Долина Ладакх, союзная территория Ладакх, Индия.
Ладакх.
Ладакх – это западная часть Тибета, которая в результате исторических событий оказалась в составе индийского штата Джамму и Кашмир.
Имя "Ладакх" дословно переводится как «ла» - перевал и «дакх» - страна.
Ранее штат Джамму и Кашмир, а 5 августа 2019 года Ладакх наконец-то приобрел статус союзной территории:
Власти по сути разделили штат на две союзные территории: Джамму и Кашмир и Ладакх.
Этот район, общей площадью 86 904 км2, расположен между хребтами Гиламаев на юге и Каракорума на севере. Сразу за Каракорумом начинается восточный Туркестан. Ладках граничит с Тибетом на востоке, на юге – с индийским штатом Химачал-Прадеш (район Лахул и Спити), а на западе – с Балистаном, Джамму и долинами Кашмира. С 1979 года Ладакх административно разделен на два района – Лех и Каргил.
Погода в Лех, Ладакх.
Поскольку мы каждое лето работаем в Ладакхе, то вопрос погоды - один из самых существенных и для нас и для наших путешественников.
Рекомендуем смотреть прогнозы погоды в Лехе вот на этих сайтах: Погода в Лехе или Погода в Лехе (Метеоновости).
Карта долины Ладакх.
Подробная карта Ладакха и Занскара.
В культуре и природе Ладакха столько всего общего с Тибетом, что его за это зачастую называют «Малым Тибетом». Этот район практически является второй родиной буддизма, так как во время китайской культурной революции в самом Тибете большинство памятников буддийской культуры было уничтожено. Географически Тибет и Ладакх начинают разделяться к северу от непальского городка Пулу. Дальнейшее разделение идет на юг, проходит через массивный лабиринт хребтов к востоку от Рутога и завершается в районе Ла Маюм.
Дословно "ЛаДакх" переводится как "земля за перевалами" и это действительно очень высокие земли и очень высокие перевалы:
Будучи расположенным на пересечении торговых путей и являясь частью Великого шелкового пути, в прошлом Ладакх часто играл важную стратегическую роль. После того как западные границы с Китаем были закрыты, международная торговля в этом районе пришла в упадок. На сегодняшний день одной из самых доходных статей бюджета Ладакха является туризм. С 1974 года этот район доступен для посещения иностранными туристами, а индийское правительство активно занимается развитием туризма в регионе. Местом концентрации туристов и путешественников по Ладакху является его столица, Лех (Ле).
Ладакх – это самое высокое индийское плато. Перепады его высот – от 2750 м над уровнем моря в Каргиле до 7672м в Сасир-Кангри. К северу от хребта Ладакх до самого подножия Каракорума простирается плодородные долины рек Набра и Шиок. Они носят одно общее название Набра. Сюда можно попасть по дороге из Леха через перевал Кардунг-Ла (5600м). Этот перевал считается самым высокогорным автомобильным перевалом в мире.
Между Большим Гималайским Хребтом и хребтом Занскар расположена область, которая называется Занскар. Она настолько значительная и обширная, что зачастую ее название звучит для определения всего Ладакха в целом. Окруженный со всех сторон высокими горами, Занскар веками был отрезан от цивилизации. Здесь создавалась своя история. Жители этой области существовали вполне самостоятельно благодаря наличию как плодородных долин, так и альпийских пастбищ. Здесь протекает река Занскар, давшая свое имя всей области. Она собирает в себя воды нескольких своих крупных и множества мелких притоков, через узкое и глубокое ущелье покидает свою долину и ниже Леха впадает в великую реку Инд.
Единственный путь сообщения Занскара с Ладакхом – окружная дорога через перевал Пензи Ла (5400м). Большая часть коммуникаций с Занскаром осуществляется по проложенным за много веков караванным тропам, которые ведут в Ладакх, Лахол и в юго-западные предгорья Гималаев.
Про долину Занскар мы подробнее рассказываем здесь: Заоблачное Королевство Занскар.
Климат Ладакха соединил в себе как условия Арктики, так и пустыни. Это уникальный на нашей планете - нивальный климат. За это его называют «холодной пустыней». Зимой температура здесь опускается до -40о, а летом поднимается до +35о.
История Ладакха.
Первые люди на территории Ладакха появились еще во времена неолита. Об этом свидетельствуют многочисленные пещерные рисунки. В работах Геродота, Неарха, Мегасфена, Клавдия Птолемея и Плиния старшего древнейшее население этих земель упоминается в составе индоариев, монов и дардов. Об этих народах говорится также в географических списках «Пураны». В I веке н.э. Ладакх был частью Кушанского царства, а во VIII веке н.э. он попал под власть Тибета, расширявшего свои владения на Запад. Одновременно через Центральную Азию на этих территориях распространялось влияние Китая.
В 7-м веке н.э. Сонгцэн Гампо, тибетский правитель, взял в жены двух принцесс - Вэньчэн (дочь китайского императора Тай-цзуна) и Бхрикути (дочь непальского царя Амшувармана). Обе принцессы были буддистками. Они и принесли с собой в Тибет буддистские тексты и предметы культа. Позднее важную роль в распространении буддизма в Тибете сыграл Падма Самбхава. Сегодня его здесь почитают наравне с Буддой, во многих монастырях на стенах можно увидеть его изображения:
Но в 9-м веке король Лангдарма отказался от буддизма, принял древнюю религию Бон и восстановил все привилегии боннского жречества. Таким образом, все усилия двухвекового буддистского учения сошли на нет.
После распада Тибетской Империи, в 842 году, Ладакх был захвачен представителем тибетской правящей династии Ньима-Гоном. Он основал в Западном Тибете королевство Гут и стал основателем династии Ладакха. После его смерти королевство разделили между собой три его сына на части Ладакх, Занскар, Спити и Пуранг-Гук.
Первые Ладакхские короли управляли своим регионом из столицы Ше, а территория королевства включала в себя верхние районы долины реки Инд. Под патронатом внука Ньяма-Гона, короля-монаха Кхоре, в Западном Ладакхе происходило возрождение буддизма. Второе религиозное имя короля Кхоре было Лха-Лама Ешей-О. В скором времени он передал власть над царством своему младшему сыну Сонгнге, а сам вместе со своими двумя старшими сыновьями стал монахом, вступив в буддистский орден.
Король Кхоре понимал, что необходимо возрождать религию в Тибете, которой грозил полный упадок. Для этого ему нужны были учителя дхармы и хорошие переводчики священных текстов. По его приказу около двадцати способных юношей отправились в Кашмир изучать санскрит, но вернулось только двое, а остальные умерли во время пути. Один из вернувшихся юношей был Ринчен Занпо, который стал выдающимся буддистом. Именно с ним связано появление самого раннего монастыря Ладакха, Алчи, который датируется 11 веком. Ринчен Занпо был великим ученым, художником, религиозным деятелем и даже строителем. Вместе с индийскими пандитами он занимался переводом на тибетский язык множества санскритских текстов. Среди них были также священные писания Канджур и Танджур.
Ринчен Занпо распространял учение Будды, строил храмы, монастыри, святилища и ступы по всей стране. Согласно преданиям в течение всей его жизни им были заложены фундаменты 108 монастырей, Одним из которых, сохранившимся до сегодняшнего дня дня в Ладакхе, является всемирно известный буддийский монастырь Алчи Гонпа:
В XIII веке н.э. над Ладакхом повисла угроза исламского завоевания, и его правительству пришлось в вопросах религии ориентироваться на Тибет.
К 15 веку Ладакх снова был разделен между двумя правителями. Первый из них, Грагспа Бум Иде, основал свою столицу в Лехе, а его брат Грагспа Бум своей столицей сделал Тингмосганг. Позднее внук одного из них, Бхаган, объединит Верхний и Нижний Ладакх в одно королевство и станет основателем династии Намгиялов.
Мусульманские набеги на Ладакх регулярно совершались до 1600 года, и это привело к ослаблению его внутренних сил и обращения значительной части его населения в Ислам.
Но представители Династии Намгиялов смогли противостоять нападениям из Центральной Азии и даже расширили территорию своего государства на восток до самого Непала.
Величайшим правителем Ладакха стал Синже Намгиял. Он сумел присоединить к Ладакху Занскар, Спити, а также Нубру, Драс, Рутхог, королевство Гуг, Пуранг, Верхний Киннаур, Верхний Лахаул, Пуриг и нижнюю долину Шиок.
Но так как управлять такой большой территорией было не просто, то со временем империя начала приходить в упадок. Во времена правления Делегса Намгияла на земли Ладакха был осуществлен набег монгольско-тибетских отрядов, которые дошли до Базго, столицы тех времен. Осада продолжалась около трех лет, и правительству Ладакха пришлось обращаться за помощью в Кашмир. В результате у Базго начались ожесточенные бои, и монгольско-тибетские войска были разбиты. За оказанную помощь в Тингмосганге было подписано трехстороннее соглашение, согласно которому были определены границы Ладакха в Тибете. Эти границы существуют и сегодня. Также стороны подписали торговый пакт. Он разрешал правительству Ладакха ежегодно посылать в Лхасу караваны, которые бы включали бы дань из золота, тканей и шафрана для Далай Ламы. Встречные караваны из Лхасы доставляли в Лех чай. Подобные обмены осуществлялись до 19-го столетия. Еще одним важным элементом партнерских отношений между регионами стала шерсть пашминских коз. На нее Ладакхом предоставлялась монополия кашмирским купцам. Производство платком и шалей из этой шерсти стало очень развитой и доходной индустрией.
Намгиялы правили в Ладакхе до 1834 года, пока его не захватили догри, входившие в состав пенджабского сикхского государства. Управлял войсками Ранджит Сингх. Далее последовало десятилетие восстаний и беспорядков, в результате которых, согласно Лехскому соглашению, Ладакх вошел в состав государства Джамму и Кашмир. С 1850-х годов Ладакх оказался под европейским влиянием Великобритании, которая контролировала земли Джамму. В 1885 году в центре Ладакха, в Лехе, была основана местная миссия протестантской Моравской церкви.
А вот так выглядит буддийский монастырь Намгьл Тсемо, парящий над Лехом и названный в честь династии Намгьялов:
Во время распределения Британской Индии в 1947 году Хари Сингх, правитель Джамму и Кашмира, долго раздумывал, к какой стране присоединиться – к Пакистану или к Индии. В результате было подписано соглашение о присоединении штата к Индии. В 1949 году граница между долиной Нубра и Синьцзяном была закрыта Китаем. Таким образом, был перекрыт старинный торговый путь. В 1955 году власти Китая начали строительство дороги, соединяющей Синьцзян и Тибет. Также совместными силами Пакистана и Тибета было построено Каракорумское шоссе. Индия, в свою очередь, построила вдоль границы шоссе, соединяющее Сринагар и Лех. Таким образом, дорога между этими городами была сокращена от восьми дней до двух.
Штат Джимму и Кашмир вместе с входящим в него Ладакхом всегда был предметом различных территориальных конфликтов. Кашмирский конфликт – это результат территориального диспута с Пакистаном, а в 1999 году во время Каргильской войны здесь чуть не разыгралась ядерная война. 1989 год ознаменовался масштабными столкновениями между мусульманами и буддистами.
В 1993 году с целью получения Ладакхом большей независимости был образован ладакхский Автономный горный совет развития.
5 августа 2019 года Ладакх наконец-то приобрел статус союзной территории и вышел из состава бывшего штата Джамму и Кашмир, стал самостоятельной автономной единицей.
Столицей Ладакха является город Лех, единственный город в Ладакхе, где так же находится единственный в Ладакхе аэропорт - маленькая полосочка среди огромных горных массивов.
Аэропорт носит имя Кушок Ринпоче Бакула - в честь главного Учителя Ладакха и Монголии Его Святейшества Ринпоче Бакулы.
Сам Лех - очень приятный атмосферный город, где много кафе и ресторанов, магазинчиков с приятными сувенирами, где устраиваются выставки прямо на Мейн Маркете под открытым небом и где вечерами там же можно послушать выступления музыкантов:
Население Ладакха.
Ладакх – один из самых малонаселенных районов в центральной Азии. Его население – около 260 тыс. человек и представлено как народами тибетского, так и индоевропейского происхождения. Большая часть из них – это буддисты, остальные – за небольшими исключениями – мусульмане-шииты. Большинство ладакхцев – это тибетцы, моны, дарды, балти. Балти долины Нубру, Суру, Каргила имеют тесные языковые связи с тибетцами и до Нового времени были тибетцами.
Большинство ладакхцев Занскара и округа Лех – тибетские буддисты, а каргильцы в основном – это мусульмане-шииты. В Лехе и Падуме в Занскаре живет некоторое количество кашмирских суннитов, а в деревнях балти насчитывается несколько сотен мусульман-нурбахшия. Христианство здесь исповедуют менее 40 семей ладакхцев. Оно было ими принято в XIX веке.
Мусульмане-шииты весьма контрастируют с буддийской культурой Ладакха, но все народности Ладакха живут очень мирно, разногласий здесь нет, но есть очень большие субкультуральные особенности.
Приведем для примера 2 больших празднества в Ладакхе - День Ашура, праздник мусульман-шиитов:
И буддийскую мистерию Карзок Густор в буддийском монастыре Карзок Гонпа:
Представляете какой огромный субкультуральный разброс?
И Ладакх интересен и этим в числе всего прочего.
У нас об этом написано много статей, которые вы можете почитать в разделах сайта Тибетский Буддизм: жизнь и путешествия в культуре Тибетского буддизма и Ладакх, Тибет: информация, фотографии и статьи о Ладакхе, Малый Тибет, Северная Индия.
Также на этой территории проживают в незначительном количестве индуисты и сикхи, а также последователи бон.
На плато Рушпу в недавнее время переселись кочевники-тибетцы, которые с начала 60-х бежали из Тибета, оккупированного китайцами в индийский Ладакх. Из них около 2000 поселилось в Лехе и других городах. В округе Лех расселилось около 3 500 беженцев.
Народы дардского происхождения преобладают в Драсе и Дха-Хану. Брокпа, последователи буддизма, сохранившие старые дардские традиции, проживают в районе Дха-Хану. В Драсе в основном исповедуется ислам и сильно ощущается кашмирское влияние.
Согласно данным переписи населения, проведенной в 2001 году, 47,4% населения региона – это буддисты, 45,9% - мусульмане, а 6,2% - индуисты. Представители других религий разделили между собой оставшиеся 0,5%. По округам Лех и Каргил население распределено равномерно, причем население Леха – 77% буддистов, а Каргила – 80% мусульман.
Около 84% ладакхцев проживает в деревнях.
Самыми первыми поселенцами в этом высокогорном районе стали кочевники с тибетских нагорьев. Они пришли сюда со своими стадами коз, овец и яков. Их потомков называют чангпа. Они до сих пор живут в районе Чанг-Тханг. На сегодняшний день это основные поставщики молока, масла, сыра и мяса в регионе. Но главный их доход – это торговля тонким подшерстком коз, пашмом. Именно из него в долинах Кашмира делают известные всему миру пашмина – шали.
Следующими в Ладакхе поселились моны, которые стали землевладельцами. Здесь их осталось очень немного, но некоторые музыканты и ремесленники и сегодня называют себя потомками настоящих монов.
А потом на этих землях появились дарды, которые считаются потомками великих арийцев. Представители чистейшей арийской расы сегодня живут в трех деревнях у границы с Пакистаном в долине Ламаюру на слиянии рек Шиок и Инд, к северо-востоку от Каргила – Да, Хану и Дурчики. Этих дардов называют дрок-па. У них своя особая культура и свой язык – дрок-скат, или дару. Его корни восходят к Санскриту. И если сами дрок-па и понимают язык ладакхцев, то ладакхцам язык дару не понятен. Религия дрок-па напоминает своими традициями религию Бон. Арийцы из племени дрок-па уникальны как в расовом, так и в культурном отношении. В отличие от монголоидных ладакхцев они имею чисто арийскую внешность. Их любопытная культурная особенность – полный отказ от продуктов, которые дает корова. То есть они не только не едят ее мясо, но и не употребляют в пищу даже молоко, сыр, творог, простоквашу. Одежда арийцев также отличается от одежды остальных ладакхцев. И мужчины и женщины носят головные уборы, которые украшены красными цветами дикой земляники, физалиса. Этот цветок защищает от злых духов и приносит богатство. Во всех формах искусства дрок-па используют символы свастики и солнца. Их можно увидеть и на украшениях на домах, и на домашней утвари. Также они используют много астрономических и природных символов. Сегодня их представителей насчитывается порядка 2 тысяч.
Другие дарды, сумевшие сохранить свои традиции, называются другпа, что на ладакхском и тибетском языках означает «кочевник». В Драсе живут дарды-мусульмане, около трех столетий назад принявшие ислам, а дарды из Да и Хану сумели сберечь свои традиции, несмотря на то, что приняли буддизм.
Еще одна ветвь дардов – это представители народов шина, этническая группа минаро (или брокпа на ладакхи). Они проживают в долине Дах Хану на юго-запад от Леха (163 км). Считается, что минаро – потомки первой волны индоевропейцев, которые вначале пришли из Чиласа на земли севернее Индии. Религия минаро – это приближенный к Бону анимизм с влиянием буддизма. Также как и пакистанские гилгитцы, минаро разговаривают на архаичной форме языка шина. Это представители европеоидной расы. Особенности их культуры в том, что они не употребляют в пищу птицу и молоко по религиозным причинам, зато очень любят баранину. По количеству баранины на столе брокпа судят о благосостоянии человека.
Основной язык региона – ладакхи, представляющий ветвь тибетского языка. Некоторые ладакхцы знают также хинди, урду, иногда и английский. У ладакхи есть немало диалектов (чанг-па, пуриг-па, занскарский), но все они взаимопонятны.
Культура Ладакха.
На протяжении веков под влиянием Тибета и Индии развивалась в Ладакхе его архитектура. При строительстве домов и монастырей использовались дерево, камень и земля. Но сегодня глиняные ячейки стен ладакхцы предпочитают заполнять камнями и необожженным кирпичом.
В центре каждой деревни обязательно есть свой монастырь, гомпа.
В переводе гомпа звучит как « место для медитации».
Почти в каждой гомпе встречаются буддистские колеса с изображениями драконов. Вокруг монастырей часто можно увидеть разноцветные флажки лунгта. В переводе с тибетского «лунгта» означает «кони ветра». Считается, что они, имея специальные изображения, разносят по ветру неприятности, болезни и несчастья и приносят удачу, счастье, здоровье и долголетие.
Кроме древних монастырей и уникальных народностей, Ладакх известен еще и своими религиозными фестивалями.
В монастыре Хемис ежегодно проводится фестиваль танцев в ритуальных масках, приуроченный ко дню рождения великого гуру Падмасабхавы. Такие танцы отображают борьбу благих и неблагих стихий. Во время танцев монахи играют на бубнах и флейтах. Проводится фестиваль в зависимости от подсчетов служителей монастыря, в июне или в июле. Наиболее грандиозно этот праздник отмечается каждый год обезьяны по восточному календарю.
Подобные буддистские фестивали проводятся практически ежемесячно в разных монастырях Ладакха. Кроме того министерство туризма района каждый сентябрь в Лехе и Нубре проводит фестиваль Ладакха. В его программе традиционные танцы в масках, соревнования по стрельбе из лука, а также по поло, пению, музыке и танцам с саблей.
Музыка Ладакха похожа на тибетскую. Ее часто можно услышать на буддистских праздниках. Религиозные песнопения чаще всего исполняются на тибетском языке и санскрите.
В время праздников ладакхцы одевают свои национальные костюмы, лучшие головные уборы, украшенные золотом, серебром, бирюзой. Типичный ладакхский костюм состоит из вельветового гончаса, украшенных жилетов и шляпы.
Календарь буддийских мистерий-фестивалей в монастырях Ладакха на 2024 - 2025 гг.
И для сравнения движения дня фестивалей по европейскому календарю - календарь фестивалей Ладакха и Занскара на 2022 - 2025 годы:
Почитать больше о буддийских мистериях Ладакха с исполнением Танца Цам можно у нас здесь:
Фестивали Ладакха: буддийские мистерии с исполнением Танца Цам в Ладакхе.
Зимой в Ладакхе среди местных жителей популярен хоккей. Также ладакхи с удовольствие играют в крикет, в поло, заимствованное у балти, занимаются стрельбой из лука.
Кухня Ладакха мало чем отличается от центрально-тибетской. Основные ее блюда – суп с лапшой тхукпа и цампа, основная часть рациона тибетцев. Цампа, в основном, представляет собой лепешки из ячменной муки с добавлением тибетского чая и масла яка. Хотя так же здесь называют и саму ячменную муку. Настоящее ладакхское блюдо – skyu- макароны с корнеплодами. Из алкогольных напитков здесь популярна чанга, которую делают из ячменя. Именно ее чаще всего ладакхцы употребляют на праздниках. И, конечно же, ладакхцы сегодня употребляют и привозную пищу.
Неотъемлемая часть культуры ладакхцев – это ткачество. Здесь ткут как женщины, так и мужчины.
Ранее в Ладкхе всеобщим обычаем была полиандрия фратернального (братского) типа. Этот обычай позволял женщине состоять в супружеских отношениях сразу со всеми братьями в семье. Дети, рождавшиеся в таких браках, считались общими и наследовали имущество по старшинству. Несмотря на то, что в 1940 году правительство штата Джамму и Кашмир запретило такую форму существования брака, в некоторых ладакхских семьях полиандрия действует до сих пор.
Интересен также и другой семейный ладакхский обычай khang-bu (в переводе «маленький дом»). Согласно ему, когда в семье старший сын вырастает и становится способным взять на себя ответственность за семью, отец семейства должен, взяв с собой только самое необходимое для жизни, переехать в отдельный дом.
У местных жителей также до сих пор существует традиция одного из сыновей посылать в монахи. Поэтому в монастырях всегда достаточно служителей.
Мы живем и официально работаем в Ладакхе с 2008 года, наша туристическая компания Проект Фототур зарегистрирована именно здесь.
Каждый год мы организовываем и проводим по Ладакху туры разной направленности - подробнее почитать можно здесь:
Ладакх по русски: Туры и треккинги в Ладакх, туры в Занскар, туры в долину Спити.
И каждое лето у нас проходят удивительные путешествия по Ладакху, которые Вы можете забронировать в нашем Календаре фототуров и туров.
И посмотреть больше ярких зрелищных фотографий из наших путешествий по Ладакху, Занскару и долине Спити можно здесь:
Ladakh, Zanskar, Spiti Valley.
Приезжайте к нам!
Будем рады вместе путешествовать по Ладакху, Занскару и долине Спити!