалокитешвары, «Владыки взирающего».
Это аналог индуистского Бога Шивы.
Маленькая комнатка за статуей Будды предназначена для хранения статуи богини Кали, чье изображение остается сокрытым в течение всего года, за исключением всего лишь одного дня во время зимнего фестиваля в Спитуке.
Новый храм Чокханг представляет собой несколько уровней над двором перед Дукхангом.
Здесь проводятся похоронные ритуалы.
В центре находится большая статуя Будды Шакьямуни, а слева от нее расположена статуя Падма Самбхавы, основателя тибетского буддизма, который жил в 8м столетии.
Он перевел буддистские тексты на тибетский с их оригинальных языков Пали и Санскрита.
Справа – статуя богини Тары.
Также в храме хранится большое количество лучших тханок (некоторые из них – совершенно новые) и коллекция старинного оружия.
Напротив Чокханга по диагонали, на том же уровне, находится маленьких храм, Долма Локханг, посвященный богине Таре (в Ладакхе ее называют Долма).
Здесь хранятся прекрасные статуи богини (21 статуя), которые представляют ее в различных формах.
Позолоченная глиняная фигура на лошади изображает короля Ладакха, Шукдана.
За храмом находятся приватные апартаменты главного Ламы и Учителя долины Ладакх и монастырей Монголии, Ринпоче Кушок Бакулы ХХ.
Этот портрет Его Святейшества Ринпоче Бакулы мы снимали в далеком 2012 году.
Осенью того же года, 8 ноября Ринпоче Бакула покинул Ладакх и отправился в Мунгод, в тибетские университеты Карнатаки, где и по сей день проходит свое обучение.
Сейчас Учитель Ладакха выглядит совсем по-другому, ездит по миру, дает учения и периодически в том числе и в Ладакхе, где бесконечно и почтительно любим и ламами Спитук Гонпы и жителями Ладакха и Занскара.
А вот эта старенькая фотография хранится в Спитук Гонпе, в храме Защитников Дхармы, о котором дальше и пойдет речь.
На ней изображен Ринпоче Бакула XIX, покинувший нас 4 ноября 2003 слева, и Ринпоче Бакула XX, который вернулся к нам 23 января 2005.
Почитать об Учителе Ринпоче Бакула можно здесь:
Жизнеописание Кушок Бакула Ринпоче.
Драгоценный Кушок Бакула Ринпоче XX.
Самый древний храм буддийского монастыря Спитук Гонпа, который возвышается над всеми остальными, находится возле вершины горы по правую руку от главного входа в монастырский комплекс.
Он в буквальном смысле возвышается над монастырем Петуб Гонпа, и от него открывается великолепный вид на долину Леха, вот он:
Стены этой гонпы также покрашены в бордовый цвет, что означает, что внутри гонпы живут Защитники Дхармы.
Это Гонкханг.
Другое имя этого храма – Кали Мата, хотя храм посвящен не индуистской богине Кали, а Махакале, свирепому защитнику Дхармы.
Также в зале Храма на стене расположены древние тантрические маски, которые по сей день используются во время ритуала Танца Цам на празднике Спитук Густор в январе каждого года.
Вместе с Махакалой здесь изображены другие суровые защитники: шестирукий Махакала, Белые защитники, Братья и Сестры, Кхийтра на своей собаке и Богиня на своей лошади.
Последнее изображение посвящено индуистской богине Кали, которая в небольшой степени входит и в буддистский Пантеон Богов.
Изображения Махакалы и его шестирукой формы вырезаны из черного камня и очень древние.
Для того, чтобы хорошо рассмотреть статуи в этом тусклом храме нужно обязательно иметь при себе хороший карманный фонарь.
При храме также расположена огромная ламповая комната, в которой находятся тибетские масляные молитвенные лампы.
Многие прихожане, отправляясь сюда, обязательно прихватывают с собой бутылочку растительного масла и оставляют либо ламы гонпы, либо у входа в ламповую.
И молитвенные огни здесь горят постоянно:
Храм этот во всех отношениях сакральный, сюда приезжают не только со всей Индии, но и из Непала, Бутана и других буддийских стран, чтобы заказать пуджу в этом храме.
Считается, что к защитникам Дхармы в первую очередь обращаются с решением родовых проблем.
В любом случае, место это считается чрезвычайно сильным.
Выше над Кали Темпл в 2014 году была построена площадка со скульптурой ушедшего от нас Его Святейшества Ринпоче Бакулы XIX, именно здесь в 2003 году тело Ринпоче было кремировано, сейчас на месте кремации расположена скульптура.
Отсюда, с этой верхней площадки открывается великолепный вид на всю долину Леха.
И сюда поднимаются многие люди, чтобы привязать к ограде площадки тибетские молитвенные флаги Лунг Та.
Каждый наш тур по Ладакху, мы начинаем именно здесь - с пуджи в Кале Темпл буддийского монастыря Спитук Гонпа, а потом поднимаемся сюда, к статуе Ринпоче Бакулы XIX, и развешиваем молитвенные флаги:
Но вернемся в главный храм буддийского монастыря Спитук Гонпа.
Подъемы и спуски по нескольким лестничным маршам в монастыре ведут в главный двор.
Здесь в середине зимы проводится главный фестиваль Спитука, Спиток Гурстор.
Это невероятно красивая буддийская мистерия с исполнением Танца Цам:
В течение двух дней на главном дворе проходят танцы в масках, которые заканчиваются жертвоприношением ритуального пирога-пуджи.
Буддийская мистерия Спитук Густор проводится на 28-й и 29-й день одиннадцатого месяца по Тибетскому календарю.
И это, безусловно, не единственный большой праздник, большая пуджа в буддийском монастыре Спитук Гонпа.
Летом, обычно в начале июля в Петуб Гонпе проходит Большая Мандала Пуджа, когда служба непрерывно длится порядка 36 часов.
Вот эта фотография, снята в далеком 2013 году во время Мандала Пуджи в Спитук Гонпе.
Осенью, в сентябре в буддийском монастыре Спитук Гонпа проходит очень красивый праздник лучников.
Истоки этого праздника в том, что буддийские ламы в Ладакхе изначально были защитниками территорий, и искусно стреляют из луков и по сей день.
Ламы разбиваются на 2 команды и соревнуются между собой.
Этот фестиваль, как правило, закрытый и миряне на нем не присутствуют.
Искусством лучников владеют все ламы буддийского монастыря Спитук Гонпа, и даже самые старенькие ламы уверенно стреляют из луков.
Учатся стрелять и маленькие ламы под руководством своих наставников.
И вот так осенью 2012 года из своего лука стрелял Его Святейшество Ринпоче Бакула.
И в завершении хочется рассказать притчу-сказку о Храме Махакалы буддийского монастыря Спитук Гонпа.
Давным-давно, в долине Инда, где горы словно пронзают небо, стоял древний монастырь Спитук Гонпа.
Его залы хранили тайны веков, а монахи были известны своими знаниями в искусстве тантры — священной практики, объединяющей ум, тело и душу.
Сказание о Стражах Мудрости.
Однажды в монастыре появился странник.
Он был уставшим, но его глаза горели жаждой познания.
"Я пришел издалека," — сказал он настоятелю. — "Ищу тантрические учения, чтобы постичь силу духа и обрести истину."
Настоятель, старец с седой бородой, внимательно взглянул на путника и сказал:
"Учение не так просто, как кажется.
Ты должен доказать, что достоин. Иди в зал Махакала Гонпы, где хранится статуя великого Защитника Дхармы. Если ты выдержишь его испытания, мы примем тебя как ученика."
Испытание Махакалы.
В ту ночь путник отправился в тёмный зал.
Огромная статуя Махакалы, с устрашающим выражением лица и ожерельем из черепов, казалась живой.
Вокруг горели лишь слабые масляные лампы.
Как только странник приблизился, в зале поднялся холодный ветер, а тень статуи начала двигаться.
"Зачем ты пришел?" — раздался голос, словно рык горного зверя.
"Я ищу знания, которые помогут мне преодолеть страх и обрести гармонию," — ответил странник, стараясь держать голос твердым.
Тогда статуя ожила полностью.
Она протянула ему свиток с загадочным узором.
"Если ты разгадаешь этот узор до рассвета, ты пройдешь испытание. Если нет — ты останешься здесь навсегда."
Мудрость сердца.
Странник сел на пол и стал изучать узор.
Он был бесконечно сложен, линии тянулись и заворачивались, словно лабиринт.
С каждой минутой сердце наполнялось страхом: казалось, что времени недостаточно.
Но вдруг он закрыл глаза и вспомнил слова матери, сказанные ему в детстве:
"Ответ всегда в сердце. Не ищи снаружи, ищи внутри."
Он перестал разглядывать узор глазами и сосредоточился на своем дыхании.
Постепенно страх растворился, и странник почувствовал, что узор — это нечто большее, чем линии.
Это была карта его собственного ума.
Когда он осознал это, свиток исчез в его руках, а зал наполнился золотым светом.
Посвящение.
Наутро настоятель с улыбкой встретил путника.
"Ты справился. Махакала раскрыл тебе главное: Путь к тантрической мудрости лежит не через борьбу, а через понимание себя. Теперь ты готов учиться."
Так начался долгий путь странника, который стал великим мастером и передал свое знание следующим поколениям.
А Спитук Гонпа, как и прежде, осталась местом, где страх уступает место свету, а тайны тантры открываются тем, кто готов услышать их.
Утренняя пуджа в монастыре Спитук в МахакалаТемпл.